Как эффективно общаться с чиновниками

Как человек, имеющий некоторый опыт эффективного общения с мелкими и средне-мелкими чиновниками, я хотел бы поделиться некоторыми правилами общения с ними, которые я вывел для себя. В тексте ниже я в основном опираюсь на свой опыт с чиновниками типа паспортистов, начальников паспортных столов и прочих УФМС (ныне ГУВМ), но выведенные мной правила кажутся мне достаточно универсальными.


Итак:


Правило 1. С чиновником не надо разговаривать!


Это значит, что любое общение с чиновником как с официальным лицом должно идти только ПИСЬМЕННО. Любое устное общение ничего не значит. Вам просто соврут, или сами не знают собственные регламенты, или еще что-то. "Позвонить узнать" или "сходить к начальнице паспортного стола поговорить, объяснить ситуацию" - дохлый номер, потеряете время. Общаться с чиновниками можно только посредством Ее Величества Бумажки.


Правило 2. Бумажка должна быть невырубаема топором.


Это значит, что у Вас должно быть доказательство, что чиновник ваше заявление, запрос или жалобы получил. Если вы вручаете бумагу чиновнику лично, он должен расписаться на ксерокопии (которую надо иметь с собой), написать ФИО и дату. Если подаете в канцелярию или экспедицию, вам должны поставить на копию штамп о приеме, тоже с датой и подписью. В некоторых случаях чиновники саботируют и это. Но тогда есть почти безотказный способ - отправить им бумагу Почтой России - заказным письмом с уведомлением о вручении (плюс можно сделать опись вложения). От этого отвертеться почти невозможно. Почему именно так? Потому что квитанция об отправке заказного письма - ваше подтверждение, что письмо было. К тому же по номеру письма можно отследить его прохождение. А уведомление о вручении - это заполняемый вами бланк, который клеится на письмо и после получения письма адресатом направляется почтой вам обратно.


Правило 3. Человек, прочитавший хотя бы пару законов или регламентов по теме, повышает свои шансы на решение вопроса


До 90% сотрудников паспортных столов и других подобных учреждений даже близко не читали документы, по которым они должны работать. В ГУВМ (УФМС) чуть получше, но тоже плоховато. Да и в прокуратуре, которая вроде должна следить за соблюдением закона, законы знают далеко не все. Не надо объяснять, конечно, что все эти невежды будут с апломбом вещать вам что-то про приказы, распоряжения и постановления, половина которых давно отменена, а другую половину они переврали, потому что слышали из третьих рук, но не читали (а если бы читали - не поняли бы).


Правило 4. Все врут!


Никогда не принимайте на веру то, что вам сказали устно чиновники. Даже если они вроде бы к вам расположены и хотят помочь - они могут быть из Правила 3. Проверяйте сами или обратитесь к юристам (есть юридические форумы, масса юридических онлайн-консультаций и т.д.).


Правило 5. Не бойтесь!


"Пожалуюсь - вообще ничего не получу", "Буду настаивать на своем - они найдут где палку в колесо вставить" - если вы привыкли рассуждать так, то я ничем вам не помогу. Положите в пакетик шампусик, коробочку конфет, несколько купюр в конвертик и идите заискивающе заглядывать в глаза какой-нибудь Марьиванне, которая за это, возможно, соизволит сделать свою работу. На самом деле письменные официальные жалобы в прокуратуру или вышестоящие органы очень хорошо работают. И еще вчера вальяжный чиновник звонит вам и уже совсем другим тоном приглашает прийти с вашим вопросом. И конечно, все будет сделано точно по закону и в правильный срок.


Никто кроме нас самих нас не защитит.