Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт

Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт История (наука), Игральные карты, Русский стиль, Прототип, Длиннопост

Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна


Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике. Вполне возможно, что именно эта! Наверное, каждый из нас видел такую колоду карт («Русский стиль») – во времена СССР эти карты были одними из самых распространенных.


Ничего необычного на первый взгляд в них нет – мы настолько привыкли к этим рисункам, что наверняка даже не обращали внимания на одежду карточных героев. Вот в этом-то и странность: прототипами для королей и дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.

Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт История (наука), Игральные карты, Русский стиль, Прототип, Длиннопост

Червовая дама и ее прототип – княгиня Ксения Александровна


В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России.


Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.

Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт История (наука), Игральные карты, Русский стиль, Прототип, Длиннопост

Карты колоды *Русский стиль*, срисованные с участников костюмированного бала

Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.

Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт История (наука), Игральные карты, Русский стиль, Прототип, Длиннопост

В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых.

После революции мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.

Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт История (наука), Игральные карты, Русский стиль, Прототип, Длиннопост

Участники последнего костюмированного императорского бала


Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться. Ведь даже карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Но они не смогли конкурировать с «Русским стилем».

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
7
Автор поста оценил этот комментарий

Начало русского фэнтези. При Николае был разработан и воплощён "древний стиль" Русского народа. За основу были взяты реальные костюмы разных древне-русских племён, украшены, переработаны дизайнерами и объеденены в один условный стиль, реальных аналогов которому в истории фактически не было.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (24)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Какие племена? Племенная жизнь и племенная организация (с племенным делением) закончились уже в 10-11ом веке с завершением формирования чётких государственных институтов и повальной христианизацией. Никаких существенно разных традиций и национальных костюмов не было изначально, это всё было частью абсолютно единого этнокультурного пространства. Различия были в мелочах. Какие-то различия региональные в костюмах начинают появляться позднее, например, на север Руси (Новгород, Вологда) проникают сарафаны (и сейчас сарафаны считаются частью "эталонного" русского народного костюма, хотя они не были его частью изначально, а были понёвы, оставшиеся в центрально-южных областях), из более древних и более простых головных женских уборов к 17ому веке возникают кокошники. Наиболее древний/почти не изменившийся за века (более того, за тысячелетия) - костюм Белгородской области, Рязанской, Воронежской, Тульской.

То, что на волне романтического национализма был несколько искусственно выставлен русский стиль это так, но там была вполне конкретная фактура в виде на самом деле существующего костюма в Москве в 17ом веке. Просто он не был наиболее древним и в полной мере русским народным, а как и любая одежда богатых, подстраивался под моду, куча всяких модных штук.

От чего на самом деле корёжит, так это от последующей в 20ом веке опошлении народной одежды.

Я это к тому, что вы не правы, говоря, что было изначально много различий и не было единого русского костюма. Он был, есть, и наиболее ярко выражен под Рязанью, Белгородом и Воронежем. И также неправы, говоря, что был искусственно выдуман "русский стиль" при Николае, куда смешали всё, что можно при отсутствии исторической основы, она была - это костюмы богатого сословия Москвы в 17ом веке.

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

Не согласен с 10-11 веками. В 12-13 веках центральный регион хоть и подвергся мощной христианизации, но племена ещё чётко разделяются по культурным особенностям (с точки зрения археологии).

И про полностью пропавшие традиции тоже не согласен, в Подмосковье(!) до 20 века деревенские почитали крупные камни-мегалиты и ходили к ним на поклон, из-за чего множество таких камней было оттащено к церквям и даже музеям.

Видел и в нашем веке как старые бабки ходят к Шутовому камню, не неоязычники, замечу, а древние старушки.


Про Николая II еще добавлю, что дело совсем не в его балу 1903 года. Были созданы картины изображающие древнюю Русь, разработан "лубочный" архитектурный стиль. Поменялось само виденье древнего быта. Возникло то, что позже назовут "Русским фэнтези", которое сейчас пропитывает всё, от народных сказок и рисунков до современных фильмов.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Я имею ввиду именно сами по себе племена, а не племенные пережитки, выраженные в культуре. О самих племенах, племенном делении и племенной организации, которых к 12ому веку уже не существует (кроме вятичей, вроде), а все люди уже являются частью не племён, а частью другой структуры - княжеств и общего государства, и частью уже сформированного на основе племён этноса.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Эм, тут уже начинается полемика. Где племена, где пережитки, где культурные признаки.

А кроме всего прочего местные ФУ, к которым подселялись славяне балты и прочие пришлые, очень легко принимали новичков и их культуру,а также щедро делились своей.


Опять-таки ритуальная металопластика ФУ чётко датируется 12-13 вв., это не просто пережиток, это, на минуточку, культура и даже вера.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Я имею ввиду именно сами племена, племенная организация, племенное деление. Племена практически полностью пропадают из источников уже к 10ому веку. Закрепление чётко сформированных государственных институтов и повальная христианизация не даёт племенам никакого шанса. Если раньше была племенная организация, племенное деление, мол, вот ты часть древлян, а там вот кривичи, у них своё племя, своя структура и ты не можешь быть частью их племени, потому что ты часть этого племени, то с формированием общего государства, усилением верховной княжеской власти и повальной христианизацией у племён не остаётся той организации и деления и сами люди уже перестают ассоциировать себя с конкретными племенами, потому что эта социально-политическая структура уступает место другой, государственной.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Полемика, но ладно. Племена поимённо перечисляются позже 10 века, те же противохристианские восстания 11 века. Опять-таки в крупных городах это одно.

Крупные полисы типа Новгорода и Пскова ещё в дорюриковские времена никакими племенами себя не считали. Зато вокруг, в лесах, шарахались ильменские словене, которые с полисом общались только по схеме купи-продай. С приходом князей схема немного поменялась, сначала Рюриковичи просто тупо угоняли прибрежные племена в рабство и продавали где-нибудь в Венеции. Потом, когда народ научился шкериться, стали действовать тоньше. Система погостов (не кладбищ) налоги и всё такое.

Только вот в том же далёком Подмосковье (ну как сейчас называется) народ жил по мелким речкам и ручейкам и долгие сотни лет еще не слыхивал ни про каких князей и их гостей (; 

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Насколько я помню и знаю, последние племена упоминаются в 10ом веке, за исключением вятичей.

Новгорода и Пскова в дорюриковские времена вообще, как городов, не то, что крупных полюсов не существовало, как раз таки ильменцы и жили.

Я говорю именно о самой племенной организации, об организации жизни. Был племенной князь, большие патриархальные семьи, старейшины, всё это было завязано на племени. После прихода варягов, и постепенном формировании всех гос. институтов всё поменялось, племенные княжества и племенная организация закончились, всё стало завязано уже на местном Рюриковиче или посадниках, боярах, которые так или иначе сильно с князем контактировали.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Беда. Если не существовало Новгорода, куда и кто призвал Рюрика? Словене в лес, на шашлыки позвали?


Организация племён была разной, централизация зачастую отсутствовала вовсе. Те же дьяковцы просто занимались скотоводством в поймах рек и не морочились "племенными князьями" и прочим. Какая может быть организация, если по любому поводу каждая селуха (зачастую 2-3 полуземлянки) может снятся и переехать глубже в лес?

Как собственно и происходило переселение славян на север.


То же касалось и княжеских времён. В городах и райцентрах - да, было и христианство и госинституты, бояре и прочие. А вот бескрайние леса осваивались государством очень долго.

В Дмитровском районе еще в 18 веке существовали резервации Меря, где те пытались жить своим укладом. Это не полноценная племенная жизнь, естесственно. Но и не 10 век совершенно.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Призывали в Ладогу, а предшествующее поселение Новгорода - Рюриково городище (находится в паре километров от центра Новгорода сейчас). Ладога изначально скандинавский город, Городище судя по всему Рюрик и основал.

Была ведь конкретная племенная организация, племенное народное собрание свободных людей, старейшины, вот это всё. Было одно племя с одной организацией, а рядом - другое. К 11ому веку именно племенная организация практически полностью отмерла, теперь всё крутилось вокруг местных князей и бояр (недавно сформировавшемуся сословию), прошлое племенное деление также отмерло вместе с организацией. Речь именно о полноценной племенной организации, закрепощённой и строгой, как в 7-8ых веках.

Я говорю не о культурных элементах.

Племя же не состоит из абсолютно автономных элементов, что любой из этих элементов продолжает оставаться частью племени. Это целостная структура, есть конкретные органы власти, организация, и понимание людьми, что вот они часть племени и этой системы.

Когда племена стали подчиняться князю и боярам, которые возникают, как очень важное сословие, старая племенная организация, где вот есть конкретный родовой союз и всё решают старейшины перестаёт существовать, а когда потом бывшие племенные территории начинаются разделяться не по племенным различиям, а по удобным князю и все эти войны удельных князей (которые начали идти со времён Владимира и его детей - Ярослава и других) не оставили племенной организации в 11ом веке, как какому-то действенному механизму ни шанса.

Да, люди в глухих лесах остались с какими-то племенными обычаями, культурными элементами, пережитками и т.д., но они не могли быть уже частью племени, потому что не существовало того, что характеризует племя, не было у этих малочисленных элементов в лесу своей цельной структуры, своего центра, своих конкретных племенных границ, организации.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Правильно, всё упирается в определения слова "племя". Для вас это без пяти минут государство. Я же так не считаю, в моём представлении достаточно родовой или культурной ориентации людей.

Фантаст, любитель русского фэнтези Юрий Никитин, как-то говорил мне, что его дед исповедовал культ Велеса (виртуально, лично незнакомы).

Лично я сам вижу фрагментарные проявления традиций ФУ, в купе с топонимами и гидронимами, явно относящимися с ФУ-группе, мне этого достаточно для того чтобы говорить о существовании культуры отличной от общерусской. Её мало, но она была и есть.


Да, у них нет своих князей, министров, бургамистров, армии и уже очень давно. А может (скорее всего) и не было никогда. Это повод предать целый пласт культуры забвению?

Это повод говорить о том, что раз у них не было институтов власти - они не народ, не племя, не люди?


Люди в глухих лесах, которые осознанно выбирали такую жизнь, в дали от явившихся к ним князей. Мало у нас лесов было? Да вся территория. Стоит ли сбрасывать этот народ со счетов, как статистически не значительный? Вам решать, я лишь озвучил своё мнение (;

Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за экскурс. Как думаете, сарафан появился вследствие влияния тюрков или персов? По этимологии пишут что это или персизм или тюркизм.

4
Автор поста оценил этот комментарий

как будто это что-то уникальное. все так формировалось. и не только одежды и стили. даже русский язык это

реальные наречия разных древне-русских племён, смешаны с болгарским, переработаны монахами и объеденены в один условный древнерусский язык.

остальные языки тоже строились по этой методе. практически все в этом мире строится по этой методе.

раскрыть ветку (9)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Нельзя мешать всё в одну кучу, просто чтобы доказать, что мы единая и неделимая нация.

Мы единая и неделимая, но не надо затаптывать всё остальное, что не подходит под патриотический концепт.

То, что делали Кирилл и Мефодий, это совсем не то, что делал Николай II.

раскрыть ветку (8)
4
Автор поста оценил этот комментарий

То, что делали Кирилл и Мефодий, это совсем не то, что делал Николай II.

если вятичи+кривичи+...=русские, то с чего это вятский костюм+кривечский костюм+...=/=старорусский костюм?


я уж опущу то, что на фотографиях в посте вполне себе костюмы времен единого русского государства, что кстати вызывает во мне явное непонимание того, к чему ты вообще свой комментарий написал.

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Математику я не понял. Современная Россия состоит из огромного числа регионов и народов, у каждого народа своя история свой костюм и тд. При этом самый крупный центральный регион, который так же состоял когда-то из множества народностей и культур, в данный момент искусственно слит в одно целое.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Математику я не понял.

в каком классе учишься?

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не понял приведённые фразы, разбавленные математическими символами. Школу я закончил двадцать с лишним лет назад. А в каком классе учишься ты?

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Школу я закончил двадцать с лишним лет назад.

ну, знач все хуже, чем я думал.

т.к.

Я не понял приведённые фразы

школьнику я б еще сталь объяснять т.к. ему можно не понимать такую элементарщину, то для великовозростного лба с несвязными комментариями смысла в объяснениях не будет.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну и забей тогда, твои бессвязные бормотания всё равно уже никто не читает кроме меня, кто-то понимает то, что я пишу, ты нет. Ну и ладно, никто не пострадал (; 

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

да никто не понимает. успокойся.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да не отчаивайся, когда-нибудь, кто-нибудь тебя поймёт. Держись дружок!

Автор поста оценил этот комментарий
Прости пожалуйста, ты можешь подробнее рассказать об этом? Было бы очень интересно послушать.
раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

А что слушать?

История у столь огромной страны слишком разная.

За основу нации условно были взяты славяне. Взяты осознанно и довольно поздно. Хотя реально было множество племён с разными традициями, в том числе и с разными "национальными костюмами". Всё это было слеплено в единый "русский народный" стиль, который теперь подаётся как исторический.

Всё, что не попадает под этот стиль, игнорируется. Игнорируется различие между славянскими племенами, полностью игнорируется наследие финно-угров, хотя они населяли всю центральную часть нынешней России.


Понятно, что конкретный бал 1903 года был стилизован под 17 век и смешно уже говорить про племена, которые взаимоассемелировались за полтыщи лет до того, но именно в этот год окончательно закрепилось представление о русской древности - кокошники, чёрные лаковые сапоги, белые вышитые рубахи.


Большинство картин (красивых, а не из рукописей), зданий, узоров, нарядов, появились именно в 19 веке. Появились не случайно. И именно по ним, мы (и все остальные) судим о собственном прошлом.


Я не говорю, что это о-очень плохо. Но и хорошего не сказать чтобы через край...

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Видимо это было сделано для единства, а то получилось бы как Россия, Украина и Беларусь. Вроде народ один, а страны разные.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку