7088

Касательно новости "Северный морской путь. Исторический момент"3

Северный морской путь. Исторический момент

Дело в том, что данный момент готовился давно. Менялись маршруты (Мурманск/Архангельск - Шанхай), трассировки путей (поговорим об этом далее) и собственно планы по судам.

Для понимания: есть Арктическая зона РФ (она идет от Кольского полуострова- Мурманская область до по сути Приморского края, к ней также относятся и ряд земель "внутри" - вплоть до Алтайского края и тп - включены так как снабжаются с севера - т.н. отмененный "северный завоз") и есть Северный морской путь.

Что такое СМП - это "трасса" с двумя основными маршрутами (условно Южный - пометил желтым - суда жмутся больше к берегу - используется в периоды "тяжелого льда", когда ледовый покров более прочный и метровая промерзайка начинается сильно южнее. И Северный - оранжевый - суда идут чуть "повыше" и подальше от берега - в период когда лед более "легкий" рыхлый и менее промерзает сам океан)

Если идти Южным маршрутом - больше миль проходишь и соответственно больше топлива, меньше скорость, нужен ледокол (почему далее). Северным - более экономично - но вряд ли ты им пройдешь, если лед за 1,2 метра, а у тебя ледокола нет.

Красным помечено границы СМП - на западе Карские ворота (пролив Карские ворота отделяет Новую землю от материка) и на востоке Берингов пролив (разделяет нас с Аляской). Само СМП условно делится на Западную и Восточную Акваторию.

Синим цветом обозначено сосредоточение портов, через которые вывозится груз с арктических проектов. Первый синий квадрат в Обской губе - порт Сабетта - проекты Гапрома, Новатэка - нефть и СПГ. Второй синий квадрат - это район порта Диксон - строящаяся Роснефть и Востокуголь - нефть и уголь соответственно. Ниже второго квадрата Дудинка - помечать не стал, но стоит понимать, что там Норникель, чьи "копейки" в тоннах сопоставимы в стоимости с млн тонн того же Новатэка. Плюс Норникель привозит грузы на примерно 30 тыс населения. Иначе ТДНАО вымрет.

Далее до санкций грузопоток шел на Запад с Обской губы, и более судоходна была Западная акватория в одну сторону, теперь будет работать Восточная акватория.

Что изменилось. Весь СМП примерно 9 тыс км, из них почти 7,5 тыс км покрывается льдом. Западная акватория примерно под 3 тыс и 4,5 тыс Восточная акватория. В Восточной акватории ледовый покров мощнее и всегда идет далее на юг к материку. Поэтому ледоколов надо много на Востоке держать. Не из-за судоходства, а для покрытия площадей (точнее проводки судов по маршрутам). А так как ранее все ходили по Западной в основном - то все ледоколы были там и сосредоточены. Сейчас пока их хватает и строить начали во время новые ледоколы. К 2030 году вроде все хватит. Ледоколов имею ввиду.

Навигация. Когда судам разрешается плавать - называется открытие навигации. До примерно 2021 года СМП фактически закрывался в ноябре и в зависимости от прогнозов и факта ледового покрытия (тяжелые или легкие льды) открывался в марте, а то и апреле (было и в мае открытие). Вот тогда с учетом новых проектов ледоколов стали думать о "Круглогодичном СМП". По факту это выльется в "простой" 20 дней в январе, когда ледоколы будут проходить ремонт и ТО. И снова по кругу. Далее навигацию делят на зимне -весеннюю - это тяжелый период с декабря по апрель (теперь могут конечно поменять) и летне-осеннюю - это когда всякие "экономисты" будут пытаться проскочить без ледокольной проводки (это дорого, стоимость знаю - но не скажу, считайте плюс минус миллион долларов в день). Будут получать штрафы и запреты захода на СМП в след раз. Вот в этот период и шла основная "работа" тащили стройгрузы на арктические проекты и вывозили на максимуме на экспорт. Но все не вывезешь и приходиться нанимать ледоколы на постоянные договора на другие не "летние" месяца (под "летними" считались месяца с мая по сентябрь - самый рабочий период с минимальными льдами, даже в "тяжелую" ледовую обстановку).

Пути. Ранее грузы снабжения шли из Мурманска и Архангельска (для населения везли и из Приморья и даже Охотска и с Камчатки - но мало), в обратную сторону шло на экспорт (перевалка всех грузов в Мурманске и далее в Европу - либо прямо минуя Мурманск).

Далее. Ледовый класс. Их по классификации РС (вообще классификаций до 6 систем). Идет от условий использования корпуса судна в ледовых условиях. То есть снизу вверх Ice1, Ice2, Ice3 (по нашему ЛУ1, 2 и 3 соответственно) это фигня, то есть лед держат толщиной до 30 см (есть разные шкалы в разные период - формально и до 55 см якобы держат в разную навигацию). Эти суда "утопленники" без ледокола. Если эти суда летом идут без ледокола в т.н. ледовых полях, ну я считаю свечку ставить надо. 50 на 50. Обычно такие не рискуют. Далее начинается более серьезные суда от Arc4 до Arc 6 (это ребята серьезные они до 1,2 зимой и до 1,7 метра летом держать могут - это основной класс судов на СМП). Вот эти ледокол берут часто, хоть и могут сами кое-что держать. Как правило такие суда уже дорого стоят и везут от 70 до 120 тыс тонн за раз. Рисковать таким весом СПГ или нефти никто не будет. Берут ледокол чуть что. Далее Arc7 до Arc9 (например такие ходят у Норникеля - еще по советским проектам строенные - но в наше время с 2007 по 2011 годы). Эти уже и 2 метра держат, так что ледоколы зимой и в тяжелые льды нужны. Ну и в конце идут Icebreaker 7-9 - это по сути и есть ледоколы.

Мечта. Идея была транзитно провозить контейнеры из Китая в Мурманск. Под это планировали контейнеровозы, считали окупаемость рейса, жали на Росатом и тп. Не летало. Хотя реально выгодно чем через Суэц. Выгоднее в первую очередь по топливу. Образно Рейс через Суэц вам бы при прочих равных из Шанхая до Европы обошелся бы примерно от 25 до 35 млн долларов всех затрат (в основном топливо и сбор за Суэц). Рейс через СМП до Мурманска скажем в летние месяцы - примерно 17 млн с учетом ледокольной проводки. На тонну чистого груза это бы получалось от 30 до 40 долларов летом и примерно 20 долларов в тяжелый лед и зимне-весеннюю навигацию. Но не шли. Были и пробные рейсы. И в 18 год и в 19 - показывали и выигрыш в днях (от 8 дней до 17 дней на максимальнйо скорости). А выигрыш в днях - выигрыш в меньшем расстоянии - соответственно меньше расход топлива - меньше расходов денежных (максимальная скорость имеется ввиду конечно не крейсерская в 20 и выше узлов. Средняя скорость от 9 до 14 узлов на максимуме) Не шли - ни Майерск ни МГМ. А зачем им мировым лидерам контейнерных перевозок делать России хорошо. Они и в Мурманске и в Питере и во Владивостоке себя хорошо чувствовали. А между ними через СМП ходить ни ни. Страховка- международные страховые агентства -- западные - не страховали. Китайцы тоже. А теперь этот вопрос решен.

Реальность. Круглогодичный СМП превращают в Большой СМП - маршрут теперь не в Мурманске, а в Санкт-Петербурге заканчивается. С деньгами тут конечно дороже по морю, но выигрыш по сухопутке. Чем на Мурманск жд разгонять до 100 млн, лучше использовать то что на УстьЛугу и Санкт-Петербург уже построено. Тут видимо посчитали. Контейнеровоз по сути будет идти как обычное судно до Карских ворот или даже далее Обской губы где его должен ледокол подхватить. Ибо ледовый класс у контейнеровоза Ice1 - то есть копеечный. Интересно конечно что в контейнерах потащили.

Выаоды. 1) Экономичнее чем Суэц точно. Экономичнее ли чем через Мурманск - вопрос - наверное да, раз потащили. 2) Будет ли регулярка. Должна быть - слишком много усилий. Регулярка - это транзит контейнеров через СМП. 3) Эпохально, или исторично? Нет пожалуй были уже рейсы по 200 тыс тонн сквозняком. Но если следом пойдет постоянно то супер. 4) Риски. Нет арктических контейнеровозов. Их строить надо. И не "какашки" на 5 тыс тонн (200-300 контейнеров), а большие (и даже не как этот 80 тыс тонный панамакс с 4,9 тыс контейнеров, а еще больше). Судоверфи нужны. Пока таких судоверфей нет. Физически есть, оборудование нужно развивать. Раньше строили в ЮКорее. С ними все. Есть Китай, но у них опыта строительства крупных судов ледового класса нет. Значит будут развивать наши верфи. Это видимо следующий этап. И вот это реально эпохально. Есть действующие проектные бюро, есть потенциал (риск потери этого потенциала в середины 2010-2020 был). Государство серьезно видимо занялось этой темой. Вот это радостно.

П.С. Приношу извинения за то, что у автора изначальной статьи скриншот утащил.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
74
Автор поста оценил этот комментарий

"Не шли - ни Майерск ни МГМ. А зачем им мировым лидерам контейнерных перевозок делать России хорошо. Они и в Мурманске и в Питере и во Владивостоке себя хорошо чувствовали. А между ними через СМП ходить ни ни. Страховка- международные страховые агентства -- западные - не страховали. Китайцы тоже. А теперь этот вопрос решен"


В смысле решен?

Майеск решили везти грузы через севморпуть? Международные страховые агенства разрешили страховать грузы идущие по севморпуть?

Западные страховые разрешили тоже самое? Китайцы?

раскрыть ветку (43)
57
Автор поста оценил этот комментарий

Да, со страховкой проблема решена. Открыли свою морскую страховую компанию. Причём с полным функционалом. Теперь, если есть потребность, можно купить страховку в России. А на МАЕРСК можно на данный момент прибор положить, они всё равно присоединились к санкциям. Поэтому Росатом полностью выкупил в собственность ФЕСКО, будут делать из неё свою логистическую контору.

раскрыть ветку (38)
10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Про выкуп Росатомом вранье.

1. Росатом не выкупал ФЕСКО, акции были переданы в собственность от государства, а до этого изьяты у предыдущего собственника по решению прокураторы.

2. И не полностью, а 92.5% процента, остальное фрифлоат и торгуется на бирже.

3. Да, сути дела не меняет.

50
Автор поста оценил этот комментарий

Про импорт: мне по-прежнему не ясна экономическая целесообразность. Вы пишете про экономию топлива. Окей. Но топливо мы можем учитывать только при сравнении полностью загруженного контейнеровоза, который идёт из Шанхая в Питер/Новоросс/Владивосток и до клиента против рейса по смп, где мы сравниваем цену логистики и сопутствующих затрат (а ля ледоколы) на единицу продукта, что едет в контейнере.


Открыть страховую компанию – невероятное достижение! (сарказм). Как как вы думаете, почему раньше не открывали? Да потому что невыгодно было.


Открыть собственную линию, собственную страховую, собственный ледокольный флот на бюджетные деньги – вообще нихуя не сложно.


Статья – продукт чистой пропаганды, мол запад ваш нам нахуй не нужон. Мы и сами с братьями китайцами справимся. Только брат китаец на ФОБе отгрузил из порта, и хуй забил. А вы на своем горбу тащите все остальное. Вложены миллиарды долларов с бесконечным сроком окупаемости, чтобы красиво использовать северный морской путь.


Про экспорт тоже: если все эти манипуляции с бубном от безвыходности, то так и напишите. Так, мол, и так, до войны дешевле было с маерсками да эмэсси с цимами и прочими танкерами А теперь вариантов нет, возим как можем. А то ого-го мы чё сделали.


Экономика, Билли, покажи мне экономику.

раскрыть ветку (33)
41
Автор поста оценил этот комментарий

Вкладываешься надолго - плохо, вкладываешься на быструю выгоду - плохо. Как хорошо-то?

раскрыть ветку (25)
22
Автор поста оценил этот комментарий

я не знаю наверняка, но подозреваю, что сроки окупаемости больше нескольких десятков лет. Это не плохо, если это единственный выход из ситуации. Плохо – держать читателей/зрителей за дураков и выдавать за достижения то, что можно было сделать много лет назад, но не делали, потому что это невыгодно

раскрыть ветку (24)
32
Автор поста оценил этот комментарий

Сопоставьте со строительством АЭС и сроками окупаемости, и делайте выводы, РФ в принципе выжила на вот таких вот невыгодных проектах реализованных ещё при СССР, расскажите о сроках окупаемости Лунной программы Китая Индии США, расскажите о окупаемости проекта Маска по колонизации Марса ?

раскрыть ветку (22)
10
Автор поста оценил этот комментарий

да это походу "менеджер", который экономику только у себя в кошельке может разглядеть.... ему стратегические проекты до пизды....

0
Автор поста оценил этот комментарий

Хотите сказать что это все ради престижа, а не про окупаемость вообще? Тогда так бы и писали в статьях, мол вот мы самые крутые, и писька наша на морозе не сжимается. А то ведь пытаются какую-то экономику считать)

раскрыть ветку (11)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Это всё ради необходимости. Завтра тебе США просто перекроют проход через Суэцкий канал, как будешь грузы возить?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Там чувак сравнил выше сравнил СМП с лунной программой и заселением Марса)

раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Этот чувак не сравнивал, а отвечал на другой коммент, вопрошающий об окупаемости, и вполне резонно заметил, что далеко не всё делается ради окупаемости.

Автор поста оценил этот комментарий

Там же Египет в БРИКС просится? Или уже взяли. Какие такие США?

ещё комментарии
ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий

Как приятно писать прописные истины. Как хреново, когда ты мусоришь мимо урны. Начните с малого, обучитесь, создайте научный труд. Грохните свою жизнь на науку. Но вы этого не сделали. Вам бабло подавай. Сарказм.

18
Автор поста оценил этот комментарий

собственный ледокольный флот на бюджетные деньги – вообще нихуя не сложно.

Там, выше, что-то про экономику было....
Если не сложно, то почему у США и Канады нет своего ледокольного флота, хотя у них самих много проектов в Арктике.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А там денег не сделаешь. А государство там не вписывается в такие проекты. Иная модель инвестирования. Частный капитал не хочет (им бы бабла срубить по легкому, а не 10-20 лет инвестиций). Соответственно что строить. Есть где, нет чего строить. Проекты - надо подтягивать проектное бюро - либо создавать, либо подтягивать из Нидерландов и Южной корее. Судно гражданское построят, а ледокол. Кстати дизельные они могут строить. Но атомные - нет у них такой технологии.

раскрыть ветку (4)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Погуглите какие коэффициенты Р/Е у компаний типа Гугл/Амазон и тп, 15-20-30, а это как раз число лет окупаемости компании, и ведь инвестируют? Так что фраза «частный капитал не хочет» это про РФ, в США частный капитал с удовольствием инвестирует в долгосрочные Реальные проекты

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

А вы прикиньте какое P/E у Бритиш петролиум, а на Марс собаки лететь не хотят. Рассуждение.....

0
Автор поста оценил этот комментарий

У Амазона p/e под сотню, но это скорее потому что вся фонда США перепузырена.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще, я отвечал @ensens, на его требование экономики. Спасибо ща развёрнутый комментарий.

13
Автор поста оценил этот комментарий

То же самое с "Силой Сибири". Желтый господин имеет всё и всех. Об окупаемости даже речи не идет.

5
Автор поста оценил этот комментарий
Т.е клиенты этой компании могут загонять свои корабли в европейские порты? Напишите пожалуйста название этой компании.
1
Автор поста оценил этот комментарий

ааа, так вот чего их контейнеров резко стало много

0
Автор поста оценил этот комментарий
А что за страховая, как называется?
5
Автор поста оценил этот комментарий

Просто забили на них хуй. Когда появится кто-то, кто будет таскать дешевле по СМП и они подтянутся. Конкуренция.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Да как всегда

Миллион чисто экономических причин, но зачем им делать России хорошо? Злобные Буратины просто

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку