«Колосс Японский»: история гибели мощнейшего линкора в истории. Часть 1

«Колосс Японский»: история гибели мощнейшего линкора в истории. Часть 1 Длиннопост, История, Вторая мировая война, Япония, Ямато, Флот, Линкор

Прежде чем приступить к разбору боевого пути суперлинкора «Ямато» и выяснить события его последнего самоубийственного боевого задания, мы должны разобраться в техническом устройстве корабля, рассмотреть основную военно-морскую стратегию Императорского флота, господствующую тогда в умах японского военного командования, выявить недостатки и узнать причины, по которым самый крупный и мощный линейный корабль за всю историю человечества так и не смог раскрыть свой потенциал.


Проектирование


Стартовой точкой жизни проекта линкоров типа «Ямато» можно считать 1934 год. Именно в это время японское правительство в строжайшей секретности и в разрез с нормами Вашингтонского морского соглашения решает дать старт новому проекту кораблей под кодовым наименованием «Ямато» (大和 ).


大和 — древнее самоназвание Японского государства, которое расшифровывается как «мир» или «великая гармония». В современной Японии термин «Ямато» стал поэтическим названием страны, наподобие названия «Русь» в России.

Проект предполагал строительство 4-х суперлинкоров (было построено только два) со стандартным водоизмещением в пределах от 52 000 до 69 500 тонн. Силовая установка представляла собой 4 паротурбинных двигателя общей мощностью в 150 000 л. с. Вооружение этих мастодонтов должно было состоять из девяти 460-мм и двенадцати 155-мм орудий, причём башни главного калибра размещались, преимущественно, в носу, по примеру британских линкоров типа «Нельсон». Скорость хода должна была насчитывать 27,5 узлов (51 км/ч), а дальность плавания 7200 миль на 16 узлах.

«Колосс Японский»: история гибели мощнейшего линкора в истории. Часть 1 Длиннопост, История, Вторая мировая война, Япония, Ямато, Флот, Линкор

«Ямато», 1945 г. Бортовые башни вспомогательного калибра заменены 127-мм зенитками. Схема.


Строительство


«Ямато» был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в городе Куре. Его систершип «Мусаси» заложили 29 марта 1938 года на верфи «Мицубиси» в Нагасаки. Строительство велось в условиях строжайшей секретности. Сухой док, в котором строился объект, был обнесен со всех сторон занавесами из сизалевых циновок. Каждый инженер и рабочий, как-либо связанный со строительством, был предварительно сфотографирован, после чего, входивших и выходивших с территории строящегося объекта сверяли по фотографии. Ни у одного из инженеров проекта не было полных чертежей и схем корабля. Строительство было организовано таким образом, чтобы обо всех деталях плана было известно лишь горстке людей. В целях дезинформации, во всех документах и спецификациях, главный калибр орудий был урезан до 406 мм. Бюджет постройки был максимально разнесен по разным проектам, дабы огромная стоимость не бросалась в глаза.


«Я строил самый большой в мире корабль и не знал об этом до окончания войны» — Сакутара Нишехато, проектировщик IJN Yamato

В итоге, меры конспирации полностью оправдали себя. За рубежом не знали истинных характеристик боевых кораблей до самого конца войны. Комиссия приняла линкор 16 декабря 1941 года, но «Ямато» был готов к боевым действиям только через 5 месяцев — 27 мая 1942 года.


Вооружение


Флагман японского флота должен был стать убийцей линкоров. Главный калибр боевого корабля состоял из девяти 460-мм орудий, установленных в 3-х башнях, с длиной ствола в 45 калибров.

«Колосс Японский»: история гибели мощнейшего линкора в истории. Часть 1 Длиннопост, История, Вторая мировая война, Япония, Ямато, Флот, Линкор

460-мм орудие Тип 94 на линкоре «Ямато» — мощнейшее корабельное орудие, применявшееся во Второй мировой войне. Позади него видно 155-мм орудие Тип 3


Боекомплект орудий состоял из двух типов снарядов:


1. Бронебойный тип 91. Вес снаряда достигал 1460 кг и содержал 33.85 кг взрывчатого вещества, что не очень много, как для боеприпаса такого калибра. Среди его особенностей можно отметить высокую начальную скорость 780 м/с, специальный наконечник, позволявший сохранять траекторию движения даже в воде и большой таймер у взрывателя - 0,4 секунды.


2. Зенитный тип 91 мод. 3, общим весом в 1360 кг и начиненный 900 зажигательными и 600 осколочными поражающими элементами.


Оба снаряда были слишком узкоспециазированными: первый предназначался для поражения тяжелобронированных целей и был не слишком эффективен против лёгких, второй - исключительно против авиации. Фугасных снарядов в боекомплекте вообще не было.


Парадокс истории: лучшие японские линкоры оказались в положении русских в период русско-японской войны 1904—1905 — без фугасных снарядов и с облегчёнными бронебойными.

Вспомогательный калибр представлял собой двенадцать 155-мм орудий, установленных в 4-х башнях, с длиной ствола в 60 калибров. В целом, это были неплохие пушки, довольно мощные как для такого калибра и дальнобойные. Однако, отсутствие возможности вести зенитный огонь и низкая скорострельность (5-6 выстрелов в минуту) не позволяют нам назвать их универсальными, по этому показателю они заметно уступали американским аналогам. В дальнейшем, часть орудий заменили на 127-мм зенитные.

«Колосс Японский»: история гибели мощнейшего линкора в истории. Часть 1 Длиннопост, История, Вторая мировая война, Япония, Ямато, Флот, Линкор

Специально для съемок фильма «Ямато» (2005 года) были возведены реалистичные декорации, масштабом 1:1, точно воспроизводящие систему ПВО правого борта


ПВО «Ямато» составляли двенадцать сдвоенных 127мм орудий (с марта 1944 года - 24), пятьдесят 25-мм зенитных автоматов (в каждой установке по три ствола) и два сдвоенных зенитных пулемета, калибра 13,2-мм.


Противовоздушная составляющая «Ямато» не шла ни в какое сравнение с суперлинкорами американцев (Монтана, Айова, Нью-Джерси и т.д). Во-первых, система управления огнем у японских 127-мм орудий к началу войны уже порядком устарела. Во-вторых — отсутствовало эшелонирование огня, к примеру, у американцев первый эшелон обеспечивали 127-мм универсальные орудия, второй — 40-мм «Бофорсы», третий — 20-мм «Эрликоны», у «Ямато» был только один полноценный эшелон. В-третьих, радиодальномеров и снарядов с радиолокационным взрывателем японцы не имели, а это как раз то, что обеспечивает эффективный зенитный огонь по противнику.

«Колосс Японский»: история гибели мощнейшего линкора в истории. Часть 1 Длиннопост, История, Вторая мировая война, Япония, Ямато, Флот, Линкор

Зенитный огонь американского легкого авианосца «Белли Вуд» по приближающемуся японскому самолету-торпедоносцу Мицубиси G4M «Бетти». Видны следы трассирующих снарядов 20-мм автоматических пушек «Эрликон» и разрывы снарядов 40-мм автоматов «Бофорс». Плотность огня можете оценить сами.


По итогам, американские линкоры могли вести плотный зенитный огонь из разных типов орудий ставя «огненную завесу» на пути у авиагрупп противника, продраться через которую, на поршневом самолёте было крайне трудно. А учитывая тот факт, что линкоры США всегда были под прикрытием своих авианосцев, крейсеров и эсминцев, образуя своего рода «укрепленный район на плаву» это было и вовсе невозможно. Именно поэтому в конце войны японцы прибегли к тактике камикадзе. «Ямато» не мог похвастаться успехами на этом поприще. Последствия всех недостатков его противовоздушной обороны подтвердились в ходе самоубийственного рейда на Окинаву.


Бронирование


Корпус линкора был защищен по системе «всё или ничего». Это означало, что броней были прикрыты только самые важные части корабля (артиллерийские погреба, боевая рубка, машинное отделение и некоторые другие). Данная схема бронирования имела как преимущества так и недостатки.


Плюсы заключались в том, что уменьшенная площадь бронирования позволяла сосредоточить на забронированных участках наиболее толстую броню, которую не могли пробить даже крупнокалиберные орудия вражеских линкоров. Бронированная цитадель обеспечивала прикрытие наиболее уязвимым частям корабля, например, орудийным снарядам в погребах, попадание по которым могло вызвать их детонацию и взорвать линкор изнутри.


Но были и серьезные минусы, в частности, неприкрытыми оставались оконечности корабля , что приводило к их затоплению и даже потере плавучести без пробития броневого пояса и броневой палубы. Помимо этого, линкор становился уязвимым от попаданий по нему фугасных снарядов, на всех дистанциях боя.

«Колосс Японский»: история гибели мощнейшего линкора в истории. Часть 1 Длиннопост, История, Вторая мировая война, Япония, Ямато, Флот, Линкор

Все цифры по бронированию указаны в данной схеме


Но не цифрами едины — затронем тему качества изготовления. На «Ямато» была установлена новая японская броня типа VH (Vickers Hardened), разработанная на базе британской VC (Vickers Cemented), производившейся в Японии по лицензии с 1910 г. После войны, американским специалистам удалось исследовать характеристики прочности стали. Они выяснили, что её защитная эффективность оценивалась коэффициентом 0,86 по отношению к американской броне класса «A». Особо высококачественной британской броне CA японский образец уступал почти на треть, то есть для эквивалента 410 мм VH было достаточно 300 мм CA.


Таким образом, формально «Ямато» имел наиболее толстую броню среди всех существовавших тогда линкоров, но фактически, из-за посредственного качества изготовления, самым защищенным не был.


Доктрина применения


Использование линейных кораблей типа «Ямато» было «встроено» в господствующую тогда в Японии доктрину «Kantai Kessen» (решающее сражение флота). Данный план назрел у японского командования после русско-японской войны и в особенности — после Цусимского Сражения.

«Колосс Японский»: история гибели мощнейшего линкора в истории. Часть 1 Длиннопост, История, Вторая мировая война, Япония, Ямато, Флот, Линкор

Линкоры «Ямато» и «Мусаси» у атолла Трук. Сильнейшие линкоры, когда-либо построенные, корабли этого класса рассматривались японцами как ключевой элемент доктрины «Kantai Kessen»


Выводы были сделаны следующие: для разгрома вражеского флота необходимо решающее сражение на выгодной для своего флота позиции. Главным противником Японии в Тихом океане являлись Соединенные Штаты Америки. Учитывая огромный промышленный потенциал штатов, а также огромную ресурсную базу, они, даже в случае потери части кораблей, могли их быстро восстановить.


Япония не могла позволить себе такого, её флот был заметно слабее, а проблемы с ресурсами не давали шанса на ведение затяжной войны. Единственным выходом, заведомо более слабой стороны, было нанесение решающего удара по главным силам противника, что позволило бы сильно уменьшить военный потенциал, а также деморализовать врага.


Чтобы лучше разобраться в тактике «Kantai Kessen» следует определить ход действий по данному плану:


1) Первыми в ход шли разведывательные силы. Их основной задачей было обнаружение сил врага и дальнейшее отслеживание его передвижений. Специально для этого японцами были разработаны авианесущие подводные лодки серии B, а также летающие лодки-разведчики «Kawanishi H6K».


2) Далее, в бой вступали бомбардировочные и торпедные авиагруппы островного базирования. Они должны были подвергнуть американских флот сериям непрерывных воздушных атак. С этой целью были созданы бомбардировщики «Mitsubishi G3M» и «Mitsubishi G4M» с дальностью действия до 3700 км (при полной бомбовой нагрузке).Усиливали эффект подводные лодки, чьи торпедные залпы являлись серьезной преградой на пути у неприятеля. На данном этапе планировалось уничтожение 20% от состава Тихоокеанского флота американцев.

«Колосс Японский»: история гибели мощнейшего линкора в истории. Часть 1 Длиннопост, История, Вторая мировая война, Япония, Ямато, Флот, Линкор

Дальний морской бомбардировщик и торпедоносец «Mitsubishi G3M». Всего выпущено 1048 экземпляров. Уязвимость в воздушных боях стала причиной очень высоких потерь, и все уцелевшие самолеты были выведены из первой линии, а их заменили более современные бомбардировщики Мицубиси G4M.


3) Следующий этап должен был осуществляться под покровом ночи. Планировалась масштабная торпедная атака со стороны эсминцев и легких крейсеров типа «Кума»,«Тэнрю» и др. Специально для этого были разработаны сверхдальние торпеды «тип 93» (известные как «Long Lance» — длинное копье) с двигателем на сжатом кислороде, способные преодолеть дистанцию в 40 км, а это вдвое больше чем обычные торпеды того времени. Поддержку лёгких сил должны были осуществлять быстроходные линкоры типа «Конго». На них возлагалась задача уничтожения внешнего периметра охранения из эсминцев и крейсеров американцев, чтобы японские легкие силы смогли выйти на линию атаки линкоров и авианосцев.


Японское военное командование уделяло большое внимание тактике ночных атак. Экипажи кораблей и самолетов проходили интенсивную подготовку, направленную на ведение ночного торпедно-артиллерийского боя, с широкомасштабным применением осветительных снарядов и сбрасываемых с самолётов световых вымпелов. Идея вроде бы здравая, однако в силу наличия у американцев развитой радарной системы она не смогла оправдать себя.


4) Утром, после ночной атаки американские корабли должны были подвергнуться интенсивным воздушным атакам самолетов, поднятых с тяжелых авианосцев, на этот раз с восточной стороны — для обеспечения эффекта внезапности. Их целью были американские авианосцы. Уничтожив их, японцы могли рассчитывать на полное превосходство в небе.

«Колосс Японский»: история гибели мощнейшего линкора в истории. Часть 1 Длиннопост, История, Вторая мировая война, Япония, Ямато, Флот, Линкор

Палубный бомбардировщик Накадзима B5N2 «Кейт» (морской палубный бомбардировщик-торпедоносец Тип 97) пролетает над авианосцем «Сорю».


5) После предшествующих этапов, в бой вступали основные силы Императорского флота Японии — линкоры типа «Ямато», «Нагато», «Фусо» и «Хиуга». На этом этапе планировался решающий удар по силам соединенных штатов. Предполагалось, что американские линейные корабли не смогут выиграть артиллерийскую дуэль в условиях «проигрыша в воздухе» и отсутствия поддержки со стороны сильно поврежденных или потопленных крейсеров и эсминцев.


6) С целью окончательного разгрома и лишения противника резервов для восстановления, вслед за отступающими вражескими силами, должны были отправиться быстроходные корабли и авиация.


Доктрина имела ряд недостатков. Основная критика исходила из отсутствия гибкости данного плана. Ведь если американцы будут действовать нестандартно, прибегая к непрямым действиям, тактические ходы японцев окажутся неверными. В качестве главного противника «Kantai Kessen» выступил адмирал Ямамото.

«Колосс Японский»: история гибели мощнейшего линкора в истории. Часть 1 Длиннопост, История, Вторая мировая война, Япония, Ямато, Флот, Линкор

Ямамото Исороку — японский военно-морской офицер, прошедший путь от кадета во время Русско-японской войны до адмирала флота и главнокомандующего Объединённым флотом Японской империи во время Второй мировой войны. Противник войны с США, участник конференции по морскому разоружению 1930 года и автор плана нападения на Пёрл-Харбор. Погиб 18 апреля 1943 года во время специальной операции американских ВВС, целью которой и являлся.


В середине 1920-х Ямамото находился в должности военно-морского атташе в Вашингтоне и прекрасно отдавал себе отчет в том, что начинать военную компанию против США — самоубийственная затея. Обладая огромным промышленным потенциалом, штаты сведут на нет все оборонные планы Японии, они просто задавят её числом. Он предлагал совершенно иной подход: японские военно-морские силы должны были действовать на опережение, а именно — придерживаться активных атакующих действий с использованием авиации.


Промежуточные выводы

«Колосс Японский»: история гибели мощнейшего линкора в истории. Часть 1 Длиннопост, История, Вторая мировая война, Япония, Ямато, Флот, Линкор

Линкор «Ямато» во время ходовых испытаний в проливе Бунго, в западной части Внутреннего Японского моря. Октябрь 1941 года. Фото в цвете.


Теперь, зная об ошибках, сделанных на стадии проектирования и подготовки теории применения мы можем сделать некоторые выводы. «Ямато» должен был стать ядром всего Императорского флота Японии, способный нанести решающий удар по военно-морским силам США в ходе генерального сражения. Для этой цели он строился. В этом ему не было равных.


При условии прямого боевого столкновения с любым из линкоров американцев он, несомненно, вышел бы победителем. Это позволяли ему самые мощные в истории корабельные орудия калибром 460-мм, а также толстые 410-мм стальные листы бронепояса, выдерживающие попадания всех иностранных орудий. Однако, ключевые положения доктрины «Kantai Kessen» к началу войны в Тихом океане уже безнадежно устарели. Основным игроком в морских сражениях стала палубная авиация. Она отвела на второй план огромные бронированные корабли, единственным условием выживания которых, в новой эре ведения боевых действий на море, могла стать только развитая и технологичная противовоздушная оборона.


Реалии войны предопределили судьбу флагмана Японского Императорского флота, трагическая судьба которого будет изложена в следующей части…


Источник: Cat_Cat Автор: Viktor Larionoff

Личный тег автора в ВК — #Larionoff@catx2


Оглавление Cat_Cat

Лига историков

13.1K постов49.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения