Клинический случай у психиатра. Диссоциативно-конверсионное расстройство
Автор: Бойко Анна Геннадьевна, психиатр, психотерапевт, к. м. н.
Некоторое время назад ко мне обратилась пациентка Х.
Жалобы были скорее типичные:
- отсутствие к чему либо интереса и настроения около 1,5 лет;
- бессонница;
- беспричинное чувство тревоги;
- отсутствие аппетита;
- нежелание выходить на улицу и контактировать с людьми и много других проявлений, что вполне можно было уложить в рамки тревожной формы депрессии.
Флер недосказанности
В процессе беседы я была очень насторожена, так как такая длительность и выраженность симптомов не имели привязки к психотравме, да и возраст Х был, ох, как невелик, что не могло не зародить во мне подозрения относительно шизофренического процесса.
К тому же, со слов пациентки, мать страдает психическим заболеванием и, якобы, слышит "голоса". Родители развелись, когда пациентке было около 4-х лет.
Но во всей нашей беседе сохранялся флёр какой-то недосказанности. Я никак не могла до конца понять мотивов избегания людей и социальной жизни.
При этом Х жила уже несколько лет с молодым человеком, с которым отношения были тоже несколько "странными". Дело в том, что при таком уровне тревоги и депрессии у них была очень активная сексуальная жизнь и именно по инициативе пациентки.
Как эмоции конвертируются в телесные ощущения
В ходе длительной беседы выяснилось, что причиной ее потребности в сексе является вовсе не высокое либидо, а необходимость снять сильнейшие болевые ощущения во влагалище.
И тут открылась вся суть проблемы!
В возрасте 6 лет ее отец, тайком выкрав дочь у матери, увез ее на дачу, где гостили другие родственники со своими детьми. Среди них были двоюродные братья моей пациентки. Братьям на тот момент было 15 и 18 лет. И эти братья совершили с девочкой насильственные действия сексуального характера. Девочка побоялась рассказать отцу, так как к тому времени она почти 2 года не жила с ним, а уж матери такое рассказать боялась тем более.
Спустя некоторое время Х стала чувствовать сильнейшие спастические боли внизу живота без видимой на то причины! Ее показывали врачу, но объяснений не нашли. Особенно активно спазмы возникали в обществе, где были мужчины.
Позже пациентка поняла,что боли возникали именно из-за спазма влагалища. Повзрослев, Х заметила, что ее сексуальные предпочтения направлены на женщин - они вызывали чувство спокойствия и безопасности в отличие от мужчин.
Но Х не только никому не говорила это, она даже думать боялась о возможности однополой любви!
Со своим парнем она знакома очень давно, и только он и я знаем, что именно произошло с Х в детстве, и в связи с чем у нее возникают боли.
Ему она доверяет, и это единственный мужчина за всю ее жизнь, при котором нет вагинизма. Но любой выход на улицу, общение с людьми вызывают спазм! Отсюда и изоляция. Нравится ли Х такая жизнь? Конечно же нет! Ее состояние не позволило продолжить учебу в колледже, поддерживать дружбу со сверстниками. Логично,что это порождает депрессивное состояние и чувство тревоги.
Но первична здесь именно психотравма с конверсией эмоций в телесные ощущения.