Куда расти аналитику данных: 7 направлений для развития карьеры

Для аналитиков данных открыто немало карьерных путей. Разбираемся, как и куда развиваться, чтобы выйти на новый уровень.

Чем занимается аналитик данных

Это специалист, который работает с данными, например необработанными фактами, цифрами, наблюдениями. В его обязанности входит собирать их, обрабатывать, интерпретировать (изучать и делать выводы, объяснять), строить прогнозы.

Аналитик ищет закономерности и подводит итоги, которые приносят пользу компании и позволяют минимизировать потери от возможных ошибок. Например, банк хочет запустить новую функцию в своем приложении. Аналитик оценивает поведение пользователей, строит модели и прогнозирует реакцию на обновление. Благодаря его работе банк узнает, насколько востребованным будет новшество, еще до того, как потратит деньги на разработку, запуск и продвижение.

Старт карьеры: кто приходит в аналитику

Работа дата-аналитика напрямую связана с математикой, статистикой и программированием. Однако осваивают профессию далеко не только «технари». Например, среди студентов онлайн-курса «Аналитик данных» немало экономистов и специалистов в области компьютерных наук, а пятая часть всех студентов — вообще гуманитарии.

Стать аналитиком данных может практически каждый, главное — желание учиться и развиваться, а еще интерес к профессии. Проверить его можно в бесплатном курсе «Какую профессию выбрать в анализе данных» — погрузитесь в сферу и сформируете свое мнение.

А если решите перейти к полной программе, до конца октября на все курсы Практикума для читателей Пикабу действует промокод со скидкой 8%!

От junior до senior

Представим, что вы окончили курс, получили знания и нашли первую работу. Что дальше?

«Классический» карьерный трек айтишника — подняться из позиции новичка в на место опытного сотрудника, а затем главного в команде. Для каждого шага потребуется один-два года в зависимости от способностей, трудолюбия и условий в конкретной компании.

Обязанности профессионалов разного уровня заметно различаются:

  • junior-специалистам достаточно минимальных знаний о том, как собирать и обрабатывать данные и визуализировать результаты анализа;

  • от middle-аналитиков требуется знать SQL и уверенно владеть Python, применять методы статистического анализа и моделирования, уметь выдвигать и проверять гипотезы и формировать на их основе рекомендации;

  • специалисты уровня senior и team lead должны знать и уметь то же, что и middle, а еще обладать софт-скиллами, чтобы помогать начинающим коллегам, и быть готовыми брать на себя ответственность за результат работы всей команды.

Больше сфер — больше возможностей

У аналитики есть особое свойство — она требуется практически во всех отраслях и сферах. Например, в маркетинге, менеджменте, финтехе, медицине, науке, бизнесе, государственном управлении.

Поэтому вертикальный рост аналитика данных напрямую зависит от выбора направления. Например, если углубиться в код и развивать хард-скиллы, можно дорасти до дата-сайентиста. А если уйти в финансовую аналитику, то через несколько лет вполне реально стать финдиректором крупной компании.

Направления делят две ключевые группы: аналитика данных и аналитика требований.

  • Аналитика данных — это работа с тем, что можно посчитать и представить в виде таблиц или дашбордов.

  • Аналитика требований — это работа с пожеланиями заказчиков и пользователей. С помощью интервью специалист выясняет, какие задачи должен решать продукт, а затем составляет описание для разработчиков в виде рекомендаций или ТЗ.

Аналитика данных: специальности и карьерные перспективы

Продуктовый аналитик

  • Чем занимается: исследует поведение пользователей, чтобы понять, как сделать продукт удобнее и привлекательнее. Проводит эксперименты и строит стратегию развития продукта.

  • Сильные стороны: полностью погружается в работу с продуктом, знает его «от» и «до».

  • Кем можно стать: продакт-менеджером, продакт-оунером, руководителем команды продукта / аналитики.

Финансовый аналитик

  • Чем занимается: изучает рынок, оценивает риски и дает рекомендации о том, куда вкладывать средства. Много работает с бухгалтерскими отчетами, составляет сложные финансовые модели.

  • Сильные стороны: экспертиза на стыке IT и финансов, которая особенно ценится в банках и страховых компаниях.

  • Кем можно стать: руководителем финансового планирования и анализа, управляющим в банке.

Маркетинговый аналитик

  • Чем занимается: исследует эффективность рекламных кампаний, оценивает потенциал различных площадок для продвижения.

  • Сильные стороны: разбирается в основных показателях бизнеса и маркетинга.

  • Кем можно стать: тимлидом группы маркетинговой аналитики, основателем собственного маркетингового агентства.

Веб-аналитик

  • Чем занимается: собирает и анализирует данные о поведении посетителей сайта. С помощью систем сквозной аналитики формирует гипотезы о том, как доработать веб-страницу, чтобы она была эффективнее.

  • Сильные стороны: хорошо знает языки программирования и инструменты визуализации результатов анализа.

  • Кем можно стать: смотря, что интересно. Если больше нравится наглядно представлять данные, то разумно двигаться в сторону BI-аналитики. Если код интереснее, то углублять навыки программирования и моделирования, чтобы стать дата-сайентистом.

Аналитика требований: специальности и карьерные перспективы

Бизнес-аналитик

  • Чем занимается: анализирует работу компании, предлагает изменения и прогнозирует, какую прибыль они принесут.

  • Сильные стороны: умение увидеть «слабые места» в работе бизнеса и найти творческий подход к решению проблемы.

  • Кем можно стать: топ-менеджером компании, если развивать экспертизу в бизнесе.

Системный аналитик

  • Чем занимается: изучает требования конечных потребителей продукта и желания заказчика, систематизирует собранную информацию и составляет ТЗ для разработчиков.

  • Сильные стороны: системный аналитик — мастер перевода с языка пользователей на язык заказчиков, а с него — на язык разработчиков. Такой специалист обладает знаниями в IT и высокими коммуникативными навыками, а это сочетание редкое.

  • Кем можно стать: IT-архитектором.

UX-аналитик

  • Чем занимается: анализирует, как пользователи взаимодействуют с сайтом. Проводит опросы, читает отзывы, составляет портрет целевой аудитории.

  • Сильные стороны: UX — чуть ли не самая «эмпатийная» сфера в IT, в которой понимание психологии людей важнее сухого кода.

  • Кем можно стать: углубиться продуктовое направление или перейти в системную аналитику.

Какое направление выбрать

Определиться со специальностью не просто, ведь мы не всегда осознаем, в чем на самом деле наши сильные стороны и что нам вообще интересно. Даже внутри аналитики одному интереснее математика, другому — бизнесовые аспекты, а третьему — визуализация результатов.

Понять, к чему лежит душа, поможет бесплатный курс «Какую профессию выбрать в анализе данных». На нем вы познакомитесь с профессиями в сфере анализа данных, узнаете, какие навыки нужны всем аналитикам и как устроен рынок труда в этой сфере.

Реклама ООО «Яндекс», ИНН: 7736207543

Пожалуйста, соблюдайте правила общения в блогах компаний