Ко дню энергетика. Топливо из канавы.

Всех работников отрасли душевно с праздником! Расскажу свою историю о том чего стоит порой "освещение в массы".
В начале 90-х довелось мне заведовать электростанцией дизельной в Коми ССР. Кругом тайга, до ближайшей железки 250 км. бетонки с кривоположенными плитами. Поселок занимается лесоповалом, контингент сами знаете из кого. Зеки да менты, несколько человек вольнонаёмных. Колючки нет ибо колония- поселение, да и бежать то по-сути некуда. Зимой околеешь или съедят ( бывало) летом тоже далеко не убежишь - болота, буреломы, дорога одна, на ней перехватят по-любому да и расстояния... Условия такие,что по сути сидят все и осуждённые, и администрация. Естественно тащить туда электричество не рентабельно, поэтому повсеместно строятся электростанции. В большинстве случаев это не ДнепроГЭС ни фига, а просто сарай где круглосуточно молотит тракторный движок с генератором. На нашем поселке, на зависть всей округе ( в радиусе 350 км) станция была роскошная! Три корабельных турбодизеля с генераторами на 400 киловатт. Работал постоянно конечно только один, раз в полгода переходили на соседний, а на предыдущем делали профилактику. Жрали эти твари по 700кг. в сутки. От потребления электричества расход почти не зависел так как поселок потреблял в холода не более 150kw. Но 700кг отдай, ибо частота 50 Hz требует поддержания соответствующих оборотов. Физика, мать её. Времена были непростые. Не хватало всего. Запчасти, топливо, еда... Всего. Летом попроще, днём можно и глушить пока народ на повале, а вот зимой не забалуешь, отопление водяное и поверху, земля-то плывет постоянно. Болота там. Остановка станции зимой это значит через два часа размерзшиеся трубы. Циркуляция ведь электрическая. Туши свет, сливай воду, как в поговорке. Воду слил - отопления лишился. Эвакуация поселка за исключением нескольких домов где свои печи. Январь. -37' . Ночь глубокая. Станция работает на последней 200 л. бочке. Я на бензовозе с водителем везу солярку. Как добывал - отдельная песня. Достать удалось только две с половиной тонны, а вместимость бензовоза три с чем-то. А это значит что? А это значит свободная поверхность жидкости, самая опасная на зимней дороге штука. Дороги там вообще жуткие, зимой получше, но скользко очень. Третий час пути, до поселка ещё часа полтора. Проезжая отметились на промежуточной рации. С поселка сообщили что зарядили в бак последнюю бочку. Вроде должны успеть. Но... Тряхнуло, погас свет, водитель в тормоза и почти получилось, но в этот момент мягкий такой толчок сзади и.... Машина идёт юзом, изгиб дороги, отвал от грейдера... Мелькает потолок,что то сыпется на голову. Бряк, стук, БУХ... Тишина... Темно. Кое-как растопыриваюсь, пытаюсь понять где верх где низ. Валяемся на боку в канаве, водила надо мной, застрял в руле и без сознания. Моя дверь вниз и в снег. Откручивают стекло, рою снег, как нору кротовую. Бульканье. Снизу как то мокро становится и лужа прямо. Пробивает понимание, что это ТОПЛИВО! Мои две тонны!! Поселок! Твою мать! Там бочка последняя! Делать то что?! Рою быстрее, намокаю, да нет - пропитываюсь соляркой! Вылез... Залез на кабину сверху, тяну водителя, тот чего то мычит, оклемывается вроде. Кое-как выскреблись, стоим на дороге судорожно соображаем что дальше. Перспектива не веселая ни фига. Холодно, ветер, одежда насквозь мокрая. Кажется конечно чего там, тайга ведь, возьми дров, разведи костер... Два раза облом, промороженное дерево не особо- то горит, да и солярку без тряпки не подожжешь особо. Зажигалка в кармане мокрая. Хана..б... Кое как подожгли ватник старый, в кабине был. Водиле проще, он сухой, а мне и к огню не подойти... Лезу к цистерне сугробами и ВАУ!! Из хороших новостей только то, что литров пятьсот в цистерне все же осталось, другое дело нафига оно мне тут... Руки уже скрючило, колотит как собаку, уже и стоять тяжело. Начинаю бегать туда- сюда, прикидываю хватит ли здоровья добежать до рации. 10 км или около того... Внезапно! Фары! Едет! Кто-то то едет! Шанс минимальный, но случилось! На соседнем повале слушали рацию. Услыхали что мы едем с топливом и послали в догонку машину чтоб у нас одолжиться. Машину с четырьмя бочками и ручным насосом!!! Господь велик, воистину! ЗИЛ 157 старый рыдван 6*6, как я ему был рад! Мёрзнуть уже было некогда. Как мы качали! Две бочки сразу отправили на поселок. Две продолжили качать. Ребята оставили сухой свитер и телогрейку. Через два часа вернулись уже две машины, а мне удалось дальше в канаве выкопать яму куда под естественным уклоном стекло то что вылилось из цистерны. Пусть с водой и снегом, черт с ним! Отфильтруем, не в первый раз поди. Спасли почти полторашку, вручную, бочками. Восемь! Восемь бочек. Два дня работы станции. Не пересказать с каким чувством я глядел на светящиеся окошки поселка, когда мы уже подъезжали! Стоял на горке, слушал неторопливое "Чух-чух" электростанции... Не забуду, никогда не забуду...
Истории со счастливым концом рассказывают те, кому повезло. Простые казалось бы вещи ценишь больше, побывав на краю. Ещё раз с праздником коллеги. Да будет свет!)))

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

О профессионализме водителей итд недалеко от ЗК или пьяных даже говорить не хочется... На ровном месте.

раскрыть ветку (15)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Не, нормальный мужик, я ж говорю ничего не было. Резина пятый сезон, это по бетонке-то, дороги не подсыпаны вообще. Лесовозы так совсем тихий ужас. Кировцы ещё кое как, остальные...
3
Автор поста оценил этот комментарий
На зимнике на цисцерне пустой почти на треть, на летней старой резине и на разъебанном грузовике... ночью. Ну хзхз.
ещё комментарии
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Много ты по зимним лесным дорогам то ездил?
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Много, если интересно то пару тройку историй ещё в заначке есть)) там и летом интересно.
раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Лучше расскажи на чем.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку