Как я Луну лепил
Хочу поделиться историей одной интересной и увлекательной работы. Для книги Павла Шубина, посвященной освоению Луны, нужно было сделать иллюстрацию-схему места первой в истории удачной посадки автоматической станции.
Павел предоставил сканы панорам, которые были получены непосредственно с луны в 1966 и схемы места прилунения АЛС, выполненные МИИГаиК на основе этих панорам.
Требовалось получить максимально достоверную модель, которая бы точно повторяла рельеф, высоту Солнца и его азимут, расположение камней и деталей станции, которые отстреливались в процессе посадки.
Сам процесс полёта и посадки, изящество инженерных решений, их обеспечивших уже не раз описывались в интернетах. Я вряд ли смогу что-то нового сказать.
Поначалу, работа показалась очень простой: наложить схему на плоскость, подогнать размер, вылепить кратеры, смоделировать станцию и готово. Но как же я заблуждался! И просчитался со сроком в 6 раз.
Так как требовалась точная реконструкция, лепка "на глаз" оказалась неприменимой и нужно было что-то придумать. Благо на самой схеме были отмечены горизонтали через каждые 5 см и по ним можно было восстановить рельеф. Вначале я их просто обрисовал вершинами, соединёнными рёбрами и расставил по высоте:
Ура. Работа закипела. Увлеченно лепил поверхность, возюкая перо по планшету пока не включил другой режим затенения сетки и ужаснулся:
Поверхность выглядела как поеденный червяками гриб, все было идеально в полосатом режиме, который не учитывал мелких неровностей...
Заблюрил все бугры, чтобы рельеф был не таким похожим на террасы. Потом вновь включил "полосатый" шейдер, горизонтали поплыли. Пришлось долепливать, потом снова сглаживать и так четыре итерации. В итоге рельеф сошелся со схемой и осталось нарисовать кратеры.
Как видно ниже, черные полоски горизонталей совпадают с линиями градиента.
Осталось правильно сориентировать модель АЛС, Солнце, настроить материалы и отрендерить.
В итоге получилось две вот такие иллюстрации. Луна-9:
Луна-13:
Внимательный читатель найдет на одной из схем отпечаток "лепестка", который получился когда АЛС делала последний кувырок по поверхности Луны. Тёмные участки это невидимые на панораме зоны.
А потом я вдруг подумал, 2Д схемы это хорошо, но хочется чтобы можно было покрутить схему прямо как "живое" 3Д. Немного поколдовал с запеканием текстур и с несложным программированием получил две интерактивные сцены на движке blend4web, которые можно смотреть прямо в браузере. Благо люблю и умею это делать.
Луна 9: engine9.ru/luna9.html
Луна 13: engine9.ru/luna13.html
Исследователи космоса
17.4K постов47.4K подписчиков
Правила сообщества
Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)