Камчатка XVIII века. О боге, о сотворении земли и о догматах Камчатской веры

Богом Камчадалы почитают некоего Ку́тху, от которого их народ произошел. Кто сотворил небо и небесные светила - они не знают, только говорят, что те прежде земли появились, о сотворении которой говорят двояко: одни убеждены, что Ку́тху сотворил землю из своего сына Сы́мскалина, которого родила жена его И́лькухум, гуляя с ним по морю; другие же говорят, что Кухту с сестрой Ху́тлыжичь землю снесли с неба и утвердили на море, а море сотворил Утлейгын.

Камчатка XVIII века. О боге, о сотворении земли и о догматах Камчатской веры Религия, Христианство, Камчатка, Народ, Малые народы, Дальний Восток, Этнография, История, История России, История (наука), Культура, Бог, Вера, Длиннопост

Однако все согласны в том, что до сотворения земли Кухту жила на небе. Мнение же тех, кто прославляет морского бога, весьма сходно с Якутским суеверием, в котором владение неба и земли приписывается особым богам, а также признается Адский бог, и они почитаются за родных братьев (как у Греков и Римлян).


Кутху, сотворив землю, оставил небо и поселился на Камчатке, где родил другого сына по имени Тыжил-Кухту и дочь Си́дуку, которые, достигнув совершенного возраста, сочлись браком. К слову, сам Кухту, жена его и дети носили платье, шитое из листьев, и питались березовой и таловой корой, ибо звери, по их объявлению, ещё не были сотворены, а рыбу ловить они не умели.

Кутху, оставив сына своего и дочь, отбыл с Камчатки (а куда девался - то неизвестно). Говорят, что он пошел с Камчатки на лыжах, и что горы и долы создались от его путешествия, ибо земля под его ногами гнулась, как тонкий лёд.


У Тыжил-Кутхи после отца родился сын Амле́я и дочь Сидукамшичь, которые после вступили в супружество (более родословной никому неизвестно). Утверждается за истину же, что народ Камчадалов и произошел от объявленных праотцов.


Тыжил-Кутху при увеличении своего рода начал размышлять о лучшем содержании. Выдумал вязать из крапивы сети и ловить ими рыбу (а как создавать лодки ему показал его отец). Сотворил к тому же и зверей земных, определив пастухом над ними некоего Пиля́чучя. Начал шить из звериной кожи куклянки и па́рки.


О Пилячуче говорят, что он ростом весьма мал, носит платье росомахи, которое у Камчадалов высоко почитается, ездит на птицах (особенно на куропатках), и будто некоторым иногда случается увидеть его следы.

Впрочем, Камчадалы никого глупее своего Кутху не представляют, потому и не воздают ему никакого почтения, ничего у него не просят, и порою очень скверно отзываются об его имени, рассказывая всякие непристойности.

Между прочим, и то в порок ему ставят, что он создал слишком много гор и быстрых рек, что произвел большое количество дождей и бурь.

К слову, многие Камчадалы из-за этого частенько поднимаются на высокие горы и кричат во всю ширь ругательства по отношению к Кутху.


Бога вообще называют они Ду́стехтичь (это имя почитается ровно так же, как у Афинян - неведомый бог). Ставят столб на ровных и тундристых полях, обвязывают его тоншичем, и не проходят мимо не бросив куска рыбы или чего другого из съестного; не собирают ягод, которые растут вблизи, и не бьют около того место ни зверя, ни птицу, и думают, что такой жертвой могут продлить себе жизнь.


Горных богов называют они Ка́мули (или малые души), ибо душа по-камчатски - Ка́мулечь. Эти боги живут на высоких (особенно дымящихся и огнедышащих) горах. Именно поэтому, Камчадалы не только не поднимаются на них, но и близко подойти не смеют. Питаются они, по мнению Камчадалов, рыбой, которую ловят сходя по воздуху на море в ночное время; приносят на каждом пальце по рыбе, варят и пекут по обычаю самих Камчадалов, вместо дров употребляя китовое сало и кости. Проходя такие места, Камчадалы бросают что-нибудь съестное этим богам в подарок.


Лесных богов называют они У́шахчу, и говорят, якобы они похожи на человека. Жены их носят младенцев, приросших к спине, которое к тому же не переставая плачут. Они, по Камчатскому суеверию, людей с пути сводят и делают глупыми.


Морского бога называют они Митг и приписывают ему рыбий вид. Он, по их мнению, владеет морем и рыбами, которых посылает в реки и озера.

Камчатка XVIII века. О боге, о сотворении земли и о догматах Камчатской веры Религия, Христианство, Камчатка, Народ, Малые народы, Дальний Восток, Этнография, История, История России, История (наука), Культура, Бог, Вера, Длиннопост

О Пилячуче (Билюкае), о котором чуть выше написано, баснословят они, будто тот живет на облаках со многими камулами и отправляет на землю дождь, молнии и гром; радугу же считают за узор его платья. Этот Билюкай, по их суеверию, спускается иногда с облаков на горы, ездит в санях на куропатках, и бывает причиной большого счастья для того, кто увидит его следы. Сказывают тоже, что этот бог уносит Камчатских детей в вихрях и употребляет тех вместо подставок, на которых плошки с жиром вместо свечей ставят. Жену его зовут Ти́ранус.


Камчадалы признают и беса, которого представляют весьма хитрым и обманчивым. Называют его Ка́нною. Около нижнего Камчатского острога есть старая и высокая ольха, которая считается его жилищем, поэтому Камчадалы ежегодно в нее стреляют из лука.


Гаечь - начальник подземного света, куда люди переселяются после смерти, который прежде жил в здешнем мире.


Некоторому из первых детей Кутовых приписывают власть над ветрами, а жене его Сави́не - творение вечерней и утренней зари.


Туила - является причиной землетрясений (будто они происходят оттого, что Туилова собака Козе́й, на которой он ездит под землей, отряхивает с себя снег).


Главное основание их веры утверждается древними преданиями, которые чтут лучше всякого закона и не приемлют никаких доказательств в опровержение. Считают, что Бог не может быть как причиной счастья, так и причиной несчастья. Свет считают вечным, души бессмертными, которые, соединившись с телом, восстанут и будут вечно жить в таких же трудах, как и на здешнем свете, только с тем отличием, что будет у них во всем изобилие и никогда не станет голода. Все твари до малейшей мухи после смерти восстанут и будут жить под землей. Свет представляют себе плоским. Под землей, по их мнению, есть подобное нашему небо, а под небом тем - другая земля. Нашу землю считают некой изнанкой подземного неба: когда у нас лето - там зима, и наоборот.


Есть одна легенда, согласно которой у Камчадалов и появились такие старинные предания: Будто в подземном свете, куда люди после смерти переселялись, есть великий и сильный Камчадал Гаечь, который родился от Кутхы и прежде всех на Камчатке умер. Жил в подземном свете один до тех пор, пока две его дочери не умерли и к нему не переселились. И будто он, желая научить свое потомство, приходил на наш свет и, взойдя на юрту, рассказывал Камчадалам о всем том, во что они верят.


Этот Гаечь, по заверению самих Камчадалов, - самый главный в подземной царстве. Он принимает всех умерших Камчадалов: кто прибудет в новой и богатой собачьей куклянке, и на хороших собаках, тому даст худое платье и плохих собак; а кто придет к нему в худом платье и на плохих собаках, тому дарует хорошее платье, достойных собак и отводит место к поселению. Тогда, умершие начинают строить себе юрты и балаганы, упражняться в звериной, птичьей и рыбной ловле, пить, есть и веселиться по-здешнему (как в реальном мире бы никогда не могли).


Камчадалы не ставят в грех ни убийства, ни самоубийства, ни блуда, ни прелюбодеяния, ни содомства, ни обид - одним словом ничего того, что по закону божьему запрещается. Зато, имеют они свои, весьма интересные грехи:


- Грех над кислой рыбой ругаться;

- Грех с женой совокупляться, когда с собак сдирают кожу;

- Грех соскабливать снег ножом с обуви;

- Грех мясо различных зверей и рыб варить в одной посуде;

- Грех ножи или топоры точить в дороге

И прочие-прочие!


Кроме упомянутых выше богов своих, почитают они разных животных, от которых бывает опасность. Огню приносят в жертву норки собольи и лисьи. Китов и касаток уговаривают словами (когда увидят на промысле), ибо те опрокидывают их лодки.


В таком крайнем заблуждении находились народы Камчатки до покорения их Россией. В 1741 году прибыли на Камчатку проповедники от Священного Синода. Они имели весьма широкий успех в народных массах, потому как смогли не только склонить народ к принятию Христианской веры, но и возбудили огромное желанию к учению: завели школы по разным местам, в которые Камчадалы отдавали своих детей без всякого принуждения.


Из книги "Описание земли Камчатки", С.П. Крашенинникова.

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения