880

Карачун, или как родноверы сочиняют новую мифологию

Попался мне как-то на глаза родноверческий пост о слове карачун. Постоянные читатели знают, что пишу я медленно (но зато обстоятельно), так что до разбора руки дошли только сейчас.


Ни для кого не секрет, что сведений о славянском язычестве до нас дошло крайне мало. И больше всего этот факт расстраивает именно учёных. В этой ситуации учёные стараются по крупицам собрать всю возможную информацию: из письменных памятников, из живой обрядности, из данных языка наконец. Всё это долго, нудно и в результате получается очень фрагментарная картинка. Родноверов это не устраивает. Они жаждут чего-то большого и яркого. Чтоб было как у скандинавов, греков и индусов. Анализируемый пост ярко демонстрирует типичный родноверческий modus operandi. Берётся пара реальных фактов, а потом при помощи подтасовок и безудержной фантазии конструируется новая мифология:

Карачун, или как родноверы сочиняют новую мифологию Лингвистика, Занудная лингвистика, Мифология, Длиннопост

Что ж, давайте разберёмся, где тут правда, а где выдумки.


В современном русском слово карачун используется в значении «смерть»:

Карачун, или как родноверы сочиняют новую мифологию Лингвистика, Занудная лингвистика, Мифология, Длиннопост

Но на основании этого, конечно, никаких выводов делать не стоит. Как я уже писал, работа по изучению истории и этимологии какого-либо слова начинается со сбора максимально возможного количества материала. Начнём с русских говоров. Там слово кáрачун / карачýн может иметь следующие основные значения (Словарь русских народных говоров, том 13, страница 79):

1. Святочный обряд, коляда;

2. Внезапная, неожиданная смерть;

3. Удар, то есть инсульт;

4. Предсмертные судороги;

5. Злой дух, чёрт, демон;

6. Скряга;

7. Предрождественский пост.


Теперь обратимся к древнерусскому языку. В Новгородской первой летописи обнаруживается следующий контекст:

Въ лѣт •ѕхна•  стояше всѧ осенина дъждева. ѡт гжина дни до корочюна. тепло дъжгь.

В 6651 (1143) году вся осень была дождливой, от Госпожина дня [15 августа] до Корочуна, тепло, дождь.

Как понимать слово корочюнъ в этом контексте не очень понятно. Ясно, что это некоторое время в конце осени или начале зимы. Словарь древнерусского языка XI–XIV веков (том 4, страница 270) даёт значение «Название дня зимнего солнцеворота». Конкурирующий Словарь русского языка XI–XVII веков (том 7, страница 344) глоссирует его как «Пост перед Рождеством» (28 ноября – 6 января по новому стилю).


Отмечу, что современное написание карачун отражает аканье, так же как каракатица или калач и с исторической точки зрения правильнее было бы писать корочун, корокатица и колач.


Теперь выйдем за пределы русского и посмотрим, какое значение крачун имеет в болгарском, сербском, словенском и словацком (Славянские древности, том 2, страницы 468–469; Этимологический словарь славянских языков, том 11, страницы 56–58):

1. Рождество;

2. Сочельник;

3. Святки;

4. летний или зимний солнцеворот

5. рождественский хлеб;

6. имя собственное (засвидетельствовано и в древнерусском), которое давали ребёнку, родившемуся в Сочельник;


Как мы видим, большинство значений (как и в случае с русскими диалектами несколько значений, вероятно, не имеющих прямого отношения к рассматриваемому материалу, я не включил) так или иначе связано с зимними праздниками.


Поскольку восточнославянское -оро- регулярно соответствует -ра- в южнославянских языках, а также чешском и словацком, мы можем реконструировать праславянскую форму этого слова – *korčunъ (č = ч; ъ – звук типа у). Здесь несложно выделить суффикс *-un-, который образовывал от глаголов так называемые nomina agentis (названия деятелей: бегун, опекун, хвастун, пестун, ведун) и, в принципе, в русском сохранил эту функцию по сей день (ждун).


Корень идентифицировать тоже несложно – *korčiti «шагать» (с нашим корчить, которое восходит к *kъrčiti это никак не связано). А это, в свою, очередь, производное от *korkъ «нога», от которого наши окорок и каракатица. Таким образом, по внутренней форме корочун = шагун. Этимологи полагают, что изначально слово *korčunъ обозначало зимнее солнцестояние и соответствующий праздник как «перешагивающий, переходный» день. Затем с приходом христианства этим словом стали обозначаться близкие по календарю праздники – Рождество и так далее. Причём румынское (Crăciun /крэчун/) и венгерское (karácsony /карачонь/) названия Рождества, по всей видимости, заимствованы из славянских языков (хотя в румынском случае не всё так однозначно). Кстати, название католического рождественского поста – Адвента – означает «прибытие, наступление» (лат. adventus).


Значения «смерть» и «злой дух» объяснить сложнее. Да, есть предположение, что это может быть как-то связано с рождественскими морозами, но тут, конечно, всё достаточно зыбко. Отмечу, что даже значение «злой дух» не даёт права говорить о каком-то боге Карачуне. Так откуда это всё берётся? Неужели, родноверы всё выдумали? Ну, не с нуля, но выдумали. Опирались они на исследователей XIX века. Так, если заглянуть в Этымалагічны слоўнік беларускай мовы (том 4, страницы 265-266), то можно узнать, кто именно приписывал Карачуну божественную функцию:


Сіціўрат, або Карачун, Зюзя – падземны цар, казачны бог марозаў, які нёс смерць (Кіркор)

Кіркор – это Адам Киркор, исследователь белорусского фольклора, живший в XIX веке. Проблема в том, насколько безоговорочно мы можем доверять этому источнику. Известно, что Киркор активно пользовался «Белорусскими народными преданиями» П.М. Шпилевского (изданы под псевдонимом Древлянский). Однако этим источником следует пользоваться с крайней осторожностью, в нём смешаны как достоверные факты, так выдумки.


Подробнее можно почитать в статьях современных исследователей:

Е.Е. Левкиевская Механизмы создания мифологических фантомов в "Белорусских народных преданиях" П. Древлянского

А.Л. Топорков Из истории литературной мифологии ХIХ века ("Белорусские народные предания" П. Древлянского)


Соответственно без подтверждений из независимых источников не следует принимать на веру, будто бы Карачуном в белорусских сказках называли подземного царя и бога морозов. Более того, даже если бы это подтверждалось, нельзя было бы делать выводы, что такой бог существовал уже у праславян (для этого нужно было бы найти такого же персонажа у южных и западных славян).


По всей вероятности, родноверы решили объявить Карачуна богом, начитавшись Киркора или кого-то, кто у него списывал. Но если у Киркора это сказочный персонаж, то им этого явно мало. И начинается: бог смерти, слуги-медведи и волки-метели.


Подведу итог:

1. Русское слово карачун восходит к праславянскому *korčunъ, которое, вероятно, обозначало зимнее солнцестояние;

2. В свою очередь *korčunъ образовано от *korčiti «шагать» (есть и другие версии, но они, честно говоря, не заслуживают подробного разбора);

3. Вряд ли Карачун был мифологическим персонажем в праславянскую эпоху, скорее всего, мы имеем дело с недостоверными сведениями фольклористов XIX века, помноженными на фантазии современных неоязычников.


Предчувствую, что как обычно, в комментариях зададут вопрос, зачем вообще опровергать эти выдумки. Мол, хотят себе создавать новую религию и пусть создают. Честно, говоря, если бы все эти Карачуны-боги смерти подавались под соусом фэнтези, я бы не имел ничего против. Но ведь нам это подаётся как факт, и многие ведутся. Не могу не процитировать @corsicanec:

Карачун, или как родноверы сочиняют новую мифологию Лингвистика, Занудная лингвистика, Мифология, Длиннопост

Причём эти выдумки проникли даже в Википедию (https://ru.wikipedia.org/wiki/Карачун_(божество) – показательна дискуссия на странице обсуждения, где выясняется, что король голый), которая является чудесным инструментом информации, но пользоваться ей правильно умеют далеко не все.


Наконец повторюсь: я понимаю фрустрацию родноверов по поводу скудности дошедшей до нас информации о славянском язычестве, но не считаю, что кто-либо имеет право заполнять лакуны в этих сведениях при помощи подлогов и выдумок.

Найдены дубликаты

+99

@klapaucjusz, ты классный. Каждый раз вижу пост, думаю - прочту потом... Но очухиваюсь через Н минут, прочтя весь пост и комменты.
Спасибо за ликбезы и борьбу с лажой и ерундой.

раскрыть ветку 28
+94

Спасибо:) Мне в свою очередь приятно осознавать, что есть люди, читающие занудные длиннопосты без картинок. И их немало.

раскрыть ветку 25
+10

Хороший псто.Пеши исчо, как говорится))

раскрыть ветку 1
+5

@klapaucjusz, а не подскажете ли, где можно разжиться мало-мальски достоверной информацией о старославянских богах? Мне, как и в указанном вами комментарии, нужно это для ролёвки. Если честно, я не жажду глубоких знаний и не горю желанием перерыть тонну литературы, но хотелось бы опереться на достоверную информацию, а не на выдумки моих современников. Выдумать я и сам могу))

раскрыть ветку 4
+1

Так земля плоская или нет? :)

раскрыть ветку 1
0
Слушай, встречал я как-то статью, мол слово "Славянин" означает "раб". Ссылалась статья на англосаксов, мол для них славяне были не более чем рабы. Статью найти не могу, потому Что читал её хуйзнает когда, но хотелось бы спросить - есть вообще какая-то связь между славянами и рабством?
раскрыть ветку 15
+2

Присоединяюсь! Очень толково

0

В XIX веке изучение славянской мифологии получило новый импульс с появлением сборника «Славянский вестник» (1866), издававшегося под редакцией А. А. Хованского, где публиковали свои статьи по этому вопросу Д. О. Шеппинг, А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня, Н. И. Кареев, Ф. И. Буслаев и другие. В 1884 году в журнале «Филологические записки» вышла статья Людовика Леже «Краткий очерк славянской мифологии», содержащая подробный библиографический обзор современных публикаций на эту тему, а в 1907 году в сборнике был опубликован перевод его «Славянской мифологии»[1].


В XX веке появились исследования Л. Нидерле «Славянские древности», «Очерки русской мифологии» Д. К. Зеленина, «Славянство и Древняя Русь» Е. В. Аничкова, «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» В. Я Проппа, «Исследования в области славянских древностей» В. В. Иванова и В. Н. Топорова, «Язычество древних славян» Б. А. Рыбакова. - вот эти авторы и есть научные деятели, с ранних примеров до Рыбакова. В общем кому нужно, читайте.


Иных примеров научного подхода пока не имеется, разве что академические ,разрозненные статьи. Иногда на тему язычества писал питерский академик Клейн, но мало.

+61

Стоп стоп, то есть Ктулху не славянское божество?


Ну тогда выпускайте крак... что, тоже не славянский?


Bloede d'hoine...

раскрыть ветку 9
+46

Что значит, не славянский???! Из кого тогда поляки краковскую колбасу делали?!

раскрыть ветку 6
+39

Здоровенный, сука, -- до сих пор делают)

+11

У них краковской совсем другой сорт колбасы называют, меньше на щупальца кракена похожа, чем наша:)

раскрыть ветку 4
+13
крак... что, тоже не славянский
Ну как...

Крак — легендарный польский князь, основатель Кракова, правил в VI—VII веках.


В общем, тоже простор для создания альтернативноодаренных версий)

раскрыть ветку 1
+11

Крак и кен, почти как Кларк Кент. Не значит ли это что супермен был славяном, на самом деле...

+29

Я хз, но конкретно в моей семье слово "карачун" употреблялось в значении "холодно, тля"

раскрыть ветку 9
+2

Если не секрет, какой регион?

раскрыть ветку 8
+23

Я родилась в Казахстане, было в ходу "карачун-бабай" в том же смысле - "ну и холод собачий".

В Самарской области карачун больше в смысле внезапной кончины применяют "пришел карачун".

раскрыть ветку 3
+6

Отец рожден в новосибирской области, мать в Курской, потом переехала в Ставрополье, с отцом встретились на дальнем востоке, порт приписки находка. Ну а там сборная солянка. Употреблялось ли это выражение до того момента как они осели в нынешнем Железногорске красноярского края и сделали меня, я не в курсе.

раскрыть ветку 3
+24

Ваши посты на Пикабу — единственные, которые я, во-первых, опознаю по начальным строкам, ещё не видя никнейма автора, а во-вторых, лайкаю сразу после того, как пойму, чьи они. Отлайкивать обратно ещё ни разу не пришлось. Продолжайте!

раскрыть ветку 1
+5

Спасибо! В свою очередь благодарю за наводку на медведей-комов!

+18

ТС, ты - это одна из немногих причин которые не позволяют мне полностью уйти с Пикабу на реддит. Я просто обожаю твои посты и мне очень больно, что вместо них я на Рекабу вижу одни сраные баяны. Можно я утащу его туда, со всеми ссылками на тебя и сохранением оформления?

раскрыть ветку 2
+3

Без проблем.

раскрыть ветку 1
+7

Спасибо) Теперь этот сборник баянов стал немного лучше: https://redd.it/bnqjuy

+17

Как и обещал, прикладываю к посту лингвистическую задачу:

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 16
+20
Жил-был у бабушки серенький козлик. Меняем глухие на звонкие, твердые на мягкие, Л на Р и наоборот. "пяпюжгя" навела на мысль.
раскрыть ветку 9
+13
"пяпюжгя"

Хм, какое слово интересное получилось. Даже красивое. Теперь старушек на скамейке у подъезда так и буду называть. Утром выйду из подъезда и скажу - здравствуйте, пяпюжгы.

раскрыть ветку 3
+2

Абсолютно верно!

раскрыть ветку 2
0

блин,вы буквально на минуту меня обогнали)

раскрыть ветку 1
+4

Студенты-филологи учили латынь и случайно вызвали демона.

раскрыть ветку 1
+7

Бедный демон. Он никогда не думал, что говорит на родной ему латыни с ошибками.

+3
Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик...
Оу, опередили :(
+3

Шыр-пир - это "жил-был"? А дальше про козлика?)

раскрыть ветку 1
+1

Да, совершенно верно:)

0

Вечер в хату

+29

Однажды я сделаю пост о том, как был родновером, что от этого получил и почему мне до сих пор стыдно перед питерским "Мемориалом".

раскрыть ветку 2
+10

Пиши

+5

однажды, может быть, вполне возможно, допускаю, что я его прочту

+13

всегда очень интересные темы поднимаете, спасибо вам. но, если честно, примерно с таким же нетерпением я жду горящих комментов от задорновщиков и родноверов)

раскрыть ветку 16
+33

Под постом о комах меня обвинили в православии, а под постом о Ра в еврействе. Посмотрим, что будет на этот раз:)

раскрыть ветку 15
+10

Осталось приписать цыганщину, и вы —Вася Кроликов)

раскрыть ветку 2
+6
Протоиерей Давид Шнеерзон, Вы ли это?
+4
А есть что-нибудь о символе коловрате? А то сейчас модно на стенах их рисовать; слышал, что это он недавно выдуман теми же родноверами.
раскрыть ветку 4
+1

Таки в том же самом. Кто еще будет обсирать "исконную родную веру наших предков"? :trollface

+1

Вероятно, в рептилоидности.

раскрыть ветку 1
+1

Таки шо плохое они нашли в евrействе?

раскрыть ветку 1
0
,, а как сочиняли родноверы ( и ДР.) Старую мифологию
+8
Ползать на карачках в эту тему?
раскрыть ветку 3
+5

Да.

раскрыть ветку 2
+1

на корточках, на закорках - аналогично, я так понимаю?) раскоряка, опять же.

раскрыть ветку 1
+8

Спасибо, очень круто! Будем с нетерпением ждать еще)

Иллюстрация к комментарию
+17

Как это еще никто про Киркорова не пошутил :)


И да, кабинетная мифология достойна отдельного поста. Хотя бы обзорного. Начиная с истоков (наверное, XIX век) и заканчивая Рыбаковым.

+8
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+4

Вы взяли ещё самое безобидное. Один только Чудинов чего стоит с его "мама мыла раму". Как говорится ментальный вакуум заполняется гавном. Это как раз тот случай.

раскрыть ветку 2
+1

Чудинов - гениален в своей идиотии) отличный пример того, как очевидно психически нездоровый человек умудряется неплохо существовать и индуцировать своим бредом других.

раскрыть ветку 1
+2

Да, в этом и разница между мошенником, типа Мавроди и идиотом, уверенным в своей правоте. Чудинов яркий представитель второго типа.

+4
Иллюстрация к комментарию
+4

Хочу отметить, что в исследовании упустили разбор топонимов, названия которых документально подтверждены документами ранее 1650года. Тем паче, есть и такие, которые упоминаются на половецких территориях, в которые христианство пришло сильно позднее 15в .

раскрыть ветку 21
+11

Как я написал в посте, Карачун выступал также в качестве имени собственного. Соответственно, ничего удивительного, что есть такая фамилия и куча топонимов от этого имени.

-25

Что за ересь я прочитал, что от родноверов чушь, что от автора выдумаеных версий про карачун

раскрыть ветку 19
+8

Где у автора ересь?

ещё комментарии
+1

ваши аргументированные доводы?

ещё комментарии
+6

Да здравствуют учёные, научные знания и критический подход.

+6
Так т.н. "славянское родноверие" и есть один сплошной подлог. Насколько мне известно, началось это движение в 60-х гг прошлого века в США. Так что, на мой взгляд, на фотографии отчетливо видны уши фотографа
раскрыть ветку 2
0

Корни родноверия уходят в Российскую империю, так что вряд ли тут США какую-то роль сыграли. Всего лишь развитие уже существующей тенденции.

раскрыть ветку 1
0

Там просто эмигрантам делать нечего было вот и стали выдумывать. Так велесову книгу Куренков выдумал.

+2
Я надеюсь, вас не уволили?) До этого посты были раз в месяц, а тут за последнюю неделю 4 поста. Подозрительно много свободного времени) Каждый ваш разбор, как праздник! Спасибо!
раскрыть ветку 1
+1

Нет, к счастью, не уволили:)

+2

Чаще надо  подобные посты писать, а то такого навыдумывают ....

Часто выдумывают ради повышения продаж, чисто шкурные интересы. Вот недавно тут с кошельком была тема - печать Велеса. Человек начитался всякой фигни и выяснил что Велес и Волос разное такое.

+2

Спасибо! Как всегда интересно, плюс, респект и уважение )


Подскажите только, почему korčunъ не связан с глаголом корчиться, если в одном из вариантов имеет значение - смертельные судороги (они же корчи)?

раскрыть ветку 7
+5

Фонетика не даёт: корчиться от *kъrčiti sę. То, что там корчи, может быть случайным совпадением, а может быть своеобразной контаминацией значений похожих слов: кто-то решил, что если карачун похож на корчи, то и значение у него близкое.

раскрыть ветку 6
0
Простите что вклинился. Что означает тогда корчить рожу? По смыслу подходит с судоржным движениям мышц лица. Корчить - значит судорожно сокращаться? Корчун- озябнуть? Корочун- время озябнуть конкретно? Просто стало интересно. Тоже вдумываюсь в истоки слов.
раскрыть ветку 1
0

Ок, а слово корчик, тоже случайное созвучие? %)

раскрыть ветку 3
+2

Ну как же так. 2 раза споткнулась...

Граммар-наци грустит. (Да, я помню тот пост про языковые нормы, но тут-то пунктуация для заик)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+4

Спасибо, в следующий раз постараюсь тщательнее вычитать.

+1

Можно поинтересоваться? А "корточки" откуда взялись?


PS: Заодно скажу спасибо! Каждый раз читаю ваши посты с огромным интересом.

раскрыть ветку 2
0

Пожалуйста:)

Самый вероятный вариант (словарь Фасмера):

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+1

Хм, забавно!


Спасибо!

+1

@klapaucjusz да ты радуешь скоростью в последнее время! Надеюсь, это надолго?

раскрыть ветку 1
0

Посмотрим, как будет со временем и вдохновением:)

+1

А "корочун" не от слова "короткий"? В смысле продолжительность светового дня в этот день?

раскрыть ветку 1
+1

Нет, это невозможно по фонетическим причинам.

+1

А может быть такое, что параллельно со словом "карачун" в смысле "зимние праздники" в языке появилось совпадающее с ним по форме, но отличающееся по происхождению "карачун" в смысле "судороги" и, далее, "смерть", связанное со словом "корчиться"? Вон, словарь говоров даёт ведь ещё и значение "предсмертные судороги". Суффикс -ун же применяется и к физиологическим состояниям, например, "чихун напал", "хохотун напал", "икун напал", "едун напал" и так далее.

раскрыть ветку 8
+1

Да, но если бы карачун-смерть был от корчиться, то он звучал бы как *корчун. Но мне нравится ход Ваших мыслей.

раскрыть ветку 7
+1
раскрыть ветку 6
+1
А можете подробнее объяснить почему кърчiтi и корчiтi никак не связаны?
раскрыть ветку 2
+1

Так, чтобы связать в лоб, мешает фонетика. А если попытаться связать через аблаут, то а) это будет притянуто за волосы - семантика всё же разная. Одно дело *kъrča "корча" - *kъrčiti "корчить", а другое дело *korkъ "нога" - *korčiti "шагать"; б) фонетика опять же не даст - один корень с акутом, другой с циркумфлексом.

раскрыть ветку 1
0

Просто если честно первой ассоциацией с корчуном был медведь-шатун.

+1
Ох, как ты хорош. У людей в дипломах меньше инфы и доказательств чем у тебя в одном длиннопосте. Спасибо)
+1

Спасибо, отличный пост. Жаль, что долбое.. долбославам похуй, там вместо мозгов хлебушек

+1
Плюсую однозначно. Такие статьи очень интересны. Даже по Тв- а именно Рентв засран такими сюдетами о соавянской культуре, всевдоистории.
+1
Хм, а я всегда думал, что "карачун" это тюркизм. Ну типа qara и что-то еще. "Черный кто-то (или что-то)" и "карачун" близко по смыслу.
+1

Спасибо за посты!)

+1

Спасибо. Интересно.

+1

А у нас в Славянске гора есть Карачун.

Ну как гора, очень высокий холм.

+1

А где это слово в ходу? Ни в одной из деревень моих бабушек (недалеко от Бреста) я его не слышал.

раскрыть ветку 1
+3

Под Брестом карачун есть, но, видимо, с карачуном из поста он не связан. Дыялектны слоўнік Брэстчыны, страницы 88-89:

Иллюстрация к комментарию
+1

несколько значений, вероятно, не имеющих прямого отношения к рассматриваемому материалу, я не включил

На каком основании сделан вывод о том, что они не умеют отношения к рассматриваемому материалу? "Очевидно" - тогда приведите их нам, чтобы мы согласились. Иначе появятся основания сказать, что вы выбираете только выгодные вашей версии значения. Пожалуйста.

раскрыть ветку 9
+11

Как это на каком основании? Чтобы скрыть от интернет-экспертов правду, конечно.

Вот два из них:

болгарское крачун "ножища" - производное от крак "нога" (< *korkъ, упомянутого в посте);

русское диалектное карачун "ребёнок, который ползает" - производное от карачиться (< *koračiti, упомянутого в посте).

раскрыть ветку 7
+1

Как кто-то умный сказал "наука так и работает - постоянно ставить под сомнение всё подряд нормально".

раскрыть ветку 4
0

Это получается "Краков" происходит от слова "нога"?

раскрыть ветку 1
+1

"вероятно" не равно "очевидно". вероятно, для вас это не очевидно :)

+1

«Церковники... Ненавижу, @#$%^&, церковников!...»

+1

никогда не понимал неоязычников) я в принципе к  религиям  скептически отношусь, но вот описанное в посте - фарс чистой воды)

раскрыть ветку 5
+8

Это ты ещё про Зюзю, прообраза Санта Клауса не слышал:

https://pikabu.ru/story/zyuzya__slavyanskiy_bog_zimyi_286884...

раскрыть ветку 1
+5
-13
Родноверие ( это не язычество) это не религия, это МИРОВОЗРЕНИЕ
раскрыть ветку 2
+8

окей гугл

Роднове́рие (родная вера, родоверие, родолюбие, родобожие) — новое религиозное движение-реконструкция неоязыческого толка, основное направление славянского неоязычества, провозглашающее своей целью возрождение славянских дохристианских обрядов и верований.

это звучало стремно до того как я загуглил, теперь я вижу, что не просто хрень, а настоящий долбоебизм.

ещё комментарии
ещё комментарии
+1
Но ведь карачун слово тюркского происхождения. Кара - тёмный. Тун(чун)-ночь. Самая длинная ночь в году.
раскрыть ветку 3
+4

Именно это я описал словами "есть и другие версии, но они, честно говоря, не заслуживают подробного разбора".

+2

Тем более к древним славянам не имеет отношения

0

тёмный или чОрный (он даже чаще). А так да, очень уж на тюрок и прочих алтайцев похоже.

0

Возможно это исковерканный тюркский черный день кара  kün или gün?

0

Про "удовольствие" - "воля Уда (мужского полового члена)" уже было?

раскрыть ветку 3
0

Помнится, мы с друзьями в троллейбусе как-то искали корень "уд" в русских словах. После слова "удилище" искать уже никто не был в состоянии:)

0

Нет пока. А кто такой бред распространяет?

раскрыть ветку 1
0

Грешен, в молодости общался с нашими местными язычниками, литературу почитывал, крамольничал. Сейчас википедию глянул


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B4


Уд — (устар.) часть тела. Тайный (срамной) уд — мужской половой член. Вышло из употребления в XIX веке.

0

Мне вот интересно: а что у других славянских народов осталось о славянской мифологии? Понятно, что у русских почти ничего нет, но ведь были южные славяне и западные, а белорусы так вообще долго в языческой литве жили. Неужели кроме имен богов больше почти ничего ни у кого не осталось?

раскрыть ветку 3
+2

Ну вот как раз о мелких  мифологических существах мы знаем значительно больше, чем о богах. См. энциклопедию "Славянские древности" в пяти томах.

0

У западных ещё меньше нашего, у нас какие-то кусочки дохристианского эпоса даже остались, а там вообще шаром покати.

раскрыть ветку 1
0

Видимо из-за ранней урбанизации и инквизиции (( У нас былины по деревням собирали.

0

Хорошая статья. Одна просьба - за всех родноверов не говорить.  "Родноверов придумали", "у родноверов фрустрация".


Родноверие, в связи с вышеупомянутым малым количеством источников,- штука очень индивидуальная. "Где два язычника - там три язычества".

раскрыть ветку 2
+1

Прошу прощения, если задел этими формулировками. Проблема в том, что я пока не встречал родноверов, которые бы придерживались исключительно доказанных фактов без подключения фантазии. Но вполне допускаю, что я просто мало с ними общался.

раскрыть ветку 1
+1

Не всем родноверам обязательна опора на веру в то, во что верили тысячу лет назад.

Да, многое потеряно.

Да, многое искажается при попытках реставрации.

Да и от фриков, как и в любая другая большая группа людей, родноверы не свободны.

Но это - не главное. Главное - что жизнь продолжается, а наше восприятие жизни во многом схоже с восприятием жизни наших предков. Но кто-то хочет свое восприятие полностью выровнять с восприятием старинным, а кому-то достаточно общих черт.

0
Иллюстрация к комментарию
0

- Я криветко.

- А я корокотицо.

0

Арачун Карапетович же ещё!

Иллюстрация к комментарию
0
korčunъ (č = ч; ъ – звук типа у)

Забуксовал в этом месте, нет ли здесь ошибки?

раскрыть ветку 5
0

Нет. А в чём именно проблема?

раскрыть ветку 4
0

Именно о ъ букве речь, не о букве u? Корчуну? Корчану?

раскрыть ветку 3
0

Подождите, т.е. это слово сейчас не употребляется? устаревшее? Просто я вроде не старый, но в говоре это слово слышал не редко (в поволжье).

раскрыть ветку 1
0

Почему же, употребляется.

0

Мама, я в телевизоре!

0

Ну если так подумать, то в пользу того, что ещё в праславянском мог быть какой-то демон или кто-то в этом духе, говорит тот самый суффикс *-un-ъ. Может, это вообще полисемия такая: какой-то «шагающий» мифологический персонаж и заодно праздник. Впрочем, с какой-то уверенностью тут ни о чем нельзя говорить, это ясно.

0

Здравствуйте. А можно по этим следам (*korčiti) определить примерное время и место возникновения слова или это будет весьма и весьма умозрительно?

раскрыть ветку 4
0

Вы имеете в виду, можем ли мы определить, когда именно *korčunъ был образован от *korčiti?

раскрыть ветку 3
0

Нет. Определить когда и где говорили *korčiti.

раскрыть ветку 2
0

Самый короткий день в году - карачун , думаю так. Причем тут Чернобог какой-то. Хиневич стайл ))

раскрыть ветку 3
0
Ну типа в тюркских языках "кара" - чёрный. Например, каракурт, каракум. Ну и через это Карачун стал Чернобогом.
раскрыть ветку 2
0

Кара Дениз - черное море.  Т.е. Карачун стал Чернобогом через тюрков. Ок. Норм. ))

раскрыть ветку 1
0

@karachun, гляди-ка...

0

коршун, случайно, не родственник Карачуна?

раскрыть ветку 1
0

Не-а.

0

В румынском Рождество - это Crăciun (читается крэчун), почти наверняка славянизм, кстати

-2

Хорошая статья. Одна просьба: не говорите за всех родноверов. В связи с вышеупомянутым малым количеством источников, родноверие бывает очень разным. "Где два язычника - там три язычества".

раскрыть ветку 13
+2

21 век, мы продолжаем верить в язычество...

раскрыть ветку 12
+2

Удивлю , но в 21 веке верят Христианство ...

-1

Язычество - это в первую очередь любовь к жизни и поэтическое ее восприятие.


Вы верите в Смерть? В Жизнь? В Молодость, Долг, Материю, Информацию, Движение? Я - верю.


Почему верить в то, что видишь - дикость, а в невидимого мужика на небе, который постоянно за тобой следит - норма?

раскрыть ветку 10
-2

слово "карачун" очень сильно отдаёт тюрками и прочими алтайцами, которые со славянами соседствовали с незапамятных времён. И да, древнерусский стоит в одном ряду с древнеанглийским, французским и прочими выдумками. Когда русский выделился из древнеславянского, никакой древностью в нём уже и не пахло.

-2

А еще автор не указал, что у южных славян слово "крачун" значит мороз или холод, ну а румыны и молдоване деда мороза зовут "Мош Крачун". Совпадение? Не думаю!

раскрыть ветку 1
+11

О каком южнославянском языке речь?


Ну, если читать по диагонали, то да не указал. Я Вам помогу:

Иллюстрация к комментарию
-5

Значения «смерть» и «злой дух» объяснить сложнее.

Вот тут-то и кроется нюанс.

Если брать происхождение топонимов, включающих корень "черт", то во многих случаях можно наткнуться на легенду о находившемся ранее в этом месте капище. Допустим, знаменитая улица Пречистенка в Москве, ранее называвшаяся Чертольской или многочисленные по центральной России "чёртовы" овраги, холмы, камни и прочие элементы ландшафта.

С точки зрения православия всё было предельно просто: стояло капище, проводились обряды- значит место несомненно нечистое- "чёртово". А языческое божество- не иначе, как сам чёрт, т.е. "злой дух".

раскрыть ветку 9
+6

Угу, в каждом овраге по капищу.


Ещё раз: то, что в современных диалектах только одного из славянских языков, это слово имеет значение "злой дух" не даёт никакого права реконструировать праславянского мифологического персонажа. И уж тем более придумывать ему функции, слуг и прочее.

ещё комментарии