Как я перестала бояться и полюбила доказательную медицину

Начну издалека. С того, как в принципе построено обучение в российском медицинском вузе (актуально на 2011 год выпуска, но не думаю, что с тех пор программа значимо изменилась).


Первые три курса — по большей части теория: биология, латынь, анатомия, физиология, гистология, химия и прочие далекие от клиники дисциплины. Наукой заниматься можно по личной инициативе, прибившись к какому-нибудь добренькому преподавателю. Системности в этом никакой нет: тебя используют как рабочие руки, позволяя задавать вопросы по ходу дела. Так на первом курсе я охотилась на паразитов в попах у первоклассников, на втором — умудрилась облиться серной кислотой. Хорошее было времечко!


Потом начались циклы обучения на клинических кафедрах, и нас начали подпускать к больным. Но и за эти три года понимание о принципах принятия врачебных решений не пришло. Все болезни мы изучали по схеме: симптомы-причины-диагностика-лечение-профилактика, превращая свои головы в филиалы Википедии.


Никто не объяснял, по какому принципу в реальной практике назначаются те или иные анализы или лекарства. Это казалось чем-то незыблемым: делай, как написано в учебнике, и все будет в порядке.


Правда, во время летних практик мы выясняли, что все вообще не так: учебники-учебниками, но есть еще протоколы оказания помощи, спускаемые сверху, а иногда еще какой-нибудь заведующий-самодур со своим взглядом на работу. Это удручало, но никаких аргументов кроме «а нас учили по-другому» в голове не всплывало. К тому же, в клинике удручало столько всего, что памятка со списком лекарств формата А6, которой хватало, чтобы отделаться от 90% пациентов, казалась наименьшей из проблем.


С третьего по шестой курс я упарывалась по науке. Сейчас специально проверила, чтобы обозначить масштаб — 2 патента, 4 рационализаторских предложения, медаль (!) российской академии наук, парочка ВАКовских публикаций и еще два десятка — менее престижных.


Доказательная медицина? Нет, не слышала. Я писала научные статьи вообще без понимания, насколько они качественные. При этом не было никаких иллюзий насчет практической пользы всей этой деятельности: я ни разу не видела примеров, когда результаты чьих-либо научных изысканий внедрялись бы в жизнь за пределами самого исследования. Как только кто-то защищал кандидатскую, вся кипучая активность по большей части сворачивалась, новые приборы убирались в шкафы вместе со свеженапечатанными методичками.


Нет, вру. На шестом курсе нам рассказывали про трансляционную медицину (эрзац докмеда) — в виде короткого 6-часового курса, который благополучно проспали большинство студентов. А еще один хороший кардиолог как-то разрешил полистать клинические рекомендации по лечению инфаркта. Правда, плохо объяснил, как они соотносятся с практикой и что значат все эти А, В, С и D напротив каждой рекомендации.


Как вы поняли, 6 лет основной учебы, год интернатуры и год аспирантуры не прошли даром. Но никакой системности медицинского мышления не подарили.


Парадоксальным образом меня на это сподвигла дальнейшая журналистская деятельность с необходимостью отвечать за базар подтверждать свои слова ссылками на источник. В какой-то момент стало понятно, что ссылки есть разные, а исследования могут противоречить друг другу.


Примерно в этот момент я купила себе полный комплект переводных учебников из серии «Внутренние болезни по Дэвидсону», узнала о существовании сайта NHS и нежно полюбила Pubmed. Обучение продолжало оставаться до предела бессистемным, потому что не было понятно, как вообще устроен мир доказательной медицины. Это, наверное, как кайфовать от классической музыки, не имея музыкального образования.

Как я перестала бояться и полюбила доказательную медицину Доказательная медицина, Студенты, Медики, Врачи, Наука, Исследования, Медицина, Длиннопост

В какой-то момент пришло понимание, что нравится, когда все логично: на каждый тезис должна быть ссылка. Ты как бы снимаешь с себя ответственность за сказанное, потому что твое экспертное мнение в сравнении с консенсусом сообщества ученых не значит вообще ничего. То есть, рассуждать можно, но ровно до того момента, пока рассуждения не переходят в конкретные медицинские рекомендации. А здесь начинается магия: оказывается, у науки заготовлены тысячи ответов, просто они спрятаны внутри миллиона исследований, и их нужно разыскать и вытащить на поверхность. Такой бесконечный челночный бег: от читателя к ученым и обратно.


Это опьянило: вдруг оказалось, что ловить на ошибках можно не только себя, но и всяких там именитых профессоров или горлопанистых производителей чудо-приборов и лекарств. Я начала присматриваться к тем, кого невозможно было подловить, и узнала о существовании Никиты Зорина, Василия Власова, Ахмеда Рустамова, Алексея Водовозова, Антона Родионова, Артемия Охотина, Никиты Жукова, Ярослава Ашихмина, Ольги Добровидовой, Даши Саркисян, Федора Катасонова, Сергея Бутрия, Бена Голдакра, Петра Талантова, Елены Мотовой, Роксаны Мухарямовой, Джулии Беллуз и других замечательных людей. Часть из них к тому же написали книги, и когда я их прочла, паззл сложился окончательно.


Выглядит как ну очень окольный путь, зато с оглядкой на него можно сделать следующие выводы:


1. Если ваш врач старше 30, а диплом получал в России — не факт, что он осведомлен о докмеде больше вашего.

2. Научная деятельность в анамнезе ≠ навык критического мышления.


3. Никакого удобного и простого способа вкурить докмед, увы, не существует: нет всеобъемлющего курса, книги, цикла лекций или сайта. Но за основу можно взять книгу «0,05» Петра Талантова или курс лекций Никиты Зорина.


4. Просто разобраться и успокоиться — путь для слабых духом. Тьма сгущается быстрее, чем врачи, журналисты и обыватели переходят на светлую сторону силы. Поэтому знание надо нести дальше, без снобизма и лени сея его вокруг любым удобным способом.


5. Нельзя сотворять себе кумиров, потому что лучшие из нас порой ошибаются. Тут все опять как у джедаев: ни гнева, ни ненависти, ни любви.


6. Ну и главное: приверженность к доказательной медицине не заменяет человеку мозг. Но это тема для отдельного разговора.

Все о медицине

10.8K постов39.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1)Не оскорбляйте друг друга

2) Ув. коллеги, при возникновении спора относитесь с уважением

3) спрашивая совета и рекомендации готовьтесь к тому что вы получите критику в свой адрес (интернет, пикабу в частности, не является медицинским сайтом).

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий
А разве диагноз не вытекает из клиники? А лабораторные исследования не должны его уточнять? Оно же вроде как всё связано... Собственно патанатом и проверяет лечащего врача, то есть, доказывает или опровергает его диагноз. Всякие гистологии и прочие исследования, ну, в идеале, они же на это работают?
раскрыть ветку (17)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Больше скажу, образование в универе не должно быть бесполезной хуетой. Но российские мед ВУЗы упорно продолжают учить врачей на первых трёх курсах бесполезному говну. Нахуя мне повторный русский язык? За каким хуем мне повторять школьную физику и английский? Нет, это не профессиональный английский, это сука школьный бесполезный английский.
А в некоторых универах заставляют учить всякие мокшанский, эрзянский, татарский, аварский... языки. Какого хуя

раскрыть ветку (16)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нам преподавали именно профессиональный английский. 2000, фармфак

3
Автор поста оценил этот комментарий
В современных реалиях врачу не знать английского языка это тоже самое, что в средние века врачу в Европе не знать латинского языка.
раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Если врач знает английский, то нахуя ему работать в РФ?

И вообще все профильные статьи за пару недель спокойно переводят

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ЛОЛ, что?! Выход на русском языке книги идёт в лучшем случае в течение года, как мне кажется, тут к издателям вопрос.


А узнать новые данные можно только из периодики (журналов), а она в 95% случаев англоязычная.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Журналы спокойно переводят и "адаптируют" типо сами статью написали на рмж

2
Автор поста оценил этот комментарий

Вся наука в мире - на английском. Ну и на китайском, да. Англоязычные китайские статьи лучше избегать.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Может вы не знали, но не все врачи занимаются наукой.

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да, но каждый врач должен постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе новых разработок и т. п.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Можете прям спросить у любого светилы что же сука поменялось за последние 10 лет в лечении обычных болезней. Ничего не поменялось. Простуда не стала проявляться отрастанием писюна на лбу, а повышенное давление не приводит к появлению сверхспособностей. Препараты всё те же. А все "научные статьи" это переписывание одинаковой инфы и сбор статистики. Нахуя мне эти данные, тем более прям сука быстро-быстро, чтобы прочесть в оригинале?

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это просто дно

1
Автор поста оценил этот комментарий
А все "научные статьи" это переписывание одинаковой инфы и сбор статистики.

Вопросов больше нет.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Лично вы как английским языком владеете?

Автор поста оценил этот комментарий

А почему у врачей такой почерк непонятный? Причем когда они пишут не по работе или им надо описать пациенту схему лечения, например, то он нормальный.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спешка и заёб

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну они так писали еще когда не было таких лимитов временных на пациента как сейчас в поликлиниках.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Это когда вообще у врача не был полный коридор очереди?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку