2087

Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт

Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт Лига историков, Игральные карты, Русский стиль, Прототип, Длиннопост

Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна


Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике. Вполне возможно, что именно эта! Наверное, каждый из нас видел такую колоду карт («Русский стиль») – во времена СССР эти карты были одними из самых распространенных.


Ничего необычного на первый взгляд в них нет – мы настолько привыкли к этим рисункам, что наверняка даже не обращали внимания на одежду карточных героев. Вот в этом-то и странность: прототипами для королей и дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.

Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт Лига историков, Игральные карты, Русский стиль, Прототип, Длиннопост

Червовая дама и ее прототип – княгиня Ксения Александровна


В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России.


Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.

Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт Лига историков, Игральные карты, Русский стиль, Прототип, Длиннопост

Карты колоды *Русский стиль*, срисованные с участников костюмированного бала

Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.

Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт Лига историков, Игральные карты, Русский стиль, Прототип, Длиннопост

В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых.

После революции мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.

Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт Лига историков, Игральные карты, Русский стиль, Прототип, Длиннопост

Участники последнего костюмированного императорского бала


Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться. Ведь даже карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Но они не смогли конкурировать с «Русским стилем».

Найдены дубликаты

+39
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 5
+16
Князь Андрей Владимирович Костюм :D
раскрыть ветку 1
0
Великий князь Костюм!
+5
Не похожи! Царь ненастоящий!
+6
Боярышня )
раскрыть ветку 1
+9
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
+79

С Вашего позволения дополню.



https://cdnimg.rg.ru/i/gallery/3e7a2810/1_eafc1f4c.jpg

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 7
+6

трефовый король вообще не похож на свой прототип. абсолютно разные костюмы.

раскрыть ветку 1
+2

Это что бы правообладатели на кол не засудили...

+34

Что-то не очень-то и похожи, если честно.

раскрыть ветку 4
+58

Ну их перерисовывали. А не копипастили в фотошопчике.

раскрыть ветку 3
+40

Очень нравилась эта колода.

+36

А я внимательно разглядывал в детстве немного другую колоду. Она, правда, была черно-белая и мы в неё никогда не играли...

раскрыть ветку 2
+45
Ага, одной рукой в карты не поиграешь!
+13

Мы пацанами тоже играли в такие карты. Но проблема в том, что вечно какой-то карты не хватало. Домой уносили. Потом приносили.

+14

Тоже помню, как в детстве любовался этой колодой.

+13
Бубновый валет - это вообще моя первая любовь!
Спасибо, автор. Познавательно.
раскрыть ветку 1
+11

И моя ) Помню, когда ездили куда-то далеко в поезде, игрушек с собой практически не было, вместо них играла картами: любовь бубнового валета и крестовой дамы, которым все остальные карты завидуют и мешают.

+24
Я эти карты никогда не видел новыми. Искренне верил, что их уже выпускали такими задроченными)))
раскрыть ветку 1
0
Они и сейчас в продаже есть. В Москве
+22
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
+6

Занимательно, а карты реально симпатичные были.

раскрыть ветку 1
+1
Они и сейчас продаются
+4

Блин, при виде колоды почему-то сразу вспомнился запах карт )

раскрыть ветку 1
0

+

+4

Очень хорошо помню эту колоду, дедушка пасьянс из нее раскладывал и не разрешал ее трогать, говорил, что пасьянс не сложится. А когда он уходил на работу, я все равно ее разглядывала, особенно мне нравился червовый валет и крестовая дама.

раскрыть ветку 3
+2

А я в бубнового была слегка влюблена...

раскрыть ветку 2
+8

Если меня ночью разбудят и спросят как выглядит бубновый валет, я отвечу с соколом и усишками в треуголке=)

+2
А я в Елизавету Фёдоровну... Прям глаз не могла отвести
+10

Какая красота!

+6

У меня эти карты до сих пор остались. Правда потертые уже. Вид не самый свяжий. Играем еще. Очень нравятся)

раскрыть ветку 1
+2
Они и сейчас продаются
+8

В детстве была колода "Черный Палех". До сих пор считаю их самыми красивыми, даже перерисовывал для одного мобильного пасьянса.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

СПАСИБО ВАМ!  Я лет 25 пытаюсь вспомнить их.

+3
У меня в деревне летом такая колода вместо солдатиков была. Пыщ-пыщ, красные победили...
+5
Комментарий удален. Причина: содержание «16+» допустимо только в постах с пометкой «клубничка».
раскрыть ветку 4
+1
Что это? Откуда?
раскрыть ветку 1
-1
Сиськи. Валялись в папке "разобрать".
-23

@moderator сиськи в посте без клубнички

раскрыть ветку 1
+2
Ябеда
ещё комментарии
+3
Не знаю. Мне атласные больше нравятся. Особенно бубновая масть.
+3

Начало русского фэнтези. При Николае был разработан и воплощён "древний стиль" Русского народа. За основу были взяты реальные костюмы разных древне-русских племён, украшены, переработаны дизайнерами и объеденены в один условный стиль, реальных аналогов которому в истории фактически не было.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 24
+8

Какие племена? Племенная жизнь и племенная организация (с племенным делением) закончились уже в 10-11ом веке с завершением формирования чётких государственных институтов и повальной христианизацией. Никаких существенно разных традиций и национальных костюмов не было изначально, это всё было частью абсолютно единого этнокультурного пространства. Различия были в мелочах. Какие-то различия региональные в костюмах начинают появляться позднее, например, на север Руси (Новгород, Вологда) проникают сарафаны (и сейчас сарафаны считаются частью "эталонного" русского народного костюма, хотя они не были его частью изначально, а были понёвы, оставшиеся в центрально-южных областях), из более древних и более простых головных женских уборов к 17ому веке возникают кокошники. Наиболее древний/почти не изменившийся за века (более того, за тысячелетия) - костюм Белгородской области, Рязанской, Воронежской, Тульской.

То, что на волне романтического национализма был несколько искусственно выставлен русский стиль это так, но там была вполне конкретная фактура в виде на самом деле существующего костюма в Москве в 17ом веке. Просто он не был наиболее древним и в полной мере русским народным, а как и любая одежда богатых, подстраивался под моду, куча всяких модных штук.

От чего на самом деле корёжит, так это от последующей в 20ом веке опошлении народной одежды.

Я это к тому, что вы не правы, говоря, что было изначально много различий и не было единого русского костюма. Он был, есть, и наиболее ярко выражен под Рязанью, Белгородом и Воронежем. И также неправы, говоря, что был искусственно выдуман "русский стиль" при Николае, куда смешали всё, что можно при отсутствии исторической основы, она была - это костюмы богатого сословия Москвы в 17ом веке.

раскрыть ветку 10
0

Не согласен с 10-11 веками. В 12-13 веках центральный регион хоть и подвергся мощной христианизации, но племена ещё чётко разделяются по культурным особенностям (с точки зрения археологии).

И про полностью пропавшие традиции тоже не согласен, в Подмосковье(!) до 20 века деревенские почитали крупные камни-мегалиты и ходили к ним на поклон, из-за чего множество таких камней было оттащено к церквям и даже музеям.

Видел и в нашем веке как старые бабки ходят к Шутовому камню, не неоязычники, замечу, а древние старушки.


Про Николая II еще добавлю, что дело совсем не в его балу 1903 года. Были созданы картины изображающие древнюю Русь, разработан "лубочный" архитектурный стиль. Поменялось само виденье древнего быта. Возникло то, что позже назовут "Русским фэнтези", которое сейчас пропитывает всё, от народных сказок и рисунков до современных фильмов.

раскрыть ветку 8
-1

Спасибо за экскурс. Как думаете, сарафан появился вследствие влияния тюрков или персов? По этимологии пишут что это или персизм или тюркизм.

0
Прости пожалуйста, ты можешь подробнее рассказать об этом? Было бы очень интересно послушать.
раскрыть ветку 2
-3

А что слушать?

История у столь огромной страны слишком разная.

За основу нации условно были взяты славяне. Взяты осознанно и довольно поздно. Хотя реально было множество племён с разными традициями, в том числе и с разными "национальными костюмами". Всё это было слеплено в единый "русский народный" стиль, который теперь подаётся как исторический.

Всё, что не попадает под этот стиль, игнорируется. Игнорируется различие между славянскими племенами, полностью игнорируется наследие финно-угров, хотя они населяли всю центральную часть нынешней России.


Понятно, что конкретный бал 1903 года был стилизован под 17 век и смешно уже говорить про племена, которые взаимоассемелировались за полтыщи лет до того, но именно в этот год окончательно закрепилось представление о русской древности - кокошники, чёрные лаковые сапоги, белые вышитые рубахи.


Большинство картин (красивых, а не из рукописей), зданий, узоров, нарядов, появились именно в 19 веке. Появились не случайно. И именно по ним, мы (и все остальные) судим о собственном прошлом.


Я не говорю, что это о-очень плохо. Но и хорошего не сказать чтобы через край...

раскрыть ветку 1
-1

как будто это что-то уникальное. все так формировалось. и не только одежды и стили. даже русский язык это

реальные наречия разных древне-русских племён, смешаны с болгарским, переработаны монахами и объеденены в один условный древнерусский язык.

остальные языки тоже строились по этой методе. практически все в этом мире строится по этой методе.

раскрыть ветку 9
+3

Нельзя мешать всё в одну кучу, просто чтобы доказать, что мы единая и неделимая нация.

Мы единая и неделимая, но не надо затаптывать всё остальное, что не подходит под патриотический концепт.

То, что делали Кирилл и Мефодий, это совсем не то, что делал Николай II.

раскрыть ветку 8
+1
Очень! Очень давно хочу достать такую колоду. Но нет. :-( То, что австрийский Piatnik (или как их там), печатает - УГ. Не судьба, похоже.
0

спасибо, автор! всегда было интересно почему карты такие!

0
У родителей такие были.но в мини формате - в коробке две маленьких колоды были.сейчас в продаже тоже такие есть.и мини и обычные
0

Вот где бы ща ее найти... в Латвии

-1
На общем фото золотая моллдеж 19 века
-1
В СССР не было конкуренции. Была плановая экономика.
раскрыть ветку 1
+13

Была конкуренция не производителя, а товара. При прочих равных (себестоимость, назначение) наиболее ходовой выпускался в больших объемах.

-2
Иллюстрация к комментарию
-2
С русским стилем никто не может конкурировать!
раскрыть ветку 3
+21
А атласные? Тоже ооочень популярная колода. Я её даже чаще вижу (интересно, на чем основана она? Что это за лицо на локте?

Вики говорит только что она создана в середине XIX века академиком живописи Адольфом Иосифовичем а Шарлеманем
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+2
Она основана на "французской колоде", а маску на плече Шарлемань просто придумал.
раскрыть ветку 1
-13

Господа хорошие, а так же их дамы, не их дамы, господа, которые сами как дамы, дамы, которые сами как господа, милые девушки, папы, мамы (парам парам пам, ФЬЮТЬ)... А не напоминаем ли Вам, это книгу Пелевина "Generation "П"? - "Композиция была настолько перенасыщена романтизмом и вместе с тем до того неромантична, что Татарский, созерцая ее долгими днями, понял: все понятия, на которые пыталась опереться эта фотография, были выработаны где-то веке в девятнадцатом; их остатки перешли вместе с мощами графа Монте-Кристо в двадцатый, но на рубеже двадцать первого наследство графа было уже полностью промотано". И конкретно на эту цитату вывел меня первый запрос в гугле, когда я пытался найти совсем другую цитату из книги.Ну и собственно моё мнение таково, что это просто слизанные рисунки с картин века эдак 19-го (да, да я читал, что в заголовке написан 20-ый век), которые очень охотно "хавал пипл", играя ими в подвале недостроенного социализма, отождествляя себя с этими романтичными образами.

раскрыть ветку 1
0
Меньше хуйни читай, а то похоже, что у тебя там сущность в виде гномика.
ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: