Когда надо начинать учить "китайскую грамоту"?

Сперва позвонил родственник и спросил – что я порекомендую почитать пятилетнему ребенку. Потому что в Маршаке и Барто ребенок не понимает одну половину слов, а вторую не понимают уже родители.


Потом в ленте уважаемый человек саркастически интересуется – как можно во втором классе приводить детям в учебнике кусочки из «Евгения Онегина», ведь для детей это китайская грамота. Напрямую цитата не упоминается, но подозреваю, что бедные дети не смогли разобраться с жучками, салазками и дворовыми мальчиками, не говоря уж монструозном «преобразив».


Подруга прислала ссылку на старый но смешной баян, в котором мама пытается разучить со школьником лермонтовское «Выхожу один я на дорогу», и теперь эта мама желает Михаилу Юрьевичу особенно длинных и хорошо заточенных гвоздей в гробу за жуткое слово «кремнистый» .


Родственнику я попыталась объяснить, что ребенку для того и нужно читать, чтобы узнать побольше слов, которые он не знает. И так никогда и не узнает, если его бережно держать в формате негидальского языка, в котором лингвисты кое-как ухитрились наковырять две тысячи слов и междометий.


У меня таких негидальцев – полон дом. У некоторых уже законченное высшее. И они меня боятся. Я выскакиваю на них из-за угла и сразу иду в атаку.

«- Ну-ка быстро отвечай, что такое «пятнашки»? Нет, это «пятнышки», а ты мне ответь что такое «пятнашки»! Да, такое слово есть!

- Кто знает, что такое «креманка» - а ну-ка подняли руки? Что?? Никто??? Ага, Боря пытается думать, Боря считает, что это что-то для крема…не, Боря, мимо – это вовсе не тюбик!

- Ужинать пойдут только те, кто скажет мне, чем «навзничь» отличается от «плашмя»! А все остальные упадут навзничь и только в таком виде быстро поползут на кухню!

Что такое солнцеворот? Чем пачули не похожи на пикули? Нет, парубок - это не такой инструмент, а рикошет – это не такой старый пистолет! Да, рикошетом можно подстрелить кого-нибудь, но нет, это не огнестрельное оружие. И не лук! И не арбалет! В интернет не подглядываем!»


Не надо выбирать для детей негидальские книжки. Да, именно в пять лет им уже можно и нужно узнавать про кацавейки и про ухваты, и про антиподов, и про канталупы, и про горжетки и про кряковитые дубы. Вот про иррелевантность и гносеологию – можно чуток попозже, а про кибитки удалые и пушистые бразды –в самый раз.

Ведь богатый словарный запас, господа, - это не излишество. Это то, чем нам приходится думать, но это еще и то, что вообще создает вселенную вокруг нас. Она ведь не только из атомов состоит, но и из слов – по крайней мере, в нашей голове. И чем больше у нас там копошится этих самых ненужных, устаревших, непонятных слов – тем богаче и разнообразнее будет мир вокруг нас.

Украдено у нежно обожаемой Таты Олейник здесь:  https://tataole.livejournal.com/224886.html

Книжная лига

21.9K поста77.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
7
Автор поста оценил этот комментарий
Браво! Дочке год и 8, читаю ей колобка по памяти, с сусеками и амбарами, потому что из современных книг эти архаизмы уже вымели.
раскрыть ветку (31)
25
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

И правильно, что вымели. Язык постоянно развивается. Неиспользуемые слова исчезают, новые появляются. Смысл держаться за старое и детей своих этому целенаправленно учить? Просто потому что вы так привыкли? Если им эти слова встретятся - сами найдут значение.

раскрыть ветку (24)
16
Автор поста оценил этот комментарий

а вы уверены, что развивается, а не деградирует?
А то будем мы говорить на смеси английского и русского, как предрекают фантасты. Рунглиш в узкой сфере уже давно не узок)

раскрыть ветку (18)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно, я никогда не введу этих слов в свой собственный речевой обиход. Было бы противоестественно, если бы я, старый человек, в разговоре сказал, например, договора, или: тома, или: я так переживаю, или: ну, я пошел, или: пока, или: я обязательно подъеду к вам сегодня. Но почему бы мне не примириться с людьми, которые пользуются таким лексиконом? Право же, было бы очень нетрудно убедить себя в том, что слова эти не хуже других: вполне правильны и даже, пожалуй, желательны.
(с) К. Чуковский, "Живой как жизнь".

Язык постоянно меняется, это естественный процесс. Такое непривычное для автора книги "я переживаю" в значении "я волнуюсь" сейчас уже не вызывает никаких вопросов.

И нет ничего страшного в том, что сказка для современных маленьких детей написана понятными им словами: в конце концов, в те времена, когда она сочинялась, они были такими же понятными для детей того времени. Слова не умирают просто так: слово "сусеки" исчезло из речи вместе с самими сусеками. А на замену пришли новые, актуальные для современного человека.

12
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Деграда́ция, регрессия — процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества,

Ответьте себе на вопросы каким целям служит язык, и какие его характеристики ухудшаются, а какие - улучшаются, и сразу поймете развивается он или деградирует. "То как мы привыкли" - это не характеристика, если что.

А то будем мы говорить на смеси английского и русского,

Ну будем, и что? Вы так говорите, как будто это что-то плохое. Посмотрите сколько слов в русском языке иностранного происхождения - удивитесь. Вас же не удивляет, что вы сейчас не говорите на древнеруском языке?

ещё комментарии
8
Автор поста оценил этот комментарий

Было время, золотая молодежь вообще русский плохо знала, говоря на французском...

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

золотая молодежь и в нынешнее время заграницей обучается не на русском...
ничего не поменялось)))

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

поменялось, в нынешнее время казнь не рассматривается

5
Автор поста оценил этот комментарий

Глобализация, рассовое, национальное и культурное смешивание шагает по миру набирая обороты а вы боитесь смешение языков что давно уже данность? По историческим меркам мы не очень далеко от реальности где 1 планета=1государство=1 народ=1 язык.

раскрыть ветку (4)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

... = 1 вождь

ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

Вот правы вы, правы . Плюсую.

Автор поста оценил этот комментарий

А мы говорим на смеси многих языков, особенно много заимствований тюркских, английских, французских, немецких. Почитайте этимологический словарь- будете удивлены

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

читала. Заимствования и рунглиш немного разные вещи.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Однажды смотрела по телевизору игру, там одно из заданий - объяснить другому игроку слово. Так вот парень лет 20-25 не смог объяснить слово "повеса", он просто не знал, что это такое. Даже мне, школьнице, стало очевидно, что он не читал даже школьную программу. И что теперь, переписывать Пушкина из-за таких невежд?
раскрыть ветку (4)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я тоже его не знаю. Но если я его встречу у Пушкина - пойду и посмотрю его значение. А до это мне нафиг не нужно его знать. И не надо Пушкина переписывать. А сказки - это устный фольклор. У них нет единой правильной формы как у авторских текстов.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Евгений Онегин. 15-ая строчка. Если дочитаете, а в первых 14-ти тоже слова незнакомые могут встретиться.


Но Вы ведь шутите, правда, что не знакомы со значением слова «повеса»? Есенин «...я всего лишь уличный повеса...» тоже не?

раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Евгений Онегин. 15-ая строчка. Если дочитаете, а в первых 14-ти тоже слова незнакомые могут встретиться.

Если встретятся - найду их значение. В 2019-м году это не проблема.


Но Вы ведь шутите, правда, что не знакомы со значением слова «повеса»? Есенин «...я всего лишь уличный повеса...» тоже не?

Не шучу. Буквально только что нашел его определение. И знаете - я не вижу в этом никакой проблемы. Знать слово просто ради того, чтобы его знать? Вот зачем?

1
Автор поста оценил этот комментарий

Не надо доводить до абсурда. Какой художественной ценностью обладает сказка про Колобка, что из нее нельзя выкинуть слово, которое ребенку только в этой сказке и встретится?

Автор поста оценил этот комментарий
А в современных книжках что? Не сусеки скребут? О_о
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да. В одной книге вот так нашла, в других и этого нету.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
А я в интернетах нашла сусеки и короб - без амбара)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати любопытно. Вы без словаря и гугла опишете, что такое сусек?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Мне мама а детстве говорила, что это коробка, такая, вроде
Автор поста оценил этот комментарий
Мне просто интересно , что именно скребут в современных книжках, чем заменили? Амбар то, наверное, оставили?
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку