Смотрите в гугле "остойчивость судна".
Кратко: При крене меняется форма погруженного объема, за счет чего центр выталкивающих сил отклоняется в сторону. И если он отклоняется в сторону дальше, чем центр тяжести, появляется момент сил, возвращающий судно в вертикальное положение.
Осадка почти полностью зависит от загрузки. Когда пустой - аж бульб из воды торчит. Когда с полным дейдвейтом, ватерлиния почти по край борта.
Вот по какой загрузке красят и почему таак принято - вопрос интереснее.
Грузовая ватерлиния создана для определения максимально допустимой просадки судна из-за его загруженности. Обычно подобная ватерлиния судна совпадает с конструктивной.
Действующая не наносится на корпус судна, это понятие, которое определяет текущий уровень просадки корабля в зависимости от его загруженности или типа воды.
Расчетная показывает осадку, по которой определяются теоретические характеристики судна.