33

Как я открывал офисы ко-воркинга. Часть 1

Как я открывал офисы ко-воркинга. Часть 1

Привет, я делюсь тем, как я открывал офисы ко-воркинга в Москве с нуля.

Первое, с чего я начал, это с обзора рынка в Москве. Всего, судя по сайту-агрегатору адресов ко-воркингов, в городе их около 150. Это намного меньше, чем в других больших городах мира. Для сравнения в Москве восемь ко-воркингов на тысячу жителей, в Берлине — 28, а в Нью-Йорке — 18. Там их в разы больше. Что показалось мне хорошим знаком.

Дальше я как шпион сходил, посмотрел площадки других крупных ко-воркингов. На одном вышла забавная ситуация, когда я после получаса беседы с менеджером офиса, вспомнил, что на мне бейдж с надписью «ко-воркинг FreeDom». Просто до этого я был на выставке технологий VendExpo и совсем забыл про бейдж. Шпион из меня не очень. 😊

Мне нужно было придумать конкурентное отличие. В универе я изучал, что есть три основные стратегии удержания рынка: 1) построение сильного бренда (нужно много денег на маркетинг); 2) персонализация (для каждого клиента делать свое предложение); 3) лоукостеры. Это те, кто предлагает услуги или товары по самой низкой цене на рынке. И в последнее время, во всем мире побеждают именно они. Посмотрев, насколько высокие цены у конкурентов 14-20 тысяч в месяц, я решил, что могу привлечь клиентов низкими ценами. Очевидно, правда? 😊

Ну подумайте сами. Сейчас ко-воркинги доступны только предпринимателям с достатком средний и выше среднего. А что делать начинающим фрилансерам? Тем, кто только на старте? Мыкаться по квартирам? Сидеть в кафе с одной чашкой кофе и ждать, когда выгонят? Меня всегда напрягают эти укоризненные взгляды официантов и моменты, когда тебя в очередной раз спрашивают «вам что-нибудь еще?».

Я хотел, чтобы начинающие предприниматели могли за символичную плату найти уютное место. Хотел создать центр, где они могут работать вместе, обмениваться советами и заряжать друг друга позитивом. Хотел, чтобы у них не было преград к их мечтам.

Преград, включая проблем с доступом в офис ко-воркинга! Я решил, что в офисах не должно быть лишних людей. Никаких «присматривающих» и т.д. Когда я ходил по другим ко-воркингам, во всех меня встречали управляющие менеджеры, в обязанности которых входит контролировать тех, кто сидит и работает.

Во-первых, это напрягает. Во-вторых, это дополнительные расходы. По моей идее, на пути от электронной регистрации посетителя до момента начала работы в ко-воркинге не должно быть никаких барьеров и неудобных “разговоров-экскурсий”. Также мне кажется, ко-воркинг должен быть открыт 24*7. Кто знает, в какой момент человеку нужно работать? Может ему нужно подготовить презентацию для потенциального акционера до утра?

Но нужно было просчитать эффективность и окупаемость. После оооооооооочень тщательных расчетов, советов со своими друзьями и знакомыми, я вывел цену в 39 рублей за 1 час аренды рабочего места.

Предположим, я плачу за аренду помещений 130 тысяч рублей в месяц, в нем 40 рабочих мест. Получается 1 рабочее место стоит в месяц примерно 3, 5 тысячи рублей. Делим на 30 дней, получаем 100-110 рублей за 1 рабочее место. 100 рублей – это примерно 2,5 часа в день аренды. Т.е. при средней продолжительности посещения в 5+ часов, 50% загруженности офиса окупают помещение. И это без дополнительной выручки с сопутствующих услуг: чай, кофе, печать, переговорная, семинары т.д. Это совсем упрощенно. Но даже при таком расчете виден потенциал.

Модель просчитал, цену для рынка понял. Впереди меня ждал поиск площадки, ремонт, интеграция технологий с удаленным управлением, заведение юр.лица, продвижение, привлечение клиентов и т.д. Это напишу в следующих постах.