Как я перестала бояться и полюбила доказательную медицину

Начну издалека. С того, как в принципе построено обучение в российском медицинском вузе (актуально на 2011 год выпуска, но не думаю, что с тех пор программа значимо изменилась).


Первые три курса — по большей части теория: биология, латынь, анатомия, физиология, гистология, химия и прочие далекие от клиники дисциплины. Наукой заниматься можно по личной инициативе, прибившись к какому-нибудь добренькому преподавателю. Системности в этом никакой нет: тебя используют как рабочие руки, позволяя задавать вопросы по ходу дела. Так на первом курсе я охотилась на паразитов в попах у первоклассников, на втором — умудрилась облиться серной кислотой. Хорошее было времечко!


Потом начались циклы обучения на клинических кафедрах, и нас начали подпускать к больным. Но и за эти три года понимание о принципах принятия врачебных решений не пришло. Все болезни мы изучали по схеме: симптомы-причины-диагностика-лечение-профилактика, превращая свои головы в филиалы Википедии.


Никто не объяснял, по какому принципу в реальной практике назначаются те или иные анализы или лекарства. Это казалось чем-то незыблемым: делай, как написано в учебнике, и все будет в порядке.


Правда, во время летних практик мы выясняли, что все вообще не так: учебники-учебниками, но есть еще протоколы оказания помощи, спускаемые сверху, а иногда еще какой-нибудь заведующий-самодур со своим взглядом на работу. Это удручало, но никаких аргументов кроме «а нас учили по-другому» в голове не всплывало. К тому же, в клинике удручало столько всего, что памятка со списком лекарств формата А6, которой хватало, чтобы отделаться от 90% пациентов, казалась наименьшей из проблем.


С третьего по шестой курс я упарывалась по науке. Сейчас специально проверила, чтобы обозначить масштаб — 2 патента, 4 рационализаторских предложения, медаль (!) российской академии наук, парочка ВАКовских публикаций и еще два десятка — менее престижных.


Доказательная медицина? Нет, не слышала. Я писала научные статьи вообще без понимания, насколько они качественные. При этом не было никаких иллюзий насчет практической пользы всей этой деятельности: я ни разу не видела примеров, когда результаты чьих-либо научных изысканий внедрялись бы в жизнь за пределами самого исследования. Как только кто-то защищал кандидатскую, вся кипучая активность по большей части сворачивалась, новые приборы убирались в шкафы вместе со свеженапечатанными методичками.


Нет, вру. На шестом курсе нам рассказывали про трансляционную медицину (эрзац докмеда) — в виде короткого 6-часового курса, который благополучно проспали большинство студентов. А еще один хороший кардиолог как-то разрешил полистать клинические рекомендации по лечению инфаркта. Правда, плохо объяснил, как они соотносятся с практикой и что значат все эти А, В, С и D напротив каждой рекомендации.


Как вы поняли, 6 лет основной учебы, год интернатуры и год аспирантуры не прошли даром. Но никакой системности медицинского мышления не подарили.


Парадоксальным образом меня на это сподвигла дальнейшая журналистская деятельность с необходимостью отвечать за базар подтверждать свои слова ссылками на источник. В какой-то момент стало понятно, что ссылки есть разные, а исследования могут противоречить друг другу.


Примерно в этот момент я купила себе полный комплект переводных учебников из серии «Внутренние болезни по Дэвидсону», узнала о существовании сайта NHS и нежно полюбила Pubmed. Обучение продолжало оставаться до предела бессистемным, потому что не было понятно, как вообще устроен мир доказательной медицины. Это, наверное, как кайфовать от классической музыки, не имея музыкального образования.

Как я перестала бояться и полюбила доказательную медицину Доказательная медицина, Студенты, Медики, Врачи, Наука, Исследования, Медицина, Длиннопост

В какой-то момент пришло понимание, что нравится, когда все логично: на каждый тезис должна быть ссылка. Ты как бы снимаешь с себя ответственность за сказанное, потому что твое экспертное мнение в сравнении с консенсусом сообщества ученых не значит вообще ничего. То есть, рассуждать можно, но ровно до того момента, пока рассуждения не переходят в конкретные медицинские рекомендации. А здесь начинается магия: оказывается, у науки заготовлены тысячи ответов, просто они спрятаны внутри миллиона исследований, и их нужно разыскать и вытащить на поверхность. Такой бесконечный челночный бег: от читателя к ученым и обратно.


Это опьянило: вдруг оказалось, что ловить на ошибках можно не только себя, но и всяких там именитых профессоров или горлопанистых производителей чудо-приборов и лекарств. Я начала присматриваться к тем, кого невозможно было подловить, и узнала о существовании Никиты Зорина, Василия Власова, Ахмеда Рустамова, Алексея Водовозова, Антона Родионова, Артемия Охотина, Никиты Жукова, Ярослава Ашихмина, Ольги Добровидовой, Даши Саркисян, Федора Катасонова, Сергея Бутрия, Бена Голдакра, Петра Талантова, Елены Мотовой, Роксаны Мухарямовой, Джулии Беллуз и других замечательных людей. Часть из них к тому же написали книги, и когда я их прочла, паззл сложился окончательно.


Выглядит как ну очень окольный путь, зато с оглядкой на него можно сделать следующие выводы:


1. Если ваш врач старше 30, а диплом получал в России — не факт, что он осведомлен о докмеде больше вашего.

2. Научная деятельность в анамнезе ≠ навык критического мышления.


3. Никакого удобного и простого способа вкурить докмед, увы, не существует: нет всеобъемлющего курса, книги, цикла лекций или сайта. Но за основу можно взять книгу «0,05» Петра Талантова или курс лекций Никиты Зорина.


4. Просто разобраться и успокоиться — путь для слабых духом. Тьма сгущается быстрее, чем врачи, журналисты и обыватели переходят на светлую сторону силы. Поэтому знание надо нести дальше, без снобизма и лени сея его вокруг любым удобным способом.


5. Нельзя сотворять себе кумиров, потому что лучшие из нас порой ошибаются. Тут все опять как у джедаев: ни гнева, ни ненависти, ни любви.


6. Ну и главное: приверженность к доказательной медицине не заменяет человеку мозг. Но это тема для отдельного разговора.

Все о медицине

10.9K поста39.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1)Не оскорбляйте друг друга

2) Ув. коллеги, при возникновении спора относитесь с уважением

3) спрашивая совета и рекомендации готовьтесь к тому что вы получите критику в свой адрес (интернет, пикабу в частности, не является медицинским сайтом).

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
16
Автор поста оценил этот комментарий
Странно, что за 6 лет пребывания в меде у вас не сложилось хоть сколько нибудь клинического мышления. Патан и патфиз как минимум должны были отложить в голове хоть какие то минимальные причин но-следственные связи заболеваний и их проявлений, а внутренние болезни подкрепить картиной происходящего
раскрыть ветку (16)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Через одного мне терапевты утверждали, что простуду нужно лечить, а насморк сам не проходит. Это уж не говоря про заведующую отделением, где все эти ультрафиолеты и микроволны.

А одна ЛОР даже аргументировала, что гомеопатия помогала ей лично.
Еще один кардиолог рекомендовал препарат для укрепления иммунитета.

И это люди, которые не только образование получили, но еще и работающие по специальности не один десяток лет.

раскрыть ветку (15)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Каждый человек в своей профессии относится к работе по разному. Есть люди скурпулезные, ответственные, саморазвивающиеся. Есть равнодушные, халатно относящиеся к своей работе, получившие когда то необходимый минимум. Отличие профессии врача от других профессий в том, что от знаний, навыков, опыта и умений людей в медицине зависит жизнь и здоровье пациента. Ведь на свете куча так себе юристов или так себе поваров, к примеру. А уж про так себе депутатов и говорить не стоит. К сожалению, как ни прискорбно это понимать, но вероятность встретить и так себе врача весьма велика. Но стричь всех под одну гребёнку не стоит. Всё зависит от самого человека.

К слову о посте, автор позиционирует себя как вот прям развивающегося человека медицины с первых курсов пребывания в меде. И так не уловившего связей теоретических дисциплин, преподаваемых в вузе, с практическим применением. Поймите, что образование в вузах должно быть больше САМОобразованием, а не тупым вдалбливанием материала из книжек. Вуз должен формировать мышление, направлять развитие студента в нужное русло, вовлекая в мир профессиональной терминологии в сочетании с точным описанием явлений и состояний.

Что касается науки в целом и в России. Не берутся цифры в науке из ниоткуда. Это куча статистики и математики, это ещё нужно уметь интерпретировать. И доказательная медицина как минимум строится на этом. А как максимум еще на куче других условий (в зависимости от целей и методов). И все это стараются стандартизировать насколько это возможно. Другое дело, что в России науку практически не финансируют. Кандидатские и докторские диссертации, в большинстве своём, это высосанные из пальца темы только потому, что провести исследование на актуальные темы финансово не представляется возможным. Ну где я возьму, к примеру, кучу реагентов, чтобы регулярно проводить исследования крови у пациентов, получающих определённую терапию или проходящих реабилитацию? Или где я возьму пациентов, которые согласятся отказаться от своей текущей эффективной терапии в пользу нового препарата, доказать эффективность которого ещё предстоит? Многие вещи спонсируют крупные фарм компании (как пример), но это не всегда так. Вот и получается, что если мне вдруг захотелось написать кандидатскую, то это из ряда "я его слепила из того, что было".
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Пфф.

Сколько врачей по 20-30 лет делают одни и тебе же ошибки и называют это своим клиническим опытом.

И искренне уверены что развиваются при этом

3
Автор поста оценил этот комментарий

Физиотерапия - еще то шаманство. Туда идут врачи, которые не хотят работать.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Такая же хуйня братан- Еще один кардиолог рекомендовал препарат для укрепления иммунитета.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Раскройте про иммунитет, интересно про препарат изопринозин
раскрыть ветку (10)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Конкретно по этому препарату нет ни одного исследования, подтверждающего его эффективность.
Зато можно найти парочку про его неэффективность.

Препарат никак не способствует профилактике респираторных заболеваний у детей:

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9950305
Пробовали пропихнуть для лечения хронической усталости, тоже хрен:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26075755

Вроде как что-то с ВПЧ делает, но про это только одно исследование 96ого года всего на 24 людях.

Также он пробовался против гепатита В, может и еще чего, но и там он в пролете.


Так-то, в очень специфичных случаях возможно что-то делать с конкретным вирусом. Случай с ВИЧ тому пример, но над одним ВИЧ работают не один десяток лет и мутирует он не особо.

Прививки еще работают.

Еще есть так называемые "стимуляторы местного иммунитета". Но зачастую они не целесообразны, так как можно обойтись достаточным потреблением банальнейшего вещества под названием "вода". Также можно помочь своему организму поддерживая температуру воздуха в раёне 18 градусов и влажность около 60% - это не даст пересыхать слизистым и, следовательно позволит им выполнять свои функции в полной мере.

Ещё это, плохое питание и малоподвижный образ жизни гробят организм в целом и иммунитет в частности.

Всё, больше с иммунитетом ничего сделать нельзя. А препараты которые обещают укреплять иммунитет - фуфло.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А крепкий,здоровый сон?!
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Точно, хронический недосып ухудшает состояние иммунной системы и не только.

Из-за недосыпа прививки могут работать с меньшей вероятностью. Человек прививается, а специфичный иммунитет не формируется.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот, начал за здравие...


Прививки могут не работать просто по тому, что и не должны (см раздел о препаратах недоказанной эффективности)


С одной стороны большинство вакцин не имею теоретического обоснования действенности или имеют изначально ложные представления о механизмах развития заболевания или имунного ответа (привет от столбняка)

С другой, в принципе диапазон естественных иммунных рекций значительно шире упрощенной схемы из учебника. Так что ожидание единого стандартного ответа настоящая дремучая дичь

Автор поста оценил этот комментарий

А вот скажи мне. Если у человека СПИД, при получении терапии он может жить долго и полноценной жизнью? А то мне доказывали обратное.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

На стадии СПИДа вероятность такого мала. Обычно считается, что если ВИЧ дошел до стадии СПИДа - то это необратимо. Случаи полноценного восстановления немногочисленны и точно не про те стадии СПИДа, когда человек вот-вот умереть должен. Хотя терапия может продлить жизнь, в зависимости от запущенности и удачи, на десятки лет.

Вот с ВИЧ да, жить можно, долго, полноценной жизнью, и даже стать незаразным можно.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Имею в виду не выздоровление, а приостановление развития болезни.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда, наверное, да. Развитие СПИДа можно приостановить.

Но "жить долго и щасливо" со СПИДом без шансов вообще. На фоне СПИДа любая простуда смертельно опасна и, обычно, развивается масса других заболеваний, которые постепенно убивают человека.

Автор поста оценил этот комментарий

Стать незаразным невозможно.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Называется "нулевая вирусная нагрузка". Эффективная терапия приводит к снижению количества частиц вируса в крови и других жидкостях организма. И если достигается такое состояние, что вирус обнаружить невозможно - это называется нулевой вирусной нагрузкой. Болезнь в таком случае не прогрессирует, а человек становится незаразным, так как не продуцирует достаточное для заражения количество вируса.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку