Как я стал электронщиком. Или о выборе профессии(трагикомедия). Часть II
Продолжение 1й части: Как я стал электронщиком. Или о выборе профессии(трагикомедия). Часть I
По просьбам одного из моих не многочисленных подписчиков - продолжаю рассказывать свою историю. Всё изложенное в данном посте - личное моё мнение и не более.
Сцена 1я. Гардероб.
Закончив заочно "программиста" в аэрокосмическом - приперся я на второе, высшее, туда же, но на радиотехнический факультет. Чернила высохнуть на полученном дипломе еще не успели.
Что же меня опять учиться понесло? - Все просто.
В процессе подготовки к диплому "на программиста" - я умудрился изготовить не очень простой по сложности макет устройства, но научник сказал - смысла показывать его нет.
Во первых он не совсем рабочий, да и за 5 минут доклада, темболее у заочников - смотреть не будут. Комиссия на жаре третий день принимает, и иногда даже на грудь. Забей короче.
После объявления оценок ко мне подошел препод с радиотехнического, как оказалось это был чуть ли не декан радиотехнического факультета.
Мы мило пообщались, и он рекомендовал сходить в приемную комиссию и разузнать на тему поступления в магистратуру на направление "биомедицинские системы" радиотехнического факультета.
Пришел я значит в приемную комиссию и начал разговоры разговаривать... Как оказалось в тот день за стойкой дежурил декан вечернего отделения радиотехники. Мы мило побеседовали, сначала за стойкой, потом у него в кабинете, но выяснилось, что в магистратуру на биомед я со своим программерским дипломом не могу поступить, на конструирование - пожалуйста, а биомед нифига. Зато меня можно чуть ли не на 3й курс сразу зачислить, но это смотреть надо...
Покумекав с недельку - решил. Раз уж декан вечернего сказал, что мне с моим дипломом программиста матан и вообще первый и возможно второй курс перезачтут - та нехай с ним, возьму еще и радиотехнический, с самых так сказать, основ. Темболее диплом у меня уже есть, поэтому если не понравится - брошу и катастрофы не произойдет.
Как поступать? ЭГЭ - нет, диплом ЕСТ. Малчик маленький, почти тридцать годиков.
Как оказалось - это не проблема.
Хотел понимаешь в магистратуру, а иду опять на бакланавриат. Чуствую - разводят меня, а механизма не пойму. Как позже выяснится - не совсем то и не развели)))
Сцена 2я. Второй раз в первый класс.
Подаю свой школьный аттестат конца 90х - начала 2000х в приемную комиссию, указываю - "хозрасчет".
В августе прохожу внутреннее тестирование.
По виду, как ЭГЭ, по содержанию - тоже. Вобщем - сходил на консультацию, где все присутствующие получили рекомендации по решению "типовых" задач. Самое сложное задание - было по физике: расписать вектора тела, лежащего на наклонной плоскости.
Преподаватели на консультациях утверждали, что задачи - эквивалентные ЭГЭ текущего года, но готовиться рекомендовали по прошлогодним онлайн-тестам. Проходной балл был эквивалентный ЭГЭшным для получения аттестата, на троечку. Не берусь утверждать, но мне показалось, что любой "дибил" - способен сдать этот тест, прочитав брошурку "ЭГЭ для чайников за 24 часа".
Вобщем, все, кто хотел поступить - поступили, не забыв заключить договор об оказании платных образовательных услуг (отлистав в кассу сумму указанную в договоре)
Сцена 3я: Фейс контроль.
2е сентября. Я к декану - ну че, давайте переводите меня на 3й курс!
Фигушки.
Пришлось ждать середины октября. Связано это с тем, что для вновь зачисленного набора обычно утверждается учебный план на все 5 лет (для бакалавров вечерников и заочников - срок обучения 5 лет, для дневного - 4 года, если кто не в курсе).
В октябре я написал заявление - "прошу перезачесть кучу предметов". Сказали - можешь идти платить за следующий симестр, и приходить в начале февраля, на второй курс и назвали номер группы.
Сцена 4я: Дратути.
В феврале было вывешено расписание и в один из понедельников через заторы, к 18:40 я приехал на занятия. И это была электротехника, 2й семестр курса.
Одногрупники и преподаватель - удивились новому участнику "вечерних посиделок", но виду не подали. В следующие дни преподаватели продолжали удивляться, а одногрупники уже нет.
Группа подобралась разношерстная: кто после техникума, кто после школы, кто после медицинского училища, кто совсем молодой после школы, а кто и многодетный родитель.
Liberté, Égalité, Fraternité!
Сцена 5я: "Проклятые рудники"
Как выяснилось часть предметов сдать "перезачетом" — можно, а часть не очень.
Всякую муру в виде Социологии, Политологии и прочего гуманитарного и не основного по специальности - пересдается просто показывая приложение от первого диплома преподавателю... не забыв подсунуть либо заявление на перезачет, либо хвостовку. Такие финты ушами делать надо по согласованию с деканатом.
А вот электротехнику, и новые спецпредметы пришлось "крабить на галерах™", хотя имея представление о предмете - сделать лабы и подготовиться к экзамену гораздо проще. Темболее некоторые преподаватели дают поблажку, узнав что студент берет вторую вышку. Иногда сами предлагают: сделай первую и третью лабу, напиши реферат-доклад на околопредметную тему, и приходи с зачеткой на экзамен. Че будешь сидеть до 21:45 и скучать, отвлекая зевками остальных.
Однако бывают поподаются такие закаленные кадры...
Сцена 6я: Как закалялась сталь
Халява с перезачетами заканчивается примерно после "экватора"... это когда 2,5 года или примерно на 3й сессии.
Лирическое отступление:
К экватору, я умудрился сменить несколько мест работы, и по объявлению на доске в универе умудрился устроиться программистом микроконтроллеров в одно конструкторское бюро, занимающееся разработкой электроники для:
И как оказалось - не все то херня, чему учат в институте.
И представление выпускника вуза специальности "программизд", а фактически сисадмина всю жизнь эникеевшего частную торговлю, о том как работает машино и приборостроение - это две большие разницы.
Ну так вот. Халява - кончилась, а опыт мой "радиогубителя" постепенно начал обретать формы "радиоинженер - практикующий".
Начался предмет: Микропроцессорные устройства.
Лекции - швах. Информация в них актуальна была не менее 25 лет назад. К третьей лекции, после первой лабы мои "сокамерники" завыли белугой-альбиносом, и готовы были начать метать икру килограммами, но что бы не участвовать на этих посиделках.
Суть вот в чем. По данному предмету надо сделать 6 лаб. Написать курсач.
Лабы и курсач пишутся на ассемблере. Вроде дело полезное - научить студентов ассемблеру, но (знатоки оценят) использовать при этом КР580ВМ80А. Это советский аналог микропроцессора intel 8080, разработки 1974 года.
Я человек не гордый, не прошу перезачета, а предлагаю:
-а может я эту, как ее, творческую работу сделаю на микроконтролере ATmega128, не ардуино!, устройство полезное какое нибудь, но чтоб дурью этой не маяться вместо лаб и курсача?
- Нет.
- ну давайте на свежем, отечественном типа 1986ВЕ92, ARM архитектура?
- НЕТ, я их ассемблер не знаю. А код на языке си не понимаю.
ТАВАЮЖЕЖЕДРИТЬКОЛОТИТЬ!
Коллеги "старой закалки" (на работе) поинтересовались - а чего это меня на некромантию понесло... а узнав причины моей некрофилии попытались откопать тома некрономикона по данному микропроцессору, но увы их сожгли, за ненадобностью, еще в прошлом тысячелетии.
Сцена 6я: Мертвые души. Том II.
Память на лица и фамилии у меня хреновая, а учась на заочном и подавно. Сложно запомнить ФИО преподавателя, цвет учебника а самое главное название предмета. Но в первом дипломе предмет "микропроцессоры" - есть. Нахожу ксерокопии зачетки... Ой ты баааатюшки - все те же лица!
Группа "организовалась" и организовала работу на практиках таким образом, что на лабах постоянно складывалась ситуация - "а у нас не получается, все по методичке, а не получается, или получается но не то"...
Забавно конечно, но за все время учебы я "поддавался стадному чуЙвству" два раза, и оба раза мы брали "оптом" одно и тоже. Наверное это все из-за пыльных бурь на Марсе...
На самом деле - за пол года разобраться в теме и написать самостоятельно курсовик - можно, но...
Сцена 7я. Товарищи! Всех прошу на второй тайм
Пережив "пыльную бурю" без потери членов экипажа с незначительным ущербом "продовольственных" запасов группа студентов прибывает на лекции по предмету: "Основы цифровой схемотехники".
Замечательно! Просто волшебно! Это всеравно, что обсуждать с детсадовцами проблемы генной инженерии, а потом рассказывать про строение клетки, но еще веселей, когда занятие (с детсадовцами) проводит учитель богословия.
В нашем случае - вести данный предмет поставили молодого препода, который честно сказал: я программист, и в этом нихрена не понимаю. Поэтому я сейчас старосте вышлю все лекции и презентации по этому предмету, которые мне дал заведующий кафедрой. Ваша задача - ознакомиться с материалом и написать реферат на одну из тем из списка, а на лекциях и лабах я вам расскажу и покажу и может даже попробуете ардуину.
- Товарисч преподаватель! а если я работаю программистом?
- а Вас, Штирлиц я тогда попрошу остаться... после лекции.
Мы мило побеседовали и я пришел только на экзамен, проставить "отл" в зачетку. Правда еще подготовил "доклад" а получилась "лекция" по микросхемам логики типа 74HCXXX...обзорно конечно, но хоть чтото.
Вобщем бывает и так, что студент знает больше, чем преподаватель. А преподаватель действительно рассказал, показал и кто захотел - смог поморгать диодиком:
gigitalWrite(13, 1); // если я правильно все помню)))
Сцена 8я: Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус
Как всегда бывает, но все веселое заканчивается. подходит к концу обучение, и наступает "веселая" пора написания выпускной квалификационной работы бакалавра - ВКРБ, в простонародье - диплом.
Как я убедился уже 3 раза - есть люди, которые пишут сами, а есть те, кто не пишет сам.
С теми кто пишет сам - все ясно...
А те кто просит помощи...
Просите и воздастся вам.
Есть два варианта написать диплом:
1.найти аспиранта-преподавателя и под его честное слово что "все будет в шоколаде" получить вполне нормальную работу. В этом случае - лучше немного доплатить "издателю" для проведения...
Не, ну а ч0! Зато работа будет сделана на приемлемом уровне, и что бы ее защитить - нужно ее, и материалы, такие как презентация и спич к презентации отрепетировать перед зеркалом. И считай троечка в кармане... Если ответить на хотя бы один вопрос комиссии.
Есть вариант второй: купить в тырнетах.
Результат немного предсказуем.
На титульнике(предоставленной работы) будет красоваться например: Факультет задрыпанского университета Мухосранского политехнического института, кафедры конной гребли на байдарках и каное.
Тут надо вычитывать весь исходник.
И на зашите - был кадр. Суть в том, что бакланавры в дипломе не делают раздел экономика, и без нужды не выделяют в раздел БЖД, хотя это все читается, но в ВКРБ - НЕ ДЕЛАЕТСЯ. Каково же было удивление комиссии, когда им начали втирать за охрану труда оператора "доильной установки" и "экономический эффект" от внедрения "доильного аппарата кенгуру в условиях крайнего севера"...
По этой работе был диалог, содержаший два вопроса:
- Вот экономика.. А в задании было разработать экономику?
- Э... Нет, но я подумал...
- Купил?
- Да.
Теперь о третьем типе товарищей. Пишу сам, но нифига не понимаю.
Напомню... Факультет электроники и приборостроения. Предыстория этой вкрбэхи: Чел толи купил, толи скачал по теме что-то... Скачал в марте, и за три дня до зашиты попросил помощи у аспиранта-преподователя... Хрен знает как, но предзащиту прошел и вышел на защиту....
- покажите блок контроля
- ээээээ...
- хорошо. Покажите резистор.
- ВОтЬ!
- хорошо, но это был конденсатор.
- эээээ...
- СЛЕДУЮЩИЙ!
9я сцена. "Прощальная?"
Из 12 щачел, 9ть писали с привлечением слесаря-акушера. Один товарищ в связи с "состоянием здоровья" взял медотвод (Да. Отвод по медицинским показаниям... Как я понял - за 2 дня до защиты попал в ДТП... Не, все хорошо, защитился но на следующий год, причем успешно, а сам здоровый и все хорошо).
На всем протяжении учебы у нас в группе был некий персоонаж. Группа его вроде как видела, 1 сентября, и один раз. Но на защите он отсутствовал.... Но по слухам - сдал. На "хор"...
Ну и "вишенкой на торте" меня выпустили последним.
Если уж автобиографичненько... то и раскажу поподробненько.
К де-плому я начал готовиться заранее. Примерно в начале учебного года.
Тема моей ВКРБ... Вобщем стимуляция и мониторинг нервно-мышечной деятельности.
Кто в теме - как ЭКГ монитор, только нервные а не ЭКГшные импульсы, для спецов - миография, реография.
Для решения этой задачи - можно использовать "готовое решение" на AD620, но яж упоротый, я с коллегами, обсуждая проблематику схемотехники на работе "забил на пузырь", что я это сделаю на отечественной элементной базе...
Примерно за месяц до защиты, я понимаю - конь не то, что бы не валялся, он даже не подходил. Научник меня - "не беспокоил"ну и я "не чесался"... И тут возник "нестерпимый зуд в районе промежности".
Сел писать. Теорию за выходные написал. Научник - одобрил, подкинув пару табличек и фраз с вводными данными.
Пишем техническую часть.
Пишем, пишем, из пустого в порожнее переливаем... а толку мало.
Взял сходил в" Чип-и-дип", купил горсть КР140УД.... Запаял. Сделал ЭКГ монитор, на трех ОУ.
МАЛО!
С 8:20, если че)))
Купил макетку с аналогом 1887ВЕ7Т, в народе известная как ATmega128 и LSD - экранчик 12864... Заставил ее рисовать на экране свою пульсограмму.
До предзащиты 4 дня. Научник говорит - НАХЕР МАКЕТ, ДЕЛАЙ "КИРПИЧ". Кирпич это типа пояснительная записка.
Я в отпуске. За 60 часов с учетом "перекур" и "пописать" - я отложил кирпич на +- 100 листов текста и схему на 100 резисторов.
(Вот меньше 100 резисторов больмене схемы - не выходят).
Предзащита:
Иду печатать на широкоформатном принтере... А схема вышла через ж0пу... А2 отпечаток на листе А1. Косяк? - нет. Для черновика пойдет.
На предзащите мне тыкают - формат не тот. Я говорю, что это черновик. Смотрите на том, что есть. Замечания есть, но не существенные.
Хотя на самом деле - препод думает, что существенные, а я то в "П/Я" работаю, и наш нормоконтроль уже посмотрел... и сказал:
Научник проверяет схемку и говорит: а чего эт вы милчеловек - марки микрух в их обозначениях типа условнографические пишете? (типа перепроверяет, но доверяет) — я ему и отвечаю:
Пошто боярин ругаитесь? Гостом - допускается для облегчения понимания...
Вобщем договорились))) и что самое главное, "шутку" в перечне элементов (ПЭ3) — оценил, для эстЭтов я ее покажу:
10я сцена. Финал немного предсказуем.
По результатам слушания работ 8/10 получили "Уд", а мне дали "отл".
На защите был единственный "толковый" вопрос:
-кр140уд... А год серии какой?
-1970-лохматый!
- и Вы утверждаете, что это современная отечественная элементная база?
- если в списке министерства под руководством Сергея Кожугетовича рекомендуют их применять на текущий момент ? То я считаю - этого достаточно.
- вопрос снят, вопросов больше нет.
ЗЫ:
Получив корочки, я пошел к завкафу, спросить - а дальше?, точнее "есть ч0", я вроде как стал дваджы дЕпломированный...
На что мне ответили:
Аспирантура? Мест в этом году - нет. Поступайте в магистратуру, молодой человек, а там видно будет....
Вместо послесловия:
Попой чую... Будет третья часть... "нахрена козе боян? Чтобы - ЖЕЧЬ!, или" магисратура - это весело"
На сим усе... 30++ и +. Две корочки есть. Третию в коллекцию тоже... сделаю)) Яж упоротый и местами - упертый =)
Немного спойлеров: что есть патент и как с этим не облысеть...
И да. Писал я с "могильника", через веб морду. Как там делать жЫрный и подчеркнутый - я не понял.... Да и...