Когда пора делать логопедический массаж?" — очень популярный вопрос у родителей и специалистов
Итак, когда же ребенок действительно нуждается в логомассаже?
Напишу, как считаю я. Знаю, что есть коллеги, которые будут не согласны с некоторыми пунктами, но почти двадцатилетний опыт работы говорит о том, что все они очень даже оправданы!
1. Дизартрия является 100% показанием для логомассажа. Когда есть нарушения тонуса в артикуляционных мышцах без логомассажа можно ставить и автоматизировать звуки очень долго и мучительно.
2. ДЦП при условии нарушения речи.
3. Заикание. Логомассаж выступает вспомогательным инструментом для снятия напряжения не только в мышцах, но и в психоэмоциональном состоянии.
4. Генетические нарушения, особенно с.Дауна, при котором в большинстве случаев наблюдается выраженная гипотония.
5. Задержка речевого развития (ЗРР). Логомассаж не запускает речь, он позволяет качественно подготовить речевой аппарат к приобретению нового навыка – речи, облегчает сам процесс запуска, особенно когда у ребенка наблюдаются проблемы с тонусом мышц языка.
Остановимся подробнее на некоторых показаниях.
Логопедический массаж и дизартрия.
Начну с того, что же такое дизартрия?!
💡 Это нарушение речи, причиной которого является поражение центральных отделов речедвигательной системы (центров в головном мозге), что ведет к нарушению иннервации артикуляционного аппарата, в следствии чего речь смазанная, нечеткая, многие звуки произносятся неправильно.
Проще говоря, звукопроизношение при дизартрии страдает из-за нарушения тонуса в мышцах участвующих в речи, то есть языка, лица, дыхательных мышцах и голосовых связок.🤝
👇🏻 При нарушении тонуса (чрезмерное напряжение или перерасслабление) классические, традиционные логопедические приемы могут крайне медленно вести к результату, так как они не оказывают прямого воздействия на мышцы.
А вот с помощью логомассажа мы работаем непосредственно с мышцами, расслабляем их или тонизируем в зависимости от того, в чем нуждается ребенок.
Уникальность массажа в том, что результат можно наблюдать уже на 5 – 10 сеансе.
👅 Язык начинает совершать те движения, которые до этого ему были недоступны. Часто к концу курса или вскоре после окончания речь звучит четче, появляются новые звуки, а то и слова!
При дизартрии идеальный вариант: курс логомассажа + артикуляционная гимнастика, а затем массаж лица и языка становится частью каждого занятия!
❓ Как долго сохраняется эффект от логомассажа?
🔥 Эффект, который достигнут под воздействием массажа никуда уже не исчезнет при условии дальнейшей логопедической работы.
Я бы даже сказала, что эффект, наоборот, продолжает усиливать положительную динамику даже после окончания курса!
Логопедический массаж и заикание
Первопричина заикания — это судороги в артикуляционных, дыхательных мышцах, голосовых связках, а значит эти мышцы находятся практически в постоянном напряжении.
⛔️ На самом деле у детей с заиканием напряжение наблюдается во всем теле, а не только в речевых мышцах и снимается оно трудно.
Поэтому детям с заиканием показан расслабляющий массаж лица и языка, это как минимум. 📝
А в идеале массаж всего тела, для снятия общего напряжения. Конечно, массаж не уберет заикание, но он будет способствовать положительной динамике в коррекционной работе, облегчать говорение ребенку и снимать напряжение в центрах головного мозга, откуда идет патологическая импульсация, вызывающая запинки.🤝
Логопедический массаж и ЗРР
Сразу начну с того, что логомассаж не запускает речь!!!
НО👇
облегчает процесс запуска;
способствует нормализации тонуса;
дает сенсорные импульсы от речевого аппарата;
улучшает местное кровообращение.
Комплекс, который я делаю детям и обучаю на своем курсе по логомассажу, включает в себя не только традиционные зоны (лицо и язык), а также шейно-воротниковую зону и руки. Благодаря такому подходу улучшается питание головного мозга, так как кровь во время массажа активно насыщается кислородом, что крайне важно при тяжелых речевых нарушениях!
⛔️ Поэтому при темповой задержке речи целесообразно начинать работу именно с курса логомассажа!
ВАЖНО!
Если ребенок не понимает обращенную речь, у него не развита коммуникация с окружающими, он не приемлет тактильного контакта, с ним сначала необходимо работать по этим направлениям, а лишь потом думать о массаже.
✅ Если же маленький ребенок понимает все, что ему говорят, легко идет на контакт, не сопротивляется прикосновениям, можно смело начинать работать.
📌 Возраст, в котором можно делать логопедический массаж зависит от настроя каждого конкретного ребенка.
Кто-то уже в 2.5 с удовольствием участвует в процессе и с интересом дает язык, а еще и сам забирает зонд и копирует массажные движения у себя во рту. А кто-то может и в 5 не даться. 🔗
Так что все индивидуально!
Главное подходить к этой процедуре с позитивом и положительными эмоциями, как со стороны логопеда, так и со стороны мамы!
Мой экспертный телеграмм канал для родителей и специалистов https://t.me/vrach_logoped_bernatskaya