50

Красивая, но бесполезная Ferrari F92A

Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост

В истории Ferrari немало славных и неудачных моделей. Одна из них – Ferrari F92A, модель 1992-го года, которая принесла команде лишь 21 очко. Между тем, в 92А были заложены интересные технические решения и необычный облик боковых понтонов, но не выстрелило.

Проект разработал Жан-Клод Мижо, которому помогал Стив Никколз, а приглядывал за их деятельностью Харви Постлтуэйт. Руководство Ferrari рассматривало машину как разрыв с прошлым, после того, как в конце 1991-го года в команде произошли большие перемены. Предполагалось, что новая F92A станет большим шагом вперёд, несмотря на то, что предыдущее поколение машин было вполне быстрым, и в 1990-м году Ален Прост едва не стал чемпионом.

Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост

Защищать честь Скудерии должны были Жан Алези и Иван Капелли и тест-пилоты Никола Ларини и Джанни Морбиделли.


Мижо стал автором "вздёрнутого носика" Tyrrell 019 в 1990-м году, и французу очень хотелось не ударить в грязь лицом.

Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост

Жан Алези за рулем Tyrrell 019 в 1990г. наделал немало шуму. Форма переднего антикрыла позволяла большему количеству воздуха поступать под днище машины, делая работу диффузора более эффективной


Мижо предложил идею – боковые воздухозаборники расположенные отдельно от монокока. Но это было далеко не всё – вторым «ноу-хау» от Мижо стало двойное днище. Мижо приподнял понтоны, чтобы позволить дополнительной струе воздуха проникать под них и питать диффузор.

Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост
Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост
Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост

В теории задумка Мижо должна была резко увеличить прижимную силу машины и механическое сцепление колёс с дорогой, что позволило бы скручивать угол атаки антикрыльев и быть быстрыми на прямых. Но теория – это теория. Уже на первых тестах машина вызвала яростные споры в руководстве Ferrari своими неубедительными результатами.

Репутацию Мижо в тот момент спас авторитетный Алези – француз вступился за соотечественника, убедив руководство в том, что идеи верны, нужно лишь время для их раскрытия. Решать проблему нехватки темпа Алези пытался на первых порах так, как и делал всю карьеру – темпераментом и страстью.

Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост

А вот Ивану Капелли, ставшему в 1992-м напарником Алези, было куда сложнее – итальянец обладал чистым и аккуратным стилем, и к непредсказуемому характеру F92A привыкнуть хронически не мог. На его приглашении настоял Клаудио Ломбарди, который предпочёл Капелли таким гонщикам, как Пьерлуиджи Мартини и Стефано Модена.

Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост

«Машина была не такой уж и плохой, она действительно имела неплохую прижимную силу, как и обещал Мижо, но она была очень нестабильной. Думаю, если бы было больше времени, ресурсов для развития машины, мы бы довели всё до ума», - вспоминает Ломбарди.

Но времени-то как раз и не было – после провального для Ferrari 1991-го года всем хотелось немедленных результатов. Но взяться им было неоткуда – если шасси оказалось ещё куда ни шло, то мотор получился совсем неважным, слабым и ненадёжным. Именно двигатели стали ахиллесовой пятой Ferrari в 1992-м году, но Лука Ди Монтедземоло не стал вникать в эти тонкости, а просто перетасовал весь руководящий состав команды

Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост
Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост
Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост

«Была проблема: масло попадало в камеру сгорания через зазор между поршневым кольцом и стенкой цилиндра, – рассказывал Алези. – Это приводило к потерям примерно в 50 л.с. (максимальная мощность моторов Ф1 тогда могла достигать 800 л.с.). Но тогда в Ferrari был обычай до последнего искать проблемы где угодно, но не в моторе».

Впрочем, по словам Мижо, проблемы с двигателем не были секретом: «Чтобы двигатель не остался без смазки, пришлось ставить на машину дополнительный масляный бачок. И это, само собой, не порадовало, так как нарушило тщательно просчитанную компоновку моторного отсека».

Постепенно расклад становился все более очевидным. Автомобили команды Dallara BMS, на которых стоял прошлогодний мотор Ferrari, превосходили машины Скудерии по максимальной скорости. В середине сезона на частных тестах Алези сел за руль F92A, на которую установили прошлогодний мотор – и тут же почувствовал разницу. Не в пользу той машины, на которой выступал в чемпионате.

Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост
Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост

Монтедземоло надеялся решить фундаментальную проблему, очень часто мешавшую команде – дрязги и конкуренцию между департаментами шасси и моторов. Уже к началу лета стало понятно, что сезон потерян (впрочем, ввиду тотального доминирования команды Williams сезон можно было назвать потерянным для всех), но работа по развитию F92A продолжалась – в Спа дебютировала версия F92AT с поперечно расположенной коробкой передач в угоду оптимальной развесовке.

"Она была компактнее, но, само собой, шире, – говорит Мижо. – И из-за этого разрушила тщательно выстроенную конфигурацию потоков, которые шли от передней части понтонов к диффузору и заднему крылу. Все это делало машину еще медленнее.

Это был ад. Меня сделали козлом отпущения в ситуации, которой я не мог управлять, – резюмирует конструктор. – Очевидно, что с мотором не все в порядке – но тогда упреки в адрес мотористов были в Ferrari чем-то вроде ругани в церкви. И никто так и не смог принять правду – всем было удобнее сойтись на мысли, что проблемой стала аэродинамика".

Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост
Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост
Красивая, но бесполезная Ferrari F92A Формула 1, Гонки, Автоспорт, Ferrari, Длиннопост

Ещё одна новинка появилась на Ferrari в Японии, на предпоследнем этапе – активная подвеска, которая принесла "на борт" лишние 30кг и была скорее заделом на будущее. Тогда же сменился и один из пилотов – место лишившегося мотивации Капелли занял штатный испытатель Ferrari Никола Ларини, который и работал над активной подвеской.

В результате - всего два подиума за сезон, лучший старт - одно третье место, в восьми этапах обе машины не смогли финишировать, четвертое место в Кубке конструкторов. Пожалуй, хуже была только Ferrari 312T5 1980 года.

Формула 1

1.2K постов2.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Срач по формульным и околоформульным темам - приветствуется. Мат - допускается (я и сам грешен). Любой другой автоспорт и весь спорт в целом - не возбраняется.

Запрещается: политический срач.

Подробнее