11

Ким Чен Культ

«100 процентов участвовали, 100 процентов проголосовали за», — так 8 октября 1962 года в Северной Корее закончились выборы, впервые подтвердившие власть Ким Ир Сена. С тех пор такая формула полной и безоговорочной поддержки действующей власти стала в КНДР нормой.


Пока в Южной Корее Третья и Четвертая республики развивали экономику страны и ее политическую систему, север постепенно погружался в стагнацию, приближаясь к модели идеальной антиутопии. Но она являла собой не столько ужасное будущее, сколько возвращение к традиционному прошлому.


Дистанцировавшись от Советского Союза и ликвидировав внутреннюю оппозицию, Ким Ир Сен получил возможность управлять страной, опираясь на собственные силы и возможности. Идея такой опоры получила название «чучхе» (주체 дословно переводится примерно как хозяин себя самого, или самобытность).


Считается, что Ким Ир Сен впервые произнес слово «чучхе» 28 декабря 1955 года, когда заговорил о необходимости «искоренения догматизма и формализма в идеологической работе и установлении чучхе»: «Хотя некоторые утверждают, что лучшим путем является советский или китайский, неужели мы не достигли того момента, при котором мы можем создать наш собственный путь (чучхе)?»

Ким Чен Культ Северная Корея, Lenta ru, Длиннопост

Фото: Eric Lafforgue / Art In All Of Us / Corbis / Getty Images


Свое философское наполнение и внутреннюю логику концепция чучхе начала обретать несколько позже. Оставаясь в общем националистической идеологией «опоры на собственные силы», чучхе постепенно дрейфовало в сторону отхода от коммунистических принципов. Если раньше чучхе рассматривалось как прямое продолжение идей Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, то теперь его трактуют как продолжение корейской традиционной мысли.


К периоду становления идей чучхе относится и комплекс мер по формальной стратификации общества, разбивки его на четко очерченные слои. Согласно принятому в конце февраля 1964 года на восьмом пленуме ЦК Трудовой партии Кореи (ТПК) Четвертого созыва и действующему до сих пор постановлению «О дальнейшем усилении работы с различными слоями и группами населения», все население КНДР было разделено на 51 категорию, которые образуют три слоя: «основной», «колеблющийся» и «враждебный». От категории формально зависит поступление на работу или учебу, возможность жить в Пхеньяне и других престижных городах, уровень жизни и многое другое, включая уровень наказания в случае совершения преступления.


Одновременно началось насаждение коллективистского поведения, легко позволяющее вычислить «подозрительных» людей. С начала 1960-х и до начала 1990-х среднестатистический житель КНДР проводил на различного рода собраниях 2-3 часа ежедневно. Да и сегодня обработка ведется не только на работе, но и по месту жительства, где существуют так называемые «народные группы» (인민반, инминбан), объединяющие соседей по кварталу или подъезду многоквартирного дома.


Члены «народной группы» много и активно занимаются совместной деятельностью, будь то политзанятия, совместная уборка прилегающей территории или участие в иных хозяйственных работах. Староста группы как бы совмещает в себе функции участкового и управдома, имеет дубликаты ключей от всех подопечных квартир и право войти в любую из них, а гости, желающие остаться на ночь, должны получить его разрешение. При таком акценте на групповую работу любое подозрительное поведение сразу становится заметным.

Ким Чен Культ Северная Корея, Lenta ru, Длиннопост

Памятник, установленный в честь основания Трудовой партии Кореи в Пхеньяне

Фото: Alexander F. Yuan / AP


15 апреля 1974 года день рождения Ким Ир Сена стал основным национальным праздником. В том же году к великому вождю добавился любимый руководитель — Ким Чен Ир. У Кима-старшего, который достаточно рано погрузился в политико-административную работу, не было времени для воспитания сына, и юный Ким учился в учебном заведении, аналогичном нашему суворовскому училищу. Нам не очень много известно о том, каким Ким Чен Ир был школьником, так как официальная историография, конечно, делает из него образец, однако похоже на то, что он действительно был достаточно живым и умным ребенком.


Поступив в 1960 году в Университет имени своего отца, Ким Чен Ир изучал там политэкономию (тема дипломной работы: «Роль уезда в социалистическом строительстве»).


Как только Ким Чен Ира объявили правопреемником Ким Ир Сена, он активно занялся «грандиозным социалистическим строительством» — это можно рассматривать как желание выйти из тени отца и заработать свой собственный авторитет лидера. К мероприятиям, проводимым по инициативе Ким Чен Ира, можно отнести «преобразование всего общества на основе идей чучхе» (корректнее было бы сказать «чучхейскую идеологизацию» всего общества), следствием чего стали появление в стране музеев Ким Ир Сена и окончательная структуризация культа его личности.


Интересно, что еще в 1970 году вышедший в Пхеньяне «Политический словарь» критиковал передачу власти по наследству как пережиток феодального строя. Однако позднее Ким Ир Сен стал считать, что Советский Союз превратился в сверхдержаву именно потому, что Ленин выбрал себе достойного преемника, но начал слабеть с того момента, когда на смену Сталину пришел Хрущев.


Окончательно возведя сына в ранг наследника в 1980 году на VI съезде ТПК, Ким Ир Сен решил очень важную для тоталитарной системы проблему преемника — ибо в обычном авторитарном государстве, где правитель является де-факто несменяемым лицом, в процессе передачи власти заложена мина. Пока правитель жив, он, безусловно, убирает с политической арены всех тех, кто мог бы стать ему альтернативой. В результате такого «естественного отбора» после его смерти остается несколько «равных», среди которых нет «первого». Не имея в своей среде явного лидера, эти «равные» начинают борьбу за власть, которая нередко приводит к полному или частичному развенчанию культа личности по советскому или китайскому образцу и снижению легитимности власти.


Насколько младший Ким был достойным преемником старшего? На этот счет существует несколько мнений. Довольно много специалистов (как советских, так и западных) проецировали на этот «тандем» модель «хорошего царя и плохих бояр», списывая все последующие неудачи севера на ошибки Ким Чен Ира, продиктованные то ли молодостью, то ли особенностями его личности.

Ким Чен Культ Северная Корея, Lenta ru, Длиннопост

Ким Чен Ир и народ. 1975 год

Фото: Korean Central News Agency / AP


Централизация страны вокруг образа вождя сочеталась в Северной Корее с его мифологизацией. Большая часть подобных историй официально называется «легендами», которые жители угнетенной Кореи рассказывали о великом и могучем партизанском командире, однако подвергать их скептическому анализу не рекомендуется. Ким наделяется в них сверхъестественными способностями, отчасти похожими на способности буддийских монахов или даосских мудрецов.


Он одновременно присутствует в нескольких местах, устрашает противника одним своим видом, летает на облаках, добывает из ничего четыре тысячи комплектов военной формы (видимо, советской?) и даже может, написав нечто на листке бумаги и бросив этот листок в реку, превратить его в мост, по которому партизаны переправляются через бурный поток. Когда же по мосту пытаются пройти японцы, он снова превращается в листок бумаги, и враги тонут. Впрочем, часто такого рода гипертрофированные рассказы это скорее деталь антикимовской пропаганды, да и силой верить в это не заставляют.


Но северокорейские биографы обоих Кимов часто доходили до смешного в стремлении показать, как вожди были близки к народу: например, есть рассказ, как Ким Ир Сен продирался по трясине, чтобы осмотреть новый способ посадки риса. Или как Ким Чен Ир во время инспекции завода по производству промышленных холодильных камер вошел в одну из них и, «невзирая на лютый мороз, продолжал давать бесценные руководящие указания прямо из холодильника». Куда интереснее чучхейский догмат о том, что у человека есть «два тела» — физическое, которое он получает от родителей, и социально-политическое, которое он получает от вождя.


Каждый из вождей имел набор почетных титулов, слишком многочисленных, чтобы упоминать их все. Например, Ким Ир Сен — Великий Вождь, Солнце народа, Непобедимый стальной полководец, Маршал-отец (Папа-маршал — для детской аудитории), Величайший герой ХХ столетия, Выдающийся руководитель международного коммунистического революционного движения. Ким Чен Ир — Дорогой Руководитель, Продолжатель великого чучхейского революционного дела, Центр партии и Любимый Руководитель.

Ким Чен Культ Северная Корея, Lenta ru, Длиннопост

Портрет Ким Ир Сена в Пхеньяне

Фото: Ng Han Guan / AP


Естественно, культ сочетался с жесткой антирелигиозной пропагандой, и на определенном этапе удалось искоренить даже многие бытовые суеверия. Буддизму досталось меньше, христианству больше, ибо на фоне Корейской войны и ее последствий достаточное число северокорейских христиан действительно оказалось в «пятой колонне», на что власть не могла не отреагировать.


Приблизительно к 1980-м годам Северная Корея стала своего рода «идеальной антиутопией», созданной, в отличие от антиутопий Оруэлла или Хаксли, без каких-либо технических приспособлений вроде телескринов или полиции мысли — Если же отбросить юмор, данные годы характерны, с одной стороны, окончательным формированием культа Кима-отца и Кима-сына, а с другой — явным трендом на спад и застой.


То, за что репрессировали, хорошо иллюстрируется простым примером. 17 апреля 1980 года вышло распоряжение «о точном ведении дел о загрязнении партийных билетов и часов с выгравированным на них именем вождя», согласно которому данные преступления предписано считать общеуголовными, а не политическими.


Константин Асмолов ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН

https://lenta.ru/articles/2019/08/13/kim_il_sung/

(с.) lenta.ru

Найдены возможные дубликаты

+1
100 процентов участвовали, 100 процентов проголосовали за

Вот я даже не знаю что правдоподобнее, это или 146%/76%

раскрыть ветку 2
+1
Ну я живу не в РФ, но со стороны эти 76% не выглядят фантастикой. Проголосовали только 2/3 людей, плюс пропаганда хорошо работает и выбора особого нет. Сам я живу в украинской Луганской области и даже у нас бы ВВП набрал бы весьма много
раскрыть ветку 1
+1

Но Зе набрал свои 73% только во втором туре. А тут 76% сразу. Хотя соглашусь, что пропаганда хорошо работает и выбора особого нет. Вот только "выбора нет" - это не есть хорошо, политическое поле зачищено.

0

Нихрена не могу понять, что же это мне напоминает??...

0

"Пока в Южной Корее Третья и Четвертая республики развивали экономику страны" - даже не смешно. И это пишет ведущий сотрудник РАН.  Экономика СК была выше чем в ЮК. Только после развала СССР экономика СК рухнула. Только при помощи США экономика ЮК начала расти.

Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: