Консультация семьи с аутичным подростком

За помощью обратилась семья. Муж и жена + ребенок Ева 16,5 лет (г.Краснодар).

Девушка отказывается приходить на прием к специалистам, поэтому родители попросили об онлайн консультации без участия дочери.

Неврологический диагноз: ВСД (вегетососудистая дистония)

К психиатру семья по поводу дочери не обращалась.К психологам обращались однократно.

Что беспокоит семью, вопросы на обсуждение:

  • Ева закончила школу, планирует поступать в университет в другом городе с самостоятельным проживанием в общежитии.

Вопрос: может ли она жить в незнакомой среде автономно?

  • Ева совсем не интересуется противоположным полом, маму это тревожит, она настаивает на необходимости для дочери в будущем создать семью и родить детей.

Вопрос: как убедить дочь в важности создания семьи?

Со слов родителей: у Евы с рождения и по настоящий момент присутствуют повторяющиеся движения - трясет рукой, раскачивается вперед-назад.

С 2 лет и до 6 лет отсутствовало чувство голода, если не напоминали, могла за день выпить стакан воды (компота) и все.

Начиная с 6 лет Ева начала просить поесть, однако список употребляемых продуктов существенно ограничен (пельмени, вафли, печенье).

С раннего возраста не реагировала улыбкой, реакцией оживления на приближение людей из ближайшего окружения (родителей).

В 2-3 года играла в одиночестве, не позволяла другим присоединиться к своей игре.

На данный момент присутствует избыточный вес, пониженный мышечный тонус.

Ева стремится быть в одиночестве, старается не покидать свою комнату. Ежедневно играет в компьютерные игры на протяжении многих часов. При попытках родителей ограничить время игры в комп. игры реагирует агрессивно, представляя угрозу здоровью окружающим людям.

В школе не учитывает субординацию, разговаривает грубо с учителями, оспаривает их уровень знаний и право преподавать. Учителя злятся, занижают оценки. Ева не понимает взаимосвязи.

При совместном просмотре фильмов девушка затрудняется определить сюжет, мотивы героев, сосредотачивая внимание на деталях интерьера, одежды. Ева заучивает шутки над которыми кто-то из окружения посмеялся, затем старается их применить в общении с окружающими.

Продолжительные дружеские отношения не получается поддерживать, т.к. Ева говорит в форме монолога, о своих специальных интересах (динозавры, русский костюм, физика).

Родители отмечают эмоциональную холодность дочери, отсутствие выраженности всех эмоций в виде ровного, равнодушного отношения ко всем происходящим событиям.

Родители предполагают что дочь травят в классе, об этом говорят некоторые одноклассники и учителя . Ева называет тех одноклассников кто ее травит друзьями, не видит проблемы в их поведении.

У Евы хорошие знания по физике. Год назад она поступила в престижную школу, но не удержалась там ввиду конфликтного поведения с учителями и отказа изучать школьные предметы за исключением физики.

Навыки гигиены в стадии формирования: родители используют принуждение, чтобы убедить раз в неделю принять душ, помыть голову. Зубы подросток не чистит, одежду предпочитает не менять.

Навыки самообслуживания также не полностью сформированы: Ева не умеет определять грязную одежду, стирать белье, убирать свою комнату, сортировать вещи (в шкаф с одеждой может поставить грязные тарелки), планировать и совершать покупки, умеет готовить 2 блюда (пельмени и макароны).

Рекомендации:

  • консультация диетолога. По результатам его заключения определим необходимость процедуры ввода дополнительных продуктов/пищевых добавок, витаминов в рацион девушки

  • пройти тест на непереносимость глютена и с результатами обратиться к гастроэнтерологу

  • в случае нарастания агрессивного, проблематичного поведения обратиться за помощью к психиатру

  • до переезда в другой город при помощи поведенческой терапии сформировать необходимый минимум навыков по самообслуживанию и личной гигиене (подробнее в видео)

  • до поступления в университет в работе с психологом подтянуть навыки коммуникации, освоить ролевые модели, донести необходимость изучать все преподаваемые дисциплины хотя бы по остаточному принципу

  • убрать давление на психику подростка в вопросах планирования семьи

    *во имя защиты конфиденциальности персональная информация такая как имена, место жительства изменены

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий
Ну и пусть едет и живёт одна. Все, кто из общаг рассказывали, что вот такие, которые себя не умеют обслужить, приезжали и учились. Я бы отпустила.
раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте. спасибо что написали. Вы пишете "...вот такие, которые себя не умеют обслужить, приезжали и учились." Если у человека есть способность научиться при помощи повторения за другими людьми, он научится путем наблюдения и подражания.

В случае с Евой нужно специальное обучение, использование визуальных подсказок, и т.д.

Шансы что она научится ухаживать за собой и окружающей обстановкой самостоятельно не велики.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Аутический спектр многогранен. Я думаю, задача родителя такого ребенка, да и любого ребенка, дать самостоятельность этому самому ребенку. Чтобы он сам мог выживать. Если девочка сама хочет, пуст пробует. Вдруг получится? А если нет, не она первая, кто возвращается в родительский дом
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спектр широк и тому или иному аутичному человеку подойдет тот или иной вариант решения вопроса в зависимости от индивидуальных особенностей.

Если говорить про эту конкретную девушку, ей с моей субъективной точки зрения показана специализированная подготовка  до переезда в другой город. У вас может быть отличное от моего мнение основанное на вашем профессиональном и жизненном опыте, это нормально.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, мое мнение исключительно на рассказах родителей, у которых такие дети. Эти родители мои друзья и знакомые. Я вижу их стремление дать ребенку самостоятельность.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку