Кто такой, бл*ть, Джексон Поллок?
В начале 1990-х американка Тери Хортон заглянула в магазин подержанных вещей. Она заметила на стене уродливую абстрактную картину и решила купить её в качестве подарка для своей приятельницы.
"Такая нелепость точно ее развеселит, а потом полотно можно приспособить в качестве мишени для дартса" - подумала тогда женщина. Продавщица просила восемь долларов, но Тери выторговала трехдолларовую скидку.
"Я, конечно, люблю свою подругу, но не до такой степени, чтобы столько платить", — объяснила она.
Полотно оказалось таким большим, что не пролезло в дверь вагончика, где жила знакомая Тери. С дартсом тоже ничего не вышло. "Мы слишком много выпили и так и не собрались сходить в вагончик за дротиками", — вспоминала потом женщина. Картина долго валялась во дворе, а потом Тери отнесла ее на блошиный рынок.
Там полотно увидел преподаватель из ближайшего колледжа.
- Я, конечно, не специалист, но эту картину вполне мог написать Джексон Поллок, — сообщил он.
- Кто такой, блять, Джексон Поллок? — спросила она.
Мужчина долго смеялся, но потом все же объяснил.
Джексон Поллок — знаменитый абстракционист, известнейший американский художник XX века. В Музее современного искусства в Нью-Йорке для его произведений отведен целый зал. Коллекционеры готовы платить за них огромные деньги. В 2006 году неизвестный ценитель купил одно из полотен Поллока за 140 миллионов долларов.
Тери охотно поверила, что ей достался Поллок. Убедить в этом искусствоведов оказалось труднее. "Картина приятна, поверхностна и фривольна, — говорит бывший директор нью-йоркского Метрополитен-музея Томас Ховинг. — Не верю, что это действительно Джексон Поллок. Нет притягательной силы". Он подозревает, что женщине попалась дешевая копия, изготовленная для оформления интерьера.
Тери не поверила мнению ценителей и обратилась к специалисту по судебной экспертизе произведений искусства Полу Байро. Тот изучил полотно и нашел на обратной стороне отпечаток пальца, который совпал с отпечатками пальцев Поллока, сохранившимися на банке с краской в мастерской художника и на картине в Современной галерее Тейт в Лондоне.
"Технику письма Поллока, действительно, трудно спутать с каким-либо другим художником. Каждая его картина выглядит так, будто перед полотном поставили несколько банок с краской и сунули в каждую по зажжённой петарде."
После этого к Тери потянулись коллекционеры. Ей предлагали два миллиона долларов — она отказалась. Покупатель из Саудовской Аравии обещал девять миллионов, но и эта сумма ее не устроила.
В итоге картина, принадлежащая Тери Хортон, была выставлена в Gallery Delisle в канадском городе Торонто. Там его можно купить — за 50 миллионов долларов. Хортон говорит, что, если какой-нибудь американец предложит ей больше, она продаст ему картину, даже несмотря на свою обиду на представителей американского арт-мира. Ей очень нужны деньги: двое сыновей пенсионерки потеряли свои дома в результате ипотечного кризиса. Кроме того, она хочет побывать на родине своих предков — в Ирландии, а также купить машину. Новый дом Хортон, живущая в трейлере в калифорнийском городке Коста-Меса, покупать не планирует.
И Хортон, и владелица галереи Мишель Делайл говорят, что картина обязательно найдет себе покупателя, несмотря на экономический кризис.
"Рынок искусства — единственный рынок, который еще не упал. Все остальные покатились к чертям", — говорит Хортон.
Хоть ее "Поллок" и дорого стоит, особой красоты пенсионерка в нем не видит. Она больше любит творчество американского реалиста Норманна Рокуэлла.
- Думаю ли я, что картина Поллока должна стоить 50 миллионов? Черт побери, нет. Она стоит максимум пять долларов, что я за нее и отдала. Она уродская. - сообщает женщина.