Как я Луну лепил

Хочу поделиться историей одной интересной и увлекательной работы. Для книги Павла Шубина, посвященной освоению Луны, нужно было сделать иллюстрацию-схему места первой в истории удачной посадки автоматической станции.

Как я Луну лепил Луна, СССР, 3D, Blender, Длиннопост

Павел предоставил сканы панорам, которые были получены непосредственно с луны в 1966 и схемы места прилунения АЛС, выполненные МИИГаиК на основе этих панорам.


Требовалось получить максимально достоверную модель, которая бы точно повторяла рельеф, высоту Солнца и его азимут, расположение камней и деталей станции, которые отстреливались в процессе посадки.


Сам процесс полёта и посадки, изящество инженерных решений, их обеспечивших уже не раз описывались в интернетах. Я вряд ли смогу что-то нового сказать.


Поначалу, работа показалась очень простой: наложить схему на плоскость, подогнать размер, вылепить кратеры, смоделировать станцию и готово. Но как же я заблуждался! И просчитался со сроком в 6 раз.


Так как требовалась точная реконструкция, лепка "на глаз" оказалась неприменимой и нужно было что-то придумать. Благо на самой схеме были отмечены горизонтали через каждые 5 см и по ним можно было восстановить рельеф. Вначале я их просто обрисовал вершинами, соединёнными рёбрами и расставил по высоте:

Как я Луну лепил Луна, СССР, 3D, Blender, Длиннопост
Затем, нужен был некий инструмент, который бы наглядно показывал рельеф поверхности. Придумал шейдер, красящий 3Д объект в веселые полоски, в зависимости от положения по оси Z (высоте).


Ура. Работа закипела. Увлеченно лепил поверхность, возюкая перо по планшету пока не включил другой режим затенения сетки и ужаснулся:

Как я Луну лепил Луна, СССР, 3D, Blender, Длиннопост

Поверхность выглядела как поеденный червяками гриб, все было идеально в полосатом режиме, который не учитывал мелких неровностей...

Как я Луну лепил Луна, СССР, 3D, Blender, Длиннопост

Заблюрил все бугры, чтобы рельеф был не таким похожим на террасы. Потом вновь включил "полосатый" шейдер, горизонтали поплыли. Пришлось долепливать, потом снова сглаживать и так четыре итерации. В итоге рельеф сошелся со схемой и осталось нарисовать кратеры.

Как я Луну лепил Луна, СССР, 3D, Blender, Длиннопост

Как видно ниже, черные полоски горизонталей совпадают с линиями градиента.

Как я Луну лепил Луна, СССР, 3D, Blender, Длиннопост
Модель станции выполнил Илья Шичкин — отличный и увлеченный темой авиации\космонавтики моделлер. Илья сделал Луну-13, я переделал в предшественницу с одной камерой и немного оптимизировал сетку.


Осталось правильно сориентировать модель АЛС, Солнце, настроить материалы и отрендерить.

Как я Луну лепил Луна, СССР, 3D, Blender, Длиннопост

В итоге получилось две вот такие иллюстрации. Луна-9:

Как я Луну лепил Луна, СССР, 3D, Blender, Длиннопост

Луна-13:

Как я Луну лепил Луна, СССР, 3D, Blender, Длиннопост

Внимательный читатель найдет на одной из схем отпечаток "лепестка", который получился когда АЛС делала последний кувырок по поверхности Луны. Тёмные участки это невидимые на панораме зоны.


А потом я вдруг подумал, 2Д схемы это хорошо, но хочется чтобы можно было покрутить схему прямо как "живое" 3Д. Немного поколдовал с запеканием текстур и с несложным программированием получил две интерактивные сцены на движке blend4web, которые можно смотреть прямо в браузере. Благо люблю и умею это делать.

Как я Луну лепил Луна, СССР, 3D, Blender, Длиннопост
Колесом мышки или двумя пальцами по тачскрину можно зумить, поворачивать — тасканием. Кнопки на Луне включают панорамы, сетку координат и зоны невидимости.

Луна 9: engine9.ru/luna9.html

Луна 13: engine9.ru/luna13.html

Исследователи космоса

17.4K постов47.4K подписчиков

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)