7088

Касательно новости "Северный морской путь. Исторический момент"3

Северный морской путь. Исторический момент

Дело в том, что данный момент готовился давно. Менялись маршруты (Мурманск/Архангельск - Шанхай), трассировки путей (поговорим об этом далее) и собственно планы по судам.

Для понимания: есть Арктическая зона РФ (она идет от Кольского полуострова- Мурманская область до по сути Приморского края, к ней также относятся и ряд земель "внутри" - вплоть до Алтайского края и тп - включены так как снабжаются с севера - т.н. отмененный "северный завоз") и есть Северный морской путь.

Что такое СМП - это "трасса" с двумя основными маршрутами (условно Южный - пометил желтым - суда жмутся больше к берегу - используется в периоды "тяжелого льда", когда ледовый покров более прочный и метровая промерзайка начинается сильно южнее. И Северный - оранжевый - суда идут чуть "повыше" и подальше от берега - в период когда лед более "легкий" рыхлый и менее промерзает сам океан)

Если идти Южным маршрутом - больше миль проходишь и соответственно больше топлива, меньше скорость, нужен ледокол (почему далее). Северным - более экономично - но вряд ли ты им пройдешь, если лед за 1,2 метра, а у тебя ледокола нет.

Красным помечено границы СМП - на западе Карские ворота (пролив Карские ворота отделяет Новую землю от материка) и на востоке Берингов пролив (разделяет нас с Аляской). Само СМП условно делится на Западную и Восточную Акваторию.

Синим цветом обозначено сосредоточение портов, через которые вывозится груз с арктических проектов. Первый синий квадрат в Обской губе - порт Сабетта - проекты Гапрома, Новатэка - нефть и СПГ. Второй синий квадрат - это район порта Диксон - строящаяся Роснефть и Востокуголь - нефть и уголь соответственно. Ниже второго квадрата Дудинка - помечать не стал, но стоит понимать, что там Норникель, чьи "копейки" в тоннах сопоставимы в стоимости с млн тонн того же Новатэка. Плюс Норникель привозит грузы на примерно 30 тыс населения. Иначе ТДНАО вымрет.

Далее до санкций грузопоток шел на Запад с Обской губы, и более судоходна была Западная акватория в одну сторону, теперь будет работать Восточная акватория.

Что изменилось. Весь СМП примерно 9 тыс км, из них почти 7,5 тыс км покрывается льдом. Западная акватория примерно под 3 тыс и 4,5 тыс Восточная акватория. В Восточной акватории ледовый покров мощнее и всегда идет далее на юг к материку. Поэтому ледоколов надо много на Востоке держать. Не из-за судоходства, а для покрытия площадей (точнее проводки судов по маршрутам). А так как ранее все ходили по Западной в основном - то все ледоколы были там и сосредоточены. Сейчас пока их хватает и строить начали во время новые ледоколы. К 2030 году вроде все хватит. Ледоколов имею ввиду.

Навигация. Когда судам разрешается плавать - называется открытие навигации. До примерно 2021 года СМП фактически закрывался в ноябре и в зависимости от прогнозов и факта ледового покрытия (тяжелые или легкие льды) открывался в марте, а то и апреле (было и в мае открытие). Вот тогда с учетом новых проектов ледоколов стали думать о "Круглогодичном СМП". По факту это выльется в "простой" 20 дней в январе, когда ледоколы будут проходить ремонт и ТО. И снова по кругу. Далее навигацию делят на зимне -весеннюю - это тяжелый период с декабря по апрель (теперь могут конечно поменять) и летне-осеннюю - это когда всякие "экономисты" будут пытаться проскочить без ледокольной проводки (это дорого, стоимость знаю - но не скажу, считайте плюс минус миллион долларов в день). Будут получать штрафы и запреты захода на СМП в след раз. Вот в этот период и шла основная "работа" тащили стройгрузы на арктические проекты и вывозили на максимуме на экспорт. Но все не вывезешь и приходиться нанимать ледоколы на постоянные договора на другие не "летние" месяца (под "летними" считались месяца с мая по сентябрь - самый рабочий период с минимальными льдами, даже в "тяжелую" ледовую обстановку).

Пути. Ранее грузы снабжения шли из Мурманска и Архангельска (для населения везли и из Приморья и даже Охотска и с Камчатки - но мало), в обратную сторону шло на экспорт (перевалка всех грузов в Мурманске и далее в Европу - либо прямо минуя Мурманск).

Далее. Ледовый класс. Их по классификации РС (вообще классификаций до 6 систем). Идет от условий использования корпуса судна в ледовых условиях. То есть снизу вверх Ice1, Ice2, Ice3 (по нашему ЛУ1, 2 и 3 соответственно) это фигня, то есть лед держат толщиной до 30 см (есть разные шкалы в разные период - формально и до 55 см якобы держат в разную навигацию). Эти суда "утопленники" без ледокола. Если эти суда летом идут без ледокола в т.н. ледовых полях, ну я считаю свечку ставить надо. 50 на 50. Обычно такие не рискуют. Далее начинается более серьезные суда от Arc4 до Arc 6 (это ребята серьезные они до 1,2 зимой и до 1,7 метра летом держать могут - это основной класс судов на СМП). Вот эти ледокол берут часто, хоть и могут сами кое-что держать. Как правило такие суда уже дорого стоят и везут от 70 до 120 тыс тонн за раз. Рисковать таким весом СПГ или нефти никто не будет. Берут ледокол чуть что. Далее Arc7 до Arc9 (например такие ходят у Норникеля - еще по советским проектам строенные - но в наше время с 2007 по 2011 годы). Эти уже и 2 метра держат, так что ледоколы зимой и в тяжелые льды нужны. Ну и в конце идут Icebreaker 7-9 - это по сути и есть ледоколы.

Мечта. Идея была транзитно провозить контейнеры из Китая в Мурманск. Под это планировали контейнеровозы, считали окупаемость рейса, жали на Росатом и тп. Не летало. Хотя реально выгодно чем через Суэц. Выгоднее в первую очередь по топливу. Образно Рейс через Суэц вам бы при прочих равных из Шанхая до Европы обошелся бы примерно от 25 до 35 млн долларов всех затрат (в основном топливо и сбор за Суэц). Рейс через СМП до Мурманска скажем в летние месяцы - примерно 17 млн с учетом ледокольной проводки. На тонну чистого груза это бы получалось от 30 до 40 долларов летом и примерно 20 долларов в тяжелый лед и зимне-весеннюю навигацию. Но не шли. Были и пробные рейсы. И в 18 год и в 19 - показывали и выигрыш в днях (от 8 дней до 17 дней на максимальнйо скорости). А выигрыш в днях - выигрыш в меньшем расстоянии - соответственно меньше расход топлива - меньше расходов денежных (максимальная скорость имеется ввиду конечно не крейсерская в 20 и выше узлов. Средняя скорость от 9 до 14 узлов на максимуме) Не шли - ни Майерск ни МГМ. А зачем им мировым лидерам контейнерных перевозок делать России хорошо. Они и в Мурманске и в Питере и во Владивостоке себя хорошо чувствовали. А между ними через СМП ходить ни ни. Страховка- международные страховые агентства -- западные - не страховали. Китайцы тоже. А теперь этот вопрос решен.

Реальность. Круглогодичный СМП превращают в Большой СМП - маршрут теперь не в Мурманске, а в Санкт-Петербурге заканчивается. С деньгами тут конечно дороже по морю, но выигрыш по сухопутке. Чем на Мурманск жд разгонять до 100 млн, лучше использовать то что на УстьЛугу и Санкт-Петербург уже построено. Тут видимо посчитали. Контейнеровоз по сути будет идти как обычное судно до Карских ворот или даже далее Обской губы где его должен ледокол подхватить. Ибо ледовый класс у контейнеровоза Ice1 - то есть копеечный. Интересно конечно что в контейнерах потащили.

Выаоды. 1) Экономичнее чем Суэц точно. Экономичнее ли чем через Мурманск - вопрос - наверное да, раз потащили. 2) Будет ли регулярка. Должна быть - слишком много усилий. Регулярка - это транзит контейнеров через СМП. 3) Эпохально, или исторично? Нет пожалуй были уже рейсы по 200 тыс тонн сквозняком. Но если следом пойдет постоянно то супер. 4) Риски. Нет арктических контейнеровозов. Их строить надо. И не "какашки" на 5 тыс тонн (200-300 контейнеров), а большие (и даже не как этот 80 тыс тонный панамакс с 4,9 тыс контейнеров, а еще больше). Судоверфи нужны. Пока таких судоверфей нет. Физически есть, оборудование нужно развивать. Раньше строили в ЮКорее. С ними все. Есть Китай, но у них опыта строительства крупных судов ледового класса нет. Значит будут развивать наши верфи. Это видимо следующий этап. И вот это реально эпохально. Есть действующие проектные бюро, есть потенциал (риск потери этого потенциала в середины 2010-2020 был). Государство серьезно видимо занялось этой темой. Вот это радостно.

П.С. Приношу извинения за то, что у автора изначальной статьи скриншот утащил.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
210
Автор поста оценил этот комментарий

2017 год. Указ Путина об открытии круглогодичной навигации СМП. К нам в Певек пришли в декабре два судна с ледоколом Капитан Драницын. Встали к хуям в порту. Ледокол выйти не может. Их пришлось аккуратно выстроить, чтобы с земли бросить кабель, сделать автозимеик для них, чтобы обеспечить водой. Так эти суки, пока не разъехались по домам, ещё и всю питьевую воду в городе выпили(у нас бутилированная, а из крана течёт распресненная). В итоге по весне, когда ещё навигация не открылась, Капитан Драницын решил пробиваться к своим) Пошёл за островом в Врангеля, так как(автор тут гладко обходит эти углы) в проливе Лонга, как и в Карских вратах, на пути СМП толщина льда до 5-6 метров, говорят и до 10 доходит, достигает за счёт того, что лёд тупо ложиться друг на друга из-за мощного течения и резких перепадов уровня. Через такой лёд пробиться невозможно. Оттуда вне навигационный период пробиться невозможно. В общем-э, Капитану Драницыну удалось пробиться в Берингов пролив, но далее он всё равно остался на Чукотке в бухте Провидения, где встал на ремонт в связи с тем, что поломал рулевое))) короче, как житель Певеке, я надеюсь, как человек и специалист в области океанологии, я не верю, что всё пройдёт гладко и когда-нибудь совсем скоро история Капитана Драницына повторится, и тогда транспортные компании задумаются о целесообразности и рисках. Вот по зелёному пути можно ходить круглый год. Китайцы доказывали это в том же 2017. Там по трещинам ходить можно круглый, но нужна разведка и удача)

раскрыть ветку (63)
43
Автор поста оценил этот комментарий

Я один недогоняю. Зелёный путь севернее. Т.е. холоднее. Т.е. лёд должен быть там толще. Почему там можно ходить круглый год, а южнее, ближе к материку со сложностями?

раскрыть ветку (37)
149
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что трещины образуются там стационарные и огромные. Они связаны в основном с рельефом дна. И вот если досконально изучить рельеф дна, то можно прогнозировать появление стационарных трещин, образующихся каждый год в одном и том же месте и по ним ходить. Ледоколы по другим путям стараются ходить по трещинам во льду, ведь логично же, что так проще. Таким образом, на зелёном пути можно пролететь полностью по трещинам. А лёд у берега образуется, а не с центра моря, так что там такой же толщины лёд, такой же непроходимой толщины, как и у берега, во вне навигационный период.

раскрыть ветку (35)
24
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо! Тоже стеснялась спросить.

10
Автор поста оценил этот комментарий

А в те места остатки Гольфстрима долетают? Меня удивило в Мурманске, что погода не такая холодная, как я ожидала от севера - местные Гольфстримом объясняли.

раскрыть ветку (17)
44
Автор поста оценил этот комментарий

Мурманск я считаю вообще читерным местом для северной надбавки. Там реально климат, как в С-Пб, зато зп как на Чукотке))) Гольфстрим ведь там и заканчивается в Баренцевом море. На Чукотке не его)))

раскрыть ветку (16)
16
Автор поста оценил этот комментарий
Живу в этих краях, ещё севернее Мурманска! Климат реально офигенный, за счёт Гольфстрима, получается совсем другой север, очень комфортный и классный.
Наш губернатор делает много для Кольского полуострова.
И, не промину обратиться к гостям Кольского полуострова - не оставляйте надписи на красивых скалах, нам они не нужны! Не занимайтесь вандализмом.
А лучше любуйтесь и наслаждайтесь природой и великолепными видами!☺️
4
Автор поста оценил этот комментарий

Карелия еще более читерная. Не знаю, как надбавки, но отпуска точно больше, а климат еще ближе к СПб. Мурманск существенного холоднее Питера, вот только в этом году ездили СПб-Птз-Мурманск

раскрыть ветку (5)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Да Мурманску за одну только полярную ночь надо надбавку удвоить. В темноте полгода жить это трындец. У нас поюжнее, полярной ночи нет, но день в декабре длится три часа, по моему это хуже, чем любой мороз

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это да. В Карелии-то гнетет пиздец, а севернее вообще не представляю, как это. На полярный день сгоняли, надо до полярной ночи еще доехать, хоть посмотреть, как это)

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

это не смотреть надо, а хотя бы одну зиму перезимовать.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не, в целом-то концепция "темно полгода, а когда светло ты моргнул на работе" понятна за время жизни в Карелии) Так что я чисто посмотреть насколько темно днём зимой

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я тоже не видела полярной ночи, но мне кажется, что на широте Мурманска это будет как будто заря на юге несколько часов в день, а потом снова темнотища. Сужу по нам, когда зимой солнце чуть приподнимается на юге и снова падает

У них, значит, даже не вылезает, так из-за края посветит чутка как после заката, и пока )

6
Автор поста оценил этот комментарий

Вот бы Гольфстрим до вас дотянуть) Тогда всей этой котовасии с ледоколами не надо.

А так СМП большего чем сегодня не даст, ящитаю. Короткая навигация и слишком опасно.

раскрыть ветку (8)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Климат бы резко поменялся по всему российскому северу
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

И не только на севере, и это хорошо. Хрен с ними с торфянниками и мерзлотой)


Однажды интересовался гидрологическими мегапроектами, так там такие идеи были - УХ! Сибирское море с полным разворотом стока Оби и Енисея например, или манипуляции с Татарским проливом. Вот если перебросить сток Амура в Сахалинский залив, например через озеро Орель, то Советская гавань станет незамерзаемым портом и вообще потеплеет по всему ДВ и Сахалину. Вот такие масштабные фантазии у людей бывали.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Гольфстрим нормально и дотягивается, но в одно лицо не вывозит. Проблема в крайне узком беринговом проливе, был бы он в несколько раз шире, то тёплая вода из тихого океана(а тихий океан самый тёплый на планете) поступала бы и согревала Арктику и там не было бы того ледяного пиздеца.

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Полагаю что если бы теплые воды тихого океана попадали в северный Ледовитый - то решился бы только вопрос со льдом. Но миллионолетний температурный баланс был бы нарушен. А что из этого бы вышло - интересно было бы узнать. Там же под водой гидраты всякие, северные ледники, вечная мерзлота - пошло бы кувырком. Ну это я как диванный эксперт говорю немного ранее об этом читавший. Книга есть "стая"франка шетцинга. Там вскользь упоминается про уничтожение гидратов на границе шельфов и возникали оползни и за ними цунами

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Миллионолетний это вы преувеличиваете конечно). Белому медведю как виду всего 5-7 тысяч лет. Чуть больше нет мамонтов. Вполне возможно, что Гольфстрим вполне грел весь наш север, и не слабо. Возможно он был в сотню раз сильнее и шел насквозь через Берингов п-в и дальше в Карибское море. А потом бам, Панама вылезла. Кстати прикол. Воды на западе Панамского перешейка преснее и уровень моря прилично выше чем на востоке. Т.е. если перешеек исчезнет то опресненная вода хлынет в Карибское море и вольётся в Гольфстрим опресняя и многократно усиливая его.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Нужно расширить. Где там наши бомбы?

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Нее, там надо копать(

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну у нас есть тысячи опытных копателей морей...

3
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно, что осенью 2022 г. СМП прошли несколько краболовных судов с живым (!) крабом из Баренцева моря во Владивосток. И довезли!
А ещё интересно, что у них нет этих усиленных ледовых классов.
раскрыть ветку (15)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Осенью лёд ещё не приходит. У меня на сентябрь-октябрь в прогнозах ледовой обстановки стоит везде "чисто" во всех районах Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Грубо говоря, в июле море очищается ото льда на всём участке пути, в ноябре перекрывается льдом.

А мы тут за круглогодичную навигацию трём)

раскрыть ветку (14)
0
Автор поста оценил этот комментарий

По прогнозам, году в 30-35 ожидается что все будет сильно лучше?

раскрыть ветку (13)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Хе-хе)) я не знаю, мы даём прогноз по ледовым только на сутки, а в период навигации до трёх суток.

раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Как же вы живете, не зная что через 10 лет будет? )

раскрыть ветку (11)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Мы живём одним днём)

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Сказал метеоролог? 😃

раскрыть ветку (9)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Не))) Я гидролог и океанолог. А вообще, какая разница?) ну, у них на трое суток идёт прогноз, также на 48, 24, 12 и 6 часов. Всё, что выше идёт, как долгосрочный. Методика пока не позволяет давать на бОльшую заблаговременность такую оправдываемость, чтобы удовлетворяла потребности. Тем, кто придумает новую методику прогноза, дадут Нобелевку, это 100%. Поэтому не рекомендую использовать информацию более чем на трое суток от любого источника. А так, наши это rp5.ru и сайты региональных Гидрометцентров. Яндекс и прочие сайты это центр погоды Фобос, т.е. спутниковая информация.

А мне лично нравится windy.com у них хорошая оправдываемость по ветру. Методику их я не знаю, но они хороши в ветре.

раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Если севернее, не обязательно холоднее. Зимой в новосибе может быть холоднее, чем в центре северного полюса. Самая холодная точка в мире, так и вовсе, чуть ли не посередине(если брать только север-юг, без востока и запада) России стоит

6
Автор поста оценил этот комментарий

Чем-то путешествия в варпе напомнило. Там тоже нужна разведка и удача😁

2
Автор поста оценил этот комментарий

А что там с этим пресловутым глобальным потеплением? Есть какие-то статистические данные по влиянию на толщину льдов там и прогнозам? Или это только там где политически выгодно про него трещать что вот вот мы все умрет и планета погибнет и всё что хочешь объяснять, вот там глобальное потепление и есть?

раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий

В общем, вывод сделан правильно. В том же 2017 году нас просил один журналист, прямо слёзно просил, сказать или найти, или подогнать данные о том, что лёд стал таить, как говорят учёные. Но у нас в том году и в предыдущем случился прикол, и ледостав держался наоборот дольше средних многолетних данных, причём там дней на 10. А по толщине однолетний лёд всегда метр-полтора. Там то ничего не меняется.

2
Автор поста оценил этот комментарий

как ваша станция поживает?

раскрыть ветку (4)
37
Автор поста оценил этот комментарий

У нас много станций. Всё потихоньку, денег нет, как всегда в Гидромете. Выживаем, стараемся что-нибудь новое придумать.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Он наверное про плавучую АЭС
раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Ааа... Только сейчас дошло. Просто мне так много тут начали писать по этому, а когда тема не про круглогодичную навигацию на Севморпути, то я потерялся. Так атомка стоит себе и стоит. Откуда я знаю, что там внутри происходит? Ну, греет она воду вокруг себя и в наших домах. Нежалуемся. Ночью красиво светится. И нет, не ураном, а освещение на ней прикольное.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Так её вообще без проблем с ледовой обстановкой приволокли. Там чисто на море было, только плаувие льдины им попадались на каких-то участках прохода. Т.е. осенью 19-го, в сентябре вроде, она встала, а в мае 20-го её запустили. Тут человек пишет про 22-ой и крабов.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Насколько я знаю, именно после этого случая оператором СМП назначили Росатом, что бы он руководил всеми мероприятиями через свои атомные ледоколы. Это тоже был указ Путина и после него таких случаев уже не было.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

По-моему, тогда запросы о ледовой обстановки уже от Росатома приходили в Гидромет.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Возможно, но руководит всеми движениями оператор пути. А прогнозы - это просто информация для анализа.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Когда срочно нужна информация, то прямо с корабля запрашивают. На каждые три часа вперёд.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Драницын не такой уж и мощный ледокол для СМП

0
Автор поста оценил этот комментарий

А эти два судна были контейневозами?

И сколько у вас получается этот ледокол пробыл в порту?

раскрыть ветку (11)
9
Автор поста оценил этот комментарий

По-моему, один был танкером, а другой с контейнерами. Но поскольку Певек это конечная точка маршрута Севморпути, то там уже пустые к нам приходят и с виду фиг разберёшь. С декабря 2016 вроде по апрель/март 2017 был ледокол. А контейнеры до навигации стояли, пока за ними не пришёл ледокол сопровождения. У меня фотографии на компе сохранились, я сейчас не помню точно это был 16/17.

раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за инфу

Я просто пытаюсь понять реальный срок доставки грузов, например)

раскрыть ветку (9)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Реальный срок доставки не скажу. По Певеку тут не судите. Мы самая крайняя точка маршрута. По пути к нам они доставляют груз во все порты. Т.е. он где-то в июне-июле вышел и под конец навигации, которая заканчивается 1-го ноября, к нам зашёл. И застрял)

Например, компания Арктика даёт два месяца на доставку из Мурманска/Архангельска до Певека. У них свои суда значит есть, которые идут быстрее, может потому что у них меньше портов, может ещё по каким причинам.

раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Что вы делаете в певеке?

раскрыть ветку (7)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Живу)))

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Киньте фотку из окна, по Гугл картам там не видно домов(

раскрыть ветку (5)
23
Автор поста оценил этот комментарий

Так у нас уже темно и погода мерзкая. Я люблю север только за то, что вот такая мерзкая погода переходного периода здесь длится максимум неделю. Сразу из зимы в лето и обратно без слякоти и прочей фигни, а ветер тут всегда.
Я лучше кину фотки того, о чём тут писал про Севморпуть и как застревают здесь в попытках реализовать долбанутые приказы руководств из Москвы и Петербурга.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
5
Автор поста оценил этот комментарий

А мамонтов во льдах нет? А то какое то судно, дизельное, да еще 80 года. Я б лично тех умников, кто такие суда на СМП приказывает выводить, с мягких кресел да на одну навигацию туда. Походить.

раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Я в судоходном деле не шарю, если честно. Но в порт к нам всегда такие приходят. Наверное это был первый раз, поэтому послали всё как обычно, хотели же круглогодично))) ну, вообще, даже если выйдет сейчас Лидер с верфи, спустят его такого красивого и большого. Лёд и непроходимые его области и участки никуда не денутся. Хотя болтают, будто лидер сможет 10 метров льда колоть. Будем посмотреть.

2
Автор поста оценил этот комментарий
На верфях в Питере сейчас восстанавливают советские ледоколы...
2
Автор поста оценил этот комментарий

И правильно, не нужно фоток из окна дома кидать на публичных сайтах. Да и сама просьба странная какая-то.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку