Конфликт на работе. Стоит ли избегать?

Для многих из нас конфликты на работе являются дискомфортными явлениями, которые мы стремимся избежать или не допустить. Руководителей учат конфликты пресекать, не допускать. В учебной литературе и на тренингах признается безусловный вредный эффект от всякого рода конфликтов, но я бы не спешил с шаблонами. В моей практике было немало случаев, когда спровоцированный конфликт шел на пользу. Самое главное осознавать свою цель, втягиваясь в мероприятие.

Конфликт на работе. Стоит ли избегать? Офисные будни, Офисные истории, Завод, Конфликт, Конфликтология, Начальник, Начальство, Работа, Длиннопост

Первая история связана со мной, когда я молодым руководителем, вошёл в новый коллектив, с новым для меня видом деятельности. Я не был корифеем из этой среды и опыта руководства тоже не было. Очень сильно переживал за то, как я справлюсь с работой, как смогу управлять коллективом. Опасался, что моей неопытностью будут пользоваться. Особенно меня настораживали две работницы с огромным стажем, огромным авторитетом как в руководстве, так и за пределами коллектива. Я для них был мальчиком, который "еще не родился, а они уже тут работали". Не было никакого шанса им объяснить, кто тут начальник. Держались они вместе, дружно переламывали кости сопротивляющимся - настоящие офисные "волчицы". Я понимал, что если я не вобью клин между ними, то всегда буду в подчиненной позиции у них и коллектив меня не будет воспринимать. Стараясь не попасть под их критику, а ее проявления всегда были шумными и уничижительными, я стремился все делать правильно, но как не убегай, - все равно попадешься, и такое положение дел меня не устраивало. Я отчаянно искал выход. В руках начальников власти, на самом деле, очень немного, а ответственность вся на них. Подчинённый провалился - виноват начальник, т.к. плохо организовал работу. Верхнее руководство, в чьих руках меры дисциплинарного воздействия не сильно стремятся погружаться в проблемы нижних чинов: они тебя поставили решать их проблемы, а не наоборот. Поэтому мне действовать нужно без революционных потрясений, что бы ты не делал, а план выдай! И тут у работников масса возможностей для манипуляций. У меня из рычагов была только смешная премия, типа мотивационная, размерами которой можно только оскорбить, а не вдохновить.
Обычно она делилась по 3 копейки каждому и этот порядок лишал меня единственной меры поощрения и управления. И в какой-то момент я решил изменить подход: взял тетрадь и стал записывать добрые дела подчинённых, а по итогам месяца распределять премию. В какой-то из месяцев одной из моих "волчиц" не досталось ничего в пользу другой. Что тут поднялось: сначала обиженная зашумела на меня, но сохраняя самообладание, я ей все объяснил и показал тетрадку и отбил атаку. Но человека понесло. Спровоцировать старые обиды оказалось легко: переходя на личности, она высказала претензии своей коллеге, за то, что это против устоявшихся правил. Настала очередь огрызаться второй "волчице", которая посчитала справедливым новый подход. Битва была эпичной, продолжалась неделю или более. Я наслаждался незабываемым зрелищем. Былая дружба разрушена суммой в 500 рублей. Когда запал иссяк, и стороны обессилели я вмешался, урегулировал конфликт:
- Мирись, мирись и больше не дерись!
Как Путин в Карабахе занял сторону: "дружу со всеми" или лисы, которая делила сыр у медвежат. Доверие ко мне с их стороны возросло, а взаимное - ослабло, вот в этот промежуток я и влез. Далее я стал лицом, к которому приходят рассудить. Моя цель была повысить свой статус в коллективе и я ее достиг. Премию я впредь распределял поровну - нафиг мне этот гемор с тетрадками.
Конфликт- это мощнейший инструмент вскрыть проблему. Под красивым ковром, может скопиться много мусора, но вы должны знать свою цель и не боятся боев без правил.
Конфликт позволяет выйти на новый уровень отношений или договоренностей, которые все участники конфликта оценивают, как более благоприятные по сравнению с тем, что было ранее.
Например у вас в коллективе может быть человек, который постоянно гундит, ворчит, проявляет негативные эмоции, долго возмущаться тем, что начальство не думает о людях, несправедливо распределяет работу или премию, плохо организует взаимодействие между исполнителями, и ни разу не сказать о себе. Навыков разобраться в себе у него нет, и руководитель не понимает причин. Человека воспринимают буквально как склочника, но на самом деле проблема может быть в том, что из-за большого объема работы ему приходится подолгу задерживаться в офисе и это плохо отражается на его самочувствии и личной жизни - с этими проблемами и надо работать.
За каждой негативной эмоцией стоит какая-то неудовлетворенная потребность. Свои личные потребности мы на работе маскируем под рабочую задачу - я за общее дело болею, от этого разобраться в причинах становится еще сложнее.

Конфликт на работе. Стоит ли избегать? Офисные будни, Офисные истории, Завод, Конфликт, Конфликтология, Начальник, Начальство, Работа, Длиннопост

Дем, чтобы немного разлечь.

Другая история, связанная с конфликтом, произошла недавно с одним из моих бывших подчинённых, которому я сейчас помогаю.
Алексей два года назад вошёл руководителем в новый для себя рабочий коллектив, с незнакомой работой. Тем не менее общая специфика работы ему известна. Полностью мужской коллектив не мог обойтись без звона бубенцами и в какой-то момент парня начали игнорировать, как начальника, потому что он "им в сыновья годится", не выполнять его поручения, демонстрируя явные нарушения трудового режима: А чо таково-то?! Например, раннее начало обеда, позднее его завершение, курение в неположенном месте и т.д. Прошлый начальник, видимо, желая быть хорошеньким перед ними, позволил сократить рабочий день за счет обеда, но мужчины уходя домой раньше не особо парились со своей частью обязательства работать в обед. Это и возмущало Алексея. Я всегда считал, что нельзя садить коллектив на шею, пытаться с ним заигрывать, задабривать, быть добреньким за счет работодателя - это только расхолаживает людей. Что и произошло. В эту возможность и решил ударить Алексей. Отменил им приятный режим. Что тут началось: ябеды, доносы, жалобы во всемирную лигу защиты сексуальных меньшинств. Понабежали проверяющие: ПБ, ОТ, СБ, профсоюз и т.д. Шум поднялся до небес, конфликт выходил из под контроля и грозил выйти за пределы предприятия. Не помогали ни внушения, ни разговоры. Мужики собирали всю грязь из под ногтей, никаких косяков за собой не признавали, их несло, но остановиться они не могли. Проверяющие особых нарушений не выявили, мелкие недочёты устраняются своими силами.

В какой-то момент конфликта Алексей вызвал к себе зачинщика и еще раз поговорил с ним по душам. Оказалось, что у него супруга тяжело болеет и он стремится быть с ней. Ну йобтвою мать, Вася! Что ты молчал и говна расплескивал?! Они договорились о новых правилах взаимодействия, о необходимости подчинения. Алексей подписал бумаги о сохранении режима. Всем. Мне он свои решения пояснил так:
- От меня не убудет, мужики свое дело знают, план выполняют, но теперь они убедились, что я могу показать зубы, и их благополучие зависит от меня.

Мои наблюдения подтвердили изменения в нужную сторону.
Завершая подведу итог:
1. Не бойтесь вступить в конфликт, если вы знаете свою цель, если вы владеете сценариями его развития, то конфликт может стать лекарством от накопившихся болезней.
2. Вступайте в драку с тем, что есть. Иногда хватает легкого пенделя по палке, чтобы обрушить балкон накопившихся проблем

Офисные будни

5.1K постов16.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

-не нарушайте вежливость. За нарушение вежливости -бан, ибо это отталкивает посетителей и авторов.

- не нарушайте правила Pikabu и чтите закон.

- добавляйте посты связанные с тематикой сообщества;
-делитесь опытом организации жизни  в офисе и проживания на работе;
-делитесь управленческим опытом;


Бан за неуместную настойчивость: если вы активно, по несколько раз в неделю, в течение длительного времени размещаете сообщения низкого качества, простецкие и незамысловатые, не ориентированные на интересы аудитории, вы отправляетесь в бан сообщества. Ради качества контента.