Код памяти 900

Каждый год в конце января я будто оказываюсь в блокадном Ленинграде. Стою наблюдателем. Молча.


Вот девочка на перроне: две косички, хрупкая - в чем душа держится. Прижалась к матери. Плачут обе. Рядом солдат: «Полно, девчата! Наше дело правое, мы победим»! И, подхватив кулёк с вещами, аккуратно отрывает девочку от матери, и девочка отправляется в эвакуацию.


В районе Пискарёвки девочка подросток везёт на саночках брата. Укутала, будто куклу. Наказала: «Сиди ровно». Бредут вдоль бетонной стены. Следом мужик. Догоняет, сипит. Девчонка ускоряет шаг, переходит на бег. Кричит брату: «Сиди ровно»! Из последних сил тянет санки за бечёвку. Оборачивается. Мужик отстал. Прислонился к стене, сил преследовать не осталось.


К Неве у Финвала спускается Верочка. Набирает из проруби воды в бидончик, возвращается к берегу. Шаги даются ей с трудом. Останавливается на секундочку, поправляет сбившуюся шаль и рукавицы. Торопится. Дома ждёт больная мать.


Госпиталь на Васильевском. В палате молодой женщины высокий майор закружил в объятиях маленькую бледную медсестру. «Спасибо, милая! Жену спасла. Сама не доедала, а её выходила»!


На Ржевке двое - мальчишка лет пяти и семилетняя девочка, склонились над женщиной. «Ба, вставай. Ну ты чего? Вставай, ба»! Женщина смотрит в потолок, чёрный от коптящей буржуйки, стеклянными пустыми глазами.


По Кондратьевскому маршируют солдаты. Чеканят шаг, поют «Каховку». Следом с веткой в руках на манер автомата бежит мальчонка. Тоже поёт. Вечером у него будут нежданные гости - в увольнение приедет отец. Привезёт галеты и масло. То-то начнётся пир!


На Петроградке изможденная женщина варит похлёбку из столярного клея. Кормит детей. Едят по чуть-чуть, аккуратно. Вспоминают мясной бульон, который варила мать в прошлом месяце. Сокрушаются, что сбежал кот Васька - любимец семьи. Мать украдкой вытирает слезы и боится смотреть детям в глаза.


После всех этих историй я плачу вместе с моими героями - детьми блокадного Ленинграда, и молюсь про себя, чтобы метроном на Невском больше никогда не отбивал быстрый ритм.


Фото «Ленинградцы не забудут» Николая Шестакова - мальчика на саночках, 1963 год.

Код памяти 900 Текст, Блокада, Ленинград, Память, Длиннопост

ВПитере

5.5K постов12.3K подписчика

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку