Крушение парома "Эстония". Рассказ очевидца.

Крушение парома "Эстония" произошло в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года.

Эстонский морской паром, совершая рейс Таллин - Стокгольм, затонул во время шторма близ острова Утре.

Бушующие волны и сильный ветер сильно затруднили спасательные работы. Из 1051 человек, находившихся на борту «Эстонии», чудом удалось спасти лишь 137 человек. 912 человек, трое из которых были гражданами России, нашли свою могилу на дне моря.

Крушение парома "Эстония". Рассказ очевидца. Кораблекрушение, Паром, Интернет, Не мое, Катастрофа, Длиннопост

В день крушения парома ”Эстония” Микаэль был на обратом пути в Швецию, откуда он привез для начинающего свою деятельность центра сирот мебель и бытовую технику. Ему не только удалось выжить, но и сделать две фотографии — единственные снимки с тонущего судна, пишет Eesti Päevaleht.

Мужчина досконально помнит тот вечер. После ужина он пошел в сауну, где разговорился с моряками. Они заметили, что в этот день море было особенно неспокойным — баня была открыта, а поплавать в бассейне было невозможно, всплески воды порой достигали потолка. Перед сном Микаэль ощутил легкий приступ морской болезни. Он проснулся, когда волнение стало особенно сильным. Судно еще не кренилось.

"Крена еще не было, но ощущалось сильное волнение, раздавались громкие звуки. В какой-то момент судно накренилось",

— вспоминает он. Крен был настолько велик, что стена вдруг будто стала полом.

Со стола попадали все вещи, в том числе фотоаппарат и будильник. Микаэль положил их в карман. То, что при падении из будильника выпали батарейки, он заметил лишь потом. Теперь этот предмет из прозрачного пластика фиолетового цвета является экспонатом Шведского морского музея. Стрелки часов застыли, таким образом зафиксировав момент появления крена.

Крушение парома "Эстония". Рассказ очевидца. Кораблекрушение, Паром, Интернет, Не мое, Катастрофа, Длиннопост

"Я не ношу ручных часов, поэтому положил на всякий случай будильник в карман. Фотоаппарат тоже. Поскольку дверь каюты была открыта, я не хотел, чтобы они больше падали или же потерялись", — пояснил Микаэль. После этого он отправился к инфостолу, чтобы выяснить, что произошло.

"По коридору еще можно было идти. Но судно было уже сильно накренено, это было непросто. — отметил он. До инфостола он так и не добрался. — Когда я дошел до лестницы, царила паника, люди кричали. Я сразу же принял решение подниматься наверх на внешнюю палубу к спасательным шлюпкам".

По его словам, перед тем, как добраться до палубы он услышал, как слабый женский голос передает предупреждение на эстонском языке. "Тревога, тревога, на корабле тревога…", — повторил Микаэль слова той женщины. На шведском и английском языках этого сообщения не прозвучало.

В материалах расследования кораблекрушения отмечается, что по большому счету спастись удалось тем, кто услышал этот слабый женский голос будучи уже на внешней палубе или близко к ней. Те, кто на момент этого сигнала тревоги находились внутри судна, наружу не выбрались, поскольку коридоры стали непроходимыми. Длинные коридорные пролеты ложившегося на борт судна превращались в глубокие колодцы, люди падали или же им не удавалось перепрыгнуть образовавшиеся окна. Лестницы тоже стали непроходимыми.

К тому моменту, как Микаэль достиг последних ступенек, судно накренилось еще больше. Его восприятие сильно отличается от материалов расследования.

"Когда я полез вверх по лестнице, судно накренилось на 45 градусов. По коридорам невозможно было передвигаться, люди падали. Прикрепленные к стенам перила, за которые судорожно хватались люди, отлетели. Все это произошло, когда я был на последних ступеньках лестницы", — продолжил он.

Слова Микаэля наталкивают на размышление о статистике — выжили преимущественно мужчины, самому молодому было 12 лет. Дети погибали, женщин также спаслось немного. Микаэль выжил не в последнюю очередь по той причине, что он был молод и высок.

"Я был наверху лестницы, я должен был как-то справиться. От двери, которая теперь находилась наверху, меня отделяло около двух метров. Люди вокруг меня кричали и падали", — продолжил мужчина, объяснив, что ему удалось ухватиться за дверную ручку и выбраться наружу, подтянувшись.

Он был одним из последних, кто смог выбраться, на палубе было полно людей — они суетились у спасательных плотов или одевали спасательные жилеты. Закрепить жилет оказалось непросто и с этой задачей Микаэль не справился — он понял это лишь тогда, когда после прыжка в воду жилет с него слетел. Стоя на внешней палубе, он не знал что делать.

"Я стоял и смотрел. В момент стресса мыслительные процессы очень интенсивны, они отбирают всю энергию", — сказал Микаэль. Крен судна увеличился, люди перестали выбираться на палубу. Оставшиеся внутри оказались заперты в ловушке.

Микаэль решил, что на судне стоит оставаться так долго, насколько это возможно, поэтому он не спешил прыгать в воду. По мере увеличения крена он и другие люди карабкались по борту подальше от воды. В конце концов Микаэль обнаружил себя и еще несколько человек на поверхности корпуса ниже ватерлинии. На плаву оставался последний кусочек "Эстонии".

"В какой-то момент я заметил вдали огни Mariella и Silja, это напомнило мне о фотоаппарате. Я просто держал его перед собой и пытался вспышкой привлечь внимание. Один снимок я сделал, направив фотоаппарат вверх — для вертолета", — только потом он понял, насколько глупой была эта затея.

Морская вода повредила пленку, но в последствии ее удалось проявить — фотографии вышли ядовито-зелеными. На основании этих фотографий следователи реконструировали крушение парома. Снятый Микаэлем мужчина также выжил — после публикации фотографий в Helsingin Sanomat друзья узнали в нем Янно Азери. Янно никогда не рассказывал свою историю, лишь через двадцать лет после катастрофы он переложил воспоминания на страницы книги "Люди "Эстонии". 20 лет спустя".

Янно описал, как они сидели с другом и размышляли о том, что делать дальше. Он заметил, что кто-то начал фотографировать: "Стоял на днище корабля и фотографировал. Я сообразил, что вдали в виде малюсеньких световых точек проходят другие суда и он хочет привлечь их внимание. Еще подумал, вот дурачок, это ведь безнадежно — никто с такого расстояния не заметит".

Крушение парома "Эстония". Рассказ очевидца. Кораблекрушение, Паром, Интернет, Не мое, Катастрофа, Длиннопост

Глядя на то, что волна перекатилась по всему днищу судна, от чего Микаэль промок до нитки, ему стало ясно, что это место надо срочно покидать.

"В этот момент я принял самое быстрое в своей жизни решение — прыгнуть ли в ту сторону, где стояла кромешная тьма, или же туда, где мерцали огни спасательных плотов. Я выбрал плоты", — он умел плавать, но все же не на уровне спортсмена-профессионала. Жилет слетел, на поверхность он выбрался после нескольких гребков. Вода будто кипела, тонущая ”Эстония” создала миллионы пузырьков.

"Тогда я не ощутил, что вода холодная, наверное это защитный механизм человека", — вспомнил Микаэль, рассказывая о том, как он плыл до плота. В какой-то момент ему показалось, что он больше не может грести, но, собрав последние силы, ему удалось забраться на одно из спасательных средств и помочь в этом еще нескольким людям.

На плоту было 12 человек, но в нем была вода. К тому моменту, как на помощь прилетели вертолеты, в живых осталось десять человек.

"Десять человек выжило, двое замерзли насмерть. На нашем плоту один мужчина стал уходить почти что сразу же. В плоту была вода, я удерживал его голову над водой, чтобы он не утонул. Он замерз насмерть. Я был вынужден его отпустить и оттолкнуть", — вспомнил Микаэль.

Вертолеты заметили людей на плоту через пару часов после крушения ”Эстонии”, но их очередь настала лишь когда рассвело. Десять человек с этого спасательного средства подобрал финский вертолет. В течение ночи и утра он спас 49 человек. Микаэля доставили на Silja Symphony.

В то время мобильные телефоны были редкостью, но ему удалось найти человека, у которого он имелся. Жена трубку не взяла. Как выяснилось, она и его отец ожидали известий в порту. Ответила мать Микаэля — ее оставили дежурить на телефоне дома. "Мама не поверила, что это я. Она спросила: это правда ты, ведь это невозможно".

На то, чтобы восстановиться эмоционально и физически, у Микаэля ушло время. После этого он стал задавать себе вопросы, на которые до сих пор не получил исчерпывающих ответов. Он собрал целую кипу материалов, на компьютере хранит фотографии "Эстонии". Он ходил осматривать хранящийся близ Стокгольма носовой визор. Микаэль не согласен с одним из выводов рапорта расследования кораблекрушения, в котором говорится о постепенном увеличении крена.

"Судно резко кренилось дважды, после этого оно остановилось и стало разворачиваться", — подчеркнул он.

Микаэль также недоволен шведскими политиками, которые изменили своим обещаниям о поднятии "Эстонии" на поверхность. Он также желает нового подробного расследования.

"Я и многие другие пострадавшие нуждаемся в ответах. Даже если это не будут красивые ответы. Лишь после этого мы сможем считать эту тему закрытой", — подытожил Микаэль.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
12
Автор поста оценил этот комментарий

Ох, что бы не говорили боящиеся летать, но  уж лучше по быстрому разбросать свои кости по земле, чем охуевать от происходящего и загнуться от переохлождения или утопления.

раскрыть ветку (10)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Да ну нах. На воде можно до последнего трепыхаться, как-то пытаться выжить. И если ты сильный, выносливый, упорный и везучий - можешь остаться в живых.
А в воздухе нихера не сделаешь, как не старайся

раскрыть ветку (7)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Только если вы не смогли выбраться с тонущего корабля и застряли где-то в его глубине, то тогда все печально.
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Все равно от тебя зависит гораздо больше. Чисто физически.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Да, но много факторов все равно влияют. Например, на какой палубе ты находился. Даже ГГ из поста говорит, что спастись было больше шансов у тех, кто находился выше остальных. У остальных их мало.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Влияют, конечно. Но мне кажется, шансы выжить несопоставимы просто.
В авиакатастрофах выживают единицы.
В кораблекрушениях - сотни и тысячи.

Ну и лично для меня страшнее всего именно ощущение, что от меня ничего не зависит.

Автор поста оценил этот комментарий

ты  был на севере?

Автор поста оценил этот комментарий

Да, не поспоришь шанс все таки выше.

Но будь ты хоть трижды выносливый и сильный, закрытое пространство и вода могут свести шансы на спасение к нулю.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ага, или наоборот - открытое пространство и 1000 км до ближайшего берега. Нет уж, ну его в жопу.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Я боящаяся летать :) и у меня значительная часть отпусков - это поездки на паромах Спб-Хельсинки, Хельсинки-Мариехамн, Хельсинки-Стокгольм, Стокгольм - Рига)

Мне на пароме комфортнее чем в самолете, хотя самолет возможно и безопаснее

Я прекрасно разумом понимаю необоснованность моего страха, но он сильнее меня. Я когда захожу в самолет - меня уже трясет, весь полет я в поту и сижу вцепившись в кресло до судорог. Кстати, на сапсане ездить не боюсь, но испытываю похожие ощущения, потому что салон сапсана оформлен на манер салона самолета.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Паромы после этого случая ходят в связке по двое, насколько я запомнила из рассказа на таком пароме. А самолёт да, то ещё испытание) Я в дьютик всегда захожу перед полётом, иначе от страха сердце не выдержит) На многих авиалиниях девочки-стюардессы видят таких, как я и вино в стаканчиках приносят или закрывают глаза, на то, что ты виски в сок добавляешь) так мило)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку