Колонизаторы
Каркассон, 7 чудес, Ticket to ride и, конечно же, Catan Колонизаторы — так сказать, джентельменский набор любого магазина настольных игр. И сегодня речь пойдет об одном из столпов мира настолок — игре, с которой для многих продолжается знакомство с настольными играми после монополии. Конечно же речь идет о Колонизаторах.
Catan Колонизаторы стали второй игрой после монополии, которая пришла в Россию и СНГ из-за рубежа. И надо признать, впервые издавшись в 1995 году, не сильно отличается от последней по рандомности и принципам игрового процесса. Но обо всем по порядку.
О ЧЕМ ИГРА.
В начале игры перед игроками располагается шестиугольное поле, разделенное на более мелкие шестиугольники — гексы. Причем гексы бывают 6 видов — леса, поля, пастбища, горы, глиняные холмы и 1 гекс пустыни. На каждом гексе лежит еще загадочное число от 2 до 12 (кроме 7) черного или красного цвета. По краям же в виде рамки располагается море и какие-то пирсы…
Начало партии
Все вместе это символизирует наш остров Катан. Именно его мы должны будем колонизировать, строя на нем дороги, поселения и города. А! И покупая карты развития! Куда же без них? Все это так или иначе приносит победные очки. За поселение мы получаем 1 ПО, за город — 2. Ну и в колоде карт развития можно отыскать аж 5 карт, которые дают по одному победному очку.
А вот дороги и остальные карты развития очков напрямую не приносят, но могут принести достижения «Самый длинный тракт» или «Самое большое войско», каждое из которых даст еще 2 очка.
2+2 — итого 4! Почти половина очков в кармане!
Цель игры — первым набрать 10 победных очков. Как только кто-то умудрится это сделать — игра останавливается, и все, тихо ненавидя друг друга и особенно победителя, встают из-за стола…
КАК ИГРАТЬ.
Чтобы начать играть, прежде всего нужно определить, кто из участников партии будет ходить первым. Делается это просто: каждый бросает 2 кубика - у кого сумма будет наибольшей, тот и начинает.
Заявка на первого игрока
Фаза основания.
Начиная с первого игрока и по часовой стрелке, каждый игрок ставит одно свое поселение. Причем не абы где, а на углу одного или нескольких гексов. Именно с этих гексов в дальнейшем игрок будет получать ресурсы. Hо об этом ниже.
А сейчас же нужно от основанного поселения отвести одну дорогу. Причем не абы куда, а аккурат по границе одного или нескольких гексов в сторону следующего угла нашего тайла. После чего ход передается следующему основателю.
Но нужно помнить важное правило! Правило расстояния. Ни одно поселение и при каких обстоятельствах не может занимать соседнюю вершину гекса от уже построенного поселения или города! Никаких других ограничений на размещение первого поселения нет.
Ну а после того, как очередь дойдет до последнего игрока и он в свою очередь построит свои первое поселение и дорогу, все получают возможность основать свое второе поселение и проложить от него дорогу. Только на этот раз строительство начинается не с первого, а с последнего игрока и идет против часовой стрелки. Причем, при строительстве второго поселения все еще получают ресурсы с окрестных гексов.
Фаза основания завершилась
Учитывая такие правила, даже вот и не знаешь что лучше — либо выбросить на кубиках 12, стать первым игроком, поставить свое первое поселение на самое вкусное место, либо же ходить последним и поставить сразу 2 поселения на оставшиеся места и точно знать, что запланированное для второго поселения место никто не уведет…
Ну и наконец, начинается фаза строительства, которая продлится до конца игры.
Фаза строительства.
Все игроки по очереди совершают свои ходы.
В начале хода игрок бросает кубики — число, выпавшее на них, указывает, какие гексы в этом ходу плодоносят. Ресурсы собирают только с тех гексов, число на которых совпало с суммой, выпавшей на кубиках, причем собирают только те игроки, чьи поселения или города стоят в одном из углов плодородного в этом броске гекса. Поселения дают по 1 ресурсу, а города сразу 2! И — Инфраструктура!
С холмов мы добываем кирпич, с полей — зерно, в горах наши гномы копают руду, в лесу продолжается законный или не очень экспорт леса-кругляка, ну а пастбища почему-то дают только шерсть, хотя что мешает на них пастись не только овцам, но и коровам каким-нибудь, остается загадкой.
Но тут стоит отметить семерку — число, которое по теории вероятности выпадает при броске двух кубиков наиболее часто. Если какой-то нехороший человек выбросит 7 , то все игроки, у которых на руках оказалось больше 7 ресурсов, теряют ровно половину. При нечетном количестве карт рвать пополам ничего не надо! Достаточно округлить число сбрасываемых карт в меньшую сторону.
Но мало того, что редиска, который кубики бросал, устроил всем незапланированный отъем ресурсов, он еще должен переместить фишку разбойника на любой гекс и отобрать у мирного мэра одного из граничащих поселений еще один дополнительный ресурс!
Вы думаете это все? Как бы не так! Эта серая шайка вместо того, чтобы свалить в свое логово, остается на этом месте пиво пит и водку жрат, тем самым мешая получать законные доходы с этого гекса, даже при благоприятном броске кубиков!
Козлы...
Ну а после того, как все игркоки получили/потеряли/отобрали ресурсы, активный игрок имеет право поторговать либо с другими участниками, либо вести заморскую торговлю в соотношении 1:4, т.е. за 4 одинаковых товара получить 1 нужный (Г — грабеж!!!). Правда этот курс можно снизить с помощью поселений построенных в наших гаванях.
Так выглядит универсальная гавань:
Меняем в соотношении 1:3
А так специализированная:
Соотношение 1:2, но только для товара, указанного в гаване.
Но если курс в гаванях для вас великоват, всегда можно попробовать торговать фьючерсами с соперниками — тут уж как договоритесь (Д — дипломатия!).
Ну а после успешной или не очень торговли наступает, наконец, момент созидания — уплатив в банк требуемые ресурсы, ходящий игрок может построить поселение, проапгрейдить его до города, проложить новую дорогу или же купить карту развития.
Количество строительств в ход неограниченно — лишь бы ресурсов хватало и фишек дорог/поселений/городов, количество которых как раз ограниченно!
А вы тоже находите сходство между городами Колонизаторов и Минас Тирит? :)
А чтобы сподручнее было строить можно 1 раз за ход разыграть карту развития, купленную в предыдущих раундах. Можно сыграть рыцаря и передвинуть разбойников (такая семерка на минималках — разбойнков двигаем, соперников грабим, но половину карт никто не сбрасывает), построить дороги и даже так или иначе получить ресурсы и победные очки.
Удачно кидая кубики, удачно торгуя, удачно покупая карты развития и удачно не попадая под раздачу при бросках 7, можно даже развиваться и набирать победные очки...
ДОСТИЖЕНИЯ.
Самый верный способ зарабатывать ПО — строить города и поселения. Но это скучно и долго. Поэтому есть способ заработать до 4 очков, строя по сути только дороги и разыгрывая рыцарей. Дело в том, что достижение «Самое большое войско» дается тому, кто первым разыграл 3 карты рыцарей (всего в колоде их 14), ну или отобрал первенство в рыцарстве, разыграв хотя бы на 1 карту больше, чем бывший самый милитаризованный.
Красный - первый рыцарствующий, но стоит желтому сыграть еще 1 рыцаря — и у него самое большое войско!
А вот "Самый длинный тракт» дается за 5 и более дорог выставленных в 1 линию. Причем свои поселения дороге индифферентны, а вот чужие ее рвут на разные части, и в самом длинном тракте соревнуется только большая часть.
Комбинируя и суммируя очки за карты, поселения, города и достижения, 10 очков заработать не так уж и невыполнимо.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Колонизаторы — игрушка добрая :) Поставил в начале поселение туда, куда хотел соперник — получил + от него к своей карме :) Выкинул 7 на кубиках и обворовал кого-то - никакого негатива в свой адрес не получил (нет). А уж если сумел разорвать дорогу или войско увел большое - то…
Колонизаторы — игрушка рандомная. Нет, ну серьезно! Когда, сколько и какие ресурсы получат игроки решают исключительно кубики. Они же решают, когда игроки ресурсы теряют. Только накопил на апгрейд в город, как семерочка подоспела — слов нет, одни эмоции…
Причем, помните я говорил про числа 2 цветов? 8 и 6 отмечены красным цветом - типа они выпадают чаще всех и ставить поселения на них лучше всего. Так вот — вранье! В этой игре ТерВер не действует! Ну или кажется, что не действует… Ну в общем дело в любом случае не чисто! У нас в игровой ячейке даже поверье с незапамятных времен есть - дескать, сочетание разных кубиков дает разные числа при броске. Так и играем четырьмя кубиками, периодически их меняя, раз в 3-4 круга :)
Ну и немножечко кингмейкерства — обмен между игроками ничем не ограничен. Поэтому, порой бывают ситуации, когда с кем-то не торгуют, основываясь на симпатиях/антипатиях, а не на игровой целесообразности.
Правда это может породить и смешные ситуации. До сих пор на смех пробирает, как вспомню, когда мы с двумя друзьями сели играть в Колонизаторов. Я с одним из соперников рубился не на жизнь, а на смерть, не воспринимая всерьез третьего. В стиле «Ваня, давай я тебе кирпич продам, чтоб ты тут дорогу построил и заблокировал все.». А мой непримиримый соперник: «Ваня, что тебе нужно, чтобы вот тут поселение построить и разорвать дорогу? Давай продам!» Назовите с 1 попытки имя победителя той партии:))))
ИТОГ.
Колонизаторы — игра явно не для гиков. Это игра для компании добрых людей, у которых точно нет оружия и прочих колюще-режущих предметов. Ну не каждый может вынести ситуации, когда он расставил поселения на 6 и 8, а выпадает 2 и 12!
Но если вы планируете играть в семейном кругу или приобщать к настолкам кого-то из разряда «настольные игры — это что-то типа монополии?», то Колонизаторы — неплохой выбор. Да и компанией, которая давно уже играет в Марсы, Food chain magnate-ы и пиры во славу Одинов бывает приятно вспомнить молодость и сдуть пыль со старой коробки.
Ну а я таки выиграл в Колонизаторов впервые года так за 3:)
P.S.
Видео по самой спокойной и доброй игре доступно на нашем канале. Детям не достигшим 18 лет, смотреть только в присутствии взрослых!
Настольные игры
3K поста10.9K подписчиков
Правила сообщества
Основное и единственное правило для постов: здесь обсуждаются только хардовые настолки, компоненты которых можно пощупать руками. Никаких компьютерных, планшетных, и прочих электронных игр.