Как я не стал патологоанатомом. Часть 3. Глаза открываются.

Прошу прощения, за некоторые обобщенные высказывания в предыдущих частях. Вся история была написана за один вечер, на эмоциях от одного события, о котором я расскажу в последней главе. Весь текст - это воспоминания, а значит, в какой-то мере, попытка оправдаться перед собой за прошлое. Поэтому иногда автор может показаться излишне хвастливым, иногда излишне нравоучительным. Никого из студентов не призываю делать так, как поступал я. Это будет о другом и немного позже.


Это вступление говорит о том, что автор перечитал свой опус спустя сутки и ужаснулся.


Несмотря на трудности и недостатки образовательного процесса, учились мы хорошо. Мы не забывали, зачем пришли сюда. У нас внутри все горело и мы хотели спасать люде (как бы громко это не звучало, я повторю эту фразу еще не раз). Особенно сильно это проявилось на старших курсах, на циклах в стационарах, когда тебя закрепляли за врачом отделения и давали вести его больных. Начинаешь общаться с больным, слушать и смотреть на него как врач, писать историю его болезни. Как на первых курсах мы гордились тем, что ходим в белых халатах, так сейчас мы гордились тем, что ведем себя как почти "настоящие врачи".


Тут, на старших курсах, начинаются «кружки». Это студенческий клуб по интересам на какой-нибудь кафедре. Они собираются вместе, готовят с преподавателем какие-то доклады, особо талантливые участвуют в студенческих олимпиадах. Но иногда, просто собирают и формируют за преподавателя статистику для его кандидатской (ложка дегтя, встречал и такое, сбежал). После пятого курса проходил набор в так называемую «хирургическую группу» - на факультете формировалась новая группа из студентов разных групп, хотевших стать хирургами. Это был один большой, постоянный кружок с углубленным изучением хирургии, ассистировали на операциях и прочим.


Я, как вы помните, хотел стать хирургом. Когда-то в школе, а потом на младших курсах. Да и на старших, ассистируя или наблюдая за какой-нибудь операцией я не раз думал об этом. Но потом все изменилось.


Первые звоночки начались, когда мои бывшие одноклассники, поступившие в другие ВУЗы и тогда еще не совсем пропавшие с радаров один за одним стали заканчивать их после четвертого курса и выходить на работу. И прям стали работать. И прям зарабатывать. По крайней мере, мне, со стипендией 3800руб. так казалось. Грустно, когда тебе 22 года сидеть у мамы на шее. Я работал где мог, сразу после первого курса. Беда в том, что на квалифицированную работу меня естественно не брали, а различного рода подработки требовали очень много времени. А времени нет – я учусь. Каких только записей не было у меня в трудовой в этот период: санитар и сторож, слесарь-сантехник и мед.брат, охранник ЧОП и системный администратор. В итоге я нашел неплохое место с графиком ночь через две, но я ужасно не высыпался и это дико утомляло. Ко всему прочему я перестал быть себе хозяином – чтобы интересного не происходило, а мне по графику нужно идти на работу. Грустно, когда знакомишься с реальной жизнью в 17 лет.


Наверное, сейчас я бы сказал себе молодому: «Потерпи, побудь свободным студентом, успеешь ты еще наработаться». А может быть промолчал бы и не сказал ничего. Потому что, через год после моего поступления, из семьи ушел отец (женился на другой, и я его больше не видел) и мы с матерью еле сводили концы с концами.


Многие небогатые студенты на старших курсах подрабатывали мед.братьями и это, наверное, дало им очень большой медицинский опыт. Но я на своей работе получал в два раза больше такого мед.брата и не стремился это менять. Может мне и не хватало опыта, но еще больше не хватало отпуска.


К четвертому курсу я скопил денег (тогда это стоило доступно, около 15тыс. руб. в год) и поступил на второе высшее, параллельное образование. Хотелось доказать всем, самому себе… и вместе с этим я смутно понимал, что дальше все будет не так просто, как нам рассказывали на первом курсе и неплохо бы иметь в будущем запасной вариант. Закончил я его после первого года ординатуры со специальностью «экономист-менеджер в сфере здравоохранения». Забегая вперед скажу, что знания, которые я там получил, мне потом очень пригодились.


Итак, мне очень хотелось скорее закончить учиться и выйти на работу. И вот учеба идет к концу, а я начинаю искать себе место.


Все студенты в ВУЗе делились на три типа: «бюджетники» (те, кто поступил сам), «целевики» (поступившие с целевым направлением из района – обязательством приехать в этот район после учебы и отработать там несколько лет) и «платников» (кто поступил на коммерческой основе).


При решении вопроса трудоустройства и специализации проще всего было «целевикам» - выбирай специальность и следуй на будущее место работы. «Целевики», как правило, были иногородними студентами, взявшими направления из своих родных ЦРБ, так что они возвращались к себе домой, редко кому это не нравилось. Тут и программа «молодой специалист» - при устройстве работы в районе им выплачивали миллион рублей, за который они были обязаны отработать на этом месте пять лет. Опять же, редко кому это не нравилось.


Но, иногда, мы беседовали "о жизни" с преподавателями и обсуждали этот вопрос. Для меня тогда миллион рублей был чем-то невообразимым. Пока один человек не сказал между делом : «У меня друг уехал в село. Получил миллион. Купил старый «крузер» и теперь гоняет на нем по полям. Подумай, где лучше жить, а денег как-нибудь заработаешь.» Вы помните, что до восьмого класса я жил во вполне себе деревне, и потом, почувствовав пульс большого города, уже не стремился туда возвращаться.


«Платники» же в вопросе выбора будущей специальности приравнялись к «бюджетникам» - обе группы были в свободном плаванье, на распределении сидели только представители районных ЦПБ, которые знали, какой специальности врачи им нужны и все решали за тебя. Городу же врачи не требовались. Оставалось три варианта: плюнуть на все и выбрать симпатичный район и специальность, купить себе самому место в платной интернатуре и потом искать место работы, или же искать бесплатную интернатуру и место работы в городе каким-нибудь фантастическим образом.


Потому что очень большой удачей и упорством нужно обладать, чтобы попасть на места работы в городских больницах, которые уже давно поделены между «врачебными династиями». Некоторым здесь могут помочь кружки, некоторым нужные знакомства, а некоторым, поздно все понявшим и спохватившимся, могла помочь только удача (это про меня).


После бесполезного мыканья по больницам, отделам кадров и глав.врачам, я принял решение сходить на бесполезное распределение, отказаться там от всего и продолжить искать дальше (сейчас я представляю, к чему это могло бы меня привести…). Я пришел с легким сердцем и стал ждать, когда меня вызовут на «смотрины». Тут-то, в коридоре главного корпуса университета, я и повстречал двух товарищей, которые негромко предлагали студентам место в ординатуре по патанатомии с последующим трудоустройством в морге при Краевой больнице в городе. Предлагали и никого не находили. Практически все, кто пришел, были уже уверены в своем месте и это была лишь формальность. А несколько свободных изыскателей с содроганием отказалась. Ну какой нормальный человек внезапно захочет стать патологоанатомом?


А я подошел и согласился.


Зашел на распределение, тыкнул пальцем в заведующего (одного из этих двух зазывал) и сказал, что вот этот дядя меня берет. А он лишь кивнул головой.


Вышел я слегка ошеломленный, а когда приехал домой и рассказал все матери – ее реакцию было словами не передать. Она уже представляла меня хирургом, в белом халате, светилом медицины. Она просто хотела мною гордиться. Сложно гордиться школьному учителю тем, что ее сын "пластает трупы" (то, что ты тоже врач, не доказать, такой уж у нас менталитет).


Но я знал одно, это временные трудности, это пока на два года ординатуры. Главное, что я получу специальность и сертификат, буду учиться и работать в городе. А там что-нибудь придумаю.


Пришло время переквалифицироваться в управдомы.

Все о медицине

10.8K постов39.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1)Не оскорбляйте друг друга

2) Ув. коллеги, при возникновении спора относитесь с уважением

3) спрашивая совета и рекомендации готовьтесь к тому что вы получите критику в свой адрес (интернет, пикабу в частности, не является медицинским сайтом).