Какими были первые якоря.

При слове "якорь",  почему-то всегда представлялось здоровенное грузило на веревке, которое бросают с пиратского корабля. Потом память напрягалась и услужливо подсовывала картинку солидной железяки, которая валялась в каком-то приморском месте ввиде украшения. Выглядела железяка допотопной и не очень настоящей. В общем скукотища...


И вдруг на глаза попалась  коллекция из нескольких десятков якорей в Британском морском музее. Коллекция была частной. Не верилось, что эта вроде простая вещь, имеет так много вариантов.


Слово «якорь» можно считать интернациональным. Вот как оно пишется и произносится на нескольких современных европейских языках:


итальянскии — Ancora (анкора);


французский — Ancre (анкэр);


английский — Anchor (энкор);


испанский — Ancla (анкла);


немецкий — Anker (анкер);


норвежский — Anker (анкер);


датский — Anker (анкер);


шведский — Ankare (анкар);


голландский — Anker (анкер);


финский — Ankkuri (анкури).


Везде есть общий корень «анк».


Древние греки называли железный якорь словом «ανχνρα» — «анкура» - от корня «анк».


От древнегреческого «анкура» образовалось латинское слово «ancbora», которое позже перешло в другие языки Древней Европы.


На русский это слово переводится как «крюк», «кривой» или «изогнутый»


История якорей началась давно. Якорь, скорее всего, изобрели одновременно с водоплавающими средствами. Самым простым и самым первым типом якоря были камни, обвязанные канатом, или несколько камней уложенные в корзины, мешки, или сети. Или камни с дыркой.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост
Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост
Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост
Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост
Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост
Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Позже камни стали специально обрабатывать, в них делали желоба и отверстия, в которых крепились заострённые колья.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Цивилизация двигалась вперед с бешеной скоростью: народ начал пользоваться металлами. Продвинутой публике надоело бегать по берегу в поисках здоровенных камней с дырками. К тому же желающих было много, а подходящих камней мало.


Поумневшие моряки решили делать якоря из дерева и металлов. Произошло это знаменательное событие где-то приблизительно на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э.


И тут предки разработали несколько прогрессивных конструкций:


В районе Южно-китайского моря появился МАЛАЙСКИЙ якорь. Его делали из твёрдого дерева, а отдельные части связывали канатом. На верху веретена привязывали груз — специально подогнанный камень. Поперечный шток находился внизу. У этого якоря был только один рог, которым он должен был цепляться за дно и держать судно.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Китайцы додумались до двурогого якоря приблизительно в конце 1-го тысячелетия до н. э. Они делали его из прочного дерева, окованного железом. Шток был расположен в нижней части.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Приблизительно конце 1-го тысячелетия до н. э. в Средиземноморье появился римский судовой якорь. Его отливали из бронзы или выковывали из железа. В верхней части, под скобой для каната, находился деревянный шток. По такому же принципу делали и деревянные якоря с тяжелым свинцовым штоком, который был нужен для затопления якорного каната. Якорь высоко ценили, и на всякий случай, снабжали разными священными надписями.


Железный якорь, который был найден аквалангистами близ Италии в 1966 году. Его вес равнялся 545 кг и принадлежал, по надписи на рогах якоря, древнеримскому купцу Асициусу. Тут видны две особенности якорей той эпохи: во-первых - отсутствие на рогах лап, а во-вторых - металлический шток, который был съемным. Также якорь был обшит деревом, чтобы не повредить острыми частями обшивку судна.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь галеры римского императора Калигулы (12–41 гг.)

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

А дольше понеслось.. .

Предки резвились, как могли, изобретая разнообразные конструкции якорей.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост
Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Кованый двурогий железный якорь со штоками появился примерно в 7 в. до нашей эры.


В течение столетий его довели до совершенства, и с 1847 г. такой якорь стал называться адмиралтейским (якорь Паркера).


Якоря были разными, но в принципе, все имели одни и те же элементы.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

В 19 веке, пыл в этой области, почему-то не угас, а совсем наоборот. Инженеры якоря любили, и не ленились их изобретать. Якоря гордо носили имена своих создателей, которых, было ну ооочень много.


Якорь Холла

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь Брауна

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Шарнирный якорь 1812 года

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь Хавкина 1822 год

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь 1829 год

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь Edgar Boom 1857год

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь 1870 год

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь Кристофера.

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь Мартина

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Китайский якорь

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

Якорь Смита 1917 год

Какими были первые якоря. История, Фотография, Длиннопост

И это только крошечный кусочек всего разнообразия!

История быта и искусств

1.7K пост6.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
27
Автор поста оценил этот комментарий
Хороший пост, а как собственно работает якорь? В чем разница предложенных конструкций и предназначение элементов?
раскрыть ветку (29)
48
Автор поста оценил этот комментарий

Принцип работы якоря в том, что при волочении по дну одна или обе его лапы, в зависимости от конструкции, зарываются в грунт. Шток якоря нужен для того, чтобы одна из лап оставалась внизу. Если тянуть за якорный канат более-менее параллельно дну, якорь зароется и будет надёжно держать. Если тянуть вверх, то якорь относительно легко выходит. У якорей типа якоря Холла тренд с лапами прикоеплен к веретену шарнирно, угол поворота ограничен. Такой якорь падает на дно плашмя, и при волочении в любую сторону лапы поворачиваются вниз и зарываются в грунт. Такой якорь компактнее, так как ему не нужен шток.

раскрыть ветку (25)
16
Автор поста оценил этот комментарий

А если эта поебень зацепится за корягу там, арматуру?

раскрыть ветку (18)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Разбивают звено цепи,и сбрасывают. Часто на корабле есть запасной якорь.
раскрыть ветку (15)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас уже не часто ставят запасной якорь. Силами экипажа ты не поменяешь 10-15 тонный якорь. Но ты же отдал цепь? Цепь отдают жвакогалсом , и цепь уходит вся. Теперь вопрос у тебя есть якорь, но нет цепи, как менять?

раскрыть ветку (6)
37
Автор поста оценил этот комментарий

Работу надо менять, 15 тонный якорь проебал.

19
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется, мореходы специально придумывали кучу новых слов, чтобы профессия выглядела солиднее.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Как и все остальные)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Разъёмное звено - звено Кентера - якорной цепи. У нас якорь Холла весил 150 кг. Ручными талями,монтируемыми на палубе, шпилем и и в три пары руки,заменили меньше чем за полчаса. А запаса цепи,в цепном ящике,в форпике,хватало на ещё один проеб якоря
1
Автор поста оценил этот комментарий
Цепь не отдают всю, а отдают смЫчками. Отдают в зависимости от глубины, рельефа дна, погодных условий и того как проебется боцман отдабщий якорь. При постановке на якорь обычно кэп/чиф/пом знают глубину, прогноз погоды и говорят боцману отдать N ное количество смычек.
Автор поста оценил этот комментарий
Цепь не отдают всю
6
Автор поста оценил этот комментарий
На препод расказывал, как якорь они упустили, и в компании им сказали, что бы поднимали, или капитана со старпомом увольняют, и вообще, всем пизда. Подняли, но заебались знатно.
раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Где-то встречал упоминание, что якорь с цепью для среднего океанского судна стоит около ста тысяч долларов. Есть за что вздрючить.

1
Автор поста оценил этот комментарий
А мне погодок рассказывал.. Он на Севере был,я на Балтике, встретились на гражданке. Они якорем зацепили какой-то кабель. Секретный прям пиздец. И порвали его. По приходу в базу их особисты сразу в оборот. И хоть заранее не сговаривались,весь л/с в несознанку ушел. Так спасли кэпа своего, и весь экипаж.
Автор поста оценил этот комментарий

Сижу и думаю, ладно капитана увольняют, но страпон то тут причем?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Страпоном жёстче наказывают
7
Автор поста оценил этот комментарий

А если второй раз?

раскрыть ветку (2)
86
Автор поста оценил этот комментарий
То все, пиздец. Умирают все без якоря.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Запасного второго не было у нас.. но был второй основной - кормовой
2
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда руби канаты

Автор поста оценил этот комментарий

На мелких судах раньше были ныряльщики.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще сила держания цепи больше чем у  якоря.  Без цепи на больших судах он не особо работать будет.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

кто-то тебе минус влепил, а ведь ты прав. при глубине 50 метров отдают 4-6 смычек, т.е. 110-160 метров, из них только 50 метров висят, остальные лежат на грунте и держат судно. а якоря могут и не зарываться, если например грунт скалистый.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

При глубине 10 метров отдают 50 метров цепи. Тут не линейная зависимость.


п.с. при глубине 50 метров висеть будет метров 60-70, не меньше. Цепь же не отвесно вниз уходит.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

не отвесно но и не под 45 градусов же)

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Под 45 градусов еще вполне реально. Но все равно не отвечает на вопрос зачем на глубине 10 метров вытраливать 50 метров цепи

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

обычно корень глубины отдаем)

11
Автор поста оценил этот комментарий
Адмиралтейский якорь считается до сих пор самым эффективным на любом грунте. Единственная причина, почему их сейчас редко используют - это его объемная конструкция, хранить на судне и спускать его не удобно. Отсюда и пошло все разнообразие в виде якорей холла, якорь матросова и т.п...все пытались сделать якорь более компактным при хранении и упростить спуск-подъем, при этом приблизиться к эталону адмиралтейскому.
10
Автор поста оценил этот комментарий

То есть вообще строго говоря, сам по себе современный якорь не работает. Работает система "якорь-цепь".

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
6
Автор поста оценил этот комментарий

вот ссылка - там основные принципы и отличия разных видовhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8C....

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку