Картина "Лесоруб" как документ эпохи

Я очень ценю советское искусство именно за то, за что его многие не любят - за реализм в показе техники и процесса её использование. В случае с цепными пилами, одним из самых важных произведений я считаю произведения Алексей Белых: известнейшую картину "Лесоруб" и менее известную картину той же серии "Лесорубы. Молодёжная бригада.". В этом есть определённая ирония - я ценю за реализм картины имеющие в названии слово "лесоруб", но на которых нет ни одного лесоруба.

Картина "Лесоруб" как документ эпохи Лесоруб, Картина, Соцреализм, Длиннопост

Дело тут даже не в том, что по мере изменения используемых инструментов предпринимались попытки введения новых названий профессий, как это показано в шутке "Я не извозчик, я - водитель кобылы". Человек показанный на картине играет совсем другую роль в технологической цепочке, он - раскряжёвщик.


Между ним и вальщиком леса, которого можно было бы назвать"лесорубом", находятся:

- сучкорубы

- трелёвщики

- водители хлыстовозов

- а ещё могли быть крановщики и люди с должностью "навальщик-свальщик"


Выражение "далеко не лесоруб" имеет в данном случае не только образное значение, но и географическое - от лесосеки до героя картины могут быть десятки километров.


И тем не менее, не смотря на своё странное название, это потрясающе точная картина.


Дело, конечно же в цепной пиле.


Это "ЦНИИМЭ К-6", электропила работающая на переменном токе с частотой 200 Герц. За предыдущую версию этой пилы, модель "ЦНИИМЭ К-5", дали Сталинскую премию за 1948 год с формулировкой "за новый тип электропил". ("новый" - потому, что в лесу уже были электропилы - http://motopila.tv/vakopp-1/ , но это тема для совсем другой истории)