4

Хронология академической музыки: Барокко (1600—1750)

Я не имею музыкального образования и в академической музыке не разбираюсь совершенно. Поэтому, чтобы заполнить этот пробел, я решил составить для себя небольшой конспект по основным эпохам классической музыки. Заодно поделюсь им с вами. Знакомиться с музыкой буду грубо и быстро - выхватываю основных (самых известных по моим ощущениям) композиторов из каждой эпохи и слушаю ключевые произведения. Всю музыку оформляю в плейлисты. По каждому автору - краткая историческая выжимка из Википедии. По итогу (в моем представлении) должен получиться кратчайший и довольно грубый, но весьма эффективный конспект, который ознакомит меня (и вас) с ключевыми моментами академической музыки, с наиболее известными композиторами и их знаменитыми произведениями.


Словосочетание "классическая музыка" - это разговорное выражение под которым на самом деле подразумевается академическая музыка - музыка, находящаяся в отношении преемственности к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веках музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.


Историю академической музыки делят на несколько эпох:


Средневековье (476—1400)

Ренессанс (1400—1600)

Барокко (1600—1750)

Классицизм (1750—1820)

Романтизм (1820—1890)

Модернизм (1890—1930)

XX век (1901—2000)

XXI век (2001—н.в.)


Наверное, лучше использовать выражение "академическая музыка", потому как под классической музыкой можно подразумевать музыку эпохи Классицизма.


Я начну изучение сразу с эпохи Барокко, поскольку музыка Средневековья и Возрождения (Ренессанс) имеет лишь косвенное значение и является только прародителем академической музыки. Более того, ноты, примерно в том виде, в котором ими пользуются музыканты наших дней, сформировались именно в эпоху Барокко около 1700 года.



Давайте же познакомимся с некоторыми видными композиторами того времени.


Клаудио Монтеверди (1567-1643)

Хронология академической музыки: Барокко (1600—1750) Классическая музыка, Иоганн Себастьян Бах, Вивальди, Барокко, Длиннопост

Итальянский композитор, один из крупнейших в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему Барокко (работал и в ренессансной и в барочной стилистике). Наиболее известные сочинения Монтеверди — поздние мадригалы, Плач Ариадны, опера «Орфей» и Вечерня (девы Марии).



Жан Баттист Люлли (1632-1687)

Хронология академической музыки: Барокко (1600—1750) Классическая музыка, Иоганн Себастьян Бах, Вивальди, Барокко, Длиннопост

Французский композитор, скрипач, дирижёр. По происхождению итальянец. Люлли вошёл в историю музыки как создатель французской национальной оперы, один из ведущих представителей музыкальной культуры французского барокко.


Антонио Вивальди (1678-1741)

Хронология академической музыки: Барокко (1600—1750) Классическая музыка, Иоганн Себастьян Бах, Вивальди, Барокко, Длиннопост

Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Одними из наиболее известных его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года», входящие в состав цикла «Спор гармонии с изобретением». Многие из его композиций написаны для женского музыкального ансамбля «Оспедале делла Пьета», где он (который был рукоположен в сан католического священника) работал в периоды с 1703 по 1715 и с 1723 по 1740. Также имели успех пышные постановки опер Вивальди в Венеции, Мантуе и Вене. После встречи с императором Карлом VI Вивальди переехал в Вену, надеясь на продвижение по службе. Однако император умер вскоре после прибытия Вивальди, а сам композитор скончался менее чем через год в нищете.


Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Хронология академической музыки: Барокко (1600—1750) Классическая музыка, Иоганн Себастьян Бах, Вивальди, Барокко, Длиннопост

Немецкий композитор, органист, капельмейстер, музыкальный педагог. Бах - автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени (кроме оперы). Творческое наследие Баха интерпретируется как обобщение музыкального искусства барокко. Убеждённый протестант, Бах написал много духовной музыки. Его Страсти по Матфею, Месса h-moll, кантаты, инструментальные обработки протестантских хоралов - признанные шедевры мировой музыкальной классики. Бах известен как великий мастер полифонии, в его творчестве барочная полифония достигла расцвета.



Теперь плейлист. Я пользуюсь Яндекс.Плюс, поэтому скину ссылку на готовую подборку в Яндекс.Музыке. Если вы пользуетесь другим сервисом, я приложу листинг своего сборника, так вы сможете найти все треки самостоятельно. В любом случае, это только некоторые популярные композиции, которые чаще всего прослушивают пользователи у данных композиторов. Поэтому очень полезно самостоятельно углубиться в произведения каждого автора, подобрать интересные работы и послушать их. Можно сказать, мой плейлист - крайне жлобский ознакомительный фрагмент, который, однако, даст некоторое представление о композиторе.


Клаудио Монтеверди


Клаудио Монтеверди - Lamento Della Ninfa


Клаудио Монтеверди - L'Orfeo, Act I: "Muse, honor di Parnaso"


Клаудио Монтеверди - L'Orfeo, Act I: "Ma tu gentil cantor"


Клаудио Монтеверди - L'Orfeo, Act II: "Mira, deh mira Orfeo"


Жан Баттист Люлли


Montserrat Figueras, Maria Cristina Kiehr, Fabio Biondi, Christophe Coin, Jérôme Hantaï, Rolf Lislevand, Pierre Hantaï, Le Concert des Nations & Jordi Savall - Marche pour la cérémonie des Turcs (Jean-Baptiste Lully)


Musica Antiqua Koln - Passacaille из фильма «Король танцует»


Иоганн Себастьян Бах


Sir Neville Marriner - Suite No.2 in B minor, BWV1067 (flute and strings): Badinerie


Karl Richter - Toccata et fugue en Ré mineur, BWV 565


Антонио Вивальди


Антонио Вивальди - Concerto in e major for violin, string orchestra and continuo, op. 8, No. 1, Rv 269, "La primavera". Allegro i Le printemps


Антонио Вивальди - Concerto in g minor for violin, string orchestra and continuo, op. 8, No. 2, Rv 315, "L'estate". Presto, tempo impetuoso d'estate L'eté


Антонио Вивальди - Concerto in f major for violin, string orchestra and continuo, op. 8, No. 3, Rv 293, "L'autumno". Adagio molto L'automne


Антонио Вивальди - Concerto in f minor for violin, string orchestra and continuo, op. 8, No. 4, Rv 297, "L'inverno". Allegro non molto L'hiver


P.S.


Мне академическая музыка начала заходить, когда я постарался окунуться в историю. Я почитал статьи о жизни композиторов, о событиях того времени. Наверняка помогут исторические фильмы с хорошим звуковым сопровождением, но я пока не изучил этот момент. Зато поиграл в Assassin’s Creed Unity - игра не очень, но атмосфера хорошая, настраивающая на классику. Кроме того, настоятельно рекомендуется слушать академическую музыку в живом исполнении. Если у вас есть возможность посетить выступление симфонического оркестра, сходить на оперу, балет или просто послушать фортепиано в живую, не упускайте такую возможность. Успехов!


Источник: Telegram-канал "Рубить сплеча"

Найдены дубликаты

Похожие посты
260

Шутник эпохи барокко

Композитор просил музыкантов топать ногами, изображая марширующих солдат, играть на струнах обратной стороной смычка, чтобы получить звук выстрелов из орудий, поместить бумагу между струнами, чтобы добиться эффекта гула малых барабанов, и фальшиво воспроизводить популярные народные песни, имитируя толпу поющих пьяных солдат.


Эти методы больше ассоциируются с композиторами-модернистами ХХ века. Однако сюита "Баталия", о которой идет речь, была написана австрийцем Генрихом Бибером в эпоху барокко в далеком 1673 году.

Сюита поделена на части.


0:00 Часть первая называется Sonata и представляет из себя звукописное изображение военных приготовлений. Музыканты здесь стучат смычками по инструментам, имитируя шаги солдат. А некоторые еще и топают.


1:45 Во второй части солдаты в шумном пабе весело проводят время перед сражением. А по-простому - они напились и радуются, поют песни. В музыке каждый из голосов (их всего восемь) играет народную мелодию, представляющую какую-то часть Европы. Каждый - в своем темпе и тональности, а вместе получается что-то несусветное. И играть это, кстати, огого как сложно! Фиг совпадешь, когда все разное играют.


2:35 Presto. Третья и пятая части с одинаковым названием "Presto" обрамляют четвертую часть "Марш", и возможно, были призваны связать воедино звуковые полотна различного характера.


3:18 Mars (Марш). Между струн баса кладется кусок бумаги, что создает шум при игре, похожий на звук барабана.


4:37 Снова короткое Presto.


5:39 Ария, в которой происходит резкая смена декораций. Ночь перед битвой предстаёт в музыке этой части лирическими настроениями, в которых угадываются молитвенные излияния души.


7:50 Битва. Центральная часть сюиты. Здесь виолончели щелкают струнами, изображая звук пушки. Причем инструменты они направляют друг на друга, имитируя стрельбу. В общем, это надо видеть! В итоге мы понимаем, что наши герои ранены и убиты.


8:41 Плач раненых. Заканчивается все довольно паршиво. Никакого хеппи-энда и ура-патриотизма! Наоборот, Бибер здесь воссоздает мотив боли и страдания, порождённый войной.

Современникам Генрих Бибер был известен как скрипач-виртуоз и нестандартный, необычный композитор, своего рода аввнгардист. С карьерой у него все складывалось на ура: он был более чем востребован при жизни, ему подражали и его ставили в пример. Впрочем, и на любовном фронте  у него все сложилось удачно. Он был счастливо женат и имел 11 детей, из которых, правда, до совершенолетия дожили только четверо. В общем, интересный был товарищ во всех смыслах.

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: