Хазара, хазарцы, хазарейцы - как живется им в современном Афганистане

Небезопасный контент

Доруд бар шумо, хонендахои азиз! Перед новым годом появилась парочка выходных: обещала про хазарейцев – выполняю.


Когда речь заходит о хазарА, которых на русском языке чаще всего называют хазарейцами, а мои знакомые афганцы выговорить не могут и называют их хазарами, все вспоминают пушкинского вещего Олега, который сбирался «отмстить неразумным хазарам». Так вот, это не те хазары. Про них вот тут  много чего написано (за точность не ручаюсь). А хазарцы афганские – это другой этнос, сформировался он позже и в другом месте. Сразу оговорюсь, что я не специалист ни в тех, ни в других, поэтому в исторические дебри особо не полезу. Речь пойдет о том, что современные афганские хазарцы/хазарейцы сами о себе рассказывали, плюс мнение ряда представителей других афганских этносов. Они тоже не этнографы, просто соседи.


В Афганистане в настоящее время существует три этноса, претендующих на звание основных. Это пуштуны, таджики (и все прочие персоязычные малюсенькие этносы тоже сюда прилепляются) и хазарА. И если между пуштунами и таджиками до сих пор идут жаркие дебаты, кого в Афганистане живет больше (вплоть до того, что пуштуны бастуют против внесения графы «национальность» в ID cards и не хотят получать никакие документы вообще, чтоб их невозможно было подсчитать даже примерно, но яро кричат на всех перекрестках, что их не менее 44% от всего населения страны, хотя последняя официальная перепись проводилась чуть не 30 лет назад), то с хазарцами все ясно – они третьи в списке.


Они заметно отличаются от всех остальных, так как имеют выраженную монголоидную внешность (см. фото ниже) и исповедуют шиизм.

Хазара, хазарцы, хазарейцы - как живется им в современном Афганистане Афганистан, Хазарейцы, Этнография, Наблюдение, Длиннопост, Жесть
Хазара, хазарцы, хазарейцы - как живется им в современном Афганистане Афганистан, Хазарейцы, Этнография, Наблюдение, Длиннопост, Жесть
Хазара, хазарцы, хазарейцы - как живется им в современном Афганистане Афганистан, Хазарейцы, Этнография, Наблюдение, Длиннопост, Жесть
Хазара, хазарцы, хазарейцы - как живется им в современном Афганистане Афганистан, Хазарейцы, Этнография, Наблюдение, Длиннопост, Жесть
Хазара, хазарцы, хазарейцы - как живется им в современном Афганистане Афганистан, Хазарейцы, Этнография, Наблюдение, Длиннопост, Жесть

Когда среди прочих студентов из Афганистана впервые появился представитель хазара, была мысль: «Откуда у них монгол?», тем более, реакция монгольских студентов на него была весьма своеобразная – все пытались к нему подойти, обнять, поздороваться, называли по-русски и по-монгольски братом, а он смущался и пытался провалиться под пол от такого количества внимания. Мне еще показалось, что он стесняется перед остальными одногруппниками такой популярности у монголов. А когда уже разобрались, кто есть кто, пришла вторая мысль – это те же самые хазары, которые в произведении классика, или это просто совпадение?


Я пыталась выяснить это у самих студентов, но или языковой барьер помешал, или иные факторы, но они совершенно не понимали, чего я от них хочу. Одно только внятно сказали, что это «не наши предки». Пришлось искать других знатоков вопроса. В итоге: афганец-хазара, владелец местной лесопилки, взрослый дядька, который тут учился еще при СССР, безапелляционно заявил, что афганские хазары – это потомки монголо-татарских воинов, которые застряли в Афгане, но они не монголы, а тюрки, и ближе всего из современных этносов к казахам и киргизам. Парочка сносно говорящих по-русски студентов покивали головами и сказали, что да, «туркИ» (тюрки, то бишь), а остальные два мотали головами и говорили, что они сами по себе там «самозародились» и ниоткуда не пришли. Версии с тюркским происхождением хазара от рядовых солдат войска чингизида Нишкудери, внука Чагатая, придерживались и афганцы-пуштуны, и персоязычные афганцы, и даже единственный знакомый нуристанец.


Когда же я задала вопрос о происхождении хазара в парочке тематических афганских групп, где бывают как владеющие русским языком афганцы, так и прочие этнические афганцы, причем и эмигранты, и граждане ИРА, разгорелся нешуточный спор. Большинство проживающих на территории Афганистана хазара кричали, что они коренной народ, не пришлый, что они там тыщи лет жили, живут и будут жить, и к монголам никакого отношения не имеют. Меньшинство придерживались ранее озвученной версии про татаро-монгольское войско, которое за годы торчания на территории Афганистана там обжились, женились на местных и остались на ПМЖ, но при этом они не были монголами (это только высшие офицерские чины, которые свалили домой, а «рядовых» и «сержантов» бросили на произвол судьбы). Не-хазарская часть интернет-респондентов дружно склонялась к тому, что все-таки монгольской крови в них достаточно, а в качестве аргументов называли монгольские слова, оставшиеся до сих пор в хазарском диалекте (но их очень мало) и наличие особого родимого пятна на пояснично-крестцовой области у младенцев, которое с возрастом исчезает, а сначала имеет синеватый оттенок. У  народов, проживающих в современной Монголии, тоже есть такая штука, да и вообще у представителей монголоидной расы такая пигментация встречается часто, а вот у европеоидов - около 1%.

Хазара, хазарцы, хазарейцы - как живется им в современном Афганистане Афганистан, Хазарейцы, Этнография, Наблюдение, Длиннопост, Жесть

На вопрос про «тех» и «этих» хазар все вообще понесли кто в лес, кто по дрова. Версий было много, от «это одни и те же», до «это вообще разные народы, они даже по времени не пересекаются». Но в процессе нашлась парочка русскоязычных источников, которые вышеупомянутым «специалистам» показались более-менее похожими на правду: "Почему преследуют хазарейцев" и "Хазарейцы – афганские родственники бурят".


Социальное положение (в т.ч. и сегодня)

Если почитать историческую, этнографическую и художественную литературу по Афганистану,  можно обнаружить «особое» положение хазар как касты слуг и чернорабочих. Новая пуштунская «элита» таки до сих пор их считает недочеловеками, но тут, возможно, еще и религиозный контекст срабатывает, ведь пуштуны придерживаются ваххабитской версии ислама, а хазарцы – шииты, и они друг друга бесят. А еще и те, и другие – националисты до мозга костей, причем люто бдящие «чистоту крови» (в своем понимании), то есть своим женщинам они запрещают вступать в смешанные браки, но мужчинам иногда можно. Их «взаимная любовь» длится веками и периодически выливается в карательные экспедиции, массовые потасовки, вырезание целых кварталов и т.д. на националистической почве.


Даже тут, в России, кое-какие отголоски заметны. Например, таджиков и пуштунов приезжает много, но даже узбеков и туркменов (из Афганистана), которые численно значительно уступают хазарцам, я вижу чаще. За все время работы с афганцами видела только 4 студента-хазарейца, причем не более одного в год. И каждый из них старался потеряться на фоне группы, никогда не соглашался на какие-то общественные должности типа старосты или профорга, если и участвовали в мероприятиях, то только вместе с таджиками, туркменами, узбеками, да кем угодно, только чтоб не одному на сцене торчать. Пуштунов в основном избегали. Был даже инцидент, когда 18-летний пуштун-первокурсник засветил фингал 25-летнему хазарейцу с 5 курса, хотя афганцы обычно весьма щепетильны в вопросах старшинства.


Можно подумать, что и сейчас хазарейцы в Афганистане все такие бедные-несчастные. Ветром гонимые и солнцем палимые. Ан нет. Кабульская родня рассказали о наличии закрытых районов, где живут хазара. Они сами там понаставили заборов, дороги перекрыли шлагбаумами и поставили «народную дружину», которая поджопниками и угрозой применения оружия гоняет из районов всех, кто имеет «европейские глаза» (даже некоторым узбекам достается, которые светлые, и туристам, но с ними проще - просят документы, и если правда турист, то в сопровождении дружины пустят немного погулять, а если местный таджик или пуштун - пошел вон!). Однако, из районов проживания других национальностей хазара никто не гонит, они могут ходить свободно по всему Кабулу, работать в любом районе. Объясняется это поблемами безопасности, а что гоняют даже дружественно настроенных - так некогда разбираться, врет или нет.


Кроме того, для них в школе введен предмет «Джафари» (в посте про образование про это упоминалось), то есть учитывается их религия. Все остальные учат суннитскую версию ислама, а детишки хазарцев – шиитскую. Больше никаким национальным и религиозным меньшинствам такого послабления нет. Дети немногочисленных индуистов такой поблажки не имеют и вынуждены учить в школе исламские религиозные предметы. Нуристанцев под угрозой полного искоренения в свое время заставили принять ислам и даже переименовали место их проживания в «страну света», а раньше оно называлось «Кафиристан» - «страна неверных».


У хазара есть куча своих мелких национальных политических партий, которые постоянно подначивают оппонентов и продвигают националистические идеи не меньше пуштунов.


Хазара можно заходить в любую суннитскую мечеть и молиться по своим канонам (руки по швам, битие себя ладошкой по груди, истерические рыдания и прочее), хотя если суннит зайдет в шиитскую мечеть и попробует сделать дуа как привык, его в лучшем случае вежливо выведут. А могут и после выведения под белы ручки проводить поджопником. И даже не одним. А когда у шиитов случаются свои специфические религиозные праздники, типа Ашура, дня памяти Хуссейна, то они спокойно вытворяют все свои фокусы на улице, да где угодно. Лупят себя специальными садо-мазо штуками по телу, режут лбы ножами (в том числе и младенцам, чтоб привыкали уже к культуре), принимают «грязевые ванны», катаются колбаской (нет, не по Малой Спасской, а просто по улице в направлении мечети) или просто по-пластунски ползут к цели, короче всячески демонстрируют свою скорбь по поводу смерти внука Пророка. И если в ряде католических орденов развлекались не менее изощренно, да и православные в смирении плоти тоже не отставали, то это уже ушло в прошлое и практически никто из современных христиан такие «практики» не захочет пробовать на себе, они с постами-то читерят. А вот современные шииты отрываются по полной программе.

Хазара, хазарцы, хазарейцы - как живется им в современном Афганистане Афганистан, Хазарейцы, Этнография, Наблюдение, Длиннопост, Жесть
Хазара, хазарцы, хазарейцы - как живется им в современном Афганистане Афганистан, Хазарейцы, Этнография, Наблюдение, Длиннопост, Жесть
Хазара, хазарцы, хазарейцы - как живется им в современном Афганистане Афганистан, Хазарейцы, Этнография, Наблюдение, Длиннопост, Жесть

Грязевая ванна – фото иранцев. Но в афганистане такие же ванны сооружают, причем не только в Ашура, но0 и по пятницам перед посещением мечети, а потом там такие красивые стоят.

Вот еще  видео в тему. В начале приписочка, что видео может оказаться неприемлемым для некоторых зрителей, так что - только ссылочка. А тут - еще фоточки про Ирак и Афганистан, тоже Ашура.


Еще один момент, почерпнутый из рассказов знакомых коренных кабульцев. Как известно, по шариату внебрачный секс – атата, но, как это обычно бывает, шила в мешке не утаишь. Так вот, самые «свободные» девушки в плане согласия на добрачный секс (причем в любое отверстие) из всех проживающих в Кабуле этнических групп – это хазара. Товарищи из других городов говорят, что у них ситуация та же самая. Чаще всего случается ситуация, когда девушка-хазара всеми правдами и неправдами просачивается в постель какому-нибудь пуштуну (что реже) или таджику (что чаще), а потом начинается самое интересное. Дама либо добивается замужества и ей пофигу, что к ней будет весьма хреново относиться мужнина родня. Либо хахаля-неудачника ловят братья-папа-дядья дамы сердца и предъявляют некислую сумму откупных, чтоб не переводить инцидент в правовую плоскость. Учитывая, что в полиции полно хазара на чинах до полковника, а коррупция там пипец (начальники конкретно даже обирают подчиненных, давая конкретные цифры взятки, если не смог – уволят, плохо воровал), то у каждой такой мадам обязательно есть родственники в полицейском участке. И позарившегося на тело молодое парнишу даже посадят в обезьянник. И будут там держать, пока родственники не выкупят, но «дело шить» не будут. Ход делу дадут только тогда, когда денег не получат. А потом – тюрьма, предложение жениться или сидеть весь срок (до 10 лет дают по этой статье, если первый раз, рецидивистам - больше).


Бывает и такое, что дивчина сама влюбляется по уши (вспомните Сабере из фильма про женскую тюрьму, которая вдохновенно рассказывала про своего хахаля, какой он у нее «бесьёр зиба»). Тогда пацан попал – его будут откровенно преследовать везде: в школе, на улице, по телефону, в интернете. Смена аккаунтов и номеров не особо спасает, ибо найдут через подружек-друзей-сестер-братьев и опять будут засыпать письмами любви с прикладыванием фото интимного характера. Но объективности ради надо сказать, что и таджички такие фортеля вытворяют, и некоторые «городские» пуштунки, но они намного реже, ибо там родня их быстро прирежет в сарае.


Эту склонность к интернет-эксгибиционизму используют и всякие группировки, промышляющие шантажом, когда они нанимают таких прожженных хазарок, и либо покупают у них фото, либо просто крадут, а потом и их самих тоже шантажируют, что разошлют их порноснимки папе-брату-дяде, и девицы вынуждены «работать», то есть писать в ФБ мужикам, выводить их на откровенные разговоры, высылают свои голые фото, и просят фотку члена или устраивают видеочат, и записывают, как хахаль на них наяривает перед камерой. А потом некто (редко она сама) угрожает персонажу, что разошлет фото члена или видео с удушением одноглазого змия всем друзьям и фоловерам на его аккаунте, если тот не выкупит это дело за пару тыщ афгани. Если клиент – публичная личность или богатенький, то суммы называются больше и в долларах. Также подобные атаки учиняются на политиков, известных атеистов, сторонников реформ, противников действующего правительства и т.д.


Также хазарскую молодежь часто используют и всякие иранские группировки для дестабилизации ситуации в стране, но под видом «помощи угнетаемым братьям по вере». Им реально промывают мозги о том, как они будут распрекрасно жить вместе, и те потом радостно устраивают дебоши «за отделение от Афгана и присоединение Хазараджата к Ирану». Но это пока ни к чему заметному (в плане смены границ) не привело, кроме стычек и кучи раненых и погибших на территории Афгана, и волны хазарских беженцев, которые мигрируют то в Иран, то в Кветту, то еще куда подальше. Да и хазарские политические партии те еще молодцы, кто заплатит, с теми и дружат, даже с террористическими группировками. Тесть еще рассказал про «симметричный ответ», когда хазара, обиженные массовыми издевательствами над ними со стороны пуштунов (на русском языке нашла только вот такое описание. Ну да, яндекс дзен тот еще источник, зато с картинками) сделали то же самое. Но с таджиками (а про это на русском языке вообще ничего не нашла, поверю на слово афганскому преподавателю истории Афганистана с 25-летним стажем). И даже пошли дальше: если пуштуны тупо насиловали и убивали, то хазарские бравые мужчины вытаскивали таджичек на улицу, избивали и отрезали груди, и потом нанизывали на веревочку аки трофеи. А пуштунок не тронули, хотя именно от пуштунов хазара страдали чаще всего. Зато современные хазара чуть что, сразу бегут к таджикам и вспоминают про Хорасан, и как было бы неплохо вместе замутить Новый Хорасан без противных пуштунов. Логика - вообще не афганский конек, тут, скорее, эмоции, аффекты руководят, и хазара не исключение.


Такое вот получается неоднозначное впечатление об этих ребятах. Про культуру сознательно не стала писать, ибо и так уже портянка знатная. Оставлю еще несколько, на мой взгляд, интересных ссылок о хазарцах из рунета. У Дамбиева целый цикл есть. Вот тут - про обиду на афганских академиков и заниженные цифры в описании этносов в пользу пуштунов. Тут есть примеры известных современных афганских деятелей хазарского происхождения (с фото) и немножко про современные отношения хазара с Монголией. Тут есть видео, как хазара поют на родном языке и немного описания. Тут про самое многочисленное протестное движение хазара за последнее десятилетие против Талибана и Даиш и «политический шантаж» президента.


Спасибо всем интересующимся афганской тематикой, особенно тем, кто дочитал опус до конца! За новогодние праздники доведу до ума посты про музыку и фильмы. С наступающим!


п.с. Фото в посте - не мои, а из открытых источников (лица хазара стырила с открытых профилей в ФБ). А текст, как обычно, мой, так что тег - мое.

Небезопасный контент (18+)

или для просмотра

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку