34

Космическая одиссея.

В 1968 году весь мир узнал сразу о двух культурных явлениях под названием «2001: Космическая одиссея»: фильме Стэнли Кубрика и романе Артура Кларка. «Космическая одиссея» — редкий случай почти синхронного и одинаково сильного влияния двух разных по форме и средствам выражения произведений искусства как на современников, так и на потомков.


Определить, что первично (книга или фильм, Кларк или Кубрик) в случае «Космической одиссеи» — все равно что разрешить вечную проблему курицы и яйца или материи и сознания. С одной стороны, впервые само название «2001: Космическая одиссея» появилось в фильме Кубрика, а уже только потом вышел роман. Но, с другой стороны, фильм был снят по сценарию Кларка, а в нем британский фантаст основывался на идеях из своего более раннего рассказа «Часовой». При этом знаменитое название, ставшее чуть ли не нарицательным, по признанию фантаста, было полностью придумано режиссером картины. По всем этим причинам «Космическую одиссею» было бы правильно считать созданием как минимум двух гениальных людей, один из которых придумал удивительный литературный мир, а другой — воплотил его на экране.

Космическая одиссея. Космическая одиссея, Артур Кларк, Стэнли Кубрик, Фильмы, Фантастика, Книги, Длиннопост

В отношении «Космической одиссеи» существует популярное мнение, что это единственная в истории экранизация еще не написанного произведения. Это одновременно так и не так. Да, действительно, роман Кларка вышел после фильма Кубрика и при работе над книгой писатель ориентировался как на сам фильм, так и на свой сценарий. Но в то же время сам сценарий был написан Кларком далеко не с чистого листа. В его основу легло сразу несколько других текстов писателя, созданных задолго до начала производства фильма.


В рассказе «Часовой», который был написан специально для конкурса BBC в 1948 году, а опубликован еще спустя три года, впервые появляется некий артефакт в форме тетраэдра, способный посылать сигналы в космос. Именно этот предмет позже станет знаменитым «черным монолитом» из «Космической одиссеи», который можно назвать главным и самым узнаваемым символом книги и фильма.


Впрочем, самого Кларка всегда раздражало, когда «Часового» называли основным источником «Космической одиссеи». Писатель говорил, что рассказ имеет к фильму и будущему роману такое же отношение, какое желудь имеет к разросшемуся дубу.

Космическая одиссея. Космическая одиссея, Артур Кларк, Стэнли Кубрик, Фильмы, Фантастика, Книги, Длиннопост

Стэнли Кубрик взялся за работу над «Космической одиссеей» почти сразу после завершения фильма «Доктор Стрейнджлав» в 1964 году. Режиссер дебютировал в начале 50-х годов поначалу не самыми заметными документальными и художественными фильмами, однако в начале 60-х, благодаря таким громким картинам, как «Спартак» и «Лолита», стал одним из самых многообещающих молодых кинематографистов своего времени.


После политической и антимилитаристской черной комедии «Доктор Стрейнджлав», напрямую связанной с многими событиями Холодной войны, Кубрик решил вместо проблем сегодняшнего дня обратиться к теме будущего. Амбициозному режиссеру захотелось снять фильм о жизни вне Земли, и это желание сразу привело его в область научной фантастики, которая в эти годы столь же резко набирала обороты, как и сам Кубрик.


Поскольку почти над всеми сценариями к своим предыдущим фильмам Кубрик работал в соавторстве, а роман «Лолита» на экран режиссер переносил и вовсе вместе с автором книги Владимиром Набоковым, к сценарию нового проекта он тоже решил подойти максимально серьезно и стал искать писателя из литературной научно-фантастической среды. Сотрудник Columbia Pictures посоветовал Кубрику обратиться к Артуру Кларку, который в тот момент проживал на острове Цейлон (ныне Шри-Ланка).


Кубрик был убежден, что Кларк — «отшельник и чудак, живущий на дереве», но дал добро на то, чтобы попробовать связаться с ним. Кларк быстро ответил на запрос согласием, выразив «ужасающую заинтересованность поработать с этим enfant terrible», а также с удивлением спросил: «Почему Кубрик считает меня отшельником?». Первая встреча Кубрика и Кларка состоялась 22 апреля 1964 года в Нью-Йорке.

Космическая одиссея. Космическая одиссея, Артур Кларк, Стэнли Кубрик, Фильмы, Фантастика, Книги, Длиннопост

На встрече Кубрик сказал фантасту, что хотел бы снять фильм об отношениях человека и Вселенной, и, в конечном счете, создать произведение искусства, которое бы вызывало в зрителе чувства удивления, трепета и даже, если угодно, ужаса. Кларк предложил режиссеру на выбор шесть своих рассказов, и вскоре Кубрик выбрал «Часового» как некую основу для будущего фильма. Так началось это интригующее творческое сотрудничество, которое через четыре года вылилось в великий фильм и великий роман.


Почти два года режиссер и писатель работали над сценарием будущего фильма, и в это же время Кларк стал перерабатывать сценарий в роман, избегая полного копирования и даже порой намеренно изменяя некоторые детали. Однако основные отличия книги от фильма связаны во многом с тем, что какие-то вещи не могли быть отражены на экране по финансовым или техническим причинам.


Например, экипаж корабля «Дискавери» в книге отправляется на один из спутников Сатурна Япет, а в фильме — на Юпитер. Это произошло потому, что Кубрик не смог договориться со специалистом по спецэффектам по поводу того, какую модель колец Сатурна стоит выбрать для фильма. Поскольку авторская свобода в литературе гораздо больше, чем в кинематографе, в романе Кларка в итоге нашел отражение первоначальный замысел.


Несмотря на то, что почти все знают, что такое «Космическая одиссея» и многие слышали и про фильм, и про книгу, большинство людей в первую очередь все же обращаются к кинокартине и зачастую ею ограничиваются. Вероятно, зрителям кажется, что, раз они посмотрели фильм, то книгу читать не обязательно, потому что там, скорее всего, будет почти то же самое, разве что немного подробнее.


Однако в случае «Космической одиссеи» это далеко не так. Хотя Кубрик и Кларк хорошо сработались (что большая редкость для двух талантливых людей), все же они были двумя разными личностями со своим взглядом на искусство, науку и жизнь вообще. Именно поэтому неудивительно, что Артур Кларк не ограничился только написанием сценария, а принялся и за дополнительную работу, уже исключительно «свою».

Космическая одиссея. Космическая одиссея, Артур Кларк, Стэнли Кубрик, Фильмы, Фантастика, Книги, Длиннопост

Фильм и роман «2001: Космическая одиссея» — два великих, но разных произведения искусства уже хотя бы потому, что в фильме наибольшую роль играют символы и интуитивный способ познания Вселенной, тогда как роман имеет жесткую и строгую аналитическую структуру. В книге гораздо важнее не скрытые, а прямо высказанные смыслы и идеи. Артур Кларк поднял на бумаге множество важнейших тем и четко проговорил то, на что Кубрик лишь намекал на экране.


Среди главных тем «Космической одиссеи», безусловно, выделяется научно-технический прогресс, с глубоким исследованием всех тех возможностей и опасностей, которые он собой несет. Вымышленный компьютер HAL, представляющий собой один из самых ярких образов искусственного интеллекта в литературе, одновременно привлекает, поражает и пугает.


Особенное место в романе Кларк отвел своей собственной теории эволюции. Вместо довольно общего взгляда на развитие человечества в фильме писатель предлагает совершенно конкретную концепцию, по которой Homo sapiens является далеко не высшей точкой развития человека, а лишь промежуточным этапом. Финал романа на примере главного героя, Дэвида Боумена, предсказывает грядущее перерождение человека, в результате которого мы избавимся от материальной оболочки. Пускай к 2001 году это предсказание еще не сбылось, все та же окружающая нас реальность, постоянно грозящая наступающей технологической сингулярностью, убеждает в том, что эта идея не так фантастична, как могло показаться 50 лет назад.


Но, прежде всего, роман «2001: Космическая одиссея» рассказывает о покорении космоса. Артур Кларк не просто анализирует те масштабные цели и безумные мечты, которыми было поглощено все человечество в 60-е годы прошлого века, но и пытается найти ответы на вопросы. Почему человека так сильно влечет в иные миры и пространства? Зачем на самом деле космос нужен жителям Земли? Почему будущее человечества напрямую зависит от покорения космоса? Все эти вопросы остро встают в книге Кларка, а подробнейшие описания жизни экипажа корабля «Дискавери» буквально переносят читателя в космическое пространство и помогает ему невероятно точно прочувствовать, каково это — оказаться за пределами границ привычного человеческого существования.


https://dtf.ru/read/34218-2018-kosmicheskaya-odisseya-50-let...

Найдены возможные дубликаты

Лучшие посты за сегодня
7680

Совсем уже обнаглели

Совсем уже обнаглели
6218

Находка

5476

Вот оно что

Вот оно что
4276

Жители Сосенского поселения Новой Москвы, просившие решить проблему с мигрантами, создают группы самообороны

Жители Сосенского поселения Новой Москвы, просившие решить проблему с мигрантами, создают группы самообороны Негатив, Мигранты, Москва, Отряд, Самооборона
Показать полностью 1
4168

Страна Арракия - страна без забот

Страна Арракия - страна без забот
3678

Прозвище

3645

Крик души вирусолога

Крик души вирусолога Коронавирус, Вирусология, Здоровье, Медицина, Длиннопост
Крик души вирусолога Коронавирус, Вирусология, Здоровье, Медицина, Длиннопост
Крик души вирусолога Коронавирус, Вирусология, Здоровье, Медицина, Длиннопост
Крик души вирусолога Коронавирус, Вирусология, Здоровье, Медицина, Длиннопост
Крик души вирусолога Коронавирус, Вирусология, Здоровье, Медицина, Длиннопост
Крик души вирусолога Коронавирус, Вирусология, Здоровье, Медицина, Длиннопост
Крик души вирусолога Коронавирус, Вирусология, Здоровье, Медицина, Длиннопост
Крик души вирусолога Коронавирус, Вирусология, Здоровье, Медицина, Длиннопост
Крик души вирусолога Коронавирус, Вирусология, Здоровье, Медицина, Длиннопост
Крик души вирусолога Коронавирус, Вирусология, Здоровье, Медицина, Длиннопост
Крик души вирусолога Коронавирус, Вирусология, Здоровье, Медицина, Длиннопост
Показать полностью 11
3608

Ответ на пост «Совсем уже обнаглели» 

3369

Тебе больше не повезёт

2816

Штош... не я первый начал

2780

М.Видео извините

М.Видео извините МВидео, Обман клиентов, Длиннопост
М.Видео извините МВидео, Обман клиентов, Длиннопост
М.Видео извините МВидео, Обман клиентов, Длиннопост
М.Видео извините МВидео, Обман клиентов, Длиннопост
М.Видео извините МВидео, Обман клиентов, Длиннопост
М.Видео извините МВидео, Обман клиентов, Длиннопост
М.Видео извините МВидео, Обман клиентов, Длиннопост
М.Видео извините МВидео, Обман клиентов, Длиннопост
Показать полностью 8
2764

Главное поддержать

Главное поддержать Находка, Моральная поддержка, Комментарии на Пикабу, Скриншот
2759

Эффективные менеджеры

Эффективные менеджеры
2746

Минутка весёлых прозвищ

Минутка весёлых прозвищ Прозвища, Черный юмор, Комментарии на Пикабу, Длиннопост
Минутка весёлых прозвищ Прозвища, Черный юмор, Комментарии на Пикабу, Длиннопост
Показать полностью 2
2745

Карательная кулинария

Карательная кулинария
2544

Джеки Чан делал самостоятельно большую часть трюков

Джеки Чан делал самостоятельно большую часть трюков Джеки Чан, Актеры и актрисы, Знаменитости, Раскадровка, Интервью, Фильмы, Каскадер, Покровитель, Работа, Травма, Длиннопост
Джеки Чан делал самостоятельно большую часть трюков Джеки Чан, Актеры и актрисы, Знаменитости, Раскадровка, Интервью, Фильмы, Каскадер, Покровитель, Работа, Травма, Длиннопост
Джеки Чан делал самостоятельно большую часть трюков Джеки Чан, Актеры и актрисы, Знаменитости, Раскадровка, Интервью, Фильмы, Каскадер, Покровитель, Работа, Травма, Длиннопост
Джеки Чан делал самостоятельно большую часть трюков Джеки Чан, Актеры и актрисы, Знаменитости, Раскадровка, Интервью, Фильмы, Каскадер, Покровитель, Работа, Травма, Длиннопост
Джеки Чан делал самостоятельно большую часть трюков Джеки Чан, Актеры и актрисы, Знаменитости, Раскадровка, Интервью, Фильмы, Каскадер, Покровитель, Работа, Травма, Длиннопост
Джеки Чан делал самостоятельно большую часть трюков Джеки Чан, Актеры и актрисы, Знаменитости, Раскадровка, Интервью, Фильмы, Каскадер, Покровитель, Работа, Травма, Длиннопост
Джеки Чан делал самостоятельно большую часть трюков Джеки Чан, Актеры и актрисы, Знаменитости, Раскадровка, Интервью, Фильмы, Каскадер, Покровитель, Работа, Травма, Длиннопост
Джеки Чан делал самостоятельно большую часть трюков Джеки Чан, Актеры и актрисы, Знаменитости, Раскадровка, Интервью, Фильмы, Каскадер, Покровитель, Работа, Травма, Длиннопост
Джеки Чан делал самостоятельно большую часть трюков Джеки Чан, Актеры и актрисы, Знаменитости, Раскадровка, Интервью, Фильмы, Каскадер, Покровитель, Работа, Травма, Длиннопост
Джеки Чан делал самостоятельно большую часть трюков Джеки Чан, Актеры и актрисы, Знаменитости, Раскадровка, Интервью, Фильмы, Каскадер, Покровитель, Работа, Травма, Длиннопост
Джеки Чан делал самостоятельно большую часть трюков Джеки Чан, Актеры и актрисы, Знаменитости, Раскадровка, Интервью, Фильмы, Каскадер, Покровитель, Работа, Травма, Длиннопост
Показать полностью 10
2512

Он предпочитает на 2000 лет постарше

Он предпочитает на 2000 лет постарше
2509

Уже не половина зёрнышка в день

Уже не половина зёрнышка в день Дюймовочка, iPhone, Юмор
Показать полностью 1
2467

"Самая сложная часть межрасовых отношений, это совместное фото"

"Самая сложная часть межрасовых отношений, это совместное фото" Отношения, Расы, Фотография, Повтор
Показать полностью 1
2465

Сколько всего над нами летает и чего

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: