32

Как я решил создать новый продукт собрав деньги на boomstarter

Привет пикабу! Хочу написать несколько постов о том как я запустил проект на boomstarter, как это работает что для этого нужно и что из этого всего вышло. Меня зовут Максим, я уже несколько лет владею небольшим собственным бизнесом. Ничего особенного, обычное купи-продай. Всегда делал все сам на свои деньги много работал один, прежде чем смог добиться более менее значимых доходов. Но меня никогда не оставляла мысль что в наших экономических реалиях быстро развиваться и получать хорошую прибыль может только непосредственно производитель. А производство это дорого и сложно. Когда я случайно узнал что такое краудфандинг зашел на сайт boomstarter и посмотрел какие проекты и какие суммы там собирают, я был просто в шоке. Ну например 1800 р за магнитик! 181 тыс р. сборов!

И у меня родилась мысль почему бы не попробовать собрать предзаказы на реально полезный и новый продукт, запустить свое производство, ну или хотя бы протестировать спрос и разочароваться. Итак через месяц моя идея по созданию уникальной подушки для ванной уже имела третий по счету готовый прототип (прототип - обязательное условие для запуска проекта) я сам тестировал, покупал материалы, заказывал работы в швейном ателье. В сумме потратил на это примерно тысяч 7 и кучу времени.


Не буду тут расписывать про само изделие, кому интересно, можете почитать на страничке проекта на boomstarter ru в поиске введите WaterPillow (на пикабу ссылку давать нельзя)  Скажу лишь что идея полностью моя и пока такого не продают даже китайцы.


Следующий этап это оформление проекта на сайте boomstarter и прохождение модерации. Я посчитал что снимать рекламное видео дорого (мое изделие не требует какой то особой видео демонстрации) решил пока что ограничиться просто качественными фото сделал все сам за 0 рублей и немного времени. Со второй попытки прошел модерацию. Моему проекту приставили менеджера, которая ответила на некоторые вопросы, дала пару советов и сильно смотивировала, сказав что у меня хороший интересный продукт и большие шансы на сборы. Я поставил цель собрать хотя бы 60000р и из них еще будет удержано 13% площадкой (типо подоходный налог). Для меня главное не деньги а старт производства и сам факт востребованности продукта, продавать после запуска я и так смогу. По времени поставил срок 45 дней с запасом. Существует еще минимальная плата для размещения на буме 5000р. Есть пакеты и подороже за них обещатеся какая то поддержка и пиар.


И так проект запущен. Теперь следующий этап: для сборов средств нужен максимальный пиар в интернете. Я уже занимался продвижением своего сайта сам и имею некоторый опыт, но тут немного другая специфика с упором больше на соцсети и публикации в сми. Честно говоря, я ожидал что сам факт запуска привлечет какую то небольшую аудиторию но потом я узнал что на бумстартере запускается по 300-500 проектов в месяц (если по 5000 с каждого это минимум полтора ляма неплохо зарабатывают владельцы сайта)) и проект просто затеряется среди других. Таким образом сейчас я активно работаю над продвижением. Пишу письма в сми, блогерам и размещаю посты в соцсетях. Похоже что без вложений в рекламу не обойтись, иначе сборов не будет. Решил привлечь сторонних фрилансеров к работе над продвижением сейчас выбираю исполнителя на freleance и fl. Почитал истории других людей которые успешно собирали большие суммы на своей проект и узнал много интересного: кто то проплатил дорогую рекламу, снял видео на 150 тыс. рублей или заплатил блогерам похожие суммы. Некоторые собрали на самом деле немного и докинули своими деньгами. Сейчас все топовые сайты и группы берут немалые деньги за размещение, так что придется постараться. На этом пока все, жду ваших советов и комментариев. И еще прошу ответить в комментах на один вопрос: какой цвет бы вы выбрали если бы покупали такой продукт?

Как я решил создать новый продукт собрав деньги на boomstarter Краудфандинг, Бизнес, Производство, Идея, Boomstarter

Дубликаты не найдены

+10

Налетели коршуны!)) Ну и что, что реклама. Мне действительно интересно было узнать как этот Бумстартер работает. Благодарю автора!
Моё мнение по поводу подушки: В синем цвете сейчас смотрится как какой нибудь аппарат электрофореза из советского санатория. Я бы зажопил 1000р за подушку для ванной, проще полотенце свернуть под голову. Поэтому предположу, что основная аудитория девушки, которые любят часами торчать в ванной с телефоном, листая соц.сети. Вот у них и следует интересоваться предпочтениями по расцветкам.

Для этого советую воспользоваться мокапами(Mock-up). Только нужно будет сшить одну подушку белого цвета, сфоткать качественно, а затем через фотошоп можно накладывать любую текстуру. Будет смотреться как настоящая. Как минимум можно провести голосование из 6-8 вариантов ВК среди подруг. И это должна быть подушка, с которой девушка захочет сделать селфи и похвастаться в инстаграме. Например принт с лимонами как у Дольче&Габбана

Также в качестве презентации продукта можно сделать видео или серию картинок, показывающих неудобство и опасность использование альтернативных вариантов (совсем без подушки и/или с полотенцем под головой), а завершающей картинкой ваш идеальный удобный вариант чудо-подушки. Как в ТелеМагазинах делают:) Сначала недовольные лица актёров, а потом довольное лицо с супер-товаром.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+3

Абсолютно верно, однотонные цвета ассоциируются с больничкой, оранжевый со спасательным плотом. Только разноцветные, в полоску, с аппликацией, с картинками!

+15
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

@moderator реклама.

+9

Про сам продукт две строчки, остальной текст - выклянчивание бабла и репостов. Ну и нах ты, ts, сдался со своей подушкой? Ты же сам не веришь в полезность своего продукта.

раскрыть ветку 4
+4

Не, самое главное "нет аналогов, ДАЖЕ в Китае:)))

раскрыть ветку 1
-3

Сдаётся мне что у всего что производится в рашке нет аналогов )

-6

Где я хоть что то попросил? Если бы не верил не потратил бы свои деньги и время

раскрыть ветку 1
0
А в чем прикол этой подушки? Чем не годится надувной подголовник для авто? Стоит копейки, лежать удобно, держится за шею, в то же время не давит. Как по мне - идеально. Ну прилепить к нему водонепроницаемый чехол для мобилы. Итого выйдет 2$ общая цена. Это если в магазе брать. А если у оптовиков - максимум 1$.
Как вообще успехи с продуктом?)
ещё комментарии
+6

Я не стал бы такое покупать, поэтому цвет не важен вообще.

+2

немного критики-посмотрел проект на буме и первое что пришло в голову, полотенце...если я замочу чертово полотенце, то придется искать рядом новое. чтоб вытереть руки и взять гаджет, если я не вымочу полотенце в воде во время купания, то однозначно я вымочу его в процессе использования, раз 10 вытер руки при смене трека и все, искать что то еще чтоб вытереть руки. Если даже я крайне редко по вытирал руки в процессе лежки в ванной, то один хрен это чертово полотенце придется стирать через 2-3 раза использования, ибо после каждого раза оно будет мокрое и даже просто сушить каждый раз его не получится, начнет благоухать.

Карман-карман конечно может быть и удобен, но лично у меня( а я считаю что такая расстановка мебели в ванной пока что преобладает в РФ) рядом с ванной стоит стиральная машина, которая вполне себе заменяет полку для гаджетов

+5
Уникальная? Подушка? Для ванной?!??
Я там обычно моюсь, а не сплю.

ТС, ну, думаю, ты понял....
раскрыть ветку 1
+1

Я для релакса надувную беру. Полежать, в потолок повтыкать

+1

У подушки две стороны - морская тематика и пастельные тона, два основных стиля оформления ванной.

Для ванной подушка нужна для релакса - имитация волн изменением давления, похоже это и есть ноухау. Звук можно встроить в подушку (герметично и безопасно).

+1

Теплые, успокаивающие, например - спелая фисташка.

В России, бумстартер, планета и прочие краудфандинговые платформы просто ничем помочь не могут, от слова совсем. Российскому человеку не понятна эта система. Если реально хочешь вложить денег, испытай кикстартер и заряди монету на перевод.

+1

Зелёный, голубой. Удачи тебе!

0
Лучше светлые тона, например, зелёный, голубой, бежевый. Кстати, а можете потом пост написать о том, как вы продвигаете свой товар, ну или вам можно на почту написать и проконсультироваться.
0

бледно-розовую или салатную)

0
Пишу письма в сми, блогерам и размещаю посты в соцсетях.

Я бы размещал промо-посты ВК на подписчиков группы Boomstarter. Их там 105К человек. А промо-посты это дешевый трафик и с админами договариваться не надо.

0
感谢产品的想法,天真的俄罗斯
раскрыть ветку 1
+3
Всё.....ищи свою подушку на aliexpress.
0

Лучше с эмблемами супергероев, ,ну или сиськи на крайняк.

Похожие посты
2481

Вот этих мы точно на работу не примем

Начальник рассказал перед совещанием.

Не могли набрать людей на пустующий участок. И уговаривал отдел кадров и ругался  - нет людей, а ведь ещё и нужно отобрать более менее подходящих. Отбирать не из кого.  Подумал, что это мы такие высокие требования выставили, что никого не найти.

Поехал в отдел кадров,  смотреть анкеты, может быть кто и не совсем соответствует, так мы бы подучили.

Дали пачку бумаги из неподходящих - я смотрю, да вроде бы ничего люди, можно брать. Оказалось всё просто - посадили практикантку со словами - отбирай подходящих под требования. Ну она и отобрала - высшее образование - в мусорную корзину, поскольку требовалось средне - специальное, стаж работы больше 5 лет - в корзину, был на руководящих должностях - в корзину (написали разряд). И так почти по каждому пункту - мы то написали минимум, а она посчитала как неукоснительное требование.

Ну чего с практикантки взять, её должны были проверять - пошёл к начальнику, пусть созваниваются и принимают на работу.  Так тот упёрся по другой причине - времени прошло много, если мы теперь позвоним, то нас просто посчитают дебилами не умеющими работать, и даже хуже - что мы просто не умеем отбирать людей. Как так может быть  - только кандидат не соответствовал, и вдруг уже подходит.


А мы тогда один участок периодически останавливали, потому как без человека на кнопке оборудование не работало. Но репутация дороже.

.

212

Оказывается из-за карантина:

1. Бухгалтера прекрасно работают удаленно из дома. Экономия на рабочем месте, орг.технике и кофе. Только ставь задачи и получай ежедневный отчет. Только раз в две недельки приехать документы подписать.


2. Маркетологи прекрасно работают на удаленку. А провести вебинар можно и через интернет с презентацией, видео, звуком и обсуждением в чате. Дальше как с бухгалтерами.


3. Снабженцы не хуже работают дома. Все тоже самое что с  ребятами выше.


4. Кадровики изумительно проводят собеседования по телеге и ватсапу. А если сотруднику надо провести собеседование уже к руководителем, можно договориться с в один день со всеми кандидатами и провести в переговорке. Ну и как обычно,, все тоже самое что и выше.


5. Менеджеры, как не парадоксально, тоже прекрасно работают на удаленке. Главное чтобы почта, ноутбук и переадресация телефона была. А если надо съездить в поля, то это делается из дома.


6. Юристы, логисты, экономисты, программисты, IT. Все эти люди прекрасно работают дома!


7. Даже личный помощник владельца и секретарь, если ей настроить почту, входящую переадресацию и дать МФУ. Она прекрасно работает дома!


8. Но о провидение тех.отдел как ни смешно, на 99% может работать из дома.


9. С производственным персоналом проблема. Станок  в квартиру не затащишь. Приходится операторам станков, контролерам качества, рабочим, слесарям, технологам, инженерам и производственному руководству рисковать в этот сложный период времени своим здоровьем и выходить на работу. Продукция сама себя не сделает, в фуру не погрузит.


10. А всего-то надо было настроить удаленный доступ, взаимодействие через сеть, ставить задачи и принимать их. И вот тебе экономия на аренде помещений, кофе, электричестве и воде, орг.технике и мебели. Нет сплетен и интриг. Результат сотрудников можно видеть каждый день. Руководители спокойно могут устроить конференцию по телефону.


11. Для сотрудников минусов ...Износ их оборудования и жилой площади. Плюс 10 кг к живой массе. Минус 50% к зарплате. Приходится писать отчеты каждый день. Результат работы можно увидеть в цифре. Не посплетничаешь. Не по интригуешь.


p.s. возможно после снятие карантина, многие так и останутся на удаленке, а кто-то будет искать работу. Потому что раньше где не справлялись на работе трое, на удаленке преспокойно делает один.

Показать полностью
223

Акт, длиной в год

Акт, которым мы занимались целый год ✅


Впервые об этом акте мы услышали в мае 2018 года на выставке «MetrolExpo2018». Именно тогда, разговаривая с Министром промышленности и торговли РФ и обсуждая «псевдопроизводителей», нам сообщили о начале бурной деятельности по ликвидации этой проблемы. И на тот момент мы даже не поверили своему счастью.


Были мысли, что, наверное, опять всё останется на уровне разговоров. Но уже месяц спустя все сомнения развеял новый нормативный акт и имя ему: «Постановление №719 Правительства РФ». В этом документе четко прописано, что теперь все компании, которые заявляют, что они российские производителя должны это доказать! Причем не кому-нибудь, а сначала Торгово-Промышленной палате своего региона, а затем Торгово-Промышленной палате РФ и Минпромторгу РФ. И не просто на бумажках, а предъявить станки, сотрудников, продемонстрировать весь цикл производства, проектно-техническую документацию, технологические карты каждого процесса. .

В общем, чтобы пройти экспертизу и получить Акт нужно быть действительно производителем, настоящим заводом, а не просто снимать ангар в промзоне, где хранятся китайские приборы и клеить на них российские шильды. «Аллилуйя!» - хотелось прокричать во всеуслышанья! Наконец-то!!!


Прошёл год. Ни один завод РФ не получил указанный Акт экспертизы. Почему? Хахаха! Если бы всё было так просто, то было бы даже не интересно! (Ирония, конечно.) На самом деле – это просто непролазное бюрократическое болото. Для того, чтобы представить себе его масштабы, посмотрите на фото в карусели – это 1 (одна) заявка (заявочка) с просьбой принять документы на 1 (один!) вид оборудования (у нас их, к слову сказать, более 100)


На фото вы видите заявочку в торгово-промышленную палату)

Акт, длиной в год Производство, Российское производство, Бизнес, Длиннопост

Итак, узнав о Постановлении №719, мы незамедлительно приступили к изучению документа и его исполнению. А дело всё в том, что получение Акта экспертизы сулило нам интересные перспективы. Так как при проведении тендеров по госзаказам и гособоронзаказам могут участвовать только поставщики российского оборудования, то наличие Акта экспертизы решает сразу несколько важных проблем.


Во-первых, конкуренция станет более-менее честной. Во-вторых, на гособоронпредприятия перестанут поставлять некачественное контрафактное оборудование. И, в-третьих, наконец-то справедливость восстановится. Хочет человек продавать контрафактное г..но – пусть продает, но не надо при этом говорить, что это российское, да еще и производство.


В общем, для начала мы пошли прямым путём (наивные) и просто обратились в Торгово-Промышленную Палату г.Иваново (ТПП) и рассказали о своём уникальном производстве.


Сначала «эксперты» попросили нас предоставить им всю техническую документацию на каждый вид оборудования. Напомню, что мы производим около 100 видов оборудования, плюс у каждого вида есть множество подвидов на все случаи жизни. .

Нам пришлось им показать весь архив с технической документацией, который ведется с 1962 года и объяснить, что для того, чтобы предоставить эти документы, нужно будет вызвать несколько «Камазов». .

Тогда мы решили зайти с другой стороны – сверху. Записавшись на приём лично к Президенту ТПП г.Иваново я и ему рассказал о нашем уникальном предприятии и попросил посодействовать. .

Он был рад помочь и предложил без предоставления документов (пока) для начала составить заявку. Заявочка состояла из 5 пачек печатной бумаги А4 (остальное на flash-карте). Но тут начались необъяснимые препятствия со стороны экспертов. .

Они не принимали нашу «заявочку» без объяснения причин. И в таких обсуждениях прошло еще несколько месяцев.


После этого я решил, что нельзя это всё вот так оставлять и записался на приём к мэру г.Иваново @sharypov_vladimir . На следующий день после разговора с Владимиром Николаевичем я сидел в ТПП с представителем Администрации г.Иваново, который принял интересное решение .


Он предложил экспертам ТПП составить официальный отказ с указанием причин, по которым не принимается заявка от предприятия. .

А в конце пообещал, что отправит этот отказ от лица Администрации г.Иваново в Минпромторг РФ, чтобы они там разобрались, что это за документ такой, это Постановление №719, что его невозможно исполнить?


Не знаю какую картину представили себе сотрудники ТПП, но уже через 3 дня заявка была принята. Конечно, это краткое изложение событий без описания переживаний, потерянного времени, взорванных нервов, ругательств, переговоров, переписок и т.д.


Но теперь это всё позади и главное – Внимание! Поздравьте меня и всю нашу команду с получением Акта экспертизы и Заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации!!! Не прошло и года…

Показать полностью 1
1683

Давайте о договоре поговорим позже

В обед здесь прочёл, что клиент не хочет платить за срочность. Это обычное дело. Иногда клиенты вообще не хотят платить, типа это же ваша работа, вот и работайте, а о деньгах поговорим, когда всё сделаете. Это "когда всё сделаете" может растянутся до полугода, а подашь в суд и можешь пару лет не попасть к этому заказчику, будь ты трижды супер - специалист или монополист.


В позапрошлом месяце наше предложение о двухлетнем договоре отклонили, и причину сказали - слишком старые у нас специалисты, не видим в их глазах огонька. Как могли объясняли, что тут опыт дай бог к сороковнику наработать, и то не всем дано, потому и возраст сотрудников такой. В комиссии сидели хлопаки под тридцать лет, наверное для них и сорок было много - нам категорически отказали.


В прошлом месяце, по моему личному телефону, связались с просьбой проконсультировать по проекту. Вроде как меня рекомендовали. Интересный проект - расписал им этапы, сроки и стоимость. Я только что почти такой же закончил, так что за десять минут управился. А проект интересен тем, что его реально можно было выполнить (очень недорого) и заказчик мог ежемесячно прилично зарабатывать как минимум следующие десять лет. Так заказчик сразу же перезвонил и предложил мне поработать за долю в будущих доходах от проекта. Не вообще бесплатно, а и ещё немного вложиться. И если я понимаю источники дохода, то почему отказываюсь?


А в этом месяце многократно звонили те-же молоденькие мальчики и плакались, что вот они набрали персонал, а он оказался без опыта и умений. А давайте вы прямо сейчас приступите к работе, а мы потом с вами заключим договор. Договор заключим примерно месяца через четыре, ведь им надо ещё уволить этот персонал, других - то денег для оплаты нет. И да, за эти четыре месяца они заплатить не сумеют, другого бюджета на оплату не предусмотрено. Ну так договор будет на 19 месяцев, как - то перекроетесь. Так что приступайте уже к работе, нам же надо показать результат, акционер ждёт.


И это я написал о довольно крупных заказчиках, на однодневных клиентов я эмоционально никак не реагирую.

5154

Ответ на пост «Когда звонит клиент, а там...» 

У автора оригинального поста история интересна и хорошо подкреплена пруфами. У меня же будет просто история про "эффективного" менеджера.

Существует в северной столице предприятие. Изготавливает различные варианты терморезисторов. У них там все серьёзно -  и дядьки в погонах ходят, и изделия с военной приёмкой все.

Одну детальку из всего своего ассортимента поставляли они некой фирме примерно раз в полгода по 5000-7000 штук.

Деталька отечественная от начала и до конца + военным ГОСТам соответствует. Ценник за штучку ~ 150 рублей

Немного в размерах предприятия, но 1.5 млн. рублей в год прилетало.

Фирма та вставляла детальку в свой блок и отправляла дальше. В двигатели какие-то.

Все было хорошо, но тут фирма пропала, год от неё вестей нет.

А потом, как гром среди ясного неба, объявились с требованиями по гарантии. Дескать ваша деталька-то оказалась бракованной. Двигатели выходят из строя в нашем блоке, а в нем горит ваша деталь. И сгорело уже 3000 блоков.

Ну что делать, попросили выслать брак. Прислали целый блок.

Беглый осмотр показал, что вместо детальки вышеупомянутого предприятия стоит ноунейм китаец стоимостью 5 рублей за штуку.

Фирму с гарантией послали. А инициатор кроилова уже ушел на повышение.

1736

Проиграли тендер сами себе?

За все годы работы в нашей сфере, мы сталкивались с различными ситуациями, по которым не сложно понять, что происходит в стране с промышленностью. .


Один такой случай произошел со мной, когда мы участвовали в тендере на поставку испытательного оборудования на предприятие по производству самого известного автомата в мире. В тендерной документации были прописаны приборы, которые производятся только на нашем заводе. Мы, как честные производители, подали документы на тендер, но оказались не одни!


На этот тендер была заявлена еще одна компания. В результате компания-конкурент выиграла тендер, значительно занизив цену. Получилось, что мы, завод-изготовитель, проиграли тендер на производимую нами же продукцию!


После этого мы связались с предприятием-покупателем по этому тендеру и предложили отправить к ним своих специалистов для идентификации приобретённого оборудования, чтобы убедиться, что оно выпущено на нашем заводе. Получив согласие, наши сотрудники приехали на предприятие, и каково же было их удивление, когда они увидели коробки из розовой фанеры (многие знают, что оборудование из Китая поставляется в ящиках из розовой фанеры, так как китайцы специально пропитывают ее антисептиком, чтобы не съели насекомые), а внутри коробок были непонятные приборы не нашего производства (они даже по внешнему виду были не похожи на наши). На приборах стояли наши шильды с наименованиями наших приборов. Кроме того, ко всем приборам прилагалась поверка средств измерения, выписанная государственным органом. .


Но самое занятное было другое – ранее мы очень тесно сотрудничали и поставляли оборудование в лаборатории предприятия-покупателя на протяжении десятка лет. Приборы, которые они закупили, должны были быть идентичны тем, что стоят в их лабораториях. Покупатель поставил приборы, которые пришли, рядом с нашими настоящими приборами, и увидел очевидную разницу во внешнем виде, в конструкции и комплектации. .


Проблема была решена следующим образом. Служба безопасности совместно с техническими специалистами предприятия-покупателя составила акт о сложившейся ситуации. Непонятные приборы непонятного происхождения были возвращены поставщику и заключен прямой контракт с нашей компанией.


Нашу продукцию постоянно подделывают, так как бывший завод Точприбор, а ныне ООО «ЗИП», является самым известным производителем испытательного оборудования в РФ.

Мы всеми возможными способами боремся с псевдопроизводителями, но они как тараканы лезут со всех сторон. Может быть кто-то сталкивался с подобными ситуациями? Поделитесь опытом, как решали подобные вопросы?


Ниже прикрепляю документы и фото.

Акт обследования приборов:

Проиграли тендер сами себе? Производство, Российское производство, Бизнес, Длиннопост

Внешний вид подделки:

Проиграли тендер сами себе? Производство, Российское производство, Бизнес, Длиннопост

Оригинальный твердомер ТР 5006, такие же приборы стоят в лаборатории концерна Калашников....вот они удивились,когда к ним пришли поддельные приборы с нашим оригинальным названием)))).

Проиграли тендер сами себе? Производство, Российское производство, Бизнес, Длиннопост

Поддельный паспорт:

Проиграли тендер сами себе? Производство, Российское производство, Бизнес, Длиннопост

Поддельный паспорт+ поддельные печати и несуществующие люди:

Проиграли тендер сами себе? Производство, Российское производство, Бизнес, Длиннопост

Свидетельство выданное Ивановским ЦСМ на поддельный прибор:

Проиграли тендер сами себе? Производство, Российское производство, Бизнес, Длиннопост

Шильда (подделка):

Проиграли тендер сами себе? Производство, Российское производство, Бизнес, Длиннопост
Показать полностью 7
333

Как обмануть людей на 800 тысяч без последствий или Сказка о Полярном

Короткая версия всего поста

Нехороший, но очень популярный человек написал отвратительную книгу, потом написал вторую и уже два с лишним года не отправляет её оформившим предзаказ. Сейчас он проводит конкурс с призовым фондом 2.3 млн рублей и делает вид, что всё хорошо.

Господа, у нас второй Тодд «It Just Works» Говард и очередной разводила в стиле IGM.


Предисловие 1

О том, как 1600 людей не получили нихуя за свои же деньги, во второй половине поста. Первая часть — экспозиция, чтобы прочувствовать полный идиотизм происходящего.


Предисловие 2

Я знаю, что пост об этом нехорошем человеке уже был, но был он ещё в декабре 2016 года. С тех пор ничего толком не изменилось, зато начался цирк, достойный внимания.


Вступление

Это Саша.

Как обмануть людей на 800 тысяч без последствий или Сказка о Полярном Длиннопост, Обман, Александр Полярный, Книги, Boomstarter, Краудфандинг

Саша из Мурманска. Он фотограф, блогер, автор полутора книг и нескольких десятков ванильных цитат. У Саши почти четыреста тысяч подписчиков в Вконтакте и 345 тысяч — в Инстаграме (причём пятьдесят тысяч он набрал за время, пока я искал информацию и писал или редактировал пост, т.е сегодня с одиннадцати утра по МСК). Известен он как Александр Полярный (стилизовать как а. полярный или polarniu, хоть я и хз, как это читать), добрый, милый, душевный и просто очень хороший человек, написавший «Сказку о самоубийстве» и переименовавший этот шедевр литературы в «Мятную сказку» ради публикации издательством АСТ и добавления низкого качества иллюстраций.


Мятная сказка, она же Сказка о Самоубийстве

Во-первых, это удивительно популярный кусок дерьма литературы. У неё 2.4 миллиона просмотров на Wattpad (на самом деле читало её около 40 тысяч человек, и число прочтений ощутимо падает: 387 тысяч у первой главы и чем ближе к концу, тем ниже число прочитавших, что говорит о крайне сомнительном удержании аудиории).

Во-вторых, этот кусок литературы действительно очень близок к куску дерьма. Средняя оценка на всяких сайтах (здесь или здесь) около 6/10, а самые популярные рецензии ставят «книге» не больше 4/10. Положительные отзывы не очень многочисленны, редко многословны, крайне неинформативны и сводятся к тому, что это мило, душевно, а Саша — очень хороший человек.

Как обмануть людей на 800 тысяч без последствий или Сказка о Полярном Длиннопост, Обман, Александр Полярный, Книги, Boomstarter, Краудфандинг
Как обмануть людей на 800 тысяч без последствий или Сказка о Полярном Длиннопост, Обман, Александр Полярный, Книги, Boomstarter, Краудфандинг
Как обмануть людей на 800 тысяч без последствий или Сказка о Полярном Длиннопост, Обман, Александр Полярный, Книги, Boomstarter, Краудфандинг
Как обмануть людей на 800 тысяч без последствий или Сказка о Полярном Длиннопост, Обман, Александр Полярный, Книги, Boomstarter, Краудфандинг
Как обмануть людей на 800 тысяч без последствий или Сказка о Полярном Длиннопост, Обман, Александр Полярный, Книги, Boomstarter, Краудфандинг

Ради того, чтобы поругать Сашу как следует, я эту книгу прочитал, разумеется, онлайн, легально, но бесплатно, чтобы не поощрять автора деньгой и +1 продажей. У меня на это ушло 26 минут. 26 минут на книгу в 160 страниц, которая продаётся за 370 рублей. Это, извините, 10 секунд/страница или примерно в 3 раза меньшая плотность контента, чем я привык. А ещё эта книга раза в полтора-два толще, чем ей бы следовало быть. Для сравнения две книги одного издательства и сходной толщины, но разных серий, авторов и качества: Саши Полярного и Макс Фрай. Санёк вроде бы сам выбирал бумагу — и выбрал такую, чтобы книга не выглядела тоненькой брошюрой — и шрифт (говорят, Times New Roman, 16, во что я охотно верю) для своей книги.

Кстати, справедливости ради добавлю пару цитат из первых глав, чтобы вы могли оценить, насколько автор может в логику повествования литературный русский язык, пунктуацию и орфографию (кое-что из этого отредактировано, но многое — нет):

Все началось еще много лет назад… Одиночество преследует меня с самого рождения. Интересно, что чувствует крошечный ребенок, когда родители оставляют его у порога детдома, нажимают на кнопку звонка и уходят в темноту? Сотрудники детдома называют ее «кнопкой подлецов». (Это я узнал позже, когда мне было 13 лет.)
Прошло совсем немного времени, но мне пришлось смириться: справедливости в мире нет. Из собственных вещей – только шкафчик у двухъярусной кровати, а шрамы на коленях напоминают, как мне не хватает мамы. Я никак не мог понять, почему меня бросили и в чем я так успел провиниться?
мадам Илона
с мистером Джеком

Поясню: как и «мадам», «мистер» относится к фамилии и заменяет имя, за исключением, например, имени вот этой женщины.

молодая девушка с теплым цветом волос и голубыми глазами
позвонили из службы дорожного патруля
…Мы прошли в холл, я развязала шарф, расстегнула пуговицы на пальто и встала в очередь в раздевалку. Мэри трещала без остановки что-то про богатых и красивых кавалеров, про мужчин в разводе.
Через несколько минут мы были в зале. Места действительно оказались хорошие.
…Большая заснеженная сцена. Новогодние декорации.
«Очень уютно и одновременно торжественно», – промелькнуло в голове у Зои.
Поясню ещё раз: здесь автор внезапно меняет повествование от первого лица («я развязала шарф») на повествование от третьего «в голове у Зои»: «я» и «Зои» — это по идее один и тот же человек. Проблемы с лицами возникают постоянно: в зависимости от главы, абзаца и желания левой пятки автора подобного рода изменения происходят постоянно. У меня ощущение, что я читаю плохой фанфик, даже не хватает трахающихся друг с другом двенадцатилетних мальчиков.

И в целом всё очень сумбурно, ничего непонятно, но люди в интернете говорят, что плачут на каждом абзаце и даже не потому, что это всё до ужаса бездарно.


Тлеющие ветви леса Блум или наёб на 788 645 рублей

На своё первое дерьмо творение Полярный собрал 413 тысяч рублей на Boomstarter. Проект начался осенью 2015 года и книга была напечатана, подписана и отправлена в первой половине 2016. Люди радовались, фоткали книги, а потом Саня взял и выложил всё в открытый доступ. И хер бы с ним.


Прошло полгода и в сентябре вдохновлённый успехом Саня начал свой новый проект: «Тлеющие ветви леса Блум», доказав миру, что проблема у него не только с умением писать, но и с выбором названий для книги: новый шедевр называется, как книга про феечек с целевой аудиторией возрастом лет эдак шесть.

Саня успешно собрал денег, опубликовал картинку, надпись на которой мне сложно не прочитать как «волшебству блять» и пообещал электронную версию книги к 31 декабря 2016 года.

Как обмануть людей на 800 тысяч без последствий или Сказка о Полярном Длиннопост, Обман, Александр Полярный, Книги, Boomstarter, Краудфандинг

Но 31 декабря ничего не случилось, и до 31 мая он кормил людей оправданиями (1, 2, 3, 4), что работа идёт, книжка будет, а те, кто ждут, молодцы. 31 первого мая он выкатил пост, в котором жаловался на жизнь и сыпал числами, лишь бы его и без того доверчивая аудитория распереживалась, посочувствовала и простила ему задержку в полгода.

Из 788 645 рублей, я получил чистой прибылью минус 25 226 рублей.

В переводе на русский, он эти 25 тысяч потерял.

Как мне кажется у меня получилось сделать все на серьезном уровне, хоть и в минус, хоть и с огромным опозданием в несколько месяцев. Книга уже почти готова и

Что именно «и», непонятно, потому что дальше идут числа, в том числе, и эти:

9 разных напечатанных «Макетов» книги на «Цифре» - 8700 рублей (типографии постоянно печатают не те цвета. Мелованная обложка вышла слишком темная. А обычная, еще хуже. Пришлось перепечатывать много вариантов, пока я не нашел самый крутой)
Печать тиража 2000 книг - 131 000 рублей (я собрал книжку из самых крутых материалов, вроде плотных страниц и тд)
Во-первых, автор очень любит «самое крутое». Во-вторых, «не те цвета» могут быть проблемой не типографии, а дешёвого некалиброванного монитора заказчика (а ещё можно просить денег назад за некачественную услугу). В-третьих, «самые крутые материалы» скорее всего будут означать, что книга окажется в два раза толще, чем ей следует быть. Ура, очередной развод на деньги.
продал свой объектив Canon f/4 24-105mm (24 000 рублей)

Новый объектив должен стоить порядка тысячи долларов. Низкая цена не очень понятна, потому что оптика не склонна так быстро терять в цене, а рубль уже устремился вниз.


24 августа автор опубликовал свой последний пост с обещаниями скоро выпустить книгу. С тех пор страница проекта на Бумстартере молчит, а автор изредка пишет в комментариях, что готов кому-то из просящих вернуть деньги (которых стало больше вчера-сегодня и ниже объясню, почему): 

Как обмануть людей на 800 тысяч без последствий или Сказка о Полярном Длиннопост, Обман, Александр Полярный, Книги, Boomstarter, Краудфандинг

Подобная стратегия не уникальна для проекта Санька. Примерно в одно с ним (проектом, не Саньком) время был создан Cicret Bracelet, для которого тоже переносили дату, а затем просто перестали её упоминать (вот англоязычное видео, где об этом рассказывают). Сейчас информацию о том революционном проекте просто не найти. Ровно как и обновлений относительно «Тлеющих ветвей».

Жизнь после наёба или некупленный Мерседес

В период с середины 2016 по начало 2018 у Сани почти нет постов. По крайней мере, адекватной информативности. Очевидно, он их удалил в надежде, что люди не заметят, как он там рекламирует открытки и трёт комменты. Так вот, заметили, ровно как и удалённые посты.


За всё время после «Тлеющих ветвей» у него появилось только четыре поста про товары/услуги, да и те про его хорошесть и благотворительность: вот этот и ещё раз, два, три. И да, он очень любит плотную бумагу и напоминать, какой он добрый и пушистый (см. вот).

Как обмануть людей на 800 тысяч без последствий или Сказка о Полярном Длиннопост, Обман, Александр Полярный, Книги, Boomstarter, Краудфандинг

А вчера он опубликовал пост, в котором обещал разыграть полторы тонны или почти 6 тысяч книг (это я считал сам, получилось 5859 с мелочью).

Затем пост удалили со ссылкой на правило сообщества (пруф и ещё один), а сам Полярный написал, что

На деньги, которые я потратил на эти книги, я мог бы купить себе мерседес.

Считаем: 6000 (примерное количесво)*396 (розничная цена Лабиринта)=2376000. Действительно Мерседес (хотя у него и так есть новая Шкода, которую видно тут).


Затем он выложил повторный пост (этот и такой же).

Я ДАЖЕ ТЕПЕРЬ НЕ ЗНАЮ, КАКИМ ОБРАЗОМ МНЕ НАЙТИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ УЧАСТВОВАЛИ В КОНКУРСЕ. Я В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ РАЗДАМ ЭТИ КНИГИ СРЕДИ ПОДПИСЧИКОВ, НО ТАМ НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ КНИГ, КАК МНЕ НАЙТИ ЭТИХ ЛЮДЕЙ?
Я самый обычный автор, который очень любит книги и хочет, чтобы люди в моей стране были умными и начитанными.
Автор он, кстати, скорее плохой, чем обычный, а ум и его книга решительно никак не связаны.


Заканчивается пост так:

Я ни к чему не призываю, но мне кажется, что будет справедливо, если как можно больше людей узнают об этой ситуации.
Вы знаете что делать.
Спасибо.
Так вот, Санёк, не знаем, но у меня есть пара идей.


Кто виноват, что делать?

Саша, виноват ты. С этим, надеюсь, разобрались.


Что делать? Закончить конкурс или отправить полтонны книг из полутора, а на сэкономленные полтора миллиона рублей отправить ту книгу, которую ты три года назад начал обещать, заказавшим людям. Пока ты ведёшь себя как редкостный козлина, упорно проецирующий не относящееся к реальности изображение милого тебя.


P.S.

Если кто в чём сомневается, можете потыкать ссылки, должны быть правильными. И заодно спасибо, что дочитали.


И бонус.

Показать полностью 8
53

Краудфандинг в России. Как мы открывали антикафе.

Привет всем!

Продолжаю рассказывать о том, как мы с друзьями держим антикафе в Питере. В предыдущих постах вы можете прочитать об особенностях нашего проекта; в этом речь пойдет об успешном краудфандинге. Это не реклама, имен раскрывать не хочу, так что скрины будут подчищенные.


Мы открылись в июле 2014 - крошечный домик в Петроградских дворах. Мы были студентами-художниками, опыта у нас не было, в итоге получилось странное место: эдакая смесь мастерской, локации из Baldur's gate и кукольного домика. Мы готовили кофе в турке, заваривали литровые чайники пуэра, по вечерам показывали кино на простыне, проводили лекции и вечера поэзии. Постепенно сарафанное радио заработало, и к нам пошли люди.

Время шло, мы нарабатывали опыт, участвовали в Ресторанных днях и заводили знакомства.

К лету 2016 посетители как-то окончательно перестали вмещаться в те несчастные 20 квадратных метров, что мы занимали. Так что пришла резонная мысль расшириться, а, так как залежей пиастров у нас не водилось, мы решили попробовать краудфандинг.


Пока в мире царит Кикстартер, которому мы нафиг не сдались, в России есть две больших площадки: Планета и Бумстартер. Изучив вопрос, мы остановили свой выбор на Бумстартере: во-первых, сайт красивее и понятнее, во-вторых он лучше подходил под наш проект. Бумстартер больше ориентирован на смежные виды деятельности, посередине между бизнесом и социалкой. Мы со своей нефиксированной системой оплаты отлично туда вписывались.


Механика следующая: ты регистрируешься на сайте, нажимаешь заветную кнопочку "Создать проект". Читаешь и смотришь предложенные материалы. А дальше заполняешь страничку проекта.

Самым геморройным оказалось сделать промо-видео, обязательное для создания проекта. Да, мы делали его сами. На коленке. Из фотографий, небольших видеовставок и проникновенного закадрового текста. Впрочем, вышло трогательно, но пересматривать я его не хочу)

Дальше - текст по шаблону, как в ЕГЭ. Кто мы такие, чего хотим, что нам для этого надо и почему нам стоит дать денег. С этим мы справились быстро.

Дальше - сумма и "бизнес-план", на самом деле - примерная смета. Тоже составленная на коленке и, на удивление, впоследствии оказавшаяся довольно точной.

Краудфандинг в России. Как мы открывали антикафе. Краудфандинг, Boomstarter, Санкт-Петербург, Антикафе, Donation, Длиннопост

Мы поставили себе сумму сбора в 300К. Рассчитывали абсолютно по минималкам, понимая, что после ремонта будет вкладываться еще год как минимум. Плюс такса Бумстартеру - в итоге нужно было собрать 389.611 рублей - такая замечательная, совершенно некруглая сумма.

И последний штрих - призы для спонсоров. По сути своей система краудфандинга идеально подходит для запуска какого-то производства. выпуска настольной игры и т.п. - в таком случае "призы для спонсоров" - это просто предпродажа по более низкой стоимости. В случае с открытием какого-то места все немного сложнее, но мы изучили опыт предшественников и сделали большую палитру призов: продающаяся у нас мелочевка была разбавлена абонементами на пребывание в пространстве и участие в мероприятиях.

Вот проект и готов! К созданному проекту на Бумстартере прикрепляют менеджера, который курирует проект. После того, как мы кое-что подправили и согласовали период сбора (предлагали 30 дней, мы уговорили на 40), проект был запущен.


Как проходит краудфандинговая кампания? Не стоит рассчитывать на информационные ресурсы платформы, на которые вам туманно намекают ознакомительные тексты и менеджер. Платформа - это большой электронный кошелёк. Если вы соберете нужную сумму в срок - деньги передадут вам. Если не соберете - деньги вернутся в личные кабинеты спонсоров.


Так что рекламу проекта вы будете обеспечивать своими силами. В первую очередь это личные сообщения друзьям в соцсетях, с просьбой поддержать проект или распространить информацию. Реклама в подходящих пабликах. Посты в собственном. Для того, чтобы сбор средств шел веселее, Бумстартер предусмотрел статистику взносов.

Краудфандинг в России. Как мы открывали антикафе. Краудфандинг, Boomstarter, Санкт-Петербург, Антикафе, Donation, Длиннопост

В первые две недели мы собрали около 120 тысяч рублей. Затем сбор пошел медленнее. На 25 день мы едва перевалили за половину нужной суммы. В общем, мы уже как-то и не рассчитывали, но...

В последнюю неделю сбора нам перевёл 100 тысяч неизвестный спонсор. Нам нашли его на Фейсбуке и написали письмо с благодарностями, в ответ получили что-то вроде: "Да не за что, мне понравился ваш проект, может, как-нибудь зайду..." Так мы его до сих пор и не видели.

В общем, нам Очень Повезло.

За последнюю неделю собрали даже на 30К больше минимальной суммы.


По правилам Бумстартера после завершения сбора они присылают на почту документ о передаче денежных средств на карту. Ты его подписываешь и отсылаешь им(мы передали срочным курьером). Через месяц после получения письма они перечисляют тебе деньги.


К концу оговоренного месяца мы отослали призы спонсорам и подыскали себе помещение и, поскольку оно нам очень понравилось, заключили договор, не дожидаясь перевода от Бумстартера. И вот тут был очень неприятный момент - перевод они задержали на несколько дней, причем отказывались выдавать какую-либо информацию по этому поводу и связывать с теми, кто может что-то сообщить. Но нам подсказали телефоны управляющего состава, мы связались с ними, и деньги перевели в тот же день. До сих пор не знаю - это у них регулярная практика или разовый косяк.


В целом впечатления от Бумстартера смешанные. С одной стороны - удобно, красиво, здорово, что средства спонсоров вернутся к ним в случае неудачного сбора. С другой стороны, не понравилось некоторое несоответствие информации при создании проекта с реалиями. Прикрепленный к проекту менеджер как-то не нужен: по факту это не менеджер, а советчик по типу К.О. Одновременно с нами шли десятки кампаний по сбору средств, но группа Бумстартера в контакте не разместила информацию ни об одном из них - последний пост был месячной давности. При том, что группа активная, живая. Написали админам, те мягко послали. Ну и задержка средств (я все-таки надеюсь, что дело было в технической неполадке) просто подпортила нервы.

Но пенять на компанию, на площадке которой мы успешно собрали деньги, как-то не хочется.

Краудфандинг в России. Как мы открывали антикафе. Краудфандинг, Boomstarter, Санкт-Петербург, Антикафе, Donation, Длиннопост

Спасибо всем за внимание)

Показать полностью 3
106

Страх и ненависть в краудфандинге

До этого  я писал, как создавал Леммингов. Теперь хочу рассказать о моём опыте самиздата.


Итак, есть игра, теперь нужно или нести её в издательство, или печатать самому. Издатель перерисует арты, изменит правила, и сделает ещё кучу всего, чтобы сделать из моих Леммингов «конфеты». Но как пел классик: «есть один момент».


Роялти (вознаграждение) авторов в России у издательств примерно 5-7% от оптовой цены. Оптовая цена в 2 раза ниже розничной.

Издавать самому рискованно. Тем более, по опыту знаю, что автор и продавец игр – два абсолютно разных человека. А если я всё-таки окажусь хорошим автором, то продажник из меня точно никакой.


С другой стороны, мне же надо просто напечатать и продать нескольким сетевым оптовикам. Обычно в типографиях минимальный тираж 500-1000 шт. Договорился с типографией по цене. Сумма хоть и большая, но подъёмная - реально подкопить, занять, украсть. И вообще, авантюра с самиздатом выглядит более интересной и грозит кучей впечатлений.


А ещё мне подсказали, что есть возможность прогнать через краудфандинг. Показать всем какая у меня классная игра, собрать денег на первую партию, и даже не надо копить и занимать. Огонь!


С краудфандингом я ни разу в жизни не сталкивался, но слово мне понравилось, как и стартап. Звучит красиво и сулит избавлением от финансовых заморочек.


Для настольных игр я подобрал 3 площадки:

Crowd Games – там меня послали на… сказали, что не занимаются российскими проектами, только локализациями.

CrowdRepublic – оказывается хоббиворлдовская площадка, даже не стал писать.

Остаётся Boomstarter, но они берут деньги за всё. Пообщался, поторговался, отказался практически от всех услуг продвижения, дороговато просят, лучше я сам. Но зато потом буду хвастаться значком «Успешный Boomstarter» на коробке:) То, что он будет успешный, я нисколько не сомневался.


Примерно за месяц основательно подготовились: отфотографировали игру, отсняли все видосы. Главный ролик решили сделать о нас - авторах игры. Когда монтировали ролики, решили попробовать оставить неудачные, смешные дубли, как у Джеки Чана:) Поржали, и поставили этот вариант официальным роликом в Boomstarter и запустили проект.


Реальность


В начале, вроде, неплохо. Поддержала гильдия разработчиков. С OMGames запустили конкурс репостов. Разослал всем подряд информацию. Сижу гипнотизирую телефон в ожидании новых сообщений о покупке.

Страх и ненависть в краудфандинге Boomstarter, Краудфандинг, Лемминги, Настольные игры, Настолки, Стартап, Мини-Игры, Бизнес, Длиннопост

По факту, купили только те люди, которые реально играли в игру на этапе тестирования, и ещё человек 5 анонимусов. Может с Boomstarter, может с репостов. Дальше люди кончились.

Что-то я явно делаю не так. Начал искать другие инструменты. Вычитал, что неплохой инструмент привлечения это договорится с автором успешного проекта на Boomstarter, чтобы они написали у себя в новостях про моих зверьков, и эту бы новость увидели все когда-то реально покупавшие на Boomstarter люди.


Я начал писать авторам, заодно и поспрашивал как лучше рекламироваться, какие-то может есть хитрости, инсайды. Я столкнулся или с полным игнором, или выплеском негатива: «Никогда не говори при мне слово Boomstarter или я тебя ударю!». Но наконец-то мне ответили нормально. Парень предложил поболтать по телефону. Когда болтали, я понял, что где-то уже слышал этот американский акцент, потом вспомнил что на радио Маяк:) Видимо, Тим Керби не псевдоним, а реальное имя) По его словам, весь краудфандинг в России уже давно не является народным, а используется только «корпорациями». А проект игры был успешен благодаря его личной известности.


Дальше от разных людей выяснилось, что:


-  Репосты в ВК работают неправильно. В смысле, репостят конечно и в группы вступают, но никто из них не покупает. Видимо, люди, репостящие в ВК и покупающие на краудфандинговых площадках - это разные люди.


- Реклама на самом Boomstarter не приносит никакого эффекта. От слова совсем. Хорошо, что я изначально в неё не вложился.


Но всё равно людей должно было быть больше! Значит что-то не так с моей подачей игры. Дальше я начал курить бороду, думать, спрашивать людей.


В итоге пришёл к следующим выводам:


1. Первый ролик конечно должен был быть об игре, а не об авторах. Но с этим уже ничего не поделаешь, вносить изменения нельзя.


2. В таком виде лучший способ продвижения игры – это показ вживую. Живым людям. Бесконечно общаться. И разговаривать. Кошмар. Мне не подходит.


3. У меня ошибки с целевой аудиторией. Если эта игра для вечеринок, то почему она выглядит как детская игрушка. Подростки считают себя взрослыми и не станут покупать товары для малышей. Видимо, поэтому во "Взрывных котятах" столько пошлости.


4. За 200-300 руб в маленькой коробочке она не воспринимается как игра. Люди в первую очередь покупают коробку, а не игру. Хоть я и пытаюсь всем доказать: Люди! Зачем вам это!? Я же для вас делал максимально дешёвой и компактной! Откройте глаза! Это грёбаный маркетинг!


В итоге пришлось принять и это. И вся эта моя борьба за справедливость никому не нужна.

Выглядит конечно всё печально, но тут до меня дошло! Так блин! А я же никому ничего не платил, в типографии не печатал. Я продаю картинки на мониторе. Я вовремя сохранился и всё могу поменять! Переделаю коробку, пусть будет подороже. Зато будет продаваться в реальности. А на Boomstarter в крайнем случае сам выкуплю, всё равно же изначально на свои собирался печататься.


Итог:

На краудфандинговых площадках, к сожалению, не сидят куча меценатов, которые ждут во что бы вложиться. Практически каждый купивший человек - приведён мной за ручку. Сейчас народное финансирование используется в основном не для стартапов, как было задумано, а крупными издательствами для запуска нового продукта на рынок.

А лично для меня это скорее игра в магазин, симуляция реального рынка, которая вправляет мозги. Не скажу что это приятно, скорее больно. Но, видимо, нужно.


Как я делал Леммингов

Проект на Boomstarter

Страх и ненависть в краудфандинге Boomstarter, Краудфандинг, Лемминги, Настольные игры, Настолки, Стартап, Мини-Игры, Бизнес, Длиннопост
Показать полностью 2
86

«Как издать свою игру через краудфандинг?», часть первая

«Как издать свою игру через краудфандинг?», часть первая Краудфандинг, Boomstarter, Crowdfinding, Crowdrepublic, Planetaru, Indiegogo, Kickstarter, Настольные игры, Длиннопост

Эта статья — плод исследований, которые мы провели, готовя или занимаясь собственными краудфандинговыми кампаниями. При подготовке к нашим проектам мы пропустили через себя пару миллионов букв, отсмотрели около тридцати отечественных краудфандингов и опросили команды более десятка из них. Список всех давших нам интервью команд — со ссылками на их проекты — вы можете увидеть в конце этой статьи.


Все эти проекты были непосредственно связаны с созданием игр в самых разных формах. Это были и компьютерные, и настольные, и ролевые — но исключительно игры. Поэтому, хотя мы и полагаем, что большинство наших советов носят общий характер, главная аудитория этой статьи — игроделы всех мастей, желающие попытать свое счастье в краудфандинге.


При этом, наша статья призвана не столько досконально описать весь процесс кампании (эти знания легко почерпнуть, например, из школы бумстартера https://boomstarter ru/help/school), а, скорее, дать несколько ценных (как мы надеемся) советов и акцентировать внимание уважаемых читателей на определенных наиболее значимых моментах.


Кто мы такие, что даём советы? Об этом напишу в самом конце статьи. Сейчас только упомяну, что один из авторов статьи собрал 540+ тысяч рублей на издание настольной игры.


Что такое краудфандинг сегодня, и с чем его едят?


За последние три года прошёл вау-эффект от самой возможности скинуться всем миром на что-то хорошее. Аудитория пресытилась и стала более требовательной к качеству как самого продукта, так и оформления его кампании.


Тем не менее, около 40% игровых проектов успешно достигают заявленных сумм. И это чертовски много — если посмотреть на вещи здраво. Например, в категории «Игры» на Кикстартере рейтинг успеха в 2016 году составлял 37,3%.

«Как издать свою игру через краудфандинг?», часть первая Краудфандинг, Boomstarter, Crowdfinding, Crowdrepublic, Planetaru, Indiegogo, Kickstarter, Настольные игры, Длиннопост

Кстати, если вам интересно, есть специальный сайт CrowdPublishing.ru, посвященный аналитике российских проектов на Кикстартере. Например там есть вот такая сводная таблица (https://docs.google.com/spreadsheets/d/13FYsip4e1yOo4aLgDrdC...) почти по всем «нашим» проектам, запускавшимся за океаном.


Так или иначе, мы можем констатировать, что с каждым годом краудфандинг всё требовательнее к вложениям со стороны команды проекта. Многие крупные компании рассматривают его в первую очередь как рекламную и маркетинговую площадку, тесня «честный краудфандинг».


С другой стороны, то же самое можете делать и вы. На краудфандинге можно прекрасно прорекламировать вашу игру и выяснить, «окажется ли она кому-то ещё настолько интересна, что незнакомые вам люди будут готовы поддержать его финансово» (Фёдор Корженков, Экономикус)


Здесь же идёт возможность собрать отзывы конечных пользователей задолго до релиза, и понять, как ваша аудитория воспринимает то, что вы делаете; что ей в вашей игре больше всего нравится, а что вызывает сомнения. Так вы сможете и улучшить продукт и скорректировать своё позиционирование на рынке.


Работая с аудиторией, вы подготавливаете армию поклонников, которая в будущем станет вашей ядерной фанбазой. Так, например, проект The Executioner студии Lesser Evil Games, хоть и не собрал желаемую сумму, но с лёгкостью проскочил гринлайт в стиме — ведь его уже знало и ждало множество людей.


И всё же от магазина предпродажи краудфандинг отличает некое необычайно важное обстоятельство. Вот что сказал нам Иван Словцов из студии Ice-Pick Lodge: «На самом деле происходит вовсе не покупка финального продукта. Люди покупают не игру, а мечту о ней. И некоторые потом даже не помнят, что что-то купили».

«Как издать свою игру через краудфандинг?», часть первая Краудфандинг, Boomstarter, Crowdfinding, Crowdrepublic, Planetaru, Indiegogo, Kickstarter, Настольные игры, Длиннопост

Из этого следует, что радость бэкера — это не столько радость обладания чем-то в далёком будущем, сколько радость сопричастности, эмоциональное переживание или непосредственный фан, полученные в момент просмотра вашей странички. Именно поэтому столь легко проходят кампании, взывающие к ностальгии или вызывающие так называемый вау-эффект (с этим может справиться, например, удачный видеоролик). Если вы сумеете построить кампанию с учётом этого факта, шанс на её успешное завершение будет намного выше.


Резюмируя эту часть: Хорошенько подумайте о том, чего именно вы хотите добиться — помимо сбора денег — и какие шаги предпримете, чтобы этих целей достичь.


Подготовка


Главное, что нужно сказать о подготовке: её не бывает достаточно. Около половины опрошенных нами команд в качестве главной своей ошибки указали недостаточную подготовку.


Месяц — минимальный срок, за который начинали готовиться практически все успешные кампании, даже самые скромные. Большинство тратило на подготовку по нескольку месяцев, в режиме той или иной степени расслабленности.


Конечно, реально необходимый срок подготовки зависит от многих факторов: подготовленная фанбаза, договорённости с каналами продвижения, а также от дерзновенности проекта и требуемой суммы.


На основе собранных мнений мы можем сказать, что, в среднем, подготовка кампании занимает два-три месяца (в нашем списке в конце статьи люди, начавшие готовиться всего за неделю, набирают меньше), в течение которых один человек занят почти всё время. Эпизодически к кампании подключаются специалисты, способные выполнить непосильную вам задачу (например, снять качественное видео). А действительно серьёзные проекты требуют постоянных усилий нескольких человек. Хотя можно и обойтись одним человеком на полной заятости, но тогда вы рискуете «недожать» всё возможное из своего проекта.


За время подготовки нужно:

Рассчитать бюджет проекта. Чтобы как минимум не провести кампанию себе в убыток, щедрой рукой раздавая награды и выставляя невыполнимые сроки и сверхцели.

Составить план ведения кампании. Приоретизировать задачи, расставить им сроки исполнения. Лучше всего, чтобы ваш план быть модульным: это позволит вам, пожертвовать некоторыми менее важными задачами в пользу внезапно образовавшихся неотложных дел.

Провести анализ прохожих проектов. Лучше не за всю историю краудфандинга, а где-то за последний год. Так можно получить актуальные сведения, а ещё учесть сезонность и, не углубляясь в старину, изучить проекты, запускавшиеся в то же время года, понять причины их успехов и провалов.

Выбрать время старта кампании.

Выбрать площадку, договориться с ней и подписать документы.

Создать набор наград и сверхцелей.

Подготовить оформление вашей страницы (видео, картинки и дизайн, награды, сверхцели и т.п.) и получить одобрение от администрации площадки.

Написать часть будущих апдейтов. Это гораздо проще, чем выдумывать их на ходу.

Продумать доставку вашей игры и всех дополнительных наград до спонсоров.

Подготовить прессу, группы в соцсетях, летсплееров и все прочие доступные вам каналы продвижения.

Активизировать вашу фанбазу, если она у вас есть. Или начать её создавать.


Лучше уделите время подготовке, нежели самой кампании. Если у вас есть в запасе, скажем, четыре месяца, потратьте три из них на приготовления и один — на проведение кампании. Так вы добьётесь гораздо большего успеха, чем уложившись в два месяца подготовки и отдав остаток самой кампании. Догонять идущий поезд очень сложно. Причин тому много, но ограничимся ключевой: первый день самый важный.


Есть прямая и очень чёткая зависимость между тем, сколько денег собрано за первые один-два дня, и тем, сколько денег будет собрано всего. Если после первых двух суток сумма составляет около половины от заявленной, то кампания, скорее всего, будет успешной. Если же в первый день проект собирает слишком мало, наступает каскадный эффект: никто не хочет поддерживать обречённое на неудачу дело. Такую кампанию невероятно сложно «реабилитировать».


Теперь давайте пройдёмся подробнее по конкретным пунктам стадии подготовки.


Затраты и заявленная сумма


Чтобы посчитать затраты, вам нужно учесть:

+Трату собственного времени на подготовку и проведение кампании;

+Оплату времени сторонних специалистов, чья помощь вам неизбежно потребуется в подготовке и ходе кампании;

+Сумму на реализацию самого проекта (с учетом наград и сверхцелей);

+Налоги;

+Комиссию площадки;

+Для иностранных площадок также следует учесть расходы на посредников или регистрацию иностранного юрлица;

+Расходы на доставку игры и наград до спонсоров;

+Непредвиденные расходы.


В последние годы идет тенденция на все большее снижение запрашиваемой суммы. Большинство наших респондентов существенно занижали запрашиваемую сумму, относительно реальных затрат на производство игры, изначально собираясь доплачивать разницу из своего кармана.


В связи с этим, не вредно будет сравнить себя с другими проектами, претендующими на те же деньги, оценить их продукт и оформление странички и проследить их судьбу.


Занижение суммы не только выгодно выделяет ваш проект из числа похожих, но и облегчает старт кампании, позволяя ей быстро добиться статуса «успешной». Кроме того, это помогает обойти принцип «все или ничего», исповедуемыймногими площадками. Он означает, что автор получает деньги только в случае успешного проекта.


Федор Корженков (Экономикус): «В качестве целевой суммы была указана осознанно небольшая сумма, исключительно из соображений, что её реально будет собрать быстро и получить эффект «успешного проекта, собравшего 100% целевой суммы». Собственно так и произошло - целевая сумма была достигнута за несколько дней. По объёму заявленная сумма была менее 5% стоимости тиража.»


С другой стороны, есть опасность, что ваши спонсоры, добравшись до 100%, на этом и остановятся. Частично бороться с этим помогают сверхцели, и тут многое зависит от того, насколько заманчивыми они будут.


Хорошим решением будет вынесение части вашего проекта из базовой суммы в одну из первых сверхцелей. Однако, если вы не подумаете и отрежете кусок, который смотрится как неотделимая часть игры, то рискуете нарваться на справедливое возмущение пользователей.


Дополнительные куски игры, которую вы предлагаете, на самом деле должны быть дополнительными. Например в «Рейдерах» это карты для особых режимов игры, которые никогда не потеснят основные режимы ввиду своей специфичности.


Не забывайте про комиссию платежных систем (5%), площадки (от 3,5 до 5%) и налоги (6% если вы юрлицо или 13% если физик) — итого от 14,5 до 23% собранных вами средств уйдет не вам.


Илья Гандкин (Поводильник: сериал): «Краудфандинг это ад. Я ненавижу это ***. Получаешь за вычетом посредников-***средников — ничего. Мы бабки увидим в июле. (сборы закончились 24 марта — прим.авт.) Ненавижу. Моя позиция — всё это *** нужно законодательно запретить, если не хотят нормально работать.»


Время старта


Самое важное, что касается старта, мы уже упоминали — необходимо отмобилизовать максимум ваших потенциальных спонсоров так, чтобы они пришли к вам на страничку в первый день.


Объявлять время старта следует сильно заранее, и не забыть за сутки-двое напомнить о нем ещё раз. Аудитория должна ждать момента, чтобы отдать вам свои деньги. Вся ваша работа с прессой и фанбазой должна быть направлена в первую очередь на это.


На это также работает награда для «ранних пташек» (ограниченное предложение со скидкой). Желающие получить игру дешевле будут мониторить дату начала. (В тех же «Рейдерах» 20 ранних пташек было раскуплено в первые 7 минут).


Студия Ice-Pick Lodge перед краудфандингом ремейка игры «Мор. Утопия» (Pathologic) запустила ARG («игра в альтернативной реальности» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0_%D0%B...) длиной в месяц, в которую был встроен обратный отсчёт до запуска кикстартера. ARG постоянно создавало инфоповоды и подогревала интерес фанатов.


Если вы не успеваете активизировать вашу фанбазу и прессу или не можете показать им достойное оформление, лучше отложите запуск, а не пытайтесь наверстать по ходу. Скорее всего, из этого ничего не выйдет. Выходить на краудфандинг следует тогда, когда у вашей игры есть эффект узнавания — про неё кто-то где-то уже слышал. Нужны «посевы» — заблаговременные публикации об игре в разных сообществах по теме и около неё.


Что касается даты старта, традиционно считается, что лето — это мёртвый сезон, когда любая активность снижается вдвое. Между прочими временами года значительных отличий нет. (Если не считать длинных январских праздников).


Для крупных проектов, которые борются за внимание журналистов и временные слоты между релизами конкурентов, нужно выбирать время запуска так, чтобы взоры публики не оказались в этот момент сосредоточены на ком-то другом.


Лучшим днём для того, чтобы ваша новость была замечена, считается вторник или четверг: в эти дни у человека, работающего по стандартному графику, самое подходящее сочетание активности и расслабленности. Идеально будет попасть на день зарплаты или сразу после него (чаще всего это 1-ое и 15-ое число месяца).


При этом важно не угодить на какие-нибудь праздники (праздники — это маленькое лето!). Если ваша целевая аудитория живёт за рубежом, рекомендуем изучить их красные дни календаря.


Поскольку в последний день кампании также нередко бывает значительный всплеск активности, то для завершения кампании стоит подбирать похожий по характеристикам день.

«Как издать свою игру через краудфандинг?», часть первая Краудфандинг, Boomstarter, Crowdfinding, Crowdrepublic, Planetaru, Indiegogo, Kickstarter, Настольные игры, Длиннопост

Сборы «Рейдеров» — много в начале и немало в конце.


Хорошо, если ваш запуск совпадает с тематическим фестивалем (геймконом, игроконом, комикконом, ролеконом или еще каким-нибудь коном) или другим значимым для вашей целевой аудитории событием, где вы сможете дополнительно прорекламировать себя.


Что касается времени суток, тут стоит учесть два фактора.


Во-первых, лучше запускать проект в первой половине (чтобы максимально увеличить длину первого дня) для вашей целевой аудитории. Запускать проект ночью — плохая идея. Поэтому, если вы нацелились на иностранную публику, то не забудьте про часовые пояса.


А во-вторых, всегда есть вероятность, что вы где-то допустили какие-то косяки, которые надо будет срочно исправить. Поэтому будьте готовы после запуска не ложиться спать, а следить за первыми отзывами спонсоров и реагировать на них максимально оперативно.


Выбор площадки


Самый судьбоносный выбор — отечественная или западная площадка — вероятно, будет для вас очевидным. Нужно идти туда, где живёт ваша аудитория, и где вы видите рынок для будущей игры.


А вот и наш анализ различий между всеми вариантами:


Западные площадки


Плюсы:

+Аудитория намного больше. Собственные посетители площадки могут сделать вам половину сборов.

+Аудитория богаче — достаточно сравнить суммы сборов между запускавшимися на нашей площадке и на западной, в нашей таблице в конце статьи.


Минусы:

-Требуется посредник с юрлицом, или вы должны стать резидентом страны.

-Оформление документов будет сложнее.

-Вся поддержка кампании и переписка ведётся на английском (в команде нужен человек, способный свободно изъясняться и имеющий много свободного времени).

-Аудитория искушённая и меньше склонна прощать ошибки.

-Возможен «чаржбек» — это когда в момент окончания кампании у спонсоров нет денег на картах и списания не происходит.


Две основные западные площадки: Кикстартер и Индигого.

«Как издать свою игру через краудфандинг?», часть первая Краудфандинг, Boomstarter, Crowdfinding, Crowdrepublic, Planetaru, Indiegogo, Kickstarter, Настольные игры, Длиннопост

Кикстартер

=Посещаемость намного выше;

=Процент успешных компаний больше;

=Модель «все или ничего». Это и плюс, и минус. Минус очевиден, а плюс такой - согласно статистике, кампании, не работающие по принципу «все или ничего», собирают нужную сумму реже;

=Более ориентирован на игры (Самая денежная категория — дизайн, за ней — технологии, третье место — игры);

=Требуется быть резидентом США или найти посредника и заплатить ему процент.


Индигого

=Можно выбрать модель «всё или ничего» или «получить все, что собрали» (при этом платится разный процент площадке);

=Невысокая комиссия;

=Площадке не важно, в какой стране вы находитесь, достаточно иметь валютный счет в банке, не нужен посредник;

=Более лояльная администрация, лучше подходит для команд, не способных на хорошую рекламную кампанию.

=Сравнительно много мошенников и проектов по результатам которых спонсоры не получили ничего;

=Больше подходит для сбора небольших сумм.


Немного поговорим о юридическом пути, которым придется пройти, если вы решите собирать деньги через кикстартер, не пользуясь услугами посредника.


Увы, для этого вам нужно стать резидентом одной из стран, с которыми кикстартер имеет дело и иметь там счет в банке. По этой ссылке можно посмотреть на эпизодически обновляющийся список этих стран.


При этом основная аудитория кикстартера — американцы, и лучше всего для них быть резидентом США и проводить все операции в долларах.


Процесс получения банковского счета в США достаточно сложен. Во-первых, в разных штатах различное законодательство. Где-то сложная бюрократическая процедура, где-то высокие налоги.


Процедура состоит из:

=Получения EIN (налогового номера);

=Открытие юрлица в одном из штатов;

=Открытия счета в банке.


И, хотя первые два этапа можно пройти удалённо, вам все же придется лично прилететь в США, чтобы открыть там банковский счёт.


Если же вы решите облегчить себе жизнь и воспользоваться услугами посредников, мы рекомендуем Inventalist или Moroz Publishing.


Отечественные площадки


Плюсы:

+Вся коммуникация, как с площадкой, так и с пользователями, намного проще;

+У нас нет системы отсроченных платежей, поэтому спонсор перечисляет деньги сразу. Забрать их из проекта ему несколько сложнее, чем на западных площадках;

+Если ваш товар физический, то рассылать вы, скорее всего, будете только по странам бывшего СССР — это значительно дешевле и проще посылок в США;


Минусы:

-Аудитория меньше. Принято считать, что собственный траффик на площадках мал. Однако «Рейдеры» запускались на специализированной площадке CrowdRepublic, посвященной настольным играм, и 40% спонсоров пришло именно с неё;

-Аудитория беднее. Следует понимать, что если ваши награды дорогие, то 60-70% ваших покупателей будет из Москвы и Петербурга. А если они будут дешёвые, то вам надо не разориться на посылках во все концы страны;

-Аудитория недоверчивее. Удивительно, но у нас еще не все слышали про краудфандинг. А некоторые (например администрация Хабра, см.статью) и вовсе считают это попрошайничеством и даже блокируют аккаунты за это.


Запуск краудфандинга в России регулярно проводят как «разведку боем» перед выходом на западные площадки.


Анализ отечественных площадок:

«Как издать свою игру через краудфандинг?», часть первая Краудфандинг, Boomstarter, Crowdfinding, Crowdrepublic, Planetaru, Indiegogo, Kickstarter, Настольные игры, Длиннопост

Планета.Ру — по посещаемости выше других, но специализируется на кино и социальных проектах, а не играх. На ней всего 4 успешных проекта про игры — 3 настолки и локализация видеоигры.

Никто из наших друзей и знакомых не запускал сборы на игру на этой площадке, поэтому о ней мы не можем ничего рассказать.

«Как издать свою игру через краудфандинг?», часть первая Краудфандинг, Boomstarter, Crowdfinding, Crowdrepublic, Planetaru, Indiegogo, Kickstarter, Настольные игры, Длиннопост

Бумстартер привечает настолки, Серп (https://boomstarter ru/projects/332992/serp_-_alternativnaya_istoriya_evropy_na_vashem_stole) получил свой 7-миллионный рекорд именно там.


Плюсы:

+Во-первых, можно запустить проект почти о чём угодно.

+Во-вторых, у них огромная аудитория.


Минусы:

-Во-первых, недавно они ввели неприятное для мелких проектов правило: сейчас они берут не 5% от суммы сборов, а 3,5%, однако все дополнительные услуги приобрели фиксированную цену, причём иногда весьма кусачую. Бесплатное продвижение в их соцсетях, на главной странице и в блоге вам не светит.

-Во-вторых, Бумстартер любит затягивать срок выдачи, иногда до 40 дней: потому что попадающие на площадку деньги пускаются «в оборот», и отдавать их слишком рано администрации невыгодно. А 40-дневная задержка может пагубно сказаться на реализации вашего проекта.

-В-третьих, Бумстартер скрывает провальные проекты, и вы не сможете изучить их опыт. С другой стороны, это даёт вам возможность запускать кампанию повторно, учтя предыдущие ошибки.


Алексей Козлов (Гидрофилия): Рассчитывал на аудиторию Бумстартера, а её там нет. Настольщики есть, варгеймеров нет. Внутренний траффик там плохой.


Тамара Персикова (Fate Core): Выбрала Boomstarter. Он из всех русскоязычных площадок был ближе всего к Кикстартеру по функционалу и, в отличие от Crowdrepublic, не аффилирован ни с кем.


Алексей Козлов (Гидрофилия): Бумстартер брал в списки «Рекордсмен дня». Но на главную страницу берут то, что нужно пропиарить, чтоб Бумстартер сам наварился. Либо то, что хорошо идёт, либо то, чему чуть-чуть не хватает до успешных сборов. Не стоит на это надеяться.

«Как издать свою игру через краудфандинг?», часть первая Краудфандинг, Boomstarter, Crowdfinding, Crowdrepublic, Planetaru, Indiegogo, Kickstarter, Настольные игры, Длиннопост

КраудРепаблик — специализированная российская площадка, дочерняя компания издательства Мир Хобби.


Плюсы:

+Во-первых, у них внимательные менеджеры, и поддержку в своих соцсетях и рассылках они оказывают бесплатно.

+Во-вторых, проектов у них одновременно запущено не очень много, то есть конкуренции мало.

+В-третьих, они не удаляют вообще никакие завершённые проекты. А это не только даёт возможность изучить чужой неудачный опыт. «Вечная» ссылка на вас на тематическом ресурсе — это же просто мечта СЕОшника! Кроме того, вы можете превратить свою страничку в витрину магазина.

+В-четвертых, у них есть «второе дыхание»: после окончания официальной кампании можно запустить этот же проект ещё раз — но, например, с другими наградами (обычно более дорогими).

+В-пятых, они предлагают самовывоз из нескольких городов, что немного облегчает распространение вашей игры.


Минусы:

-Во-первых, тематика площадки — только настолки и книги. Если у вас видеоигра, то это не ваш вариант.

-Во-вторых, есть ценз проектов не только по тематике. Они избирательны, могут не пустить, если ваш проект не продуман на всех этапах от запуска до печати и доставки.

-В-третьих, их аудитория меньше, чем у того же Бумстартера. С другой стороны, она более тематичная, потому отдача от рассылок будет больше.

-В-четвёртых, они берут 5% со сборов даже за неудачные проекты. Но этот минус можно обойти, если изначально поставить маленькую цель.


Макс Васильев (Карнавал в мире снов): Выбрал их потому что до этого работал с другими площадками и на КР сотрудники идут настречу в очень многих вопросах. На других мне попадались не очень ребята, вплоть до игнора моих просьб.


Алексей Черняк (Deadlands: Мёртвые Земли): До этого у нас был Бумстартер, а теперь Краудрепаблик. Удобнее редактор, удобнее механизм сверхцелей. Вот здесь (https://crowdrepublic.ru/project/1005969/Deadlands-Myortvye-...) мы подробно расписываем.


Дмитрий Тэлэри (Рейдеры Великих пустошей): В целом площадка КР запускалась позже других, поэтому админка и организация страницы там гораздо удобнее. Например есть разные уровни для наград. Можно что-то назначить как основную награда, а что-то как аддон, который нельзя взять без основной награды. Но есть и минусы — настолько не любят ссылки на другие площадки, что когда мы сделали с Сергеем Голубкиным (13 Дней: Карибский Кризис) обмен новостями друг о друге (он одновремнно со мной запускалcя на Boomstarter), то мою новость на КР попросили удалить, а его на Буме — нет. Так что в этом вопросе Бум более лоялен.


Есть еще ряд небольших площадок (например собственные площадки CrowdGames или Лавки игр), но они либо не предназначены для сторонних проектов, либо совсем неизвестные.


Можно ещё учесть, что на молодых площадках аудитория меньше, но они уделяют больше внимания каждому проекту.


Если вам понравилась статья, то опубликую продолжение, там будет написано, как правильно оформить свою страничку.


Авторы:

Андрей Салик и Глеб Дильман (настолка «Весёлая коррупция»)

Дмитрий Тэлэри (настолка «Рейдеры Великих пустошей»)

Илья Сергеев (НРИ «Грань Вселенной»)

Т.к. правилами Пикабу запрещено давать более одной ссылки на свой проект, то даю только одну ссылку (хотя у нас, блин, три проекта!). Вот она: https://vk.com/funny_corruption

Показать полностью 7
69

"Аленивый" календарь 2017 год. Октябрь.

Мы всё ближе и ближе, чтобы собрать все иллюстрации в одном посте.

"Аленивый" календарь 2017 год. Октябрь. Олень, Лень, Календарь, Иллюстрации, Процесс, Краудфандинг, Boomstarter

Это последние моменты вёрстки, завтра отдаю первый тираж в печать. Мы добавили текстурок и поставили подпись @GwennetGreen на каждой иллюстрации, не знаю как для вас, но для меня это событие!

Я тут себе традицию завёл, звать известных личностей с пикабу без их спроса, не знаю зачем, скорее всего это не погибшее во мне детское любопытство. Так вот, в этот раз хотел бы позвать @Milfgard.
Дело в том, что в бытность студентом, я дЖва года проработал под их бело-красными флагами и даже лично знаком с этим человеком (врятли он меня помнит, но они заезжали к нам в подвал в далёком 2011). Плюс, наверное это самый осведомлённый, по моему мнению, человек в сфере креативных подарков, игрушек и прочего наикрутейшего мракобесия.
Хочется услышать мнения и советы перед тем, как календарь попадёт в руки к своим новым владельцам.
Ваш ответ будет подарком.


Ну и ссылка на ВК где есть все иллюстрации: ССЫЛКА

Показать полностью
2917

"Аленивый" календарь 2017 год. Апрель.

Наконец мы отрисовали полностью 8 страниц календаря.

Сегодня выходит апрель.

"Аленивый" календарь 2017 год. Апрель. Лень, Олень, Календарь, Иллюстрации, Процесс, Краудфандинг, Boomstarter, Длиннопост

И коллаж  из всех готовых 8 страниц, для тех кто просил:

"Аленивый" календарь 2017 год. Апрель. Лень, Олень, Календарь, Иллюстрации, Процесс, Краудфандинг, Boomstarter, Длиннопост

По традиции, вся инфа по ссылке (что это и ради чего это)

Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: