Культ страданий как стержень православной культуры? 29 января, праздник "Петровы Вериги"
Церковь отводит эту дату под поклонение веригам святого Петра. Чтобы было понятнее: вериги – это кандалы с цепью. Одна для рук, одна для ног.
От обычных цепей с кандалами они отличаются тем, что в нужный момент чудесным образом открываются и падают, позволяя носителю покинуть место заключения.
Позже, в 20 веке, подобные штуки на потеху публике демонстрировал в Америке один фокусник, но эффект был уже не тот, что две тысячи лет назад.
Что можно сказать о таком типе святынь? Отчасти этот попытка «хайпануть» на популярности Креста Господня – как-никак тоже орудие мучений, тоже контактировавшее с телом святого. А отчасти – это продуманный компонент культа мучений и мученичества, плотно сопряжённый с христианством. Увы, местами и временами эта часть христианского культа даже перевешивала его солнечную и человеколюбивую часть. Страдания возводились во главу угла и считались более верным путём в Царствие Небесное, чем жизнь по Промыслу и искренняя бескорыстная помощь ближнему.
Понятное дело, стремление причинить страдание себе или подвластным себе людям – детям, например, или просто младшим членам семьи – не приводит человека к Богу. Однако такое поведение уже давно свойственно людям, называющим себя христианами.
Из этого культа страданий происходит и типичное лицемерие – когда считается богоугодным и правильным «скорбеть сердцем, сохраняя улыбку на лице». Такие люди считают, что счастливый человек тут же впадает в гордыню и становится глух к чужим несчастьям, и, стало быть, не сочувствует никому.
Культ страданий прививается на нашей земле уже более двух сотен лет. Скорее всего, это проявилось с особой силой после церковного раскола XVII века. "Страдать за веру" в те времена было прямо-таки мейнстримом, выражаясь современным языком. Люди готовы были брать на себя вину за чужие проступки, лишь бы гнев - желательно, гнев властей - пал на их голову. А там уже можно было громко кричать, как власти притесняют святого человека и как он от властей терпит лишения.
У Достоевского в "Преступлении и наказании" есть персонаж Миколка. Он признаётся в убийстве старухи-процентщицы. Ему плевать на Раскольникова, ему нет дела до причин этого убийства. Для него это повод быть пострадавшим, и как раз от властей.
Сильно напоминает сегодняшних либералов, не так ли? У многих есть такое развлечение - домотаться, например, до омоновца на митинге, добиться, чтоб тот применил силу хотя бы для самозащиты, и громко орать, что ж деется-то, люди добрые!
Но если либералы это делают лишь для выставления властей предержащих сатрапами-угнетателями, у старообрядцев-бегунов это считалось прямым путём в Царствие Небесное.
В основе этой уверенности лежит убеждение, что страдания при жизни освобождают от страданий после смерти. Причём неважно, за что именно человек будет страдать. А так как все прижизненные беды и лишения не идут ни в какое сравнение с геенной огненной и адскими муками, совершенно понятно, почему люди, искренне верящие в загробную жизнь, стремились этих адских мук избежать.
Вот и получается, что быть счастливым на фоне таких убеждений становится как-то эгоистично и недальновидно. "Бог терпел, и нам велел" - вот он, девиз подобного мировоззрения. Власти же всячески потворствуют подобным взглядам у населения. Так проще управлять массами, да и крамольных мыслей у людей появляется в таком режиме куда меньше, чем у людей свободных и имеющих время и силы подумать о том, насколько справедливо устроена жизнь вокруг нас.
Идеологию страдания позже унаследовал и советский менталитет. Она органично вписалась в концепцию превозмогания и лишений ради счастья будущих поколений. Дескать, мы сегодня потерпим, зато внуки будут жить при коммунизме.
Увы, внукам коммунизма изведать не довелось. В наши дни страдать ради туманного будущего уже не кажется такой хорошей идеей, как сто лет назад. Слишком туманно будущее, а вот превозмогание и лишения наоборот - вполне осязаемы. Люди стремятся вообще не планировать в долгосрочной перспективе, а жить прямо здесь и сейчас. И их можно понять: когда твоя жизнь в любую секунду меняется, о каком долгосрочном расчёте может идти речь? Сегодня ты сидишь на макарошках, чтобы отложить лишний рубль на покупку жилья, к примеру, а завтра ты просыпаешься в совершенно другой стране с другими порядками. Моё поколение уже неоднократно через такое прошло. Мы засыпали в СССР, а просыпались в стране порешавшего рыночка. Потом лютый разгул анархии на время затихал и создавалась иллюзия порядка. Но ровно до следующего "хлопка", вроде очередной войны или финансового кризиса.
Однако идеология страдания навязывается нам всё это время со всех сторон. В каждом новогоднем поздравлении наш бессменный лидер рекомендует в очередной раз затянуть пояса и немножко ещё потерпеть и попревозмогать. Уже вот-вот будет хорошо, но пока что надо поработать.
Церковь своих взглядов на страдания в земной жизни никуда не теряла, и также проповедует это своей целевой аудитории.
И наши родители, у кого они ещё живы, тоже не понимают, как это вообще так - жить здесь и сейчас, и для себя. Это для них немыслимо, стыдно и неуважительно к окружающим. Все страдают и превозмогают, а ты решил в своё удовольствие пожить? Ишь какой выискался! Знакомо?
По большому счёту, эта идеология - трусость перед необходимостью брать ответственность за свою жизнь. Если ты страдаешь и лишаешься, тебе сочувствуют, жалеют, помогают. А когда ты идёшь своим избранным путём, решая своей головой, советуясь только со своей совестью - с одной стороны, ты сам виноват во всех своих ошибках, а с другой - ты выделяешься на фоне страдальцев, вызывая у них скрытую зависть.
А там, где появляется зависть, появляется и желание сбросить обнаглевшего крабика обратно в банку ко всем остальным.
Стоит напомнить, особенно тем, кто считает себя настоящими православными, что уныние - один из смертных грехов. А тяжкое несение своего креста - это именно уныние. Бог терпел, а нам не велел.