Когда небо было морем: дирижабли, которые носили самолёты
Сегодня я вам расскажу о таком редком представителе авиации - дирижабль-авианосец, имя ему было USS Akron. Это моя первая статья так что я открыт для вашей критики. Но давайте начнём по порядку, что такое дирижабли а уж тем более что такое летающий авианосец. Итак, ну что такое дирижабли наверное многие знают, своего пика эти огромные "воздушные корабли" достигли в начале XX века, это было время очень смелых и порой безумных инженерных решений, и именно в это время начинается "Золотая эпоха дирижаблей", которая прекратилась с катастрофой немецкого дирижабля "Гинденбурга". Дирижабли были по истине очень огромными, длина нашего главного героя - USS Akron составляла 240 м.
Как я и упомянул, XX век был полон смелых инженерных решений, и поэтому люди начали додумываться для запуска самолётов прямо с воздуха, нооо зачем? А дело в том что самолёты в то время только начинали своё развития и имели один очень существенный недостаток - очень низкую дальность действия, они никак не могли улетать далеко от своей базы, поэтому стали появляться как и морские так и воздушные авианосцы. И тут мы уже плавно приходим к теоретическом решению этой проблемы - нужно углубиться в строении дирижаблей. Цеппелины по принципу своей работы просты до нельзя - огромный "шар" надутый водородом или гелием, который по закону Архимеда толкает дирижабль в воздух, это позволяет дирижаблю висеть в воздухе неделями и еще на очень большой высоте. Вот оно: решение проблемы, поэтому давайте ка запускать самолёты прямо с этих огромных штуковин, вот и правительство США думало также.
Строительство "Акрона" началось 31 октября 1929 года, он был достроен к 1931 году и уже 25 сентября совершил свой полёт. Дирижабль вмещал в себя 80 человек с жилыми комнатами. В отличии от своих коллег, американцы, заправляли дирижабли не водородом, а гелием (что всеравно их не спасло, лол), Акрон считается вторым по величине дирижаблей, лишь на 3% уступая Гинденбургу, своё имя он получил название в честь города в котором он был построен. Потом он поступил на службу ВМС США и летал там и участвовал в военных учениях. И тут пришли хитрые американские инженеры с задумкой сделать рабочий дирижабль-авианосец, и таки сделали, но как они вообще это реализовали?
Внутри дирижабля находился здоровый ангар с самолётами. Ангар мог вмещать в себя 4-5 самолётов, на учениях использовали Curtiss F9C Sparrowhawk, потом самолёт должен был спуститься в брюхо дирижабля, где находился люк, потом он цеплялся за специальный кран и начинал висел в воздухе а потом продолжал свой путь. Возвращались самолёты почти таким же способом, подлетали снизу и цеплялись за трапецию, отработка такого полёта требовала огромных навыков от пилота, однако схема была вполне рабочая.


В ангаре и на трапеции
3 мая 1932 года «Акрон» прошёл над побережьем Нью-Джерси где было проведено несколько вылетов, и вроде всем понравилось, но 8 мая он потерпит крушение (получит сильные повреждения) при посадки в Лэйкхёрсте, Нью-Йорк (там позже сгорит Гинденбург). После ремонта 3 января 1933 года он вернулся на службу но, ровно через 5 месяцев, в апреле, потерпит крушение, которое по сей день остается одним из крупнейших воздушных катастроф в истории человечества. Если кратко: дирижабль пролетал у побережья Новой Англии, попал в сильнейший шторм, из за кучи ошибок: дирижабль был перегружен, а это означало что они экипаж не сможет маневрировать, поэтому при попытке стабилизировать дирижабль он наклонился вниз и рухнул в море. Но самым страшным было то, что никто не вообще не думал о безопасности, на борту не было ни одного спасательного жилета, 73 человека из 76 просто утонули или замерзли в холодной воде.
Вывод комиссии был следующий: дирижаблей в армию США не надо, они уязвимы и склонны падать при плохой погоде и поэтому программу свернули, однако Акрон по сей день остается одним из легендарных летательных аппаратов, которого к сожалению постигла такая трагедия.