Найдены возможные дубликаты

0
Или можно прибить яйца к мостовой...
0

Замечательные картины! Почему-то, глядя на них, вспомнила книгу В.Осеевой "Динка". Так себе представляла, когда читала, то время.

Похожие посты
1536

Курсистка. Пара слов о женском образовании в России

Пока попы рассуждают о том, нужно ли девочкам получать образование, расскажу вам историю одной картины.


Это написанная в 1883 году "Курсистка" Николая Ярошенко:

Курсистка. Пара слов о женском образовании в России История искусств, Живопись, История России, История, Художник, Длиннопост, Образование

Начну издалека, потому как картина оказалась страшно скандальной, а в чем причина скандала - надо еще разобраться.


Была у русских женщин проблема - курсы и всякие учебные заведения для них то с боем открывали, то с воем закрывали. Все, у кого были и деньги и желание, ехали учиться в Европу, и, понимая что с этим образованием, даже самым великолепным, работы на родине им не найти и наукой нормально не заняться, часто оставались там же.

Отток женских мозгов беспокоил правительство России, но и отношение к образованию для женщин было до того неоднозначным, что все инициативы то взлетали, то гибли под натиском церкви и чиновничества.


В 1878 году наконец появились женские курсы с настоящей университетской программой и разнообразным выбором предметов - тут тебе и логика, и философия с историей, и юриспруденция, и куча иностранных языков, и минералогия с зоологией и ботаникой и много чего еще. Под запретом оказались только физиология человека, естествознание и гистология.

Учредителем и директором этих курсов был Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. Отсюда и пошло прозвище девушек-студенток - бестужевки.


Эту инициативу настолько поддерживали русские ученые, что были готовы преподавать на курсах бесплатно.

И, честно говоря, когда открываешь на Википедии списки преподавателей бестужевских курсов - прям сердечко ухает. Например, среди них были Сеченов, Анненский и Менделеев.

Курсистка. Пара слов о женском образовании в России История искусств, Живопись, История России, История, Художник, Длиннопост, Образование

Химическая лаборатория бестужевских курсов.


Но были противники, ну а как же - женщины с образованием это не иначе, как "покушение на государственные и религиозные устои".


Закрыть эти курсы пытались неоднократно аналоги наших современных попов и депутатов. Бестужевок отстояли с трудом. Женские медицинские курсы, открытые почти тогда же, все же закрыли. Женские медицинские курсы - это "клоака анархической заразы", знаете ли.


И вот, художник Николай Ярошенко написал в 1883 году бестужевку, торопящуюся на учебу. И общество, увидев ее на одиннадцатой выставке Передвижников, знатно бомбануло.


Добавлю еще второй вариант этой картины, написанный позже. Можно поискать отличия!

Курсистка. Пара слов о женском образовании в России История искусств, Живопись, История России, История, Художник, Длиннопост, Образование

Это тот случай, когда о каких-то художественных достоинствах полотна критика особо не говорила. Говорили о женщинах, о предрассудках, о произволе, об ограничениях, воспитании, религии и политике. В этом плане эта, казалось бы, невзрачная довольно работа, стала настоящей бомбой. Как всегда - контекст страшно важен для понимания художника.


И вот у меня к вам, дорогие читатели, вопрос - а  что вы увидели на этой картине? Спрашиваю специально до того, как накидать рецензий от поклонников и ненавистников. Особенно мне нравятся вторые - не могу отказать себе в удовольствии поделиться ими.


Вот что писали те, кому картина понравилась:


“Художник, выбирая из всей этой толпы «бегущих с книжками» одну самую ординарную, обыкновенную фигуру, обставленную самыми ординарными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки, подстриженных волос, тонко подмечает и передает вам, «зрителю», «публике», самое главное… Это главное: чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли… Главное же, что особенно светло ложится на душу, это нечто прибавившееся к обыкновенному женскому типу — опять-таки не знаю, как сказать, — новая мужская черта, черта светлой мысли вообще (результат всей этой беготни с книжками)… Вот это-то изящнейшее, не выдуманное и притом реальнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осенённой не женской, не мужской, а «человеческой» мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку, и плед, и книжку, и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий.” (Писатель Глеб Успенский)


На четырнадцатом году своего тюремного заключения революционерка Вера Фингер увидела репродукцию “Курсистки” в журнале и написала: «для меня в ней просто воплощается вся наша молодёжь со всем, что в ней есть свежего, чистого и искреннего».


Картина, безусловно, стала манифестом поколения.


А теперь самое сочное - цитаты ненавистников.


Например, текст, которым разразился  профессор права Петр Цитович:

«Полюбуйтесь же на неё: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперёд, в мутных глазах всё: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: её мать так метила своих Гапок и Палашек „за грех“… Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Её некому пожалеть, об ней некому помолиться — все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрёт от родов или тифа, не будет скандала на похоронах»


А вот совершенно прекрасное высказывание художественного критика газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Александра Ледакова:

«Этюды, да ещё плохо написанные, благодаря только модному названию, нашею критикою зачастую раздуваются в великие произведения искусства… Точно так поступил и (из передовых, конечно, тоже) г. Ярошенко, написавший этюд бегущей во все лопатки, под вечер, по улице, отрёпанной, антипатичной девицы, с выпученными глазами, в шапке набекрень и с пледом на плечах, и назвал его „Курсистка“. Таким образом этюд бегущей во все лопатки девицы, можно было подумать, судя по типу, спешившей на известный промысел, явился на выставку под модным названием и предстал пред публикою картиною, в которой художник, очевидно, желал сказать, то есть бегом и выпученными глазами: „Посмотрите, дескать, какое стремление к науке наших женщин…“»


И вот скажите - почему так пугали и пугают именно попов и чиновников в России образованные, умные женщины? Загадка...


Картина, кстати, считается парной - ее дополняет написанный Николаем Ярошенко ранее портрет студента.

Курсистка. Пара слов о женском образовании в России История искусств, Живопись, История России, История, Художник, Длиннопост, Образование

Текст мой. Как всегда, постараюсь ответить на ваши вопросы.



Иногда я пишу всякое об истории искусства и публикую свои находки вот тут: https://t.me/tojemne  (если оно не открылось, тыкните сюда)

Показать полностью 4
82

Картина Василия Поленова «Христос и грешница»

Первая ассоциация, которая возникает при упоминании живописи Поленова (Василия Дмитриевича Поленова) – пейзажи, конечно же пейзажи. Детальные, русские такие, реалистичные: «Московский дворик», «Заросший пруд», вот это вот всё)).


А у него, оказывается, солидный евангельский цикл, и эскизы театральных декораций, и тьма произведений из путешествий по миру. Так сходишь на выставку – и кругозор твой ощутимо расширяется)).


Из "wow" впечатлений от московской выставки (в Новой Третьяковке была, до середины февраля 2020) – «Христос и грешница». Во-первых, она – картина – огромная. И ты вот стоишь перед ней, и ощущаешь себя в сцене, осел этот (справа, в нижнем углу) кажется наступит сейчас. Эти из гетто, девочка, которую они силой тянут, кулачки сжатые, обувка, ух… И группа слева, с Иисусом – взгляды другие, лица, глаза. Участников действа много, художник их нумеровал и подписывал, эскизов много, портретов. Мощно.

Картина Василия Поленова «Христос и грешница» Живопись, Художник, Искусство, Выставка, Третьяковская галерея, Василий Поленов
Картина Василия Поленова «Христос и грешница» Живопись, Художник, Искусство, Выставка, Третьяковская галерея, Василий Поленов

Как-то так. Похвалила талантливого автора)). Фото и текст мои.

Показать полностью 1
215

"Никогда не погаснут... "

"Никогда не погаснут... " Екатеринбург, Живопись, Художник
"Никогда не погаснут... " Екатеринбург, Живопись, Художник

Работа написана летом 2019 г.
в память о моем брате Кирилле Воронкове погибшего в горах Памиро- Алая .
Кирилл активно принимал участие в создании этого проекта .
Проет Тимофея Ради " Кто мы , откуда и куда мы идём ?"

5344

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей

У Марии-Антуанетты была любимая художница, кисти которой принадлежат почти все лучшие портреты королевы. Звали ее Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен.

Как ни странно, эта же художница написала огромное количество портретов русских аристократов, которые мы все много раз видели в Эрмитаже, например.


Интереснейшая и очень шустрая была дама.

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

Элизабет Виже-Лебрен, Автопортрет


Ее отец был художником, но, скорее, любителем, чем профессионалом. Но первые уроки живописи, все же, дочери он дал. Оказалось, что юная художница очень талантлива - первые заказы на портреты она стала получать еще будучи подростком. Правда, работала без лицензии и разрешения, за что и поплатилась - ее студию закрыли.

Тогда Виже-Лебрен подумала, и вышла замуж за торговца произведениями искусства. Очень удачно, потому что у нее появилась возможность учиться, копируя картины старых мастеров из коллекции мужа, а муж разглядел в ней талант и начал заниматься продвижением жены. Сама Элизабет, кстати, была уверена в том, что этому продвижению очень помогла ее красота - она ей прям удачно пользовалась, написав за свою жизнь 37 автопортретов. Прям в дневниках Виже-Лебрен пишет, что и в Академию Художеств ее, скорее всего, взяли всего в 28 лет именно потому, что была не только талантлива, а еще и хороша собой.

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

Элизабет Виже-Лебрен, Автопортрет


Но вообще, художница была фанаткой голландской живописи и лично Рубенса. И даже специально ездила по Фландрии и Нидерландам чтоб поглядеть на всю эту красоту живьем и поучиться.

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

Мари Элизабет Виже-Лебрён и Аделаида Лабий-Гийяр.


В 1780 году у Виже-Лебрен родилась дочь. А тут как раз общество захватили идеи Руссо о воспитании детей - мол, прекратите, знатные дамы, сплавлять младенцев няньками и кормилицам, детям нужно внимание матери родной. И эту тенденцию очень чутко ловит Виже-Лебрен и начинает писать трогательные сентиментальные портреты с детьми. Прям такими кукольными ангельскими детишками.


Смотрите:

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

Этот автопортрет, кстати, спровоцировал небольшой такой, но, все же, скандал - публику возмутила улыбка на полотне. Зубы там вино, понимаете? Варварство какое-то. Неприлично. Но нужное внимание Виже-Лебрен к себе в очередной раз привлекла. И, кажется, написала первое изображение матери с ребенком, на котором не Богородица, но, при том, видно как нежно друг друга они любят.


Вот еще одна такая картина, которую вы наверняка видели на китайских сувенирных тарелочках и коробках шоколадных конфет:

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

И так у нее хорошо получалось все, что свой взор на нее обратила Мария-Антуанетта. И не просто обратила, а сделала ее своей личной портретисткой.

Элизабет напишет порядка 30 портретов королевы!

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

Элизабет Виже-Лебрен, Мария-Антуанетта.


Мастерство портрета у Виже-Лебрен, конечно, потрясающее. Особенно видно на тех самых портретах Марии-Антуанетты как художница превращает, вроде как, не теряя портретного сходства, довольно невзрачную королеву в очаровательную, сияющую, словно жемчуг, нежнейшую красотку.

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

Еще Мария-Антуанетта.


Ну а эти текстуры - ну вообще что-то невероятное.

Одна художница, которую называют первым французским модельером  - Мари Бертен, придумывала образы для королевы, а другая - наша Виже-Лебрен, бесконечно писала Марию-Антуанетту в этих образах. И смелый стиль экстравагантной красавицы через эти портреты распространялся на весь мир.

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

Мария-Антуанетта в одном из своих самых скандальных нарядов, похожих на нижнее бельишко.


Но, кстати, позже, уже подружившиеся Виже-Лебрен и Мария Антуанетта подумали, что все эти изображения королевы в необыкновенных нарядах все-таки вредят репутации, поэтому началась череда картин, где Мария-Антуанетта прямо таки воплощает материнство.

Вот, смотрите, тут прям королева-мать, а пустая колыбель рядом с ней напоминает зрителям о том, что недавно у нее умер младенец.
Совсем другое настроение картины:

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

А дальше, в 1789 году, все крякнулось.


Вся прекрасная и такая, во всех отношениях, удачная жизнь художницы накрылась медным тазом из-за того, что случилась Великая Французская Революция. Королевскую семью вместе с покровительницей художницы, Марией-Антуанеттой, арестовали, а Виже-Лебрен схватила дочь и убежала с ней Италию, опасаясь (небезосновательно) за свою жизнь.


Потом она перебралась в Австрию, а потом в Санкт-Петербург.

Везде ее принимали в академии художеств и всюду были ей почет, уважение и покровительство аристократов и монархов.

В России, как вы помните, обожали все французское и поэтому прибытие личной художницы французской королевы привело публику в восторг. Все дворянство было ее - она напишет гору портретов графинь с детишками.

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

Портрет Екатерины Николаевны Меньшиковой.

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

Мария Вяземская, княгиня Голицына

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

Портрет графини Анны Строгановой с сыном


И даже сама Екатерина Великая доверила Виже-Лебрен писать портреты своих внучек. Правда, картину пришлось переписывать - если во Франции обнаженные руки и декольте были норм, то для России это было перебором. Поэтому художница дорисовывала на этом портрете, что будет ниже, воротники и рукава девочкам.

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

Александра и Елена, дочери Павла I


В 1802 году, стараниями мужа, имя Элизабет Виже-Лебрен наконец было вычеркнуто из списков предполагаемых опасных контрреволюционеров и она смогла вернуться в родной Париж.

Умерла художница аж в 86 лет.

На могиле написано прекрасное: “Вот, наконец, я отдыхаю...”


Кстати, обожаемая дочь художницы осталась в России - вышла замуж за секретаря директора императорских театров Санкт-Петербурга, какого-то совершенно бесполезного французского эмигранта. Был скандал - мать и дочь страшно поссорились и так, кстати, и не помирились.


Вот, напоследок, трогательный и сентиментальный портрет дочери, маленькой Жюли Лебрен:

Элизабет Виже-Лебрен, любимица королей История искусств, Живопись, Художник, Длиннопост

Текст мой.

Поздравляю всех причастных с наступающим 8 марта! <3


Больше заметок про всякую историю искусств можно найти у меня в канале вот тут:
https://t.me/tojemne

Показать полностью 14
1137

Я ничего не понимаю в живописи

Иногда я задумывалась, почему одна "мазня" - это современное искусство за миллионы долларов, а немного другая - просто мазня...

Училась я в университете, были и академический рисунок, и живопись. На которые раз в неделю мы сдавали домашнюю работу, по 35 набросков.

Однажды меня взял с собой на этюды местный художник. Я внимательно вырисовывала все веточки и листики, старалась. Смотрит художник на мои старания, говорит:

-Ну чего так несмело? Это ж акварель! Воды! Цвета! Вот так!

взял кисть, "поправил" как надо. Продолжила активно делать как он сказал. Смотрю на свои работы, думаю: "Ну и мазня, в детском саду лучше рисуют...". Запрятала я этот кошмар в папку поглубже, чтобы никто никогда не увидел мой позор.

Через неделю сдаю наброски (не с этюда, а то, что дома делала), и слышу от преподавателя по живописи:

- Серенько, вяленько, впрочем, как всегда... А ну-ка, что это тут?

И вытаскивает те этюды, заметил яркий уголок... Я готова была провалиться от стыда, думала, обсмеёт. Но нет, посмотрел внимательно работы и говорит:

-Ну вот! Отличные же работы! Можешь же!

И тогда я поняла, что совершенно не разбираюсь в живописи...

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: