Курсистка. Пара слов о женском образовании в России

Пока попы рассуждают о том, нужно ли девочкам получать образование, расскажу вам историю одной картины.


Это написанная в 1883 году "Курсистка" Николая Ярошенко:

Курсистка. Пара слов о женском образовании в России История искусств, Живопись, История России, История, Художник, Длиннопост, Образование

Начну издалека, потому как картина оказалась страшно скандальной, а в чем причина скандала - надо еще разобраться.


Была у русских женщин проблема - курсы и всякие учебные заведения для них то с боем открывали, то с воем закрывали. Все, у кого были и деньги и желание, ехали учиться в Европу, и, понимая что с этим образованием, даже самым великолепным, работы на родине им не найти и наукой нормально не заняться, часто оставались там же.

Отток женских мозгов беспокоил правительство России, но и отношение к образованию для женщин было до того неоднозначным, что все инициативы то взлетали, то гибли под натиском церкви и чиновничества.


В 1878 году наконец появились женские курсы с настоящей университетской программой и разнообразным выбором предметов - тут тебе и логика, и философия с историей, и юриспруденция, и куча иностранных языков, и минералогия с зоологией и ботаникой и много чего еще. Под запретом оказались только физиология человека, естествознание и гистология.

Учредителем и директором этих курсов был Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. Отсюда и пошло прозвище девушек-студенток - бестужевки.


Эту инициативу настолько поддерживали русские ученые, что были готовы преподавать на курсах бесплатно.

И, честно говоря, когда открываешь на Википедии списки преподавателей бестужевских курсов - прям сердечко ухает. Например, среди них были Сеченов, Анненский и Менделеев.

Курсистка. Пара слов о женском образовании в России История искусств, Живопись, История России, История, Художник, Длиннопост, Образование

Химическая лаборатория бестужевских курсов.


Но были противники, ну а как же - женщины с образованием это не иначе, как "покушение на государственные и религиозные устои".


Закрыть эти курсы пытались неоднократно аналоги наших современных попов и депутатов. Бестужевок отстояли с трудом. Женские медицинские курсы, открытые почти тогда же, все же закрыли. Женские медицинские курсы - это "клоака анархической заразы", знаете ли.


И вот, художник Николай Ярошенко написал в 1883 году бестужевку, торопящуюся на учебу. И общество, увидев ее на одиннадцатой выставке Передвижников, знатно бомбануло.


Добавлю еще второй вариант этой картины, написанный позже. Можно поискать отличия!

Курсистка. Пара слов о женском образовании в России История искусств, Живопись, История России, История, Художник, Длиннопост, Образование

Это тот случай, когда о каких-то художественных достоинствах полотна критика особо не говорила. Говорили о женщинах, о предрассудках, о произволе, об ограничениях, воспитании, религии и политике. В этом плане эта, казалось бы, невзрачная довольно работа, стала настоящей бомбой. Как всегда - контекст страшно важен для понимания художника.


И вот у меня к вам, дорогие читатели, вопрос - а  что вы увидели на этой картине? Спрашиваю специально до того, как накидать рецензий от поклонников и ненавистников. Особенно мне нравятся вторые - не могу отказать себе в удовольствии поделиться ими.


Вот что писали те, кому картина понравилась:


“Художник, выбирая из всей этой толпы «бегущих с книжками» одну самую ординарную, обыкновенную фигуру, обставленную самыми ординарными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки, подстриженных волос, тонко подмечает и передает вам, «зрителю», «публике», самое главное… Это главное: чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли… Главное же, что особенно светло ложится на душу, это нечто прибавившееся к обыкновенному женскому типу — опять-таки не знаю, как сказать, — новая мужская черта, черта светлой мысли вообще (результат всей этой беготни с книжками)… Вот это-то изящнейшее, не выдуманное и притом реальнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осенённой не женской, не мужской, а «человеческой» мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку, и плед, и книжку, и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий.” (Писатель Глеб Успенский)


На четырнадцатом году своего тюремного заключения революционерка Вера Фингер увидела репродукцию “Курсистки” в журнале и написала: «для меня в ней просто воплощается вся наша молодёжь со всем, что в ней есть свежего, чистого и искреннего».


Картина, безусловно, стала манифестом поколения.


А теперь самое сочное - цитаты ненавистников.


Например, текст, которым разразился  профессор права Петр Цитович:

«Полюбуйтесь же на неё: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперёд, в мутных глазах всё: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: её мать так метила своих Гапок и Палашек „за грех“… Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Её некому пожалеть, об ней некому помолиться — все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрёт от родов или тифа, не будет скандала на похоронах»


А вот совершенно прекрасное высказывание художественного критика газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Александра Ледакова:

«Этюды, да ещё плохо написанные, благодаря только модному названию, нашею критикою зачастую раздуваются в великие произведения искусства… Точно так поступил и (из передовых, конечно, тоже) г. Ярошенко, написавший этюд бегущей во все лопатки, под вечер, по улице, отрёпанной, антипатичной девицы, с выпученными глазами, в шапке набекрень и с пледом на плечах, и назвал его „Курсистка“. Таким образом этюд бегущей во все лопатки девицы, можно было подумать, судя по типу, спешившей на известный промысел, явился на выставку под модным названием и предстал пред публикою картиною, в которой художник, очевидно, желал сказать, то есть бегом и выпученными глазами: „Посмотрите, дескать, какое стремление к науке наших женщин…“»


И вот скажите - почему так пугали и пугают именно попов и чиновников в России образованные, умные женщины? Загадка...


Картина, кстати, считается парной - ее дополняет написанный Николаем Ярошенко ранее портрет студента.

Курсистка. Пара слов о женском образовании в России История искусств, Живопись, История России, История, Художник, Длиннопост, Образование

Текст мой. Как всегда, постараюсь ответить на ваши вопросы.



Иногда я пишу всякое об истории искусства и публикую свои находки вот тут: https://t.me/tojemne  (если оно не открылось, тыкните сюда)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
274
Автор поста оценил этот комментарий
Образование и общая эрудиция - это прививка от воцерковлевания.
раскрыть ветку (59)
131
Автор поста оценил этот комментарий

"Но были противники, ну а как же - женщины с образованием это не иначе, как "покушение на государственные и религиозные устои"."

***

Сейчас тоже борются с западом,геями и бездуховность

раскрыть ветку (27)
87
Автор поста оценил этот комментарий

Как с ветряными мельницами. А чем ещё церкви заниматься? Не привлечением же прихожан?

Ходили мы тут на экскурсию в замечательную лютеранскую церковь, священник приглашал на службу "приходите верующие, атеисты, феминисты, штангисты, мы всем рады". Православие не такое, зашла с дочкой в лавку церковную (ну ей надо, красиво жеж) увидела тётя за прилавком, что нет крестика на дочке, сразу на меня напустилась ЭТОЖЕЗАЩИТА!!! блэт, я не против внедрения в школах нормальной не ебанутой религии, которая сразу учит быть терпимым ко всем не таким как ты и быть к ним доброжелательным, без навязывания, но не этого говна, и не прошу у православных сейчас прощения, надоел этот культурный нарост паразитов.

раскрыть ветку (12)
27
Автор поста оценил этот комментарий
Получается она сама в своего бога не верит, раз считает что он не может справиться без металлической бляшки
раскрыть ветку (6)
21
Автор поста оценил этот комментарий

Самое интересное, родственники уже всю плешь проели: покрести, ЭТОЖЕЗАЩИТА. Они отче наш даже не произнесут, потому как не знают. Религиозные же родственники считают своей обязанностью начать просветительскую беседу именно с ребёнком, раз уж с родителями такая беда. Обьясняют наличие (не концепцию) бога и Христа человеку, который в силу возраста верит во всё, особенно, если это говорят свои взрослые. Конечно, с ребёнком стоит и самим поговорить о религиях, чтобы сформировать свободное и толерантное отношение. Хочешь верь, хочешь не верь. Проверяй, изучи. Библия сама по себе это такой глубокий культурный пласт, что любой фильм, книгу, поэму возьми, там будет библейский сюжет. Читать её желательно, это наше культурное наследие. Хочу ребенку купить Библию в картинках для общего культурного развития. Никому не советую бояться такую литературу. Она не сделает ребенка верующим христианином из атеиста или мусульманина. Как греческий эпос не заставит верить в Зевса, а Эдды в Одина.

раскрыть ветку (5)
22
Автор поста оценил этот комментарий
Детскую Библию только тоже обсудите. Я в детстве уже охренел от сюжета в детской библии, когда человек слушая голоса в голове убил около десятка своих детей и жену, и это преподносится как хороший поступок. Потом бог, он же типа добрый, дал ему ещё жену и детей. И я думаю, но это же уже другие люди, за что тех то убили? Просто для выпендрежа убили кучу людей. Где тут доброта? Но тогда в детстве до конца ещё не осознал всю бредовость. И бредовость библии вообще.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Что именно за история? Читал библию, но такой не помню. Есть похожая про Иова, там бог сначала убивает всех его детей (и его самого заражает проказой, типа проверяет преданность), а потом дает новых. И есть похожая про Иакова (с именем могу ошибаться), которому бог сказал убить своего сына и в последний момент остановил. Охуенный бог

5
Автор поста оценил этот комментарий

Читал библию детскую, синенькую такую на хорошей бумаге напечатанную (наверное, выпуска 90-ых годов, точно не знаю), так вот она была шикарно исполнена, но сюжеты напрягали. Не понимал тогда как Бог допускал такие действия "своих чад", спрашивал маму, которая в Бога верит весьма относительно (он есть, но церковь - не он, если в двух словах), с тех пор критично отношусь к религии, мнение сформировал своё сам. Крещён лет в 12, когда уже понимал, что это такое, но именно что в церковную составляющую не верю от слова совсем. Верю, что остались нормальные священники, те что подальше от церковной власти, но и их я рассматриваю скорее наставников именно что моральной составляющей человека и используют они для этого религию как инструмент. В общем, именно что клерикализм в нашей стране искажает и калечит понятие о религии.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

ну это эпос, причем древний. конечно, если кто-то рядом верит в хорошего боженьку, и дают книжку почитать, где он хуйню творит (которая была в порядке вещей во времена ветхого завета, но не сейчас), тогда высаживает, да. У меня как-то проще было. Была библия детская, были мифы древней Греции, и там и там боги творили дичь. Потом и Эдда была, там вообще... Потом нам в 11 классе по культурологии препод долго и подробно рассказывал про ислам, очень воодушевленно (сам атеист, но Культуролог с большой буквы), там тоже не все однозначно)) В том и дело, мир меняется, и ортодоксы, призывающие не ставить прививки, не учить девочек, это просто вызывает смех и грусть...

4
Автор поста оценил этот комментарий
Ну хз, я в Одина уверовал
26
Автор поста оценил этот комментарий

Любая религия вначале своей истории была вполне себе обычной философией, как и любая иная философия, призванной сделать жизнь людей проще(понимание, отношение).
Но всегда находятся люди, которые из любой идеи сделают бизнес, в различных его интерпретациях под различные временные эпохи.
Ни одна философия в мире не нуждается в материальных сущностях(иконы, пожертвования, крестики...). Видимо в той лютеранской церкви это все еще помнят (как раз протестанты это люди, которым однажды не понравилось, что их веру в Бога обналичивают)

8
Автор поста оценил этот комментарий

Это не религия плохая, а люди в ней творят дичь. Скоро уже не будет бабок в православных церквях, вымрут, тады и посмотрим на плоды.

раскрыть ветку (2)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Да нихуя, к сожалению щас достаточно и более молодых ебанушек, которые придут на смену бабкам
3
Автор поста оценил этот комментарий

Хоть и не хочется, чтобы вымирали бабки, но этож ещё и электорат едра, кому вливают всю пропаганду. Едро за 20 лет медицину развалило, сейчас будут плоды.

Автор поста оценил этот комментарий

А православные тут при чём?

ещё комментарии
4
Автор поста оценил этот комментарий
Это прививка от необразованности и косности. Воцерковление же бывает разным, особенно, если сопровождается грамотной катехизацией воцерковляемого.
раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Я рад, что к моменту обработки меня церковниками, уже читал книжки "Мифы древней Греции", "Сказку о колобке" и "Ветхий завет". И как то прекрасно понимал, что они одного поля ягоды.
3
Автор поста оценил этот комментарий

Если семья религиозная со здоровым отношением к образованию, тогда нет )

раскрыть ветку (8)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Взаимоисключающие параграфы? Типа пить за трезвость?

Хотя остаются люди, которые и в невидимок, чертей, домовых, плоскую землю, посметрную справедливость верят.

раскрыть ветку (7)
9
Автор поста оценил этот комментарий
А как в домовых то не верить? А куда тогда второй носок пропадает?!
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Этот домовой - личная рассеянность и безалаберность. Но проще - наплодить сущностей.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Мне нравится давать имена своей невнимательности
4
Автор поста оценил этот комментарий

взаимоисключающие в нашем понимании, поскольку православие не приемлет другого образа жизни. все, что не по православному, всё грех. те же католики, лютеране, образование и набожность не смешивают. светскую жизнь ведут наравне с церковной.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
То есть, торговцы в храмах, богатые одежды, при нищих прихожанах и другие светские поступки высших иерархов - тоже грех?
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

в сортах греха не разбираюсь, если честно

5
Автор поста оценил этот комментарий

Да не, не взаимоисключающие). Мачеха - учёный физик, невероятно ратующий за образование детей (семья полностью оплачивает дорогое высшее образование - а в Америке это крайняя редкость), и при этом человек весьма религиозный. В церковь ездят всей семьёй каждое воскресение.

2
Автор поста оценил этот комментарий

сомнительный тезис. Советское, эрудированное, поколение с радостью кинулось в объятия церкви. А нынешняя молодежь равнодушна к религии

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку