791

Ко дню энергетика. Топливо из канавы.

Всех работников отрасли душевно с праздником! Расскажу свою историю о том чего стоит порой "освещение в массы".
В начале 90-х довелось мне заведовать электростанцией дизельной в Коми ССР. Кругом тайга, до ближайшей железки 250 км. бетонки с кривоположенными плитами. Поселок занимается лесоповалом, контингент сами знаете из кого. Зеки да менты, несколько человек вольнонаёмных. Колючки нет ибо колония- поселение, да и бежать то по-сути некуда. Зимой околеешь или съедят ( бывало) летом тоже далеко не убежишь - болота, буреломы, дорога одна, на ней перехватят по-любому да и расстояния... Условия такие,что по сути сидят все и осуждённые, и администрация. Естественно тащить туда электричество не рентабельно, поэтому повсеместно строятся электростанции. В большинстве случаев это не ДнепроГЭС ни фига, а просто сарай где круглосуточно молотит тракторный движок с генератором. На нашем поселке, на зависть всей округе ( в радиусе 350 км) станция была роскошная! Три корабельных турбодизеля с генераторами на 400 киловатт. Работал постоянно конечно только один, раз в полгода переходили на соседний, а на предыдущем делали профилактику. Жрали эти твари по 700кг. в сутки. От потребления электричества расход почти не зависел так как поселок потреблял в холода не более 150kw. Но 700кг отдай, ибо частота 50 Hz требует поддержания соответствующих оборотов. Физика, мать её. Времена были непростые. Не хватало всего. Запчасти, топливо, еда... Всего. Летом попроще, днём можно и глушить пока народ на повале, а вот зимой не забалуешь, отопление водяное и поверху, земля-то плывет постоянно. Болота там. Остановка станции зимой это значит через два часа размерзшиеся трубы. Циркуляция ведь электрическая. Туши свет, сливай воду, как в поговорке. Воду слил - отопления лишился. Эвакуация поселка за исключением нескольких домов где свои печи. Январь. -37' . Ночь глубокая. Станция работает на последней 200 л. бочке. Я на бензовозе с водителем везу солярку. Как добывал - отдельная песня. Достать удалось только две с половиной тонны, а вместимость бензовоза три с чем-то. А это значит что? А это значит свободная поверхность жидкости, самая опасная на зимней дороге штука. Дороги там вообще жуткие, зимой получше, но скользко очень. Третий час пути, до поселка ещё часа полтора. Проезжая отметились на промежуточной рации. С поселка сообщили что зарядили в бак последнюю бочку. Вроде должны успеть. Но... Тряхнуло, погас свет, водитель в тормоза и почти получилось, но в этот момент мягкий такой толчок сзади и.... Машина идёт юзом, изгиб дороги, отвал от грейдера... Мелькает потолок,что то сыпется на голову. Бряк, стук, БУХ... Тишина... Темно. Кое-как растопыриваюсь, пытаюсь понять где верх где низ. Валяемся на боку в канаве, водила надо мной, застрял в руле и без сознания. Моя дверь вниз и в снег. Откручивают стекло, рою снег, как нору кротовую. Бульканье. Снизу как то мокро становится и лужа прямо. Пробивает понимание, что это ТОПЛИВО! Мои две тонны!! Поселок! Твою мать! Там бочка последняя! Делать то что?! Рою быстрее, намокаю, да нет - пропитываюсь соляркой! Вылез... Залез на кабину сверху, тяну водителя, тот чего то мычит, оклемывается вроде. Кое-как выскреблись, стоим на дороге судорожно соображаем что дальше. Перспектива не веселая ни фига. Холодно, ветер, одежда насквозь мокрая. Кажется конечно чего там, тайга ведь, возьми дров, разведи костер... Два раза облом, промороженное дерево не особо- то горит, да и солярку без тряпки не подожжешь особо. Зажигалка в кармане мокрая. Хана..б... Кое как подожгли ватник старый, в кабине был. Водиле проще, он сухой, а мне и к огню не подойти... Лезу к цистерне сугробами и ВАУ!! Из хороших новостей только то, что литров пятьсот в цистерне все же осталось, другое дело нафига оно мне тут... Руки уже скрючило, колотит как собаку, уже и стоять тяжело. Начинаю бегать туда- сюда, прикидываю хватит ли здоровья добежать до рации. 10 км или около того... Внезапно! Фары! Едет! Кто-то то едет! Шанс минимальный, но случилось! На соседнем повале слушали рацию. Услыхали что мы едем с топливом и послали в догонку машину чтоб у нас одолжиться. Машину с четырьмя бочками и ручным насосом!!! Господь велик, воистину! ЗИЛ 157 старый рыдван 6*6, как я ему был рад! Мёрзнуть уже было некогда. Как мы качали! Две бочки сразу отправили на поселок. Две продолжили качать. Ребята оставили сухой свитер и телогрейку. Через два часа вернулись уже две машины, а мне удалось дальше в канаве выкопать яму куда под естественным уклоном стекло то что вылилось из цистерны. Пусть с водой и снегом, черт с ним! Отфильтруем, не в первый раз поди. Спасли почти полторашку, вручную, бочками. Восемь! Восемь бочек. Два дня работы станции. Не пересказать с каким чувством я глядел на светящиеся окошки поселка, когда мы уже подъезжали! Стоял на горке, слушал неторопливое "Чух-чух" электростанции... Не забуду, никогда не забуду...
Истории со счастливым концом рассказывают те, кому повезло. Простые казалось бы вещи ценишь больше, побывав на краю. Ещё раз с праздником коллеги. Да будет свет!)))

Дубликаты не найдены

+36
Спасибо Вам, коллега, на таких как Вы держится отрасль. Земной поклон!
раскрыть ветку 16
+20
Спасибо, приятно очень!
раскрыть ветку 14
+9
Именно так друг мой(счас буду петь дифирамбы,но все из личных наблюдений)Вот что бы сделал иностранец попади он в такую ситуацию максимум орал бы в рацию хелп ми,и чем отличаются наши СССРовские не думая не о чем похуй на себя,лезут спасать все что можно спасти.О себе думают в последнюю очередь.Знаю о чем говорю ибо работал в различных иностранных компаниях,их любая нестандартная ситуация ставит в тупик.С праздником тебя.
раскрыть ветку 11
+1
С днём Энергетика!!!!!
раскрыть ветку 1
+5
Скажу немного пафосно, но на таких людях и держится не только отрасль энергетическая, а любая.
+19

Как я тебя понимаю. У нас в части так уголь разок не завезли. -40 северный урал. Вечером отключилось отопление, котельная встала. Часть резко перешла на тепловые пушки. Через два часа сначала вышибло предохранители на подстанции. Потом какой то гений замкнул вместо предов железяками. Через час не стало света. Спали полностью одетыми в валенках. Утром наряд по столовой жратву на костре готовил. Через пол дня все восстановили, через сутки привезли уголь.

раскрыть ветку 2
0
еслиб какой-то гений не замкнул вместо предов железяками,- то у вас бы света не было и этот час..
раскрыть ветку 1
+2

Если бы он не замкнул железяками последствий было бы меньше.

+13

Ухх, прямо ностальгию расшевелил. Завела меня по молодости кривая в горы, работал в подобной местности, высокогорье 3000 м над уровнем моря, в октябре уже стояли морозы -20, мели метели. дорога единственная, через переметенный перевал, в радиусе 200 км никаких признаков человеческого жилья. И из-за хозяина предприятия, мудака жуткого, нам задержали на сутки приезд солярки, дожигали последнее в режиме холостого хода этих огромных корабельных дизелей, без электричества, лишь бы их охлаждение не замерзло. Радовало только, что в вагончиках стояли буржуйки, не замерзли бы

раскрыть ветку 2
+9
Держи краба!!
+8
Было... Наелся циркуляционный насос, вахта прое... Давнуло кольца под головками. Дизель заплакал. Воду слили, ручками заменили кольца. Запускал на сухую - подкачка электрическая... Пока вода а расширительных не показалась, чуть не поседел...
+9
700кг...
Где то заплакал маленький солярочный завод.
раскрыть ветку 4
+7
У нас дома отопление солярой... Почти на всю зиму 700 л..
Как раз на след.неделе покупать...
раскрыть ветку 3
+1
Ну тут-то арифметика другая. Обогреваются около 900 человек. Плюс мелочь, типа всем свет, холодильники телевизоры и т.п. может даже экономней чем у вас получается.)))
раскрыть ветку 2
+4
Отлично написано, ТС, читать - сплошное удовольствие. Давай ищщо!
+2
У нас такая же электростанция была. Два дизеля корабельных, водяное охлаждение - корпус от самоходной баржи на шпалах.
раскрыть ветку 8
+4
Да, это тема популярная была. Эти моторы зачастую так и оставляли на месте. И заводились даже после 10 лет простоя.
раскрыть ветку 7
+2
У нас до сих пор стоит. Только разморозили его
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 6
+1
Если не секрет, это где все происходило? Сейчас поселков на дизелях не так и много осталось.
раскрыть ветку 4
+4
Этого поселка тоже уже нет, 2005-7 лесозаготовка там закончилась. А места - Мазындор, Вожская, Вежайка , граница Коми и Архангельской.
раскрыть ветку 3
+1
Ну да, если смотреть на границу Коми и Архангельской, то там вообще глушь полнейшая, южная часть границы чуть позаселенней, но и там совсем не густо.
0
Лешукония
раскрыть ветку 1
0

Это не правда, что и с нагрузкой и без дизель потребляет одинаковое кол-во топлива.


700кг на сутки правильно, но если бы нагрузка была 300Квт - потреблял бы 1400кг

раскрыть ветку 1
0
Согласен, я ж и говорил о работе без нагрузки. Когда пилорама работала можно было послушать как турбина работает. Ну не ел поселок больше 120kw. Да, практически холостой ход.
0
Эпично! 👏
0
А что за дизеля у вас стояли?
Интересуюсь как флотский человек
раскрыть ветку 1
+5
Побойтесь Бога, 20 лет прошло)) Модель точно не вспомню, рядники , 6 горшковые , ТНВД разносные на каждый цилиндр, головки блока раздельные, охлаждение двуконтурное, но у меня было переделано на один контур и под электро насосы, а места штатных механических тупо заглушены. Я так понимаю вас насторожила фраза про полетевший электронасос? Все правильно))) их там быть не должно. Местный акцент.)) Не ругайтесь сильно, но у меня и контура охлаждения были последовательно подключены, охлаждался из речки.(( Отдельные насосы на берегу заливался через расширительные бачки. И отопление самого здания тоже туда засобачено. У всех трёх контур общий, один работает, два нагретые на подхвате, чтобы переключаться быстро если что. И да, я тоже флотский. ЛАУ судомеханический. " Не могу смотреть без смеха..." Помните?)))
0

Силен

-1

респект тебе и уважуха!

-4

О профессионализме водителей итд недалеко от ЗК или пьяных даже говорить не хочется... На ровном месте.

раскрыть ветку 15
+9
Не, нормальный мужик, я ж говорю ничего не было. Резина пятый сезон, это по бетонке-то, дороги не подсыпаны вообще. Лесовозы так совсем тихий ужас. Кировцы ещё кое как, остальные...
+3
На зимнике на цисцерне пустой почти на треть, на летней старой резине и на разъебанном грузовике... ночью. Ну хзхз.
ещё комментарии
0
Много ты по зимним лесным дорогам то ездил?
раскрыть ветку 2
0
Много, если интересно то пару тройку историй ещё в заначке есть)) там и летом интересно.
раскрыть ветку 1
-9
Т.е. ты, стоя в мокрой одежде в -37 посреди тайги, решил пожечь сухой ватник, а не одевать его га себя. Ты дядя дебил?
раскрыть ветку 6
+2

Ты невнимательно читал наверное, ватник старый, такой по швам разойдётся, а нужно было хоть какой жар дать чтоб древесина прихватилась. Этот ватник не спас бы, огонь нужен был.

раскрыть ветку 5
+9
Попробуй подожги солярку на морозе придурок...
+3
Вот!! Дебилам не понять!!
+2
Придурком это я этого аказаку назвал, уточняю)), блин, попадаются типы...
раскрыть ветку 1
-1

А ну тогда да. В -37 в мокрой одежде, стоять и не иметь возможности подойти к огню. Автор конечно даж не заболел, и теперь пишет нам эту историю?

Иллюстрация к комментарию
ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: