Как я мотивировал работников...

Когда ты решаешься открыть свое собственное дело, сколько бы опыта работы в коммерции ты не имел, если ты молод и это твое первое дело – будь готов набить себе шишек и наделать массу ошибок. Дай Бог, если большинство из них будут дурацкими и для дела твоего несущественными.

Я тоже этих ошибок наделал изрядное количество с самого начала. Например, не решился начать дело один и привлек в качестве соинвесторов и «партнеров» двух своих друзей. Это не было катастрофической ошибкой, но гораздо проще, дешевле и лучше было бы не прощаться с ними по ходу развития бизнеса, а просто найти деньги без самих людей. Тем более, стартовая сумма была совсем не колоссальной.

Самых больших шишек я набил в течение этих тринадцати лет именно при работе с кадрами. Человек я идеалистических взглядов, склонен переоценивать достоинства людей и принижать значение их недостатков. Плюс молодость, было мне на старте двадцать шесть лет.

Бизнес у меня связан со строительством, мужское дело, женщин я привлекал к работе лишь в самом-самом начале, когда объемы были мизерными, а достойную мужчины зарплату предложить я пока не мог. Через пару лет у меня сложился вполне вменяемый коллектив молодых людей – вчерашние студенты, ребята подобрались очень толковые, шустрые, инициативные. Выручки росли. Работы прибавлялось. Пусть с потерями, но зато с победой и оптимизмом мы пережили кризис продаж 2009 года. Мне самому было интересно ребят как-то заинтересовать, мотивировать работать с огоньком. А какая мотивация может быть лучше мотивации финансовой? Мной был разработан план, согласно которому определенный процент от выручки предназначался для выплаты поощрений коллективу. Стандартная схема в продажах. Бонус был выплатой, которая являлась дополнением к окладу. Делился равно на всех (обязанности у всех мальчиков были одинаковыми). Вся эта конструкция казалась очень стройной, разумной, никакой новацией на то время не была, коллективом была встречена с воодушевлением. Выплачивался этот бонус без нареканий в течение какого-то периода времени, уже не помню точно, пару лет. Со временем бизнес расширялся, через год после кризиса рынок ожил, мне пришлось набирать все больше сотрудников. На время испытательного срока новые сотрудники получали только утвержденный оклад. Кто-то со временем отсеивался, кто-то нет, в итоге через пару лет сложился уже достаточно монолитный коллектив. «Новички» потребовали включить их в систему поощрения бонусами. Это было справедливо, и я согласился.

В 2012 году случился прорыв. Сезонные продажи оказались неожиданно большими, и в первый же месяц начавшегося сезона мои работнички получили на руки очень большую по тем временам сумму, эквивалентную двум тысячам долларов. Для продавца в магазине провинциального городка это было очень и очень круто. Мне было приятно выплачивать им эти деньги – я, наивный идеалист, хотел, чтобы они все чувствовали себя моими партнерами, людьми, с которыми мы находимся в одной лодке, делаем одно дело. О коварной сущности человеческой природы, и о том, что все люди разные, я тогда еще не предполагал. Я-то думал так – получили ребята большие деньги, купят себе что-то полезное, часть отложат на зиму, когда продажи у нас еле теплятся. Ага! Конечно! Эти деньги были для них, несмотря на суровую нашу пахоту в тот месяц, настоящими easy money, и были потрачены с мальчишеской непосредственностью на дорогущие фотоаппараты, мобилки, адидасовские кроссовки и прочую нелепую полудетскую хрень! Ну да Бог с ними, это их деньги, и их право потратить их так, как мои работники считали нужным. Самым неприятным для меня и моего бизнеса стало то, что они АСБОЛЮТНО забили на работу. Вместо 8 утра стали приходить к десяти, закрываться тоже стали раньше на полчаса, час. Перестали подходить к телефону, к клиентам. И с клиентами, и со мной стали вести себя, как пресловутые российские футболисты или зазвездившиеся валютные проститутки. Для меня такое развитие событий явилось совершенной неожиданностью. Резкой, неуместной и неприятной. После недолгого увещевания, попытки закрутить гайки я принял тяжелое для меня решение – уволить всех к чертям собачьим! Перед этим часть работников попыталась выкручивать мне руки, думая, что я не решусь уволить всех в самый разгар сезона. Но это было лучше, чем оставить все, как есть. В итоге, я оставил только двух работников, согласных на новые условия – это оклад чуть выше прежнего и бонусы на мое усмотрение. Это были очень хорошие условия относительно зарплат в этой сфере по городу. Достаточно быстро набрал новых продавцов, готовых работать на меньшие деньги. Из них со временем отсеялась большая часть… Часть людей, помыкавшись, вернулась, уже не с такими задранными носами.

Несколько лет назад мой брат, работающий в производственном холдинге, жаловался мне на то, что президент холдинга, старый и искушенный волк, наотрез отказывается поднимать зарплату работникам одной из фабрик. Зарплата была и остается по сей день очень низкой, порядка 14-18 тысяч рублей. На все доводы моего брата тот отвечал одно, что раз эти люди готовы работать за эту зарплату, они за неё и работают. Их никто на фабрике не держит, и они всегда могут уйти туда, где платят лучше. Если им оплату труда поднять, их производительность от этого не повысится, а, наоборот, только рухнет. «Ну как такая глупость может быть, Siri?» - спросил он меня. И я тогда рассказал брату свою историю, сказав, что старый хрыч прав.

Люди очень четко делятся на исполнителей и деятелей. Эти качества лежат глубиннее интеллекта и общей трудовой активности, это какое-то из свойств на уровне темперамента. Человеку деятельному со свойствами предпринимателя очень сложно разгадать логику поведения исполнителя, который всегда будет стремиться идти по пути меньшего сопротивления. Он готов пожертвовать большим ради малого. Например, желание смотаться пораньше с работы для просмотра любимого сериала будет сильнее страха потерять хорошее место (был уволен такой любитель закрыться пораньше в первый год работы. Конечно, это была женщина, причем предпенсионного возраста). Желание украсть тысячу рублей будет стоить работы, где ты получал самую большую зарплату из всех и, по сути, исполнял обязанности заместителя директора (об этом парне я писал в предыдущем посте). У некоторых людей с заниженной самооценкой, кучей комплексов и физических недостатков вдруг возникает непреодолимое желание самоутвердится перед коллективом за счет демонстрации презрения к авторитету руководителя, снисходительное отношение которого к физической слабости работника вдруг почему-то расценивается тем как слабость. Короче, взаимоотношения с работниками – одна из самых сложных сторон собственного бизнеса.

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
16
Автор поста оценил этот комментарий
Причём зп должно иметь свой потолок чтобы хитровыебаный продаван не сделал лям за месяц, а потом уволился а через день пришли все покупатели и сделали возврат. Мотивация дело тонкое...
раскрыть ветку (9)
16
Автор поста оценил этот комментарий
Глупость. Так как в таком случае умный продаван просто забьет болт на "потолке" и вы недополучите прибыль
раскрыть ветку (6)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Сложная ветка, неоднозначная. Плюсанул обоих.

раскрыть ветку (3)
15
Автор поста оценил этот комментарий

как по-мне, так нет тут ничего сложного и неоднозначного, просто есть 2 непримиримых лагеря с противоположными точками зрения.


одна сторона стремится к тому, чтобы сотрудники работали больше, а получали меньше (это собственники, плюс, иногда - руководство, замотивированное "в лоб" на прибыль);
другая - чтобы сотрудники работали меньше, а получали больше (это, понятно, сами сотрудники).
В противоборстве этих сил рождаются разного рода равновесия (которые выражаются в средних по рынку условиях труда, и отклонениях от них с поправкой на специфику конкретного региона/отрасли/предприятия. Но равновесие - не значит, что обе стороны довольны; оно значит всего лишь то, что недовольство обоих сторон оказалось в приемлемых рамках.

и ни одна сторона никогда не согласится с другой в вопросах мотивации (т.к. обсуждение любой абстрактной истории по типу этой - по сути будет проективным).

Классика жеж, "единство и борьбы противоположностей". Закон мироздания, ёптыть -))

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Слишком вы прямо судите. Я не рассуждаю "из лагеря продавана". Это всего лишь психология и практика. Не встречал ни разу продавца с потолком зарплат, который делал что либо сверх этого потолка, так же как и фирмы с подобными потолками никогда не развиваются!
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

дык, а я и не отстаиваю ни какую точку зрения... правда - у каждого своя, нет единой правды... Тутанхамон был умён, но и у него правда своя -))


и причем, вообще, тут потолок? есть потолок, нет потолка - это все детали... главное - стремление, "направление намерения", остальное - инструмент. Даже если Вы, как собственник, неприемлите потолки з/п для продаванов - все равно Вы будете стремиться к снижению стоимости одной продажи вцелом, не в лоб - так в обход.
Косты все режут, так или иначе. Просто, кто-то это делает явно и неприкрыто, а кто-то настолько завуалированно, что даже сам начинает верить, что не режет -))

Автор поста оценил этот комментарий
Ну а какая же система идеальна? Просто потолок высчитывается хитрым способом, чтобы и люди могли его реально достичь и не сдохли по дороге к нему.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Суть в работе с продаваном не только в поле мотивации... Тут вариантов масса для обсуждения
1
Автор поста оценил этот комментарий

То есть из-за недобросовестных продаванов пострадают добросовестные, которые после такого тоже будут работать только на план и ни грамма больше.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Чем больше компания тем больше переменных входит в зп. Зачастую есть сб которая ищет хитрых, но планка есть пояти всегда.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку