Казанское взятие. Глава 1

Казанское взятие. Глава 1 Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Русь, Казань, Золотая Орда

«Взятие Казани» (другое название — «Покорение Казани»). Эскиз панно для вестибюля Казанского вокзала в Москве, Николай Рерих.


Восприятие истории, историческая память – вещь парадоксальная. Иногда воспалившийся национализм раздувает на безрыбье совершенно ничтожные эпизоды в победы воистину титанические. Здесь и великая и ужасная битва под Крутами, в которой с обеих сторон суммарно принимало участие в лучшем случае 4500 человек, здесь блистательные виктории прибалтийских государств, например созданной при содействии немцев эстонской диверсионной группы Эрна, которая сумела совершить только один единственный акт подрыва ж/д путей, прежде чем была уничтожена, и в честь которой в современной Эстонии ежегодно с 1993 проводится военно-патриотическая и военно-спортивная игра, на которой всем участникам рассказывают о том, что эстонцы едва ли не сами отвоевали свою свободу у проклятых Советов. Разумеется, более чем достаточно подобных примеров и в государствах дальнего зарубежья, просто приведённые выше примеры для нас несколько ближе к телу. Иной вариант – присвоение себе вполне реальных военных подвигов прошлого, которые к нынешним временам не имеют ни малейшего отношения – и лучший пример здесь претензия итальянской и даже румынской армии на преемственность к славе Рима.


Однако же, в подобного рода государствах победы тщательно выискиваются, их протирают от пыли веков, не просто кладут на полку, но вставляют в оправу высшей пробы пафоса и патетики, а затем выкладывают на всеобщее обозрение, регулярно подсовывая консолидирующую нацию перемогу под нос и старому и малому. В тех же государствах, у тех наций, чья история действительно богата военными успехами, ситуация бывает парадоксальным образом противоположной. Никому не требуется ничего доказывать – ни внешним силам, ни самим себе. Когда вы – один из мировых символов брутальности, победитель, вынесший основную тяжесть боёв в самой большой войне в истории вообще, представления о славном прошлом становятся предельно обобщёнными, размытыми. А там кроются подлинные бриллианты, которые не нуждаются почти в огранке и обработке шершавыми языками – просто достань из сундука специализированных книг и профессиональных дискуссий – и с яркостью звезды засияют на солнце. В этой серии речь пойдёт об одном из таких “бриллиантов” отечественной военной истории – о битве, которую без натяжек и преувеличений можно включить в список важнейших для нашей Родины вообще, а так же – в число самых масштабных баталий своего века – о Казанском взятии.


Что вообще знает об этом средний гражданин? В уме сразу всплывает личность Ивана Грозного – и то скорее не исторического, а комедийно-киношного, который “Казань брал, Астрахань брал, а Шпака – не брал”. Кто-то, особенно из бывавших в Казани, вспомнит о царице Сююмбике, правившей в качестве регентши во время последней войны ханства, и о башне Казанского кремля, носящего её имя. Некоторые могут припомнить, что в осаде и штурме участвовал в качестве русского полководца князь Василий Семёнович Серебряный-Оболенский, ставший много позже героем романа Алексея Толстого “Князь Серебряный”. И уже редкие, интересующиеся историей люди смогут назвать и указать отдельные имена и подробности, но тоже довольно бессвязно: выдающийся инженер Иван Выродков, что-то про немцев, заложивших бомбу с часовыми механизмом, что-то про казаков – но всё без подробностей.


В действительности же речь идёт о событии, которое определило дальнейший ход истории для нашей страны – и не только напрямую, но и косвенно – решения, принимавшиеся непосредственно после победы, заложили основы дальнейшего имперского проекта России, её взаимодействия с народами и территориями, попадающими в её политическую орбиту. Впрочем, о значении – в некоторых отношениях так просто эпохальном, победы над Казанским ханством мы ещё поговорим. А пока что нужно очертить круг – и довольно широкий, предшествующих обстоятельств. Начать же стоит с того откуда вообще взялось Ханство и что оно собой представляло. Сразу оговорюсь, что существует своеобразная, но достаточно сплочённая и хорошо себя чувствующая на национально-республиканской почве Татарстана историческая школа, дающая свои версии многих фактов и событий, но я предпочту держаться в этом отношении традиционной российской линии – с некоторыми своими дополнениями.


Чтобы понять, что такое Казань, нужно понять, что такое Иго, а чтобы понять, что такое Иго, нужно понять, что такое Золотая орда. Появилась она не сразу – и это тоже важно. Русь была покорена не ей, а единым и огромным монгольским государством – вторым по размерам за всю историю мира, а если взять такой дополнительный параметр, как непрерывность территорий, то первым. Нельзя сказать, что монголы не заметили нашего сопротивления – нет, в некоторых случаях оно было весьма приличным и даже делало честь нам по сравнению с кое-какими гораздо более населёнными и сильными государствами, павшими под натиском монголов. Однако, всё равно мы были не более чем эпизодом в великом походе на Запад - к Последнему морю. И вёл монголов в этом походе Бату, известный у нас как Батый – второй сын Джучи – старшего из сыновей Чингисхана, т. е. внук величайшего из монголов.

Казанское взятие. Глава 1 Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Русь, Казань, Золотая Орда

Хан Бату (Батый) - изображение китайского происхождения


Он дошёл до Адриатики у Сплита, разбив поляков и чехов, венгров и хорватов, его передовые отряды были недалеко от Вены, а с другого фланга приступили к разорению Силезии… И тут он был вынужден быстро свернуть все операции и уйти. Была ли тем самым спасена Европа? Очень возможно, что да. Но Батый не думал о Европе – он думал о Каракоруме и о предстоящих выборах нового Великого Хана.


И здесь самое время кратко пройтись по системе власти и управления у монголов, а так же о том, кто и в какой мере может считаться монгольской знатью. Существует утверждение, что Чингисхан ввёл десятичное деление для монгольской армии: десяток, сотня, тысяча и десять тысяч – тумен, который на Руси превратился в тьму, а его начальник, соответственно, в темника. Это одновременно и верно и неверно. Чингисхан поделил не некую отдельно существующую армию – он поделил всех монголов! Фактически дело выглядит следующим образом: “десяток” – это объединение людей, выставляющих 10 бойцов, то же для “сотни” и так далее. И вот именно этими объединениями и командовали соответствующие фигуры, которые на первых порах очень условно можно считать монгольской знатью. Да, некогда, в самом начале тумены формировались на основе новопокорившихся кочевых племён, но очень скоро мудрый Чингисхан оторвал племенных вождей от корней, начав тасовать командующих между туменами. К моменту смерти первого Великого хана процесс перемешивания зашёл уже довольно далеко, а к моменту Западного похода – ещё дальше. Лишь много позже – через доброе столетие процесс “прирастания” командующих к своим подразделениям зайдёт достаточно далеко, чтобы надёжно начала устанавливаться преемственность от отца к сыну и позиция стала бы наследуемой привилегией.


Вообще знать в оседлой цивилизации опирается на землю. При феодализме все, в конечном счете, упирается в объем земельной собственности – в том числе и позиция на знаменитой “лестнице”. Нет, в каждом правиле – свои исключения – бывали бароны с владениями достойными герцогов, бывали герцоги, скатившиеся до среднего барона, но в целом всё было довольно стройно. И даже короля с маленьким доменом зачастую, разумеется, довольно благопристойно, но всё же посылал куда подалее его вассал с большим. В кочевом обществе были, конечно же, свои имущественные параметры – число скотины, но в большей мере речь шла просто о том количестве людей, которое готово пойти с тобой и за тобой в случае кочевки. В силу этого отношение к знатности рода было в большей мере пропитано мистическим, а не рациональным, что иногда способствовало ослаблению, а иногда – усилению власти. К чему всё это предисловие? К вопросу, который будет принципиально важен даже в середине XVI столетия для наследников кочевого мира – вопросу о происхождении от Чингисхана. Править может только чингизид – таков закон. И был он столь незыблем, что даже самые выдающиеся вожди, не принадлежащие к заветному числу потомков Темучжина, не рисковали прямо объявлять себя ханами. Это касается даже величайшего из великих – второго после Чингисхана человека в истории, так сказать, монгольского мира – Тимура/Тамерлана. Всю свою жизнь он так и остался на позиции, эквивалентной более понятному и знакомому нам визирю, при нескольких сменивших друг друга ханах-декорациях. И то же самое – даже не закулисный серый кардинал, а вполне явный правитель, но при живых и “правящих” ханах-чингизидах – темник и беклярбек (примерный аналог всё того же визиря, или великого канцлера) Мамай.


Итак, править должен чингизид. Но какой? И здесь – вторая особенность. Уже после первого Великого хана – самого Чингисхана, началось то, что мы, привыкшие к европейской традиции, едва ли можем назвать иначе, как наследственной чехардой. Преемником отца стал его третий сын Угэдей – причём не вполне ясно по воле отца, ещё при жизни сделавшего такой выбор, либо по утверждению великого собрания - Курултая.

Казанское взятие. Глава 1 Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Русь, Казань, Золотая Орда

Угэдей — третий сын Чингисхана, второй Великий хан монголов


Что есть Курултай? Если взглянуть на современные ходульные определения, то речь о некоем собрании “монгольских князей”, которые и выбирали Великого хана. Реальность же такова, что в эту эпоху никаких “князей”, даже закавыченных, ещё не было – были командиры тех самых десятков, сотен и так далее, о которых шла речь выше. Людей, полностью зависимых от своего главного командира – непосредственного потомка Чингисхана, который и производил назначения. Вместе с тем, был ещё один любопытный момент – участвовали в Курултае только действующие командиры – именно по этой причине нельзя было просто послать кого-то из продолжающей Поход на Запад армии. И вот Батый едет в Каракорум – столицу-ставку. Реально перед Курултаем стояла задача выбрать из числа потомков Чингисхана – другие кандидаты не рассматривались, а значит, все офицеры действуют исключительно в качестве партий какого-то чингизида. Какого? Конечно же, своего верховного командира! Да он и попросту сменит тех, кто внезапно начнёт проявлять хоть тень нелояльности ещё до курултая. Вот и выходит, что есть определённый круг братьев, а затем дядьёв и племянников, за каждым из которых стоит своя армия и каждый из которых имеет те же права, что и другие. Удивительно не то, что склоки возникли, а что они сразу не разнесли империю. Выход, однако, подсказала сама жизнь. То, что когда-то было мобильными армиями, не имевшими даже по меркам кочевников географической привязки, с окончанием походов, начало привязываться к определённым регионам. Для Батыя и его потомков это был как раз запад империи. Так начала формироваться система улусов. Тот, кто приезжал на очередной курултай сильнейшим составом, а так же кому благоволили советники и жены умершего Великого хана – это тоже играло свою роль, превращался в Великого хана, старшинство которого признавалось всеми. Он мог приказывать другим ханам. Но вот менять их – не прибегая к военной силе (и беря на себя соответствующие риски) уже не мог. Слово улус в нашей историографии обычно вовсе не переводят, но в тех случаях, когда перевод всё же даётся, то, как правило, это довольно корявое и не вполне уместное здесь “государство”. Гораздо правильнее здесь будет владение, тем более, что после первого слова почти всегда шло имя – Улус такого-то. Это могло быть имя действующего хана, могло быть имя основателя, редко – просто имя какого-то выдающегося хана из числа прошлых владельцев (например, хана Узбека), ну а позднее, когда то, что мы знаем как Золотую орду, обрело окончательную самостоятельность, появилось ещё выражение Улу Улус, где Улу – это великий, или великое. Великое владение. Улус Джучи.

Казанское взятие. Глава 1 Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Русь, Казань, Золотая Орда

Хорошая карта Улуса Джучи


В этом смысле словосочетание Золотая орда – двойная ошибка. Во-первых, в оригинальных документах эпохи Ига есть только одно слово – просто Орда, лишь потом, когда Орд станет много (об этом разговор у нас ещё впереди), в ретроспективе ту, первую, станут именовать Золотой, подхватив описание из одной описывающей путешествие туда бумаги. Окончательно термин, как и почти все русские исторические термины, закрепится уже в XIX веке. В реальности же речь шла не о стране, а о ханской мобильной ставке, центром которой был шитый золотой нитью большой шатёр, где располагался хан – он то и есть золотая орда.


Что же такое Иго? Почему вообще Русь не вошла в состав монгольской державы напрямую? Мы, конечно, можем тешить себя мыслью об огромной силе русского сопротивления, о той памяти, которую оставил по себе Евпатий Коловрат, об обороне Козельска, но реальность прозаичнее.

Казанское взятие. Глава 1 Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Русь, Казань, Золотая Орда

Героическая оборона Козельска, миниатюра 16 века из Никоновской летописи


Монголы периода завоевания были всё же кочевниками – в основе всего – в том числе и военной мощи, лежал скот и его выпас. Основная же часть русских земель того времени лежала в такой климатической зоне и в таких густых лесах, где подобное было почти невозможно. Монголы могли покорить Русь, но не жить там. В этом смысле другой важный пример – это большая часть Сибири, которую иногда на современных картах почти всю закрашивают в монгольские цвета, а иногда меньше, чем не треть. Очевидно, что никаких противников, которые могли бы составить военную оппозицию монголам, в Сибири не было – хану вынуждены были подчиняться все… все, до кого доезжали монгольские эмиссары и сборщики дани, а происходило это, по-видимому, не везде и не всегда. У Руси была, впрочем, существенная разница – она была более развитой, более населённой, более крепкой. Если в Сибири те племена, которые жили в слишком холодной для скотопасов зоне, могли заплатить дань и жить сравнительно вольно, то Русь монголы здраво решили контролировать. Как? Через систему ярлыка на великое княжение, и, в меньшей степени, ярлыка на русскую митрополию. И если митрополита всё же подбирала сама церковь, а хан утверждал, то Великого князя Владимирского назначала Орда – и умело стравливала меж собой претендентов. Подчёркивалась красной нитью мысль, что куда проще, безопаснее и удобнее, чем копить военную силу и строить крепости, потратить часть этих средств на выражение лояльности хану. Крепости всё равно будут разрушены, если хан пожелает, а так – никакого риска, хан велик, грозен, но милостив. Так это работало довольно долго – самые хитрые из отечественных князей – князья Московские, тоже сообразили, что деньги иногда дают больше власти, чем мечи. Они были, пожалуй, самыми лояльными к Орде в течение долгого времени – и они же в итоге покончили с Игом, накопив золота и авторитета, дождавшись, когда Орда ослабнет.


Само по себе Иго было одновременно и тяжелее, и легче, чем, например, если бы Русь стала вассалом европейского государства той же эпохи. Монголы действительно брали деньги и не лезли в душу. Причём изначально и деньги то брали больше в символическом отношении. Здесь снова нужно подчеркнуть разницу между оседлым и кочевым миром. Дань не очень то и нужна классическим кочевникам – им негде тратить своё золото. Старые волжские торговые города, вроде Булгара, после первой атаки монголов на долгое время кончились, а новые ещё не возникли – занятая область и так никогда не была местом расселения крупной оседлой культуры. Кочевникам негде не только расходовать, но и хранить большую казну. Возить с собой? Зарыть в поле? Нет. Дань – это, прежде всего, символическое признание подчинённости. В Европе побеждённый платил победителю, но один раз, одну сумму – контрибуцию. И пусть сама выплата могла растянуться на много лет, но сумма была конечной. Вассал мог что-то выплачивать своему сюзерену, а мог и наоборот получать – отношения всегда были взаимообратными. Данник хана платил потому, что признавал верховенство. Обычно – не такие уж страшные суммы. Но подспудно подразумевалось, что он – в полной власти повелителя, и если тому вдруг понадобится больше, то он приедет и возьмёт – пусть даже вообще всё. Редко, но случалось и такое, особенно если хана прогневить.


Так было на начальном этапе, но времена менялись. Монголов было мало на ту половину континента, которую они заняли, они растворялись среди завоёванных, ассимилировались культурно и фактически. Быстрее всего, конечно, в тех местах, где уже были великие оседлые государства. Прежде всего, в Китае. Фактически, монгольская империя, как даже формально единое государство прекратила существовать после того, как улус, где находилась первоначальная территория расселения монголов и ставка Великого Хана, стал по своей сути новой инкарнацией Китайской империи, только с монгольской династией во главе. Та же китайская историография так прямо и делает – есть период монгольского владычества, а есть период династии Юань, которая тоже была этническими монголами и потомками Чингисхана, но культурно и в смысле подхода к управлению уже стала вполне китайской. Улус Джучи менялся медленно – как уже говорилось, там изначально не было крупных держав оседлых. Но и там вода точила камень. Волжские торговые города понемногу отстраивались, а нижнем течении появились ханские столицы – изначально только зимние, а потом круглогодичные. Сперва Сарай-Бату (Сарай Батыя, Старый Сарай), а потом Сарай-Берке (Новый Сарай) – это уже вполне себе города с ремесленным и торговым населением. С городской жизнью приходили новые порядки и правила. В том числе и для Руси.


В нашем языке есть слово басурманин – искажённое от мусульманин, причём используемое всегда с негативной коннотацией. Мало кто знает, что изначально речь шла не о неких абстрактных мусульманах вообще, а о конкретных людях – купцах-мусульманах (иногда даже не монгольского происхождения), которым ханы давали на откуп за те или иные услуги и поставки право сбора дани на Руси. И если прежде дань перетекала в Орду довольно неравномерно, а те же Московские князья и вовсе прикарманивали немалый её процент, то теперь откупщики выжимали всё причитающееся и даже больше. Этот факт весьма сильно подстегнул нарастающий процесс деятельного недовольства Игом и самоорганизации в русских землях для его уничтожения. Другим же фактором, придавшим русским смелости, стало то, что в самом ханстве было явно не всё в порядке. Последним действительно великим ханом был хан Узбек – он же принял под влиянием всё тех же торговых связей с Ближним Востоком, эпохальное решение – при нём улус принял ислам, как принял его и сам хан. Что, впрочем, совершенно удивительным образом не поколебало традиционную монгольскую веротерпимость. Хан верил в Аллаха – и те, кто хотел приблизиться к хану, должны были верить в Аллаха. Все подданные хана должны были с уважением относиться к культу ислама. Но и только. Всё равно можно было верить и в Христа, и в Яхве, и даже в старых богов неба, которые с точки зрения ортодоксального ислама, конечно, права на жизнь не имеют. Иноверцы не платили налог джизью – исключительный случай для страны главенствующего ислама! Национальное, если можно его так называть, ещё было выше религиозного. Впрочем, раз начавшийся процесс исламизации теперь уже не останавливался.


Но погубило Золотую Орду не это. Её погубило, в общем, и помимо прочих социально-экономического плана факторов то же, что и великую империю монголов – неясность вопроса престолонаследия. Число чингизидов с каждым поколением непрерывно росло, а значит, росло число претендентов. Хуже того, Чингизидов теперь было так много, что не каждый из них мог рассчитывать на весомую позицию в улусе – а вот ханом, теоретически и при удаче, стать мог. Не удивительно, что началась так называемая Великая Замятня – с 1359 по 1380 год на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов – причём основная масса – насильственным путём. Хуже того, по мере ослабления центральной власти всё больше местных сильных чингизидов начинало подумывать о том, что с Улусом Джучи можно поступить так же, как некогда поступили с Империей Чингихсана – сперва фактически, а потом и формально поделить её. В конечном счете, так и случилось. Не надо думать, что такие процессы были характерны только для Золотой орды, нет. Они были и в других улусах. Выход реально был только один – за спиной у дерущихся чингизидов должна была вырасти сильная фигура, которая при их непрерывной смене сохраняла бы сильную власть. Самая выдающаяся из таких фигур – это Тамерлан.

Казанское взятие. Глава 1 Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Русь, Казань, Золотая Орда

Скульптурный портрет Тамерлана — одна из знаменитых реконструкций антрополога Михаила Герасимова


У Мамая, по-видимому, были шансы на нечто подобное, но поражение на Куликовом поле сразу, напрочь и наповал уничтожило его – в итоге зарвавшегося темника убили свои. В игре престолов или побеждаешь, или умираешь.


Отдельный рассказ про Куликовскую битву и её ближние и дальние последствия занял бы слишком много времени, а потому остановимся на главном: после двух великих поражений – сперва от нас, а потом от Тимура, ханство стало фатально слабеть. Власть в центре усилилась, тот же Тохтамыш – довольно выдающийся хан, держал улус крепко, а после него ханы неплохо поддерживали порядок в центре, но вот окраины стали откалываться и сыпаться. В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, в 1428 — Узбекское ханство, затем возникли Крымское (1441) ханство, Ногайская Орда (1440-е) и Казахское ханство (1465). В числе этих ханств было и Казанское (1438). Сама же Золотая Орда дожила до унизительного Стояния ну Угре 1480 года, когда хан Ахмат попытался добиться повиновения и выплаты дани от Ивана III – опять же, даже не столько ради денег, сколько ради престижа – и не смог. После ухода хана с войском от реки Улус Джучи просуществовал ещё три года. После 1483 новообразованные ханства-орды становятся уже совершенно самостоятельными. Что было дальше, и как развивались отношения Руси с Казанью – в следующей части.

Источник: Cat_Cat Автор: Иван Мизеров

Личный тег автора в ВК — #Мизеров@catx2


Оглавление Cat_Cat

Лига историков

13.1K постов49.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения