Кацбальгер: мечи и ублюдки
Удивительное дело - история оставила за собой великое множество самых разнообразных видов холодного оружия, и определённое оружие осталось весьма узнаваемо даже для человека, знакомого с историей лишь по школьной программе и массовой культуре. И некоторые виды даже несут в массовом сознании за собой определённый образ - различной степени достоверности. В самом деле, практически у каждого человека слово "шпага" вызывает в воображении образ лихого мушкетёра (а уж если мушкетёр - то из советской экранизации), "рапира" навевает образ Капитана Алатристе и горячих испанцев.
...А вот в ходе недавнего отвлечённого разговора с коллегой, услышал такое мнение, что "меч-бастард - меч средневековых бандитов, разбойников и прочих неприятных личностей". Ведь, дескать, само название "меч-ублюдок" происходит от кругов обращения. Ну, тут долго останавливаться на развенчании этого стереотипа не хочется, скажу просто - слово Bastard обозначает не только конкретного незаконнорожденного сына, но и вообще в широком смысле, нечто нестандартное и нетипичное.
Но статья не об этом казусе - размышления на тему мечей, ублюдков и бандитов сподвигли сесть и написать что-нибудь хорошее про моё любимое Возрождение и мою любимую пехоту.
Для начала, стоит, конечно, иметь в виду, что в Тёмные Века произошёл откат развития военной мысли и оружейного искусства, в связи с чем, армии стали малочисленными, снаряжение относительно технологически простым, но при этом дорогим, из-за чего военное дело долгое время являлось делом элитарным. Ну а меч, как довольно-таки сложное изделие, ещё надолго будет символом воина-профессионала, символом знати. Кстати говоря, возможно и поэтому, библейские персонажи в традиционной иконографии вооружены мечами
Но время не стоит на месте, а вместе с ним двигаются вперёд бок о бок научно-технический прогресс и военная мысль. Изготовление оружия и доспеха становится всё более технологичным (проще, быстрее, массовее), снаряжать и обучать солдат становится проще и дешевле (а военная служба, в свою очередь, становится занятием вполне себе выгодным).
И вот мы подбираемся к вершине развития понятия профессиональных наёмных войск (которые затем будут развиваться в первые регулярные войска), а заодно к основной теме моего рассказа - к Рейслоферам и Ландскнехтам. Рейслоферы - наёмные войска Гельветской Конфедерации (сегодня известная как Швейцария), а Ландскнехты - наёмники Священной Римской Империи (сегодня большая её часть известна как Германия).
Стоит ли говорить, что в это самое время, как никогда ранее, широкие массы солдат-наёмников вооружаются всё более доступным оружием. А здесь хорошо бы сделать ещё одно отступление от оружия и рассмотреть сдвиги в психологии и сознании воинов.
Основой самоопределения наёмника, психологии и, следовательно, отношения к окружающему миру, вне зависимости от рода войск, было чёткое осознание своего особого положения, своей исключительности как члена воинского "класса", с его точки зрения, самого славного и достойного. Понимание "особости" своего статуса имело, впрочем, двойственный характер. С одной стороны, какого бы происхождения ни был ландскнехт, он, как правило, принадлежал к той части населения Германии, которая оказалась "избыточной" в условиях социального кризиса, переживавшегося страной в XVI—XVII вв. и бывшего, собственно говоря, одной из основных причин превращения наёмничества в массовое явление; ландскнехт не мог не помнить о том, что, по существу, является "лишним", изгоем, отторгнутым обществом, не нашедшим себе применения в мирной жизни, что все различие между ним и последним нищим попрошайкой заключается лишь в том, что у него нашлись средства для приобретения вооружения (а то и вообще, натурально в кредит) и смелость, чтобы подвергать свою жизнь постоянной опасности. Даже если наёмник выбирал себе дорогу в жизни сам, ища приключений, славы или в надежде на добычу, он все равно полностью порывал с прежней жизнью, как правило, навсегда. Закономерно рождалось чувство неприязни к "гражданской" жизни во всех ее проявлениях. Конечно, причины этой неприязни, порой переходящей в настоящую ненависть, ландскнехты обычно пытались скрыть даже от самих себя, поэтому они очень редко фигурируют в их песнях. Скрытая зависть находила свое выражение в презрении ко всем невоенным, которые расценивались как домоседы, лентяи и трусы.
Впрочем, всё это с лихвой компенсировалось не только лишь заработком, который, при определённой удаче, был просто фантастическим для простолюдина, но и, как бы мы это назвали сегодня, "социальными льготами и гарантиями". И самая важная, пожалуй даже, ключевая преференция наёмника - его вывод из юрисдикции гражданских, сословных, судов. Ландскнехт подчиняется только своему нанимателю и командиру в одном лице, и старше него - только сам Господь-Бог. В то время, как разговор в суде с простолюдином, как правило, был крайне коротким, ландскнехты собирали самый настоящий суд присяжных, за исключением случаев особо тяжких и безусловно наказуемых - например, бегства с поля боя или кражи у своего товарища.
Вне сомнений, ландскнехты наслаждались своей совершенной безнаказанностью в таких вещах, за которые простолюдин мигом бы угодил в застенок, если не на плаху - современники неизменно изображают наёмников за азартными играми, в компании женщин лёгкого поведения, с кружками наполненными алкоголем. Интересный пример - в то время как сквернословие было натурально греховным деянием, наказуемым гражданскими и церковными властями, в современном немецком языке сохранилось выражение "fluchen wie ein Landsknecht" - "ругаться как ландскнехт". Да что уж там, даже действовавшая на территории современной Германии инквизиция опасалась лезть в дела военных, спуская многие дела (вплоть до прямых обвинений в колдовстве!), так сказать, "на тормозах".
Но сквернословие и азартные игры - пожалуй, меньшее зло в сравнении с не то, что безнаказанным, а даже, как правило, узаконенным в контракте правом на "изъятие трофеев", натуральное мародёрство и откровенный грабёж всех, кто не принадлежит к "своим" (о чём уже говорилось выше). На долгие годы в народной памяти и песнях останется образ приближающейся компании ландскнехтов как символа страха и бед.
Есть даже версия, что слово "банда" именно в значении "группа преступников" стало употребляться как раз относительно группы ландскнехтов, шедших под общим знаменем (лат. Bandum).
Итак, с "ублюдками" разобрались. А теперь, собственно, про отличительный знак этих самых наёмных ублюдков - меч Кацбальгер.
Собственно, правильнее бы назвать данный тип меча Landsknechtsschwert - что дословно так и переводится "меч ландскнехта" (прекрасный логичный немецкий язык). Но в массовой культуре укрепилось именно более жаргонное название Katzbalger, образованный от фразеологизма "wie die Katzen balgen" - "драться, как кошки", что обозначает грубую, шумную и яростную драку. От себя разве что добавлю, что правильнее было бы перевести Katzbalger как "задира", ибо название отражает не только назначение меча - ближний бой без правил, но и характер и ментальность его носителя, что мы разобрали выше.
Кацбальгер, скорее всего, берёт своё происхождение от швейцарского меча (Schweizerdegen), который, в свою очередь, происходит от традиционного рыцарского меча более раннего периода. Характерная S-образная гарда появляется не сразу, а в процессе скругления традиционной крестовины.
Есть версия, что необходимость скругления гарды появилась из-за характерного стиля одежды ландскнехтов - при совершенни различного рода фехтовальных движений, традиционная крестовина норовит зацепиться за роскошные буфы и вырезы, не только разрывая рукава, но и затрудняя бой.
Традиционный для кацбальгера клинок имеет ромбовидный или линзовидный профиль. Две частые характерные детали - скруглённое острие и многочисленные долы. Таким мечом сложно уколоть, зато он прекрасно подходит для рубки - широкое лезвие усиливает удар, в то время как многочисленные долы позволяют лезвию не застревать в мясе.
Характерные черты имеют и ножны кацбальгера, изготавливаемые традиционно из кожи - во-первых, это скоба в форме подковы на конце, а во-вторых, дополнительные отделения под дополнительный инструмент - от столовых ножей до целого ассортимента слесарного инструмента, необходимого в походе.
Кстати говоря, крайне интересен тот факт, что среди изрядного количества гравюр от современников, не встречается ни одной, где бы изображалось применение кацбальгера в битве (буду рад, если тут меня поправят), что является аргументом в пользу версии, что кацбальгер в большей степени отличительное, статусное оружие, нежели утилитарное-боевое.
Таким образом, за "всего лишь" подтипом меча, скрывается длинная и увлекательная история о самых настоящих бандитах, ублюдках и мародёрах.
Использованы цитаты по С. Е. Александрову, фото МО "Армия Фрундсберга" и свои.