308

Клипер — не наставшая замена Союза

Автор: Сергей Калядин.


Привет котаны! Как часто вас удивляла отечественная космонавтика? Меня — постоянно. Если не сегодняшними разработками, то начинаниями нулевых годов, когда вся страна отходила после треша 90-х и уверенно смотрела в светлое будущее. Это также коснулось и космоса. Советское наследие Россия не сумела сохранить в полном объеме, так как денег на его содержание просто не было. Но российские инженеры, использую советские наработки, проектировали поистине удивительные вещи. Например - космический корабль Клипер. О нем и поговорим. Приятного прочтения!

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Привет, котаны, думаю многие из вас знают, что на данный момент основным кораблём, который используется для полёта космонавтов к МКС, является Союз. Этот аппарат был разработан ещё в далёкие 60-е, во времена Лунной гонки. Тогда он строился под ракету Н-1, которая, в конечном итоге, так и не смогла достичь поставленных целей. После прилунения американцев работы по высадке на Луну были свернуты, но Союз никуда не ушел. После множества модификаций он стал рабочей лошадкой нашей космонавтики, как и его тёзка — ракета-носитель Союз. Но время шло и аппарат неумолимо устаревал.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Предтеч Союза


В 1985 году стартовал проект Заря. Он должен был стать ещё одним многоразовым космическим кораблем и заменить Союз. Помимо повторного использования предполагался инновационный метод посадки — с помощью двигателей. Как это ещё недавно планировалось на корабле Crew Dragon. Словом, машина должна была стать интересной. Но в 1989 году работы по проекту были остановлены. На это повлияла программа Энергия-Буран, на которой была заточена вся советская космонавтика.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Буран осуществил свой первый и последний полёт в 1989 году. Казалось, вот она замена Союзу. К сожалению, не срослось. В 1993 году программа была закрыта, так как денег на содержание космоса не было, советский шаттл и ракета Энергия отправились на покой. В 2002 году две Энергии и Буран были уничтожены в результате обрушения крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Таким образом Россия потеряла последнюю возможность на возрождение программы Энергия-Буран.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Художественный фильм Большой Куш


Вновь встал вопрос о новом корабле. Первые наработки начали появляться уже в 90-е годы. От концепции челноков решили частично отойти, так как новая Россия просто не могла потянуть такой проект финансово, а американский опыт шаттлов показал их чудовищную дороговизну (перед каждым полётом нужно было создавать новый топливный бак, восстанавливать боковые твердотопливные ускорители после морской воды, переклеивать термоплитку и менять двигатели на челноке).


Но были и свои плюсы использования такой системы. Одним из них являлся управляемый спуск на Землю, когда места приземления были известны заранее. На аэродроме куда проще обслуживать вернувшийся корабль, чем Союз, который садился в заданном квадрате, после чего его приходилось искать. Помимо этого Спейс Шаттл мог довольно долго оставаться на орбите (самый долгий автономный полёт — 17 дней). К немаловажному преимуществу можно отнести комфортабельность полёта для экипажа. Простор кабины позволял спокойно размещаться экипажу из 7 человек. А благодаря посадке по «самолётному» люди испытывали меньшие перегрузки, нежели во время полёта Союза.


Российские инженеры решили сделать что-то среднее между ракетопланом и баллистической капсулой, назвав это несущим корпусом. Таким образом, будущий Клипер получил утюговидную форму. Вместе с крыльями, она позволяла осуществлять куда более мягкий спуск в верхних слоях атмосфере за счёт более высокого аэродинамического качества чем у Союза (0,6—1,8 на гиперзвуке против 0,25—0,3 и до 4-5 на дозвуке). Это позволяло осуществлять посадку на заранее выбранный аэродром. Получался корабль, который взял у Союза его небольшие размеры, а от Бурана аэродинамические характеристики.


Кабина Клипера была достаточно обширной, её объем равнялся 20 кубическим метрам (7.5 у Союза). Это позволяло разместить 6 членов экипажа в 2 ряда относительно свободно друг от друга. Впереди находилась приборная панель, по бокам небольшие иллюминаторы.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Здесь урезанная версия корабля, но зато понятен его объем.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

А вот Союз, не разгуляешься.


В задней части корабля располагался бытовой и орбитальный отсек. Снаружи находилась двигательная установка. Отсек стыковался с орбитальной станцией, что называется «спиной». Ускорители же играли двойную роль. До разделения ракеты и корабля они могли быть задействованы в качестве системы спасения. Ну, а основной их задачей являлось довыведение Клипера на орбиту и маневры на ней. Сход с орбиты происходил с их же помощью, но перед входом в атмосферу оба отсека отстреливались. Таким образом, корабль получался не полностью многоразовым, а лишь частично. Но всё равно этот проект был куда лучше одноразового Союза.


Для полноты картины приведу основные технические характеристики корабля.

- Общая длина капсулы - 6.2 м, диаметр по корпусу - 2.8 м;

- Масса возвращаемого аппарата 7,1—9,8 т;

- Масса груза доставляемого и возвращаемого 700 кг и 500 кг;

- Время автономного полёта — 5 суток.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Надо ли говорить, что новый аппарат превосходил своего предшественника по всем характеристикам? Конечно, по ТТХ его нельзя сравнивать с Шаттлом, но он выигрывал его в финансовом отношении. Если для старта челнока нужно было изготавливать сверхтяжелую ракету, то для Клипера было достаточно Украинской ракеты Зенит среднего класса. Она была способна выводить на орбиту от 13 до 15 тонн, в зависимости от места старта. Стоимость запуска Зенита составляла около 1.5 млрд рублей (50 млн долларов) в ценах 2013 года. Когда как полёт Спейс Шаттла обходился на порядок дороже.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Так как корабль строился на замену Союза, то и задачи у него были такие же, как и у предшественника. Но было множество новых предназначений. Клипер должен был выполнять следующие задачи:


- доставка на орбитальную станцию и возвращение на Землю экипажа и полезного груза;

- возвращение со станции на Землю результатов исследований и экспериментов;

- выполнение функции корабля-спасателя для эвакуации экипажа станции на Землю при возникновении экстремальной ситуации (при нахождении корабля в составе станции);

- выполнение отдельных полетных операций в процессе дежурства в составе станции в рамках располагаемых ресурсов корабля;

- удаление со станции отработавшего свой ресурс оборудования, продуктов жизнедеятельности и т.д.

- выполнение целевых пилотируемых полетов, предусматривающих эксперименты и исследования в автономном полете, включая отработку систем и элементов перспективных космических аппаратов;

- обслуживание кооперированных КА (регламентные и ремонтно-восстановительные работы, маневры коррекции орбиты);

- выполнение коммерческих космических полетов (например: посещение группой туристов орбитальной станции).


Что ж, закончив с технической частью, перейдем к истории разработки.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

В 2000-2002 годы Клипер проектировался на чистом энтузиазме, тогда же были проведены испытания его модели в аэродинамической трубе. С 2003 года корабль начал продвигаться в «верха», и уже в 2004 году его включили в Федеральную космическую программу на 2010-2015 годы. РКК «Энергия» запрашивала 10 млрд рублей на реализацию проекта (в ценах 2004 г., т.е. около 360 млн зеленых). Планировалось осуществить первый запуск в 2012 году, чтобы к 2015 году вывести корабль в серию. В перспективе хотели создать флот из 4 изделий, срок эксплуатации которых превышал бы 20 лет.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Аэродинамическая модель


Клипером заинтересовалась Европа, так как её потуги в создании собственного мини-шаттла Гермес ни к чему не привели. Европейское Космическое Агентство потребовало некоторой переработки Клипера с добавлением в его конструкцию крыльев. Но вскоре Европа вышла из проекта, так как совет ЕКА принял решение сосредоточить средства на разработку своих проектов (ракеты Ариан-5 и Вега).

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Вскоре было предложено сотрудничество с США, но и они отказались от проекта. В период с 2005 по 2006 года Клипер так и не получил финансирования от правительства России, и в 2007 году был закрыт.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Гермес


Почему же Клипер не взлетел? Во-первых, хроническая нехватка финансирования всей космической отрасли в то время (да и сейчас). Во-вторых, имеющиеся средства были брошены на создание Ангары. В третьих, высокая стоимость наземной инфраструктуры, необходимой для спасения экипажа на любом витке полёта. В первую очередь идёт речь о зарубежных аэродромах, посадка на которые была возможна только в ручном режиме. Ну и в четвертых ракета Зенит, которая производится (уже нет) на территории Украины.


В общем, проект не состоялся. На смену ему пришел корабль Федерация, который проектируется под российский носитель Ангара. Именно с помощью Федерации планируется осуществить высадку российского космонавта на Луну в 30-е года.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Но Россия не единственная, кто пытался создать эдакий мини-шаттл, у наших западных коллег тоже были кое-какие наработки. Например Boeing X-37. Этот челнок был разработан под патронажем военно-воздушных сил США и ЦРУ для разведывательных целей. Его история началась в 1999 году, и уже в 2010 году он был отправлен на орбиту. Он может как выводить полезную нагрузку, так и забирать её с орбиты. Его характеристики:


- Длина: 8,9 м;

- Размах крыла: 4,5 м;

- Высота: 2,9 м;

- Взлётная масса: 4989 кг.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Как видите, экипаж в нем предусмотрен не был. Всё на автоматике, как Буран. Но его выведение на орбиту происходило с помощью ракеты Атлас 5 на советских двигателях РД-180. Сам же аппарат находился под обтекателем. До недавнего времени это был единственный подобный корабль, но буквально полгода назад был запущен китайский мини-шаттл, такого же военного назначения. Как-то так котаны.

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

Атлас 5

Клипер — не наставшая замена Союза Cat_cat, История, 2000-е, Космос, Длиннопост

X-37B под обтекателем.


Ну а в заключении хочу сказать, что Клипер был интересным проектом нулевых годов, который, как и многие другие, канул в Лету. Лично мне он привлекателен с эстетической части, небольшой крылатый утюжок, который аккуратно садится на аэродром. Милота.


Автор: Сергей Калядин.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_307740

Пост с навигацией по Коту


Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!

Подробный список пришедших нам донатов вот тут.

Найдены дубликаты

Лига историков

7K поста31.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Подробнее
+18

Грустно, что похерили проект не из-за недостатка технологий, а из-за политических и финансовых причин. Сколько ещё у нас таких недостроев, которые начали за здравие, а потом распил, нехватка денег, затягивание лет на дцать, устаревание и закрытие... Надеюсь, есть всё же живые и действующие проекты, а не только пиздеж, что у нас к 2099 г. будет то, будет сё.

раскрыть ветку 6
+14

Вот как раз с этим проектом я был знаком. И основная проблема что корабль спускается на гиперзвуке, а его расчёт весьма сложен и дорог (в совокупности с тестами). Так что вероятность что просили ХХ денег а потребовалось ХХХ была очень большой и это было причиной закрытия проекта.

Если мы говорим про классический спускаемый аппарат, или Федерацию (или её предшественника), то там всё просто. Центр тяжести по центру, симметричная форма. А вот в случае с Клипером получаем недосамолёт. Который должен иметь центровку и по массе и по аэродинамике (причём на всем диапазоне скоростей) уже хитрую и неоднозначную. А ещё скачки уплотнений, температурные расширения и ещё много чего ещё.

раскрыть ветку 2
+14

А ещё обиднее, что сопоставимые суммы находят в квартирах всяких сраных полковников. А сколько не находят?

+2
Так стоп. А почему вы считаете финансовые причины неважными?
раскрыть ветку 1
+5

Интересно было бы узнать, откуда автор взял информацию о том, что "две Энергии и Буран были уничтожены в результате обрушения крыши", если по общедоступной информации там был только Буран и макет Энергии. Я допускаю, что автор не сильно понимает разницу между макетом и изделием, но откуда аж две Энергии??


Таким образом Россия потеряла последнюю возможность на возрождение программы Энергия-Буран.

Автор и не догадывается, что помимо изделия 1.01 «Буран» существует как минимум 1.02 «Буря» (про которую тут был отдельный пост Забытая «Буря») и 2.01 «Байкал», который должен был стать уже пилотируемым.

+16

Грустно всё это. Вот уж, точно: "Прости, Юра..."

раскрыть ветку 18
+13

Рогоз сказал проехали и теперь он споёт нам свой новый хит под названием мы всё проехали.

0

если бы коммунисты реформировали экономику в 60ых, а не продолжали тянуть гнилой труп аж до середины 80ых, то ситуация была бы другой

раскрыть ветку 16
+15
переклеивать термоплитку и менять двигатели на челноке

Далеко не при каждом полёте. Двигатели ходили раз по десять - за всю программу (135 запусков, на корабле 3 двигателя) было использовано 46 двигателей. Аналогично с плиткой - её не переклеивали целиком, а только меняли поврежденную или изношенную.


На аэродроме куда проще обслуживать вернувшийся корабль, чем Союз, который садился в заданном квадрате, после чего его приходилось искать

Во-первых, Союзы не обслуживают. Во-вторых, никто не планировал пускать Клипер прямо с поля, то есть везти к космодрому его всё равно нужно - и можно обслужить прямо там.


Помимо этого Спейс Шаттл мог довольно долго оставаться на орбите (самый долгий автономный полёт — 17 дней).

Это мало. Союзы в составе МКС летают по полгода, Шаттл на такое не способен.


Простор кабины позволял спокойно размещаться экипажу из 7 человек
Это позволяло разместить 6 членов экипажа

Так 6 или 7?


Конечно, по ТТХ его нельзя сравнивать с Шаттлом, но он выигрывал его в финансовом отношении. Если для старта челнока нужно было изготавливать сверхтяжелую ракету

Какую сверхтяжёлую ракету для Шаттла? Два ТТУ и бак, всё.


На смену ему пришел корабль Федерация, который проектируется под российский носитель Ангара.

Проект Федерация. Кораблём он пока не стал.

раскрыть ветку 1
+11

Далеко не при каждом полёте. Двигатели ходили раз по десять - за всю программу (135 запусков, на корабле 3 двигателя) было использовано 46 двигателей.
Использовались многократно, но по регламенту после каждого полёта их снимали и перебирали полностью.

+2
Да и Буран летал в ноябре 1988 года, конечно близко, но все таки еще не 1989 год
+2

Хотел бы заметить что X-37 летал и на девятке от СпэйсХ, так что к российским двигателям он не особо привязан, а ваш текст оставил такое ощущение.

+3
Очень неправильно написано про шаттл.
+2

Вся проблема с наследием куда более развитого общества - будь то наука или космос - в том, что оно "элите" нашей страны на хер не сдалось. Оно будет поддерживаться по остаточному принципу, просто потому что иначе неприлично. Нельзя же сказать: мы закрываем то-то и то-то. Поэтому им приходится на всё это тратить деньги, хотя их воля - они бы и копейки в космос не вложили. Увы, дело даже не в ВВП и экономике, дело в приоритете. Всё это просто не нужно сильным мира сего.

раскрыть ветку 2
+1

не нужно сильным мира сего.
Народу не нужно. Наша элита - это вчерашние воры, дзюдоисты, вояки и прочие колхозники. Они не заработали это своим трудом, умом и талантами. И поменяй их на любых других людей бывшего СССР, то с вероятностью процентов в 80, ничего бы не изменилось. Новой России уже не один десяток лет, есть куча учебников, интернет, народ видит пример других стран, уже  можно догадаться, зачем за бугром вкладывают сотни лярдов в науку, а всё равно слышно "Не нужон нам ваш интранет/космос/нужное подчеркнуть, лучше горячую воду летом не отключайте". И с таким отношением ещё удивляться какому-то остаточному принципу.

раскрыть ветку 1
+2

Глядя на Союз, клаустрофобию испытываешь. А уж летать на таком...

раскрыть ветку 8
+8
Иллюстрация к комментарию
+1

Ты посмотри на шарик Востока и представь там троих мужиков на сутки, а то и больше. Сенкевич там вообще должен был кроля резать.

раскрыть ветку 2
+1
Ключевой параметр космических аппаратов - масса. А Союз создавался для Луны. Каждый грамм на счету. Если бы технологии тех лет позволяли создать аппарат сопоставимый по массе, но больший по объему, то сейчас летали бы с комфортом. Союз и летает до сих пор, не меняя образ, потому что лёгкий.
раскрыть ветку 3
0
Проблема Бурана была в том, что наши решили пойти 'своим' путём и вместо дешевых твердотопливных ускорителей и бака для двигателя челнока, наши сделали дорогущую энергию на жидком топливе.
раскрыть ветку 5
+2

Зря минусите. Чувак по-крайней мере в этом факторе прав -  у америкосов по сути одноразовый только относительно дешевый бак, а Буран запускала сверхтяжелая дорогущая ракета с 4 зенитами!!

раскрыть ветку 2
+1

ЕМНИП аналог RS-25 не осилили. Пришлось городить монстра в виде Энергии

+1

Проблема была в том что Буран оказался не нужен никому, основной заказчик к перовому полёту одумался и по факту от игрушки отказался, летать на нём к Салюту с Миром безумно дорого. А других применений так и не придумали.

0
На днях Ломота приходил к Угланову, посмотрите. Там есть про эти утюжки.
-5
Погодите, у Украины ракета была? Вахах
раскрыть ветку 1
+5

а чего не так? Южмаш ковал ядерный щит СССР и всё такое.

ещё комментарии
-1

предтеча.

Лучшие посты за сегодня
7626

Страшная начальница

6155

В Сочи дорожает всё

В Сочи дорожает всё Новости, Сочи, Из сети, Мат, Длиннопост, Негатив, Цены
5382

Потому что жизнь это не Netflix

Потому что жизнь это не Netflix Twitter, Скриншот, Расизм, Римская Империя, Длиннопост
Потому что жизнь это не Netflix Twitter, Скриншот, Расизм, Римская Империя, Длиннопост
Показать полностью 1
3582

Юра-дворник: итог

Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Юра-дворник: итог Доброта, Дворник, Жизнь, Видео, Длиннопост
Показать полностью 13 5
3302

Блогер взломал пытавшихся обмануть его мошенников и показал им изображение с их же web-камеры

Блогер взломал пытавшихся обмануть его мошенников и показал им изображение с их же web-камеры Блогеры, Интернет-Мошенники, Хакеры, Видео
Показать полностью 1
3235

Про "честность и не продажность" отзывов в 2gis

Про "честность и не продажность" отзывов в 2gis 2гис, Автосервис, Отзыв, Продажа авто, Автодиагностика, Длиннопост, Без рейтинга, Скриншот
Про "честность и не продажность" отзывов в 2gis 2гис, Автосервис, Отзыв, Продажа авто, Автодиагностика, Длиннопост, Без рейтинга, Скриншот
Показать полностью 2
2667

Вигго Мортенсен поучаствовал в видео ютуб-блогера, где должен был правильно отвечать на вопросы, касающиеся его жизни

Вигго Мортенсен поучаствовал в видео ютуб-блогера, где должен был правильно отвечать на вопросы, касающиеся его жизни Арагорн, Вигго Мортенсен, Властелин колец
Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: