Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область.

Привет, читатель! Сегодня пойдём гулять по провинциальному моногородку в Северном Казахстане.

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

г.Рудный, Костанайская область, Казахстан.


Этот пост получился большим, по меркам предыдущих моих статей, но это и не удивительно, ведь сегодня мы гуляем по городу, в котором я провел первые 18 лет своей жизни.

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Глядя на этот памятник, можно догадаться, что же за предприятие кормит весь город.


А если быть точнее, то название города происходит от слова «руда», а именно «железная руда», её то тут и добывают. Но на самом деле, далеко не всё население города трудится на горно-обогатительном комбинате.


И сразу же я включу диванного урбаниста. Видимо, Рудненские градостроители считают, что для пешеходного перехода достаточно поставить только знак.

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Безбарьерная среда – для слабаков.


На самом деле, разносить Рудный по урбанистической части - это гиблое дело, как и любой небольшой городок в России. Так как, это мой родной город, я постараюсь рассказать о нём что-то хорошее.Этот приезд в Рудный мне подарил чёткое понимание, чем же маленькие городки лучше мегаполисов(походу, я старею): отсутствие пробок и большого количества людей, нет мразотных многоэтажек и любая точка города находится в пешей доступности.


А это самое высокое жилое здание в Рудном:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

12 этажей.


Пожив в Девяткино (читай статью Стоит ли жить в Мурино? СПб или область? Многоэтажки, парковки, грязь и цыгане.), среди этих высоток, я понял, что в действительно хорошем районе не может быть жилых домов с этажностью под 20 квартир в высоту. А в Рудном вообще нет высоток, в первую очередь из-за отсутствия необходимости. Здесь практически не строят новые дома, ведь есть еще запас из недостроенных, вот их то и восстанавливают. На момент лета 2019-го года в резерве пара-тройка домов точно осталась (да, я в курсе, что май – это весенний месяц ).


Ну вот, видимо, рано я начал обвинять Рудный в наплевательском отношении к безбарьерной среде:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Далеко не всё по урбанистическому Фен-Шую, но наличие хоть каких-то задатков не может не радовать.


Можно ещё что-то хорошее сказать.

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Ледовый Дворец Спорта.


Для провинциального городка здесь большое разнообразие в выборе занятий спортом. Вот, например, в Рудном есть профессиональная хоккейная команда, чем могут похвастаться только областные центры. По крайней мере, так было, когда я занимался хоккеем и интересовался Чемпионатом Казахстана.

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Рудненский ЦУМ.


ЦУМ – это единственный в Рудном торговый центр, в общем его понимании, но ничего интересного внутри не происходит. Хотя, мы, будучи школьниками даже умудрялись там тусоваться, как это делают многие дети во всех городах, где есть ТЦ.


Что-то хорошее сказал, можно и снова обосрать. Замечу, что все мои обсёры будут изливаться, исключительно, в урбанистическом ключе.

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

«Велодороджка».


Чем же мне так не понравилась эта велодорожка, что я даже заключил её в саркастические кавычки? Скажу заранее, даже малейшее развитие в данном направлении поднимает мне настроение, но как это обычно бывает, первый блин всегда комом. Вот и первая велодорожка в Рудном оказалась тем же самым.


Рудный идеален своими размерами, для того, чтобы перемещаться по нему на велосипеде, чем я тут иногда и занимаюсь, но была бы у меня машина, я бы скорее выбрал её. Как минимум, из-за отсутствия велопарковок, хотя в некоторых местах они уже появились. Да и сам город просто кричит: «Купи машину!», общественный транспорт в Рудном адекватно ходит только по центральной улице, а с других остановок проще дойти до ул. Ленина (как вы могли догадаться, именно так называется главная улица). Хотя любая точка города находится в пешей доступности. За час, спокойным шагом можно пройти весь горд из одного конца в другой. Так что, на автобусах я перемещаюсь здесь крайне редко.


Так, я отвлекся от велодорожек.


Провести белую линию на тротуаре и нарисовать велосипед – это не равно сделать велодорожку. Такие «велодорожки» вызывают конфликты между пешеходами и велосипедистами, за счет того, что пешеходы будут ходить по велодорожкам, как это и происходит прямо на фото, а велосипедисты будут кататься по пешеходной зоне.
Зона для велосипедистов должна быть отделена от пешеходной и автомобильной. Прямо здесь есть идеальное место для велодорожки – между двумя рядами деревьев. Также в местах пересечения автомобильной и велосипедной зон, требуется приподнимать дороги, а не делать спуски. Это нужно в первую очередь для успокоения трафика, за счет эффекта «лежачего полицейского» и плюс сыграет свою роль психологический фактор, то есть ощущение того, что водитель въезжает на территорию пешехода/велосипедиста и снизит скорость. На самом деле, тема велодорожек может занимать отдельный пост, так что ограничимся толкьо данным примером.


Надеюсь, человек, который «проектировал» «велодорожки» в Рудном, каким-то образом наткнётся на мой пост и увидит рекомендацию прочитать книгу «Проектирование городских велодорожек».


Казахстан - светское государство, но преобладающая религия у казахов – это ислам. А так как, раньше население города чуть ли не на 80% состояло из русских, то тут даже на моей памяти не было мечети, а теперь есть:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Мечеть появилась лишь в 2008-м году, а церковь ровно на 20 лет раньше, но ещё в 2012-м открыли новый храм. А чтобы попасть в синагогу, придётся ехать в соседний город.


Так как наша прогулка имеет урбанистический окрас, то я не могу не поговорить про общественный транспорт. Он здесь представлен только в виде автобусов. С интервалами хождения здесь, откровенно говоря, есть проблемы, и в купе с размерами города, получается нецелесообразно ждать автобус, быстрее будет дойти пешком, но это если ты молодой и здоровый.


Что мне еще не нравится в Рудненском автобусном парке, так это то, что на городских маршрутах здесь катаются автобусы, предназначенные для междугородних поездок, а про низкопольный транспорт, думаю, пока еще даже не стоит заикаться.

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Ретроавтобус, который еще может. Таких старичков в городе, как минимум, десять (есть ещё старенькие ЛАЗы и ПАЗики).


А вот старые автобусы, которые до сих пор на ходу и курсируют по маршрутам – это то, от чего я в восторге. Я считаю, рудничанам нужно создать фонд поддержки этих раритетных автобусов, чтобы они как можно дольше катались по городу, выполняя свою работу. А если их ещё и отреставрировать, то вообще получатся настоящие музеи на колёсах. Также стоимость проезда в 60 тенге (10 рублей) оставляет приятное ощущение.


Но и конечно же, стоит наравне с «музеями», полноценно развивать общественный транспорт в городе, чтобы он стал одинаково доступен для всех слоёв населения, как для молодых и здоровых, так и для старых и больных. Я замечаю, что в Рудном среда становится более доступной для маломобильных граждан, но считаю, стоит напомнить, маломобильные граждане – это не только инвалиды, но также и мамы с колясками, а в некоторых случаях также и люди с велосипедами.


Ещё один плюс в копилку Рудного – это отсутствие подземных и надземных пешеходных переходов. Вообще, Рудный в данный момент своего развития – практически чистый холст, из которого ещё можно сделать более приятный и удобный городок. Но стоит начать с ремонта дорог и тротуаров, которые здесь в ужаснейшем состоянии. Я заметил, что в Рудном очень любят положить новый асфальт, через неделю его вскрыть, выкопать трубы и потом просто оставить, всё, как есть. Почему в смету сразу не включают работы по восстановлению дорожного покрытия, для меня так и остаётся непонятным.


Ещё один бич многих Постсоветских городов – это побелка и кронирование деревьев, вот тут просто комбо:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Ещё и поребрик покрасили.


Как и велодорожки, тему озеленения сложно полноценно вписать в этот пост, но я попытаюсь тезисно рассказать, почему же крашенные обрубки посреди города лишь уродуют этот самый город, не неся никакой практической пользы.


Вся эта проблема появилась из-за изначально неправильного озеленения улиц. Тополя садят не просто так, а потому что они растут гораздо быстрее остальных деревьев, но в возрасте 40-50 лет становятся опасными для жителей города и поэтому им обрубают все ветки.


Как нужно делать: еще на моменте посадки тополей, параллельно с ними высаживать другие деревья, например, березы или клёны. Когда тополь станет аварийным, то не нужно его кромсать, а стоит просто спилить такое дерево, а на его месте высадить новое, если заранее об этом не позаботились.


Также в головах наших граждан крепко осел стереотип, что побелка деревьев – обязательный атрибут городской среды, мол это защита от вредителей. Нет, на самом деле, белили деревья во время войны, чтобы было проще ездить на машине не включая фары, затем побелка перекочевала в армейскую среду, а оттуда уже и в гражданскую. Да и как же тогда в лесах или том же Питере деревья выживают без побелки? Да запросто, им это не нужно. Пожалуйста, прекратите уродовать улицы городов!


В целом, Рудный вызывает впечатление чистого городка, что объективно не может вызывать сомнений, но без исключений никуда:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Давай, скажи, что я только говно и недостатки ищу.


Хоть это не совсем по теме поста, но у меня прям чешутся пальцы, высказаться относительно моей предыдущей реплики. Многие рудничане с вилами готовы броситься на любого, кто что-то плохое говорит о их городе, прикрываясь огромной любовью к Рудному.


А в моем понимании настоящий патриотизм и любовь к своему городу – это адекватное обращение внимания на недостатки города и обсуждение этих самых недостатков. Самое худшее, что вы можете сделать для своего города – это только кричать, что он самый чудный в мире, а кто не согласен, пускай валит в свою Россию! Мы то свалим, как и делает это большое количество жителей Рудного, но в этом то и заключается основная проблема провинциальных городов – здесь практически нет перспектив для развития, в сравнении с крупными городами.


Да, я свалил в «Свой Питер», посмотрел там городскую среду и отрефлексировал на проблемы благоустройства в Рудном. Я и считаю, что развитие города может быть только в том случае, если обращать внимание на недостатки своего города, а в других странах и городах выискиваешь что-то хорошее и перенимать для себя. И да, я не говорю, что Питер с Москвой – идеальные города, там тоже полно проблем, но в плане урбанистики, они на несколько шагов впереди Рудного, что и естественно. Да, уеду из Рудного, но все равно, его проблемы останутся для меня небезразличны.


А мы снова приближаемся к чему-то приятному, к кондитерской «Обжоркин»:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Именно тот случай, когда перенятие опыта более развитых коллег позволило иметь успех на фоне консервативных конкурентов.


Как и в бизнесе, так и в городском благоустройстве, просто необходимо перенимать опыт успешных кейсов в других городах и странах. Повторюсь, Рудный на данный момент – это практически чистое полотно, на котором не совершили еще фатальных ошибок, главное – найти толкового и грамотного градостроителя, который смог бы превратить Рудный в красивую и удобную конфетку, которая ничуть не уступала бы комфортным европейским городкам.


А вот как делать уж точно не стоит:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Полнейшее отсутствие какого-либо дизайн-кода.


Апогей уродских вывесок и всех остальных грехов наружной рекламы:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Там ещё и музыка орёт.


Чем же мне так не понравилась «Лежебока»? Я бы даже сказал, что внешний вид этого ТЦ меня возмутил! Давайте по списку:


1. Растянутые плакаты, которые напрочь убили весь внешний вид фасада, да и вообще, таким вывескам не место на зданиях, плюс, опять же, никакого дизайн-кода.


2. Светодиодное табло – это вообще пик безвкусицы и уродства, которое можно себе позволить в наружной рекламе.


3. Несанкционированные торговые точки. Уличные торгаши – это как раз-таки один из факторов, которые критически портят внешний вид улиц. Бабушек, торгующих дарами своего огорода или различными вязанными предметами гардероба я еще могу понять и простить, но вот почему не выгоняют тех, кто пытается строить свой бизнес таким образом, я понять не могу.


4. Скамейки-рекламные места. Они по определению не могут быть удобными и комфортными, потому что в первую очередь их ставят в максимально проходимых местах, а не там, где удобно сидеть человеку, да и сам форм-фактор таких скамеек ужасен, про внешний вид я вообще молчу.


5. Какой-то ларёк, который вообще не вписывается сюда.


6. Наклеенные бумажные объявления, как подтверждение стойкого впечатления засранности фасада, видимо оно возникло не только у меня, но и у того, кто решил их там наклеить.


7. Ну, и звуковая засоренность воздуха вокруг этого здания. Если визуальный мусор мы еще как-то замечаем, то на звуковое загрязнение, в большинстве случаев, мы не обращаем внимания, хотя оно действует на наше состояние более критично.


Я вижу, что у «Лежебоки» есть подъём для маломобильных граждан, что не может не радовать, но вот внешний вид здания – это кромешный ужас!


Что меня еще радует в Рудном, так это сохранившаяся мозаика на фасадах Рудненских домов:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

ул.Горького, д.49

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Кирпич то надёжнее асфальтов этих ваших.


Меня радует, что в Казахстане пока нет моды на гиперяркие пешеходные переходы:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

И дорога здесь в порядке.


Хотя бы за это можно любить визиты президента, что перед его приездами наводят марафет улиц, где он будет ехать. Главная улица сильно преобразилась за последние 10 лет.


Самая понтовая гостиница в городе:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

4-звёздочная гостиница «Горняк».


В Рудном относительно популярен скейтбординг, поэтому город подарил горожанам скейтпарк:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Ни в одном из Российских дворов я не видел такую качественную и разнообразную скейт-площадку.


Но эта площадка и не во дворе стоит, а я бы сказал хрен пойми где она стоит, я вообще не понял логики людей, которые приняли решение поставить именно в этом месте рампы для скейтбординга. Мало того, что они перегородили проход к «Горняку»(развлекательному центру), так ещё и не учли, что скейтеры обычно собираются в другом месте.


Колесо обозрения:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Сколько же шума оно наделало и продолжает этим заниматься.


Первое недовольство горожан заключалось в сумме, которую потратили - 300млн. тенге (50млн. рублей), за эти деньги можно было несколько десятков километров дорог отремонтировать. Во-вторых, у меня возникает вопрос: «А почему администрация города занимается аттракционами?». Как мне кажется, подобное должно быть в руках частного бизнеса, хотя не нужно быть математиком, чтобы понять нерентабельность данной затеи. И в-третьих, толком не успев начать работать, это колесо сломалось и в данный момент не функционирует, так как было построено с кучей ошибок, ах да,было такое, что одна кабинка в моменте ехала «вниз головой».


Но я успел прокатиться на нём, сказать, честно, мне оно абсолютно не понравилось. А вот такие виды открываются из кабинки:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Частный сектор.

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Градообразующее предприятие.


Другого вида я и не ожидал, хотя обещали, что я смогу увидеть Костанай (соседний город в 40 км), конечно же областной центр мне не открылся, хоть погода и была ясной. Также кабинка представляет из себя парник, который закрыт каким-то поликарбонатом и ни черта не проветривается, что особенно «приятно» в жаркую погоду.
Закончить хотелось бы на положительной ноте, в Казахстане начали раздельный сбор отходов:

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область. Казахстан, Костанайская область, Рудный, Длиннопост

Почти во всех дворах стоит отдельный контейнер для сбора пластика.


Также в Костанае, про который будет следующий пост, я видел урны на улицах для четырех видов бытовых отходов, правда народ ещё не умеет этим пользоваться и не особо понимает, что разный мусор нужно кидать в разные урны, но это дело времени и правильной пропаганды.


Вы можете сказать, что я тут копирую Варламова, отчасти так и есть, но разве Варламов приедет в Рудный? Так что, моя совесть чиста, и я не скрываю своё дилетантство в вопросах урбанистики. Ну и нравится мне писать такие посты, хоть даже и зачастую собираю здесь только минусы.

Спасибо за внимание!
_________
Вы можете прочитать полную версию этой статьи в моём блоге.


Предыдущие посты:


- Типичная деревня Северного Казахстана. Балыткы, Костанайская область.

- Челябинск. Скотовозки, заборы и хороший парк.

- Самый приятный район Петербурга. Крестовский остров и парк 300-летия Санкт-Петербурга.

Пикабушники Казахстана

7.3K постов9.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Пост должен иметь хоть какое то отношение к Казахстану!



За что у нас банят:

Неадекватное поведение

Необоснованный мат

Оскорбления

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

В Лисаковск не планируете заехать? )))

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

В Житикару заедь, потом о Рудном будешь писать как о райском месте )

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Был там пару раз проездом и по работе.

Как рассказывал начальник, родившийся в Джетыгаре, летом он себе каждый год мог забор новый строить, т.к. чтобы нормально дойти вечером домой нужно было где-то найти штакетину с гвоздем)

Автор поста оценил этот комментарий

В планах пока нет такого

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Очень жаль(((.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку