-4

Коммерческие футбольные школы — новая эпоха российского спорта

Современная Россия - страна, очень сильно относительно футбольная. Не понимает этого только слепой. И дело не только в том, что у топовых российских клубов не получается достойно выступить в Европе. И результаты сборной России - совсем не показатель. Хорошие они или плохие. И не важно, что в нашей сборной играют трое натурализованных иностранцев. Причин много, но есть спектр основных и ключевых - это молодежное образование, селекция и философия. Не писал об этом только ленивый. Вопрос поднимается последние лет десять на разных уровнях, разрабатываются новые программы, раз в три года происходят «реформы». Применяются методики из Европы, идёт интеграция образовательных сил, обмен опытом, семинары для российских тренерских штабов в успешных европейских странах, создаются печатные материалы для профессионалов, видео лекции и много всего другого. В общем визуально работа проводится большая. Но как бы там не происходило, из года в год мы имеем один и тот же результат. В силу бесконечного перечня обстоятельств. Нам бы хотелось написать цикл книг о том, почему в России так тяжело с футболом, но мы ограничимся небольшой статьей и постараемся конструктивно уложить в неё главные, на наш субъективный взгляд моменты этой проблемы.

Принцип селекции, а не обучения.

Во многих (почти во всех) крупных академиях напрочь перестали преподавать для тех детей, которые на усмотрение тренеров имеют невысокий шанс на спортивный успех. Решает это тренерский штаб или отдельно взятый тренер на своё усмотрение. Говорить об их подготовке нет ровным счётом никакого смысла, после того, как они заявляют мол: по вашему ребёнку уже в 6 лет понятно, что футболистом он не станет. Заявляю вам с полной уверенностью - в 6 лет понятно не может быть ничего. Это абсолютное тренерское лентяйство и убеждённость в том, что они в раннем возрасте рассмотрят звезду. Это равноценно тому, чтобы сделать заключение по ростку барбариса, и узнать какой высоты вырастет сосна через 12 лет. В возрасте 6-7 лет в статусных академиях в крупных городах дважды в год принимают по несколько тысяч учеников и разумеется, оставить всех не могут. Поэтому на скорую руку за месяц или за два тренер в частном порядке отсеивает тех, кто резонно менее активен, менее внимательный и менее дисциплинированный. По срезу нынешних футбольных звёзд можно понять, что заключение о вероятности их футбольной карьеры специалисты делают в 12-13 летнем возрасте, когда подходят к концу тренировки на становление физического, эмоционального и спортивного базиса. До этого времени каждый ребёнок от года к году может показывать ошеломляющие результаты в определенных дисциплинах, а спустя год показывать их в другой дисциплине или не показывать вовсе. И ни кто не может сказать, что успешный 10-ти летний парень будет успешен в 12-13 летнем возрасте. Динамики развития всех спортивных показателей очень сильно разнятся. Успешный по всем характеристикам 10-ти летний парень может просто перестать развиваться в 15 лет и причин на это предостаточно. Дело не в этом, возвращаемся к фабуле темы - что большим академиям легче отбирать самородков, нежели растить из среднего материала что-то более или менее успешное. В результате к юношескому возрасту подходят футболисты с набором навыков, которые оптимально не сбалансированны для спортивных достижений. Самый быстрый футболист может совсем не обладать конструктивным видением поля и быть попросту бесполезным. Он должен понимать, как ему перемещаться по полю, с какой скоростью и в каких ситуациях, где можно потратить физические силы, где сэкономить, когда необходимо играть индивидуально, в расчете лишь на своё мастерство, а когда не обойтись без определенной помощи партнеров. Обладатель этих навыков изучает анализ игры, философию паса, динамику движений команды во всех фазах. Просто быстро бежать для этого мало. Любой командный вид спорта на большую часть зависит от ума и, к примеру, пиковая скорость бега не так важна, как правильно выбранное время для бега, траектория и принципы ускорения. А сколько случаев знает футбольная история, когда абсолютно не подающий надежд в детстве спортсмен неожиданно к 12-13 годам начинает невероятно прогрессировать и физически и умственно. Резюмируя: селекция и отбор до 12-13 лет в современном футболе - не более чем создание повышенного комфорта для лиц, принимающих решения. С 4 до 10 лет с ребенком необходимо работать в определенных ипостасях и динамических плоскостях, следить за прогрессом от недели к неделе, фиксировать показатели, формировать рациональные циклы тренировок, развивать сильные качества в определенной последовательности, культивировать любовь к спорту, как к дисциплине, культивировать любовь к футболу как к искусству, раскрыть тонкости порядочности и алгоритмы честного игры. Игры джентльменов и настоящих мужчин. А не тыкать пальцем в небо: этот да, этот нет. Это варварство и разбазаривание потенциального ресурса.

Тренерское образование.

Российский футбольный союз раздаёт тренерские лицензии направо и на лево, после прослушивания небольшого курса по терапии, физиологии и адаптации детей в спортивных школах. Тех знаний, которые получают тренеры достаточно лишь для того, чтобы проводить заурядные тренировки для совсем молодых парней, которым нужна лишь забота взрослого и контроль над тривиальными упражнениями. (Как в сетевых, франшизных футбольных школах).Тренеры следят лишь за тем, чтобы во время просты развивающих упражнений дети не сталкивались головами. Ментальность - это навык, формирующийся в кругу умных, детальных, внимательных и креативных стратегов. Все остальные специалисты занимаются лишь физкультурой и формированием традиционных спортивных принципов, которые другие специалисты ежегодно ставят под сомнение. Дисциплина, философия, идеология - всё это, для более старшего возраста и более профессиональных людей. Лично мне (тренеру с лицензией РФС, с практикой в Европе и тринадцатилетней профессиональной футбольной карьерой в одном из российских грандов) абсолютно понятно, почему в российском футболе так редко появляются спортсмены выдающегося масштаба.

Это коррупция, распущенность и безалаберность в тренерских кругах. Давно пора забыть о советских системах образования, о бытовом подходе к образовательному процессу, о вертикали власти в каждой (почти) премиальной российской академии. Европейские системы в руках российского спортивного истеблишмента разбиваются о российскую неумытую действительность. Тренеры всей страны обсуждают на семинарах нужно ли детям в юном возрасте идеологически играть на результат или же им просто нужно играть в удовольствие? Приводя в пример какие-то европейские системы подходов. Нужно ли физически нагружать спортсмена до 11-12 лет? Можно ли играть головой до 10 лет или это опасно? Необходимо ли напоминать ребёнку о том, что это командная игра или настаивать на том, что на любом участке поля он может начать обыгрывать? Все эти споры и всеобщие анализы не имеют никакого смысла (хоть и есть вопросы требующие внимания), пока не будет настроен простейший воспитательный алгоритм. Есть российские молодые академии (и все их знают) в которых работают креативные тренеры, с философией и подходом, способные создавать лидерские ячейки, правильно физически развивать и готовить прекрасных спортсменов. Но в определенный момент они сталкиваются с типичными для нашего спорта сложностями. Сравнивать старый свет с российским спортивным образованием не имеет никакого смысла, это разные миры. И нет тут хорошего и плохого, есть первое и второе.

Никогда еще частные академии по всей стране (это те школы, со смешными названиями и дурацкими логотипами, в которых родители платят ежемесячно 70-80$ за три тренировки в неделю) небыли так близко к успеху, как сейчас. «Ненужные» большим клубам креативные и ответственные молодые тренеры, потерпев неудачу на собеседованиях идут работать туда, куда их зовут, а это частные школы со смешными названиями и дурацкими логотипами. Там они формулируют свою взгляды для руководства честно и открыто, интегрируя в систему свои знания и расходуя свой интеллектуальный ресурс на благо воспитания и спортивной педагогики. Команды из коммерческих школ начинают контрастировать на фоне больших академий, и не то, что бы качеством игры, а счастливыми лицами детей, которые развиваются динамичнее, правильнее и структурнее. И пусть пока их показатели не на таком, как хотелось бы уровне, но мы чувствуем сердцем и своим аналитически-математическим складом ума, что показатели эти, по меньшей мере - не за горами.

Подводя итог хочется отметить, что в этой стране есть прекрасные молодые тренеры, чья пытливость ума приводит их подопечных к успеху. Есть люди с невероятной мотивацией, с очень высокими тренерскими характеристиками, которые позволяют им рационально (повторяю, рационально) подходить к отбору и селекции, к тренировкам и формированию полноценной спортивной ячейки. Есть люди, которые за пять-семь лет переменного образования достигли невероятных высот в формировании юношеских и молодежных команд. Есть тренеры, готовые проводить день и ночь на стадионе, дабы не терять ценное время, читающие литературу, оттачивая личные навыки и стремящиеся к самым серьезным высотам. Они есть. И это говорит о том, что рано или поздно они сменят чопорных, престарелых снобов, которые заставляют детей прыгать через лавку с невероятной нагрузкой на коллатеральные связки, дабы прибавить в никчемных физических показателях. Они их сменят. И в России появится небольшое сообщество людей, преподающих футбол. Преподающих, а не отбирающих по стартовым генетическим характеристикам самых успешных в краткосрочной перспективе. И им не нужен будет губернатор или иная глава региона, чтобы строить манеж, спонсорские деньги, от людей, которые хотят карманную футбольную команду. Всё, что им нужно у них уже есть. Голова, эрудиция, интеллект и неугасаемый страсть к великому спорту. Они пока молоды. Но они придут. И словосочетание «российский футбол» будет иметь совсем иной эмоциональный окрас.

Дубликаты не найдены

0

На мой взгляд, слово "академия" не к месту... Секция, кружок.. Не готовят же в них академиков?

раскрыть ветку 5
-1

это скорее сленг, нежели определение ученой степени преподавателей или статус выпускников. Академия - в контексте "академического подхода". То есть последовательности. Ну мне это так видится. Спасибо.

раскрыть ветку 4
0

Просто в этих "академиях* (футбола, танцев, ММА и т. д.  так и слышится замануха для родителей с баблом. Куда отведешь ребенка : в секцию футбола при стадионе им. Ленина или в" Академию  Торпедо"? Вот и получается, что в академиях дети с достатком.

раскрыть ветку 3
0

Хм, ТС, в каком российском гранде играл? Кого в Европе тренировал?

раскрыть ветку 12
+1
Спартак, Торпедо. В Европе работал в академии Спарта (Прага).
раскрыть ветку 9
0

В Торпедо? Когда играли если не секрет?

раскрыть ветку 6
0

Академия Спарта и в Москве есть, на северо-востоке)

раскрыть ветку 1
0

Пикабушник 23 минуты...

раскрыть ветку 1
-1
Там, откуда я пришёл, о Пикабу никогда не слышали.
0

Зачем столько букв? Просто заниматься в хороших клубах могут только дети обеспеченных родителей. По дворам самородков уже давно не ищут.

раскрыть ветку 10
+1

И много в топ клубах сейчас играет детей обеспеченных родителей? Или в сборной может?

раскрыть ветку 5
0

Обеспеченных не значит миллионеров. Не все родители могут позволить себе оплачивать занятия в футбольном клубе первые годы. Покупать форму, оплачивать поздки и прочее. Поэтому критерием роста футболиста будет доход родителей и физическая близость клуба. Парень из глухой деревни не имеет шансов, будь он хоть богом.

раскрыть ветку 4
0
Дети обеспеченных родителей могут не вылетать из обоймы, это да. Но когда дело доходит до серьезных просмотров - тут деньги не помогут. Не так много слабоиграющих ребят за деньги в составах. А если и есть - это всем заметно.
0

Да никто сейчас во дворах и не играет, либо дом построили, либо травой заросло...

раскрыть ветку 2
-1
Играют, май дарлинг. Играют так, что образуют команды и нечаянно побеждают в городских соревнованиях.
раскрыть ветку 1
-1

А ещё мне непонятно, почему пост уходит в минус? Вроде тема нормальная, мысль подана внятно...

раскрыть ветку 2
+1
Благодарю вас. Очень рад, что вам понравилось. Но я сюда не за плюсами пришёл.
0
Это же интернет. Тут надо залихватски шутить. Тогда будут плюсы.
-1

Названия таких академий в Москве можно? Я бы лучше в такую секцию ребенка привел заниматься (если у него желание будет). Чем в классическую "советскую".

раскрыть ветку 1
-1

Конечно. Чертаново, Химки, Строгино. Беря во внимание тренерский штаб, вектор развития и методики.  На мой скромный взгляд.

Похожие посты