Хорошо себя вести.

Сегодня была на родительском собрании. 2 класс.

Педагог жалуется, что дети кричат, игнорируют требования учителя, на переменах бегают по классу и коридору, готовятся к уроку после звонка.

Я думаю, большинство скажет, что это нормально для детей 7-8-9 лет.

Но, на мой взгляд, это не так. В этом возрасте дети уже должны обладать некоторыми навыками регуляции своего поведения.

Одна из мам: "Я дома говорю дочке, что в школе нужно хорошо себя вести."

И что? А ничего. Для ребёнка эти её слова ничего не означают. Девочка в общем знает, нужно хорошо себя вести , но в чем именно заключается хорошее поведение и зачем оно нужно она не до конца понимает. Мама и сама не в состоянии сформулировать правила поведения для ребенка. Или сознательно этого не делает, что бы потом сказать "Ты плохо себя вела", отказывая в каком-то важном для ребенка благе. В мутной воде рыбку ловить намного легче.

А потом из детей вырастают люди, которые не совсем понимают неуместности своего поведения в той или иной ситуации.

Правила поведения в школе имеют много общего с обычным повседневным поведением нормального человека и основаны на идее комфортного сосуществования, на уважении к себе и окружающим. Я взяла несколько простейших примеров из картотеки

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/...

-Приходить на уроки вовремя, готовиться принадлежности на перемене. Почему? Что бы не прерывать ход урока, не лишать себя и других возможности получать знания.

-Разговаривать спокойным голосом. Почему? Потому, что крик неприятен, негативно влияет на самочувствие самого человека и окружающих, мешает сосредоточится, провоцирует возникновение головной боли.

-Передвигаться по классу и школе спокойным шагом. Почему? Потому, что бегать травмоопасно и для ребенка, и для окружающих, отвлекает от учебной деятельности, мешает сосредоточится.

-Внимательно слушать учителя. Почему? Потому, что учитель дает знания. Знания=ценность.

-Обижать окружающих нельзя. Почему? Потому, что мало кому приятно испытывать в свой адрес агрессию.

Лучше всего к соблюдению правил идти через личный опыт ребенка.

Сделали что-то специально, спровоцировали конфликт и спросили у ребенка: "Тебе приятно,, что я не пришел за тобой, когда обещал?/ …пришла за тобой раньше, чем обещала, и оторвала тебя от интересного дела?", "Тебе нравится, когда ты играешь/поешь/смотришь фильм, а рядом кричат? Как ты себя чувствуешь, когда слышишь крик?" "Тебе приятно, когда тебя толкают, бьют, на тебя кричат?". Затем стоит подвели ребенка к выводу "Что бы никто не расстраивался, лучше приходить вовремя, разговаривать спокойно, слушать внимательно" и т. д.

Можно придумать много разных ситуаций и вопросов на любую тему. Важно только, что бы выводы были сделаны самим ребенком, были нравственными и формулировались в позитивном ключе. Спустя пару тройку повторений ребенок станет понимать, что значит хорошо себя вести и зачем это делать.


Хотелось бы, что бы родители школьников (в том числе и одноклассников моего сына) обращали на вопрос формирования поведения своих детей больше внимания, что бы не просто говорили или приказывали хорошо себя вести, но объясняли и показывали на практике как это делать и зачем.