79

Коммунизм

Первый день учёбы в шестом классе традиционно начался с выступления классного руководителя. Она уже была не молода, но говорила с юношеским задором и временами заламывала свои пальцы. Меня впечатлили два тезиса её выступления: мы прошли половину школьного пути, а в восьмидесятом году нам исполнится восемнадцать лет, и мы будем жить при коммунизме.
Когда выступление закончилось я приступил к анализу услышанного. Через пять лет мы окончим школу, и больше не будем ежедневно видится друг с другом. А через год начнётся какой-то коммунизм. И я решил поделиться мыслями с соседом по парте:- Санёк, а если я после восьмого класса поступлю в техникум, значит половину школьного пути я прошёл после четвёртого класса?- Да, - ответил флегматичный Санёк.- А что такое коммунизм? – продолжил я.- Это когда всё будет бесплатно, - авторитетно ответил Санёк.- А ты откуда знаешь? – усомнился я в познаниях Санька.- Бабушка часто говорит, что воевала за то, чтобы я жил при коммунизме. Долго и счастливо.- А деньги тогда зачем?- Деньги отменят.- А мороженное будет бесплатно?- Да.- А билеты в кино?- Тоже.- А мопед?- Тоже.- А игрушки?- Да всё будет бесплатно, - разозлился Санёк, - а зачем тебе в восемнадцать лет игрушки?- Не знаю, мне кажется, что я всю жизнь буду возиться с конструктором.- А я рисовать, - мечтательно произнёс Санёк.- А когда коммунизм начнётся: первого января или летом? – не унимался я.- Не знаю, бабушка не говорила, надо будет спросить.- Наверно на Новый год, - спрогнозировал я.- Почему?- На Новый год дарят подарки, а коммунизм будет подарком для всех.- Но подарки покупают в декабре, значит за деньги. Тогда зачем деньги тратить, если в январе всё будет бесплатно?- А зачем их копить, если их отменят?- Не знаю, - ответил Санёк и задумался, наверно о судьбе своей копилки.- А ты кем пойдёшь работать, когда коммунизм настанет?- А зачем работать, если всё будет бесплатно? – удивился Санёк.- Это ты весь день будешь дома сидеть?- Нет, погуляю во дворе, схожу в кино, порисую. А ты?- Запишусь в радиокружок, почитаю, схожу в кино и на каток, поем манты или чебуреки, попью вишнёвый лимонад.- Здорово! – подытожил Санёк.- Санёк, а кто будет работать? – спросил я опустившись на землю.- Не знаю, взрослые наверно, - задумчиво ответил Санёк.- Так мы тоже станем взрослыми - значит будем работать?- Наверно, надо у бабушки спросить.- Спроси, ведь автобус сам не поедет.- Согласен, - задумчиво ответил Санёк и посмотрел в окно.- А я знаю кто будет работать: коммунисты! – сказал я, вспомнив плакат на крыше фабрики: «Коммунист – ты за всё в ответе!»

Дубликаты не найдены

0

дети при коммунизме не знают что такое коммунизм?? как так вышло? а как же полит воспитание?

0

Работать будут зэки.

Которые коммунизм не хотели.

-1

На эти вопросы даже Маркс бы ответа не нашел.

-1

Видеться

Похожие посты
2006

Как я стал радиолюбителем

В четвертом классе вместо группы продленного дня моя мама решила записать меня во Дворец пионеров и школьников. По ее мнению, мальчик должен научиться пользоваться инструментом. Отец все это умел, но заниматься со мной не хотел.


Во Дворец пионеров мы пошли вместе. Красивое здание на проспекте Нуркена Абдирова (это в Караганде) манило. На первом этаже расположилась небольшая выставка моделей самолетов, кораблей, машинок. Стенд с изделиями кройки, шитья, лепки и рисунков я обошел стороной. Мое внимание привлек небольшой автомобиль. Стоявший около него парень сказал, что это картинг. Он вкратце рассказал, что в кружке каждый своими руками собирает свой картинг, а потом выступает на соревнованиях, вплоть до всесоюзных. Так я записался в кружок картинга.


На первом занятии нас огорошили информацией: до персонального картинга еще далеко. Сначала мы должны научиться работать с инструментами по металлу. Нам дали очищать от ржавчины какие – то железки. Потом мы обрабатывали их напильниками, сверлили отверстия, красили грунтовкой. Прошло два месяца, ржавых железок уже не осталось. Мы помогали выносить картинги на улицу, смотрели как на них ездят, потом помогали заносить их обратно и мыть колеса. Среди нашего набора зрело недовольство. И так получилось, что я выразил наши пожелания руководителю кружка:

- А когда мы будем учиться ездить на картинге? – спросил я.

- Когда у каждого из вас появится картинг.

- А когда их нам выдадут?

- Когда хозяева картингов перестанут ходить в кружок.

- И сколько ждать?

- Даже не знаю, - ответил руководитель кружка.


В кружке было восемь картингов. В нашем наборе – пятнадцать человек. И я решил, что мне ничего не светит. И я ушел из кружка.


В какой кружок идти дальше я не знал. Поэтому поднялся на второй этаж и стал заглядывать в кабинеты. В трех первых сидели одни девчонки, а в четвертом находился кружок технического моделирования. На входе стояли шкафы со стеклянными дверцами, а в них на полках стояли маленькие модели автомобилей и мотоциклов. Сообщив руководителю кружка, что я хочу ходить сюда, я ожидал, что он обрадуется и выдаст мне задание. Но он дал мне игру «Пятнашка» и попросил ее сложить. Немного помучавшись, я сдался, а руководитель кружка посоветовал мне пойти в авиамодельный кружок, который был в соседнем кабинете. Что я и сделал.


В авиамодельный кружок меня взяли. Для начала я должен был купить в магазине набор «Модель планера» и собрать его. Самой кропотливой работой была сборка крыла. Надо было выпилить около двух десятков нервюр из тонкой фанеры, потом склеить каркас крыла и обклеить его папиросной бумагой. Когда мой планер полетел, я твердо решил стать летчиком!
На втором этапе надо было собрать кордовую модель самолета. Набор для ее изготовления тоже продавался в магазине, но без мотора. Его надо было покупать самостоятельно, поскольку без него модель не полетит. Мама меня огорчила, таких денег на мое хобби она потратить не могла. Руководитель кружка посоветовал мне пойти в судомодельный кружок, ведь там собирают парусники из реек и мотор им не нужен.


В судомодельном кружке выяснилось, что я снова должен купить набор для сборки судна на резиновом приводе. Это был тестовый этап. Деревяшки в наборе были с дефектами, и нас научили их устранять. Потом шпатлевка, склеивание, окраска. Когда мой кораблик поплыл в бассейне, я обрадовался, но в бассейне плавали модели настоящих кораблей. И я стал мечтать построить такой, длиной с метр. Чтобы пушечки и шлюпки миниатюрные. А когда он будет готов – отнесу его в кружок технического моделирования, чтобы утереть нос руководителю кружка.


Но меня ждал свой путь. Всем нашим поручили изготавливать модели «с нуля», а мне довести модель миноносца, хозяин которого лег в больницу. А на носу соревнования. Я расстроился и спросил:

- А почему я?

- Ты аккуратно с деревом работаешь, - ответил руководитель кружка.


Я не смог устоять после такой похвалы и взялся за дело. На деревянном корпусе было много вмятин от ударов молотка, пришлось все устранять. Каких – то новых знаний я не приобрел. Но меня вдохновляла возможность поехать на соревнования, пусть с чужой моделью. Даже когда появился хозяин модели, я верил, что на соревнование мы поедем вместе. Но я на соревнование не попал. Было обидно, мои уже обшили шпангоуты своих моделей рейками, а я был на старте.
Руководитель долго думал, чем меня занять, а потом предложил изготовить крейсер «Варяг» с радиоуправлением. Я задохнулся от восторга! Но потом выяснилось, что для своей модели я должен был купить два электродвигателя и радиоуправление. Сколько это стоит, я не стал спрашивать, а просто ушел из кружка.


Вечером я делился со своим приятелем, а он неожиданно предложил заняться радиолюбительством:

- А что это такое? – спросил я.

- Будем паять приемники, магнитофоны собирать, а потом и телевизоры.

- А как мы их соберем?

- Надо записаться в радиокружок.


Мы пришли во Дворец пионеров, но в радиокружке нам сказали, что мест в этом году нет. Вечером мы сидели у приятеля дома и отвечали на вопрос его отца: «Что носы повесили?» Отец приятеля договорился на работе и его коллега, радиолюбитель со стажем, согласился с нами позаниматься. Жил он не далеко и мы часто к нему бегали по вечерам. Именно он рассказал нам о волшебном мире радиолюбительства. Научил читать схемы и пользоваться справочником с цоколевками радиоэлементов. А еще он позволил мне отремонтировать приемник. Он дал мне лампу и показал в стоящем у него на столе приемнике, какую лампу заменить. Я заменил и приемник заработал! Весь вечер я рассказывал маме, как я отремонтировал приемник. На следующий день в школе (никто не поверил), а вечером – во дворе. Мой приятель был свидетелем.


На следующий день кто –то из дворовых попросил меня отремонтировать неработающий телевизор. Мне хватило ума не согласиться, но очень изящно:

- Схема есть? – спросил я.

- Есть.

- А запчасти?

- Нет.

- Как же я без запчастей его отремонтирую? Неси в мастерскую.


В этот момент я не подозревал, что неосознанно использовал широкораспространенный способ отказа. И если бы приятель мне ответил, что запчасти у него есть, я бы сказал, что нужен осциллограф. Если бы и он у него оказался, то частотомер, ламповый вольтметр, измеритель RLC, высокочастотный генератор и т.п. Что тут скажешь?


Когда я узнал, что двоюродный брат радиолюбителем, я поехал к нему за радиодеталями. Он не отказал:

- Какие тебе нужны?

- Горсть этих, горсть тех, - ответил я.

- Это не семечки, называй номинал!


Брат все понял и дал мне по одному резистору каждого номинала. Так начинался мой склад радиодеталей.


Вскоре мы переехали в Сызрань и мама купила мне тестер Ц-20. Я записался в радиокружок и начал свой радиолюбительский путь…

Показать полностью
791

Танцы

После окончания седьмого класса Боцман предложил мне пойти на танцы. В моей жизни это было впервые. Особой потребности я не ощущал и поэтому ответил вопросом:

- А зачем?

- Потанцуешь, с девахой познакомишься, в укромном месте титьки ей помнешь.

- А мы долго на танцах будем?

- Часа три.

- Пошли.


Как более опытный, Боцман поделился опытом:

- Сразу никого не приглашай. Два – три танца присматривайся. Если какая понравится и ее никто не приглашает – вперед!

- А если кто – то один раз пригласит?

- Можешь попробовать, но будь готов к базару. Сразу бить не будут, но посоветуют к этой девчонке не подходить. Не спорь, начинай искать другую. Приглашай на медляк. Можно поговорить. Там три быстрых и один медляк. Вот и прикидывай. Если согласится – предложи погулять по парку, но это опасно. Там жлобья полно, могут докопаться. Лучше предложи проводить ее до остановки. А если будешь уходить – предупреди кого из наших. Если загребут комсюки – не дергайся, иначе заломают, а потом отпи**ят.

- А за что загребут?

- Просто так. Обшмонают тебя и запишут в журнал. Свою фамилию и адрес не говори. Назовись Колей Гришиным, адрес – любой дом в Санатаге и квартиру пять, например. Школу назови мою, класс 7А, классная Филиппова Анна Евгеньевна, кличка – Филя. Спросят про родителей – про мать не говори. Скажи умерла, а про отца рассказывай - он с вами не живет. Ты трезвый, в кармане ключ от дома и мелочь на автобус – отпустят.

- А я врать не очень могу.

- Да ладно, небось втираешь учителю, что учил домашку, а сам молчишь у доски. Так и в комсючке. И еще, если увидишь симпотную из своей школы, предложи познакомить со своими друзьями.

- А если она тебе не понравится?

- Точняк! Ладно, стой около меня. Если увидишь кого из своей школы – покажи мне. Я решу знакомиться или нет.


Пошли втроем: я, Боцман и Юрка. Покупать билеты сразу не стали. Бывали дни, когда в клетке было десятка два человек. Тратить тридцать копеек не стоило. Стали смотреть по сторонам. Наш юный возраст ограничивал контингент потенциальных знакомых. Тем более, что в этот день было много курсантов, а мы им не конкуренты.


Вдруг я увидел Таньку Панкратову из своего класса. С ней была ее подружка. Я показал Боцману в их сторону.

- Красотки! – промурлыкал он, - знакомь!

- Ты подожди, может они не захотят знакомиться, - возразил я.


Подойдя к Таньке, я поздоровался. Она удивилась:

- Впервые вижу тебя на танцах. Каким ветром?

- Друзья хотят познакомиться с девчонками из моей школы.

- А где они?

- Вон двое около дерева, один нам рукой машет.

- Ничего, а они из какого класса?

- Пониже седьмой закончил, второй восьмой, будет поступать в техникум.


Девчонки начали шушукаться, а я смотрел на них.

- Чего стоишь? – прыснула Танька, - веди своих друзей.


Познакомив ребят, я почувствовал себя лишним, и предупредив Боцмана подошел к клетке танцплощадки. Народу было мало. Курсанты лихо отплясывали твист, а барышни шушукались и хихикали. Похвалив себя за то, что не потратил деньги на билет, я решил уйти домой. Там у меня никак сенсорное реле не срабатывало. Предупредив Боцмана я пошел на остановку. Так закончились мои первые танцы…

Показать полностью
1300

Серёга

С Серёгой мы учились в седьмом классе и сидели за одной партой. Серёга смотрел на жизнь просто. Если ему захотелось почесать яйцо, он его чесал. И не важно, стоят рядом девочки или учителя. На замечания он отвечал: «Чё я виноват, что они чешутся?» На уроках Серёга откровенно скучал. Он мог во время урока спросить меня:- Артур, ты чё эту хрень слушаешь? Неужели интересно? Давай в морской бой поиграем.- Серёга, - отвечал я ему, - дай послушать. На перемене поиграем.


Поскольку Серёга не умел говорить тихо, учительница делала нам замечание. Серёга вступал в дискуссию:

- А чё Буер? Это я болтал.


И однажды меня осенило! Я попросил в школьной библиотеке книгу, где «картинок побольше». Книгу я подсунул Серёге. Весь урок его не было слышно. Педсостав школы оценил мою выдумку. Библиотекарь была проинструктирована. И когда я просил книгу с картинками, она уточняла: «Для Сереженьки?» Сам Серёга в библиотеку не ходил, видимо из-за лени. А может быть боялся, как черт ладана.


Однажды Серёга обнаружил в книге карту Европы. Пришлось объяснить, что это такое и Серёга придумал новую игру. Я называл город, а он находил его на карте. Я изначально сделал ошибку и ставил палец на карту недалеко от города, который надо найти. Серёга это запомнил. Однажды я забыл это сделать и Серёга не смог найти загаданный мною город. Он был в гневе:

- Нет такого города!

- Есть – ответил я.

- Я всю карту просмотрел и не нашел!

- Вот он, - ткнул я пальцем в точку на карте.

- Так не честно!

- Что именно?

- Ты всегда тыкал пальцем рядом с загаданным городом, а в этот раз нет! Вот я его и не нашел!

- Серёга, вот ты чего к карте прицепился? Смотрел картинки, так и смотри!

- Ага, а если война? А я городов немецких не знаю!


Идиллия закончилась внезапно. В школу пришла практикантка и ей поручили провести урок в нашем классе. Об особом режиме обучения Серёги её не предупредили. К этому времени Серёга изучил карту Европы и мы перешли к «рыцарям». Практикантка вел урок, а Серёга перелистывал страницы книги. Неожиданно он вскрикнул:

- Зырь, какой дрын! Попадет в жбан и крышка!


Практикантка растерялась, потом попробовала прочитать Серёге нотацию. Практикантку Серёга слушал с удивлением, на его лице читалось: «Кто это?» Видимо, ему хотелось продолжить просмотр книги и он рявкнул:

-Умри, падла!


Был большой скандал. Серёгу пересадили на первую парту и наше соседство закончилось.
В восьмом классе мы учились в разных классах. Серёгу будто подменили. Он ходил полусонным, его речь стала тягучей. На уроках он засыпал, учителя его не дергали. Был анекдотичный случай, когда Серёга пошел за школу покурить на перемене, сел на корточки и заснул. Спал он до следующей перемены. И когда Серёга окончил восьмой класс, многие учителя вздохнули с облегчением.


Серёгу я встретил через несколько лет. На остановке в автобус зашел доходяга в мохеровой фуражке. Протянув кондуктору деньги, он сказал, выдавливая слова:

- Кондуктор, отломи билетик, я дам тебе гунчик.


Получив билет и сдачу, доходяга подошел к окну. Стоявшие рядом девчонки прыснули. Доходяга выдавил:

- Девчонки, я не смешнее вас.


Когда доходяг повернулся, чтобы подойти к двери, я узнал в нем Серёгу:

- Серёга, привет!

- Я Серёга, но я тебя не знаю.

- Я Артур, мы за одной партой сидели в школе. Помнишь, как ты города на карте находил?

- Я не учился в школе! Мужик, одолжи кукнар.

- У меня нет.

- Жаль. Мне можно выйти? Мне надо домой.


Серёга вскоре умер. Не выдержало сердце…

Показать полностью
1869

Пэпик

Мой одноклассник Серега Уткин просил называть его Пэпиком. Почему именно так, он не мог объяснить, и я не стал настаивать. К концу восьмого класса он загрустил и перестал ходить в школу. Родители проявили уважение к выбору сына и вместо аттестата Пэпик получил справку. Пэпик сильно не расстроился. Он устроился работать учеником слесаря в локомотивное депо. Работал он до обеда, а потом приходил в школу. Пэпик угощал всех сигаретами и рассказывал очередную историю своих сексуальных похождений.


Похождения были необычными. Запомнилась самая яркая. К старшей сестре Пэпика пришла в гости подруга. С собой она привела свою дочку лет пяти. Пока подруги бухали, Пэпик выполнял функцию няньки. Потом, по просьбе сестры Пэпика, подруга оставили на ночь свою дочь (у сестры своих детей не было) и ушла домой в сопровождении Пэпика (только проводить, мало ли что). Пэпик благородно проводил даму до дома, и она пригласила его попить чаю, ведь ночи в конце июня такие холодные!


Видимо стороны по – разному понимали концепцию чаепития в столь поздний час. Дама рассказывала какой ужас ее охватывает, когда она ложится в холодную постель. В такие минуты он остро ощущает свое одиночество. А Пэпик слушал и благодарил хозяйку за необычайно вкусный чай и удивительно ароматное овсяное печенье. Дегустация и жалобы на холодную постель длились бы до утра, но принимающая сторона задала Пэпику прямой вопрос:

- Какая часть женского тела волнует твое воображение больше всего?

- Грудь, - ответил Пэпик.


Хозяйка оголила свой торс, призывно бросив бюстгальтер Пэпику на плечо. Пэпик внимательно осмотрел его и сказал, что у его сестры точно такой же.

- Мы вместе покупали, - сказала хозяйка дрожащим голосом и обняла Пэпика.


Больше всего Пэпика поразил запах пота из-под мышек хозяйки. И ему очень захотелось уйти домой. Наверно, хозяйка тоже почувствовала неприятный запах и уложив Пэпика в постель, ушла в душ. Потом Пэпик проявил себя благородным человеком. Он не стал приставать к обнаженной женщине, укутал ее одеялом и начал читать стихи. Когда хозяйка захрапела, Пэпик ушел домой.


Мнения слушателей разделились. Одни не поверили, что это было вообще; другие, что он не тронул хозяйку; третьи, что хозяйка хотела ему дать. Кто был прав, я не знал – Пэпик был странным человеком. Когда ему ставили двойку, он улыбался и благодарил учительницу. Издевался он или рассматривал двойку как знак внимания, я не знаю.


Еще одну чумовую историю из жизни Пэпика мне рассказала моя знакомая. Как Пэпик попал к ней в постель, я не знаю, но он напугал её своей прелюдией. Положив свою руку на ее лобок, Пэпик выдал:

- Я не могу поверить, что моя ладонь лежит на вратах, из которых выйдет живой человечек! И как знать, может я стану отцом этого ребенка!


Беременность не входила в планы дамы и она лихо натянул на себя джинсы и вытолкнула Пэпика на лестничную площадку, совершенно голым. Пока она собрала его вещи и выбросила их в подъезд, Пэпик улыбался и комментировал: «Какая экспрессия! Такого у меня еще не было! Сударыня, у меня есть презерватив и Вам совершенно нечего бояться». Соседи с интересом наблюдали за действом, а Пэпик хладнокровно одевался и шутил: «Боже, какое внимание! У вас нет дома телевизоров? Мужчины, а вы – то зачем на меня смотрите?» И улыбка не покидала его лица.


Я тоже устроился работать в депо, и когда нам с Пэпиком исполнилось 18 лет, мы начали работать в смену. Ночные смены не такие напряженные и было время для развлечений. Дам работало достаточно, и они уделяли Пэпику значительное внимание. Пэпик о своих интрижках рассказывал обезличено, но однажды увидев, что я мило беседую с электрокарщицей, посчитал своим долгом предупредить:

- Артур, дружище, если надумаешь вступить в интимную связь с этой женщиной, помни, что у нее совсем туго с чувством юмора.

- В каком смысле? – не понял я.

- Только между нами! Я во время е*ли люблю разговаривать с партнершей. Это очень их возбуждает. Ну и пошутить люблю. Начал я возвратно – поступательные движения, что – то шепчу, а потом: «Ой, это кажется твой муж!»

- А зачем? – удивился я.

- Шутка. Миля шутка, не более. Я ведь не знаком с ее мужем и даже не знаю, как он выглядит.

- И что она?

- Сбросила меня на пол! И откуда в этой хрупкой женщине такая сила? Смешно, правда?


Я смотрел на Пэпика, а он улыбался своей обезоруживающей улыбкой.Несколько недель спустя я зашел на участок Пэпика. Он сидел в каморке и плакал:

- Что случилось?

- Меня неожиданно стали называть педиком, - ответил Пэпик и убрал от лица ладони. Левый глаз утопал в фингале.

- Кто это тебя?

- Мастер.

- За что?

- Я в душе увидел, что он не достает рукой до середины своей спины и помог ему помыться.

- А за что ударил?

- Я пошутил. Наверно, неудачно.

- И что ты сказал?

- У Вас кожа нежная как у девственницы.

- Ты дурак?

- Артур, я не виноват, что меня окружают люди с неразвитым чувством юмора.

- Он тебе врезал и что?

- Назвал педиком. И теперь вся бригада только так и зовет.

- И что думаешь делать?

- Надо увольняться. На завод пойду.


Серега погиб на заводе. Все говорили, что несчастный случай, а может неудачно пошутил…

Показать полностью
1371

Макулатура

Если сбор металлолома происходил один раз в год, то сбор макулатуры был перманентным. Организаторы этого процесса понимали, что макулатура на улице не валяется, а в крохотных квартирах места для складирования газет попросту не было. И кто – то придумал гениальную схему: каждый школьник приносил небольшую стопку макулатуры, подписанную его фамилией и номером класса. Стопку взвешивали и делали запись в тетради класса. А в конце учебного года подводили итоги. Рекордсмену класса давали похвальную грамоту, а про класс - победитель писали заметку в стенгазете.


Не помню почему, но я решил стать победителем в классе и получить похвальную грамоту. На тот момент это было очень трудно сделать. Мои родители выписывали три газеты и два журнала. И только газета «Труд» приходила часто. Журналы были ежемесячными и родители их коллекционировали. Газеты шли в дело: вместо туалетной бумаги (ее тогда никто не видел), для «завернуть» и на растопку титана. И я решил бросить клич друзьям. Они учились в другой школе, в которой до перманентного сбора макулатуры не додумались.


Но увы, у всех были титаны и не было туалетной бумаги. И я стал думать, где добыть макулатуру. В магазине меня разочаровали – в картонные коробки собирают мусор. Опрос соседей ни к чему не привел. И я загрустил. Бышек это заметил и решил помочь. Он вынес из библиотеки мамы самую толстую книгу и вручил ее мне с чувством выполненного долга. Вернуть эту книгу пришлось через несколько часов. К нам пришла мама Бышека и потребовала книгу обратно.


Когда у авантюриста появляется чувство вины – жди беды. А Бышек был авантюристом и он нашел способ решения проблемы. Мы с ним учились во вторую смену и начали опустошать почтовые ящики в соседних дворах. Журналы и письма мы не трогали. А вот газеты ждала иная участь: одна остается в ящике, а остальные – мне! Первым попался Бышек. Пластиковых пакетов с ручками тогда не было, а спрятать пачку газет под рубашку было трудно. Вот Бышек и спалился. Он отделался подзатыльником и пенделем. Я погорел из – за своей невнимательности. Сдав на вахте очередную стопку ворованных газет, я пошел на уроки. На перемене в класс зашла вахтерша и передала учительнице конверт, который она обнаружила в сданной мною газете. Фамилии были разные и конверт целым. Я раскололся. Учительница взяла с меня слово, что я больше не буду воровать газеты, а конверт верну адресату и скажу, что почтальон по ошибке бросил письмо в наш ящик.


Письмо я отнес после школы. Дверь открыл дедушка. Он обрадовался письму и угостил меня чаем. А на кухне я увидел две стопки газет и во мне ожил дух сборщика макулатуры:

- Дедушка, а вот мы в школе собираем макулатуру, - начал я издалека, - из нее потом книги напечатают. А у Вас макулатуры нет?

- Как нет, вон она лежит, - ответил дедушка и кивнул на стопки газет, - соседка у меня ее выпрашивает, но я не допущу, чтобы «Правдой» жопу подтирали! Забирай, у меня в зале и на балконе еще есть. Я ведь много газет выписываю, чтобы быть в курсе жизни страны!


Запасы деда я выносил всю зиму. Его приятели пополняли запасы и я начал ходить в школу с санками. В марте я вывез последние стопки. Дед предложил забрать у него какие – то журналы, но я устал, да и был уверен, что победа за мной!


В апреле я снова «отличился». Макулатуру я больше не носил. Но в соседней квартире умерла одинокая бабушка. Какие – то люди выносили ее вещи, освобождая квартиру. Я сидел на лавке около подъезда. Один мужик сунул мне две толстые книги и сказал:

- Иди, выбрось, - и ушел.


Во мне снова проснулся сборщик макулатуры и я спрятал книги в кустах, чтобы потом отнести в школу. Когда я выложил на стол вахтера две книги, она испугалась и повела меня к директору. Он погладил книгу и спросил меня:

- Ты где взял эти книги?

- Соседская бабушка умерла, у нее дома лежали.

- А кто тебе разрешил сдать их в макулатуру?

- Я сам решил. Дяденька сказал, что их надо выбросить на мусорку. Но я отнес их в школу.

- Сам значит испугался, - усмехнулся директор и что – то сказал на казахском языке.

- Ты знаешь, что это за книги?

- Нет.

- А кто автор?

- Нет, картинок в книгах нет.

- Картинок, - снова усмехнулся директор, - автор этой книги Иосиф Виссарионович Сталин. Знаешь, кто это?

- Нет.

- Это все книги или еще где лежат?

- Все, больше нет.

-Запишите ему на счет килограмм сданной макулатуры, а книги полежат у меня, - сказал директор и убрал книги в шкаф.


Сейчас я понимаю, как фронтовику было обидно видеть, что его кумир был предан забвению. Победителем я не стал. Отец Юрки Степурко привез на EPAЗике гору макулатуры и похвальная грамота досталась его сыну…

Показать полностью
1780

Чужой подарок

Праздники 23 февраля и 8 Марта в школе моменты истины для многих. В младших классах все происходило обезличено. На родительских собраниях определялись, что дарить и собирали деньги. Тогда остро стоял вопрос дефицита. Купить запросто два десятка одинаковых кукол было сложно. Нужно было искать выход на базу. Именно единообразие подарков исключало недоразумения. А в восьмом классе решили провести эксперимент. На собрание пригласили девочек и предложили им определиться, кому из мальчиков кто будет дарить. Что – решать самостоятельно. Но открытка должна быть. Посовещавшись, девочки решили, что книга – лучший подарок. Правда, в открытой продаже путных книг не было, поэтому решили подарить брошюры из серии о государствах: Катар, Оман, Сирия и т.п. Они стоили недорого.


Я тогда испытывал неразделенную любовь к Наташе З. и втайне надеялся, что она подарит мне подарок и открытку с написанным собственной рукой поздравлением. 23 февраля я в школу приехал пораньше. В классе на доске было написано: «С праздником, наши мальчишки!» Я сел за свою парту и придав своему лицу выражение безразличия, стал смотреть в окно. Девчонки шушукались около учительского стола, а парни занимали свои места, пропуская утренний перекур за школой. Когда прозвенел звонок, учительница нас поздравила и пообещала сегодня не ставить мальчикам двоек. А потом девочки начали дарить подарки. Вручив подарок, каждая садилась на свое место. Девочек становилось все меньше, а мне подарка никто не вручил. Я не был расстроен, Наташа З. стояла около доски и это меня радовало. Я решил, что когда все девочки усядутся, она подойдет ко мне и поздравит.


И вот все, кроме Наташи З., уселись и учительница сказала: «Наташа, а ты чего ждешь?». И Наташа подошла к Валерке А. и протянув брошюру, тихо сказала: «С праздником, Валерочка!». В классе раздался шумок и все девочки посмотрели на меня. Первым пришел в себя Валерка:

- Натаха, мне уже две книжки подарили. Куда мне третью? Вон Артуру никто не подарил, отдай ему.

- А я хочу подарить тебе, - тихо сказала Наташа.

- Наташа, - ожила комсорг, - мы же всех поделили, ты даришь Артуру. Вот список, можешь посмотреть.

- Не надо, - с горечью сказала Наташа и подойдя к моей парте, положила подарок и ушла за свою парту.


Я открыл первый листок и прочитал первую строку открытки: «Милый Валерочка!» Дальше я читать не стал. Отдал подарок Валерке со словами: «Она тебя хочет, а я не при делах».


После этого я несколько дней не ходил в школу. Слушал «Пинк Флойд» и прощался со своей первой любовью. В школе я появился с надломленной душой. Я стал грубым и говорил все, что думал. Это дико раздражало девушек и забавляло парней. Когда в преддверии 8 Марта мальчиков оставили после урока, я твердо решил никому не дарить и сообщил об этом учительнице. Она попыталась меня образумить, но я ей нахамил и ушел домой.


Седьмого марта я в школу не пришел. Валерка видимо считал себя виноватым и когда я пришел в школу, сообщил мне:

- Артур, братан. Натахе никто ничего не подарил. Она вся в соплях домой убежала.

- Да ладно, ты ей нравишься, мог бы и подарить, - ответил я.

- Нет, я знаю как ты по ней страдаешь! Я лучше себе хрен узлом завяжу, чем братану дорогу перейду!


Больше в подарочных акциях я не принимал участие. Ни в 9, ни в 10 классах…

Показать полностью
507

Зарница

До летних каникул оставалось два месяца и нам объявили, что завтра наш класс едет на игру «Зарница». Что это такое я знал из детского фильма «Точка, точка, запятая». И я уже представлял, как починю приёмник на своём этапе соревнований и наш класс победит.


На зарницу нас привезли в автобусе. Никакой атрибутики у нас не было, как и на месте проведения «Зарницы». Только два зелёных грузовика, около которых стояли курсанты с автоматами. Нас построили и военный с мегафоном в руках объявил «Зарницу» открытой.


Мы как цыплята прижались к нашей учительнице, которая не знала, что надо делать. Многие классы были в одинаковых рубашках и головных уборах. А один класс выделялся жёлтыми ремнями, наверно это были дети военных. А наш класс выглядел как партизанский отряд.


Потом начались конкурсы. Бегали, прыгали, эстафета, стреляли из пневматических винтовок и метали гранаты. А потом наш класс ожидал конфуз. В конкурс по установке палатки мы участия не приняли – палатки у нас не было. На конкурсе строя и песни мы прошли молча, вызвав дружный смех конкурентов.


Для поднятия аппетита перед обедом нам устроили кросс. Мы как – то бежали, а сопровождающие нас курсанты изредка стреляли из автоматов холостыми патронами, а потом успокаивали визжавших девушек. Наверно с большим энтузиазмом они успокаивали бы десятиклассниц, а не семиклассниц.


На обратном пути кто – то впереди крикнул «Вода!» И все рванули вперёд. Организаторы не подумали о питьевой воде, а ПЭТ бутылок с минералкой тогда не было. Когда я выбежал из леса, то увидел десять сверкающих на солнце алюминиевых фляг с водой. На каждой фляге стояла кружка и тут началось!


Очередь никто не соблюдал. Вода была родниковой и ломила зубы. Много не выпьешь, а отдавать жалко – не вернут! Мегафон вещал: «Ребята! Много не пейте! Берегите горло! Воды всем хватит!» Но оратор заблуждался. Кто – то сообразил и фляги нагнули и жаждущие подставляли лодочки из ладошек. Кто – то поливал голову. Много воды пролилось на землю. А самые наглые наполнили кружки водой и ушли с ними обедать. Когда взрослые попытались организовать водопой, вода закончилась.


Мы сидели в тени и давились всухомятку бутербродами. Из наших воды никому не досталась – мы бежали в самом конце.

- Серёжа, достань воды хоть немного, Наташе плохо, - попросила Нина.

- Артур, пошли, ты базарить будешь, а я по шарам заеду, если кто бычиться будет, - предложил Серёга, который симпатизировал Нине.

- Третьего надо, если роем налетят – станем треугольником. И Нина пусть с нами идёт. Отдадим ей кружку, а погоню тормознём. Просто так могут не отдать.

- Я пойду, - сказал Мишка, он был второгодником и очень любил драться.


По дороге решили, что воду попросит Нина и если не дадут, то отбираем кружку и Нина с ней уходит. Мы медленно шли и смотрели у кого стоят кружки. И вдруг увидели, что у пионеров с жёлтыми ремнями стоят две кружки!

- Суки! – прорычал Серёга, - я им сейчас устрою засуху!

- Серёжа, не надо! Давай я попрошу, - охладила Серёгу Нина.

- Ребята, можно у вас немного воды? У нас девочке плохо, - попросила Нина, когда мы подошли.

- Конечно, подайте кружку, - попросила девушка своих.

- Возьмите эту, в ней воды больше, - предложила другая девушка и протянула кружку Мишке.


Удивлённый Мишка молча передал кружку Нине. Она поблагодарила и повернулась, чтобы идти.

- Погоди, - сказал Серёга, - провожу, чтобы не отняли.

- Пошли, - позвал я Мишку.

- Ой, Михаил, хотите пирог с капустой? Сама пекла, - предложила девушка, которая отдала Мишке кружку.

- Хочу. Артур я останусь, а ты иди, - чуть робея ответил Мишка.


Когда я вернулся к нашим, то Нина задала мне вопрос:

- А Михаил где?

- В плен взяли.

- А серьёзно?

- Его там пирогом угостили. Жрёт.


Жажда погасила мой энтузиазм. Когда объявили построение я отказался выходить из тени:

- Я хочу пить. И у меня скоро солнечный удар приключится. И Натаху надо покараулить. Мало ли чего.

- Ладно, оставайся! – согласилась учительница.


А дальше начался конкурс на выживание. Надо было бегать по лесу и находить тайники. Нашёл – бежит другой. Кто первым найдёт все тайники – тот и победил. Пока пионеры бегали по лесу, курсанты привезли воду. Я пришёл со своей кружкой и зачерпнул немного воды. Допив, я хотел набрать кружку для Натахи. Но курсант меня остановил:

- Ты не лопнешь?

- Там Натаха лежит, ей вода нужна.

- Симпатичная?

- Да.

- Пошли вместе, я тебе не верю.

- Пошли, только воду набери.


Убедившись, что я не вру, курсант намочил свой носовой платок и положил на лоб Натахи. Она заулыбалась, а курсант послал меня подышать свежим воздухом. Подальше.


Вскоре игру остановили. Очередной пионер не вернулся из леса. Сначала сигналили грузовики, а потом курсанты прочесали лес. Пионера нашли – он подвернул ногу. «Зарницу» остановили, пионера увезла скорая, а нас пересчитали и увезли на автобусах.


Что интересно, на этой «Зарнице» образовались три пары: Нина и Сергей; Девушка с пирогами и Мишка; Натаха и курсант. Все они потом поженились. А может быть пар образовалось больше…

Показать полностью
1286

Самый лучший день

Такой день в моей жизни был 19 мая 1972 года. Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина исполнилось 50 лет! Утром нас приняли в пионеры и вручили юбилейный значок. Потом нас повезли в аэропорт и прокатили на ИЛ-18. Он сделал круг над городом, и мы увидели родную Караганду с высоты птичьего полета, как нам объявила стюардесса. Стюардессы выдали нам по стаканчику минералки и две конфеты: «Взлетная» и «Мятная». Ставя на откидной столик стаканчик, стюардесса говорила улыбаясь: «С праздником!», а положив две конфеты: «Приятного полета!» Я смотрел в иллюминатор и пытался увидеть свой дом или школу, но безуспешно. А когда мы приземлились, пока все шли на выход, я зашел в кабину пилотов и попросил разрешения посидеть в кресле пилота. Мне не отказали.


Из аэропорта нас повезли на шоколадную фабрику. Экскурсия была короткой. Сначала нам показали цех карамели. Конфеты можно было есть без ограничения, но брать с собой н разрешалось. Наевшись карамелек, мы были счастливы, но не долго. Следующий цех был шоколадным. Разрешили есть шоколадные конфеты, но нам хотелось пить и чего – нибудь солененького. Нас привели к аппарату с бесплатной газировкой без сиропа. Пили мы долго! На обратном пути я увидел ж/д цистерну, из крана которой на пол тянулась струя сгущенки! Прошло 46 лет, а до сих пор вспоминаю!


А потом был городской парк. Все, у кого был на шее пионерский галстук, мог посещать аттракционы бесплатно. Мы катались, а наша учительница говорила, что вот так будет при Коммунизме – все бесплатно! Домой я вернулся счастливым и гордым от осознания, что я пионер. Я попросил маму погладить мне пионерский галстук и твердо решил быть пионером всю жизнь!


Я часто вспоминаю этот день и думаю, неужели у чиновников нет денег, чтобы один раз в году, допустим 1 сентября, разрешить школьникам бесплатно ездить в автобусах, посещать кинотеатры, парки аттракционов и аквапарки? Ведь этот день они будут ждать с нетерпением и помнить всю жизнь…

579

Металлолом

«Все ненужное на слом – собери металлолом!» - этот лозунг означал, что школьники приступили к сбору металлолома. С целью поднятия боевого духа велся учет веса металлолома, собранного каждым классом. Победившему классу что-то вручали, но наш класс никогда не побеждал.


И вот в шестом классе лидер нашего класса Юрка Степурко задумал сделать наш класс победителем. С этой целью он поручил всем пацанам творчески исследовать прилегающую к школе территорию. И в случае обнаружения небольших железяк прятать их в укромном месте. При обнаружении более крупных кусков – запоминать их место.


Наступил день «Х». Почти все пацаны из нашего класса пришли с железками. Они были взвешены и их вес записан в тетрадку. Дальше мы разделились на четверки и рассредоточились по району. Заначек оказалось не так уж и много. И тогда Юрка Степурко направил нас в места потенциального нахождения металлолома. Моей четверке досталась детская больница. Поначалу мы вынесли с территории гаража все, что нам разрешили. Дальнейшие поиски привели нас на задний двор склада. Там валялись останки каких – то конструкций из труб, выкрашенные белой краской. Мы их быстро перетаскали в школу, благо она была через дорогу. Успех нас окрылил, и мы продолжали обыскивать территорию больницы. Около другого сарая мы обнаружили несколько ржавых металлических ящиков.- Беги за девками, - приказал я, - пусть перетащат эти ящики. Они легкие. А мы с пойдем к моргу, там батареи лежат.


Здание морга было мне известно, там работала моя мама. Я часто бывал у нее на работе и я не боялся к нему подходить. Мы успели унести только одну «гармошку». Когда наша четверка вернулась за второй батареей, нас встретила моя мама. Пришлось вернуть батарею обратно, а также пачку электродов, которые свистнули наши девчонки.


Но это не остудило наш запал. Мы пошли на стройку и начали таскать оттуда прутки. Но наша классная руководительница заставила нас вернуть все обратно. И тогда я повел озверевшую от неудач бригаду чуть дальше. Я часто проходил мимо этого здания и видел, сколько металлического хлама там во дворе.Пока мы таскали куски уголков, нас никто не трогал. Но едва мы добрались до медных стержней, нас шуганули. Но два стрежня мы успели унести. Но наш энтузиазм не угас. Мы побежали в гаражи. Там мы обнаружили куски помятого металла, много помятых рам от велосипедов. Все это перекочевало на школьный двор. С последней рамой я шел и какой – то дедушка предложил мне вернуться с друзьями и забрать часть железок из гаража.


К сожалению, дедушка нас слегка обманул. Прежде чем разрешили взять металлолом, мы выносили на свалку тряпки, деревяшки и осколки банок и бутылок. И только потом дедушка отдал нам ржавые ведра и тазики, помятую огромную птичью клетку, самокат на подшипниках, ржавую двуручную пилу, дырявые трубы и патефон без раструба.
Победить нашему классу не удалось. Одна бригада обнаружила на пустыре обгоревший кузов от «горбатого», но сдвинуть его не смогла. И они просили проходящих мимо мужчин помочь распилить кузов на части. Им никто не помог, а время было утеряно. Другая бригада прошлась по подвалам своих домов и смогла собрать только мелкие куски проволоки и труб. Степурко с укрупненной бригадой попытались утащить поваленную секцию металлического забора, но не смогли перенести ее через широкую дорогу.


На линейке нас всех заверили, что из собранного нами металлолома будет изготовлен самолет. Только повзрослев, я узнал, что самолеты делают из дюралюминия. А металлолом годится только на шихту.


Вспоминая эти мероприятия, я ужасаюсь. Ведь о никакой охране труда и техники безопасности никто не думал. Нам не выдавали даже брезентовые рукавицы. Многие из нас собирали металлолом в сандалиях, а ведь мы лазили черт знает где! И я помню, как мама долго отмывала мои руки от следов масла, краски и ржавчины. А рубашка была безнадежно испорчена…

Показать полностью
2307

"Робин Гуд"

Я учился в четвертом классе. Во время урока закончился мел. В те времена мел был не в виде прямоугольных палочек, а в виде бесформенных кусков. Писать ими было неудобно, поэтому каждый кусок заворачивался в тряпку и разбивался. Часть осколков была непригодной для использования, и их ссыпали в большую жестяную банку. Потом этими осколками посыпали клумбы. Наверно для удобрения. Кто – то наверно следил за пополнением запасов мела в классе, но в нашем классе он закончился. В таких случаях посылался гонец на вахту, где стояло ведро с кусками мела. Мальчишки так и поступали. Девчонки были понаглее и заходили в соседние классы. Если уроков там не было, то они тупо забирали самый большой кусок мела. Если шел урок – бесцеремонная фраза: «Ой, а у нас мел закончился. Можно один кусочек? У вас вон сколько!» И учителя шли навстречу. Видимо из солидарности.


Наша учительница отправила за мелом меня. Выйдя из класса, я решил продумать подробности предстоящей операции. В руках я мог принести два куска. Но они быстро закончатся. Лучше принести сразу целое ведро! Ведро я взял в нашем туалете и пошел на вахту. Там были удивлены моей заявке и сказали: «Иди за гараж, там стоит сарай. Если завхоз там, то он даст тебе ведро мела. А у нас мела осталось на донышке». В сарае завхоза не оказалось. Постучав в дверь, я обошел весь сарай и увидел зарешеченное окно, в котором в нижнем углу была пробита дырка в стекле. Заглянув в дырку, я увидел лежащий мел. И мел был не кусковой, а в картонных коробочках! Я достал одну коробку и открыл крышку. Мелки были разноцветными! Такую красоту я увидел впервые в жизни. Положив в ведро несколько коробок, я вернулся в класс.


Увидев мелки, учительница меня похвалила. Потом хвалили другие, кому я приносил такие же мелки. Я сиял от удовольствия! Но во время очередного похода за мелками, едва я засунул руку в дырку, чтобы взять мел, меня кто-то взял за шиворот и поволок в школу. Это был завхоз. Допрашивал меня директор школы:

- Ты зачем воруешь мел?

- Чтобы принести в класс.

- Почему ты не взял мел на вахте?

- Там мел кусками, а этот квадратными палочками. Ими удобно писать на доске.

- Кто тебя надоумил воровать мел?

- Я не воровал. Я же не для себя. Я все отдавал учителям.

- Зачем ты разбил стекло?

- Окно было разбито. Если бы дырки не было, то я мел бы не взял.


Услышав мой ответ, директор переключился на завхоза. Тот признался, что дырка давнишняя, а закрыть ее – руки не доходят. Директор назвал меня Робин Гудом и предупредил, что если еще раз, то…


Когда запасы добытого мною мела закончились, в классе снова начали пользоваться кусковым мелом. Почему учителям не давали цветные мелки – до сих пор не понимаю…

1882

Вредно быть умным

Разговорились как-то с друзьями на тему "а помнишь раньше было?", ну и зашел разговор о борьбе с прогрессом. Вспоминали, как боролись в школах с шариковыми ручками, мол, они портят почерк, толи дело пёрышко и чернила... потом боролись с калькуляторами. И тут один из собеседников выдает:


- Помню, училка на полном серьезе объясняла, что ученые живут меньше, потому что от умственного напряжения у них мозги быстрее стираются. Но советские ученые все равно идут на это самопожертвование ради торжества коммунизма. Я очень на эту тему переживал, боялся сиротой остаться.

637

Про Карла Маркса

Я лет до 16 был ярым коммунистом. Поддерживал идеологию, мечтал о возрождении СССР ну и так далее.

И вот однажды на уроке труда (лет 12 мне было) вижу, как наш трудовик вытаскивает из подсобки запылённый портрет Карла Маркса.

- Николай Петрович, куда Вы его?

- На свалку, Василий (он всегда меня Васей называл почему-то)

- Как можно?! Это же Карл Маркс! Отдайте его мне тогда, я его домой заберу.

Трудовик знатно прифигел но отдал. Как на меня все косились когда я шёл по школе с портретом (а он здоровенный был, метр на метр) Но ещё больше ох*ели родители.

- Дим, что это у тебя?

- Это Карл Маркс, автор "Манифеста" Он будет у меня в комнате висеть.

О________о

Родители пытались меня отговорить - не вышло. Провисел он у меня над кроватью месяца 3. А потом я уехал к бабушке, родители воспользовались этим и выкинули его. А я неделю потом не разговаривал с ними.

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: