Краткая история первых классовых обществ. Часть 1
В некоторых частях света, начиная примерно с 3000 года до нашей эры, особенно в плодородных речных долинах Месопотамии, Египта, Пакистана и Китая, появились первые полностью сформировавшиеся классовые общества.
Священники, военачальники и гражданские чиновники использовали свое положение, чтобы монополизировать контроль над излишками, добываемыми крестьянами, навязать свою власть остальному обществу и начать эксплуатировать труд других в своих собственных интересах.
В этот период, известный археологам как «Бронзовый век», металлы использовались для изготовления оружия, украшений и безделушек, но основные орудия повседневного труда продолжали изготавливаться из камня, дерева и кости.
Из-за этого производительность оставалась низкой, а излишки небольшими, распространение цивилизации было ограниченным, и, в то время как государства поднимались и падали, большая часть человечества продолжала жить вне их досягаемости.
Доисторический Шумер, участок земли в дельте Тигра и Евфрата на юге Ирака, состоял из болот и пустыни. Но здесь, к 3000 году до нашей эры, первопроходцы неолита создали реальную версию мифического Эдемского сада.
Они осушили болота и оросили песчаные отмели между ними. При этом они создавали поля исключительной плодородности. К 2500 году до нашей эры средняя урожайность ячменя была в 86 раз выше посевной.
Мы знаем это из письменных записей, начертанных на глиняных табличках. Шумеры изобрели письменность, потому что сложное, городское, классовое общество, которое они создали, требовало от них ведения подробных записей - особенно записей о налогах и других сборах.
Древний Шумер был размером примерно с современную Данию. Как только его богатые почвы были обработаны, он мог произвести огромные сельскохозяйственные излишки.
Это сделало возможным качественный переход от жизни в деревнях к жизни в городах. Шумер совершил то, что можно назвать "городской революцией".
Раскопки показали, что в городах преобладали большие храмы и искусственные курганы, известные как зиккураты. Храмы и поместья в окружающей сельской местности, которые поддерживали их, принадлежали богам.
Территория Лагаша (древнего города шумер) была поделена между примерно 20 божествами. Каждое божество (к примеру богиня Бау) «владело» определенными гектарами земли (которые считались собственностью божества).
Собственность управлялась храмовыми жрецами, которые считались наместниками божеств.
Богатство делало их могущественными, и их сила использовалась для накопления большего богатства. Об весомой силе жрецов можно судить по указу, направленному на восстановление старого порядка Лагаша, "как он существовал с самого начала"; в нем говорится, что жрецы воровали у бедных, занимались различными видами вымогательства и обращались с землей храма, скотом, оборудованием и слугами как с их частной собственностью или рабами.
Из рядов жрецов вышли градоначальники (впоследствии именовавшиеся царями). В Лагаше правитель города был одновременно верховным жрецом главного бога и главнокомандующим армией.
Правитель Лагаша был одним из многих правителей, поскольку Шумер был разделен на отдельные города-государства. Каждое государство жило в страхе перед своими соседями.
У каждого была земля, стада, амбары, сокровища и рабочая сила для защиты. Военная мощь была необходима для обороны. Постоянные набеги соседей заставляли накапливать силы, и иногда самим совершать грабительские походы.
Военная мощь также имела внутреннюю функцию. Правители, священники, бюрократия чиновников и клерков, вооруженные отряды людей, которыми они командовали, - было механизмом поддержания нового социального порядка в городе. Бюрократия сама была инструментом классовой власти.
Сложность городского общества требовала письменности для ведения учета, стандартизированных весов и мер для торговли, а также геометрии и арифметики для измерения плодородной земли. Во все более сложном и классовом обществе, кто кому что должен, нужно было измерять, записывать и принуждать.
В этих искусствах обучались новые виды специалистов. Их образование было эзотерическим и эксклюзивным. Государственная иерархия наделяла их властью и статусом. Старые категории специалистов-торговцы и ремесленники - также были включены в новую классовую структуру. Свободного рынка не было. Экономика древнего города уходила корнями в политический строй. Правители контролировали, чем торговали, где продавали и кому. В частности, они сохраняли монополию на металлы, особенно бронзу и золото.
Короче говоря, ранний династический Шумер был первым в мире полностью развитым классовым обществом. Внизу были рабы. Над ними стояли простолюдины подчиненного статуса. Над ними были свободные граждане. На самом верху стояли клерки, чиновники и священники.
Если смотреть на глиняные таблички тех лет, то одна табличка из обожженной глины расскажет нам о 205 рабынях и их детям, вероятно, нанятых для ткачества. Другая описывает профессиональную иерархию в храме Бау в Лагаше.
Классовое неравенство вызывало возмущение и сопротивление. Шумерские таблички намекают на напряженность. Новый социальный порядок не был основан на консенсусе. Его нужно было навязывать и поддерживать силой.
Каким образом меньшинство получило возможность возвыситься над большинством? Что позволяло немногим накапливать богатство за счет многих?
Гёбекли́-Тепе́ — храмовый комплекс, расположенный в 8 километрах к северо-востоку от города Шанлыурфа, Эдесса (греч. Έδεσσα), в 2,5 километрах от деревни Оренджик (Örencik) в регионе Юго-Восточная Анатолия (Турция). Является древнейшим из крупных мегалитических сооружений в мире. Его возраст оценивается до 12 000 лет, ориентировочно датируется по меньшей мере IX тысячелетием до нашей эры, согласно геомагнитным исследованиям, проведённым в 2003 году
Археологические находки в Гёбекли-Тепе и Невалы-Чори революционным образом изменили представления о раннем неолите Ближнего Востока и Евразии в целом.
Хотя комплекс формально относится к культуре докерамический неолит, на раннем этапе строительства в нём не найдено следов одомашненных животных или растений. Начинали строительство охотники-собиратели. В то же время, завершали строительство земледельцы и по данным генетических исследований, одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Карачадаг (Karacadağ) в 30 км от Гёбекли-Тепе. Предполагается, что культ Гёбекли-Тепе играл ключевую роль в возникновении земледелия.
Поскольку комплекс появился ещё до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9 тыс. лет до н. э.
В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определённой социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10—20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было ещё больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае, само существование храмового комплекса в столь далёкую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.
В начале VIII тысячелетия Гебекли-Тепе не был разрушен войной или просто покинут людьми. Его намеренно... засыпали землей! Объем грунта составлял примерно 500 кубометров - это сто самосвалов «КамАЗ». Почему это произошло? Ответ на этот вопрос нашли в Чайоню. Около 7200 года до нашей эры там произошли удивительные вещи: храм, где совершались жертвоприношения, был сожжен и разрушен. Та же судьба постигла и три богатых, просторных дома, которые находились в районе тамошней Рублевки. Набег врагов? Но дома простых обитателей деревни не пострадали. Более того, на развалинах элитного поселка вскоре была организована... свалка. Вскоре рядом выросла новая деревня, она уже не несла следов социального расслоения. Не было ни господских домов, ни трущоб. По сути, в селе был один дом среднего достатка, существовавший в количестве 1500 копий. Турецкий археолог Мехмет Оздоган, руководивший раскопками, считает: единственным объяснением случившегося может быть только... социальный переворот.
это что за куча безграмотного материала уровня "Древний восток для чайников"?
Шумер периода 3 династии Ура - мечту коммунистических бюрократов всего мира объявить развитым "классовым" обществом. Поразительно.
Достали своей политикой