Как вести себя в суде

Как вести себя в суде Суд, Правила поведения, Длиннопост, Текст

Если по каким-то причинам Вы решили представлять свои интересы в суде самостоятельно как активный и сознательный гражданин, то специально для Вас есть несколько советов, которые могут помочь избежать распространённых ошибок.


Речь пойдёт о гражданском и арбитражном процессе (соответственно суды общей юрисдикции и арбитражные суды). Для ЛЛ есть линк на видео внизу.


1. Если Вы не истец по делу, а являетесь ответчиком или третьим лицом, и какие-то из приложений к исковому заявлению у вас отсутствуют, необходимо ознакомиться с материалами дела.

В разных судах эта процедура осуществляется с некоторыми отличиями, поэтому наиболее правильный вариант — попытаться созвониться с помощником / секретарём судьи, уточнить порядок и определить удобное время.

Не забудьте захватить фотоаппарат или телефон с возможностью фотосъёмки. Сфотографировать страницы материалов дела — самый удобный способ. Фотографируйте всё, что есть в деле, а затем уже в более удобной обстановке можно будет изучить детально.

Телефоны аппарата суда лучше внести в телефонную книгу Вашего аппарата - эти данные могут ещё пригодиться.


Примечание: в областные суды, в арбитражные апелляционные суды или в АС г. Москвы или Московской области (это два разных суда) и иные перегруженные суды звонить придётся долго и упорно, а в АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области Вы, скорее всего, дозвониться не сможете вообще.


2. Подготовьте процессуальные документы: отзывы, заявления, ходатайства, письменные доказательства (копии справок, договоров, актов и т. п.).

Отзывы и иные документы желательно предоставлять заранее, чтобы лица, участвующие в деле, могли с ними ознакомиться во избежание затягивания судебного процесса.

Необходимо предоставлять копии всем лицам, участвующим в процессе, у кого эти документы отсутствуют и суду.

При этом в арбитражном процессе отзыв и все копии документов, отсутствующих у истца и иных лиц, участвующих в деле, нужно направлять самостоятельно, а в суд предоставлять доказательство такого отправления (п. 7 ст. 131 АПК РФ).

При сознательной «диверсии» судебного заседания есть шанс получить наказание в виде отнесения судебных расходов за злоупотребление процессуальных прав по ст. 99 ГПК РФ п. 2 ст. 111 АПК РФ независимо от исхода дела. Будет обидно, если судебный акт принят в Вашу пользу, а судебные расходы другой стороны придётся оплатить из своего кармана.


3. Продумайте текст своего выступления.

Вне зависимости от того, насколько хорошо Вы можете говорить экспромтом, как минимум, тезисы и ключевые аспекты устного выступления должны быть заранее определены, чтобы Вы хотя бы имели список того, о чём Вы хотели сообщить суду.

Даже многие юристы, которые по роду деятельности нечасто ходят в судебные заседания, могут разнервничаться и что-то важное забыть. Для не-юриста же очень часто посещение судебного заседания будет сопровождаться значительным волнением.


4. В холодное время года желательно за день до заседания позвонить в суд и уточнить, всё ли с судьёй в порядке, т. к. судьи тоже люди и могут заболеть, а следовательно и не смогут осуществлять отправление правосудия. Особенно полезно для снижения риска траты времени впустую это сделать, если суд в другом городе. Не нужно надеяться, что Вас предупредят о том, что судья взял больничный и заседание переносится.


5. Наконец, само посещение суда.

Если процесс предстоит арбитражный, а определение о назначении судебного заседания суд не прислал, или Почта России ещё не доставила, то рекомендую распечатать определение с сайта суда kad.arbitr.ru из соответствующей карточки дела. Для судов общей юрисдикции единой централизованной удобной площадки не предусмотрено — можно искать данные на сайте суда с указанием судьи, времени и кабинета.


В зданиях всех судов (100% из тех, которые я посетил) стоят металлодетекторы, около которых находятся умеренной степени приветливости судебные приставы, которые попросят предъявить паспорт и будут настойчиво интересоваться, нет ли у Вас колюще-режущих предметов, газовых баллончиков и т. п. Разумеется, все подобные вещи, а также любые потенциально опасные предметы, такие как ножницы, отвёртки, молотки, металлические пруты, кирпичи и прочее лучше оставить дома или в машине.


Далеко не во всех судах есть гардероб. А если и есть, то часто не работает. Поэтому если Вы приехали на машине и припарковались недалеко, иногда лучше стоит оставить верхнюю одежду в своём автомобиле, чем носить одежду в руках по зданию суда. С пачками документов и сумкой это очень неудобно.


После того, как Вы нашли нужный судебный зал (в большинстве случаев «зал» - преувеличение, т. к. помещения часто размером с небольшую комнату), имеет смысл поинтересоваться у людей, которые находятся около соответствующего кабинета, на какое время рассматривается дело сейчас.

Если Вы по какой-то причине опоздали, а около дверей кабинета спросить не у кого, идёт ли там заседание вообще, то не стоит бояться туда заглянуть и с виноватым видом поинтересоваться. Ласковых слов не услышите, но и наказывать за это не будут.


Вообще опаздывать крайне не рекомендуется - процесс начнут и проведут без Вас. Если ситуация совершенно критическая, и Вы всё же опаздываете, то звоните в суд (по сохранённым номерам из п. 1) и просите подождать несколько минут, иногда входят в положение.


Стоит отметить, что очень, очень часто заседания проходят с существенной задержкой от нескольких десятков минут до нескольких часов, особенно в АС г. Москвы.

Лично у меня был случай, когда заседание назначено было где-то на 15.00 с небольшим, а фактически началось почти в 19.00.

Причина этому — катастрофическая перегрузка судей, которым приходится рассматривать в несколько раз больше дел, чем они могли бы рассматривать эффективно.

Для справки, немного цифр: в 2013 аппарат Высшего Арбитражного Суда РФ (которого благодаря "судебной реформе" теперь нет) подсчитал, что на 1 судью должно приходиться 16.8 дел в месяц. В этом случае судья сможет выносить обоснованные решения, досконально разбираться в деле и т.п.

Но по факту за 2012 год "средний судья" в арбитраже рассматривал 57 дел в месяц, что почти в 3,5 раза выше обоснованной нормы, а "средний судья" АС г. Москвы (самый высоконагруженный суд) рассматривал более 120 дел в месяц.

И из этого следует, что нужно максимально уважать время суда.

Именно поэтому важно все документы предоставить заранее, подготовить проект выступления и говорить только по существу.


6. В судебном заседании после проверки явки участников, судьёй будут заданы стандартные вопросы о том, будут ли отводы к составу суда, ясны ли сторонам их процессуальные права и обязанности, есть ли какие-либо заявления и ходатайства у сторон.

На этом этапе целесообразно предоставить суду все ходатайства, заявления и иные документы, если Вы их не предоставили раньше по какой-то причине. Если предоставляете отзыв и новые, отсутствующие у участников, документы в судебном заседании (ранее уже сказано, почему это лучше сделать раньше), то нужно также предоставить копии всем присутствующим участникам.


К суду независимо от состава следует обращаться исключительно «Уважаемый суд» и никак иначе, это закреплено процессуальным законодательством (ст. 154 АПК РФ, ст. 158 ГПК РФ).

При обращении к суду необходимо вставать.

В судебном заседании нужно внимательно слушать судью и действовать соответствующим образом. В присутствии судьи общаться с другими участниками даже шёпотом, играть на телефоне, читать новости и т.п. совершенно не следует.


Крайне важно помнить, что судебное заседание — это не диалог истца с ответчиком, а строго формализованный процесс. Перебивать других участников судебного процесса или судью нельзя.

Если Вы будете нарушать порядок в судебном заседании, то можете быть удалены из зала судебного заседания, а в особо запущенных случаях ещё и подвергнуты штрафу (п. 4 ст. 154 АПК РФ, ст. 159 ГПК РФ).

Участники процесса взаимодействуют с судом, и единственное исключение из этого — возможность задавать вопросы другим участникам на определённом этапе. Примечание — вопросы задаются участникам, а не суду.


Во время устного выступления не имеет смысла перечитывать целиком процессуальный документ — уважайте время суда. В большинстве случаев Вас попросят говорить кратко и по существу спора. То есть сугубо факты и нормы, на которые Вы ссылаетесь в подтверждение своей позиции.

Не нужно говорить о чём-либо, что не относится к предмету спора.

Даже если Вы со всех сторон положительный спортсмен, комсомолец и просто красавец, а Ваш процессуальный оппонент, по Вашему мнению, просто средоточие зла и всего плохого во Вселенной, смысла об этом упоминать совершенно нет.


По окончании судебных прений и реплик сторон суд объявляет, что удаляется для принятия судебного акта.

Важно отметить, что во многих судах судьи ютятся в крохотных кабинетах и им физически некуда удаляться. В этом случае участников попросят покинуть кабинет и забрать личные вещи.

При объявлении резолютивной части судебного акта все присутствующие выслушивают его стоя, и, разумеется, молча. Свои возражения можно выразить путём обжалования соответствующего судебного акта.


Заключение:

В целом, для того, чтобы избежать каких-либо проблем, достаточно лишь выполнение следующих условий:

- заранее подготовить и направить процессуальные документы;

- внимательно слушать судью и поступать соответствующим образом;

- уважать суд, процессуального оппонента и время суда;

- в судебном заседании соблюдать порядок.


Успешных процессов :-)


P.S. копия в PDF, для ЛЛ линк на видео.

Народный контроль

1.2K пост6.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

В этом сообществе не приветствуется:

1. Реклама. Любая: скрытая, явная, косвенная и т. д. Название любого бренда/товара/услуги должно быть обоснованно

2. Оскорблять Пикабушников прямо или косвенно (в том числе по объединяющему признаку: профессии, роду деятельности, национальности, политическим предпочтениям и т. д.)

3. Нарушать правила Пикабу


Мы всегда рады:

1. Годному контенту

2. Расследованиям и интригам (в рамках темы сообщества, разумеется)

3. Предложениям по улучшению сообщества

4. Вашему мнению. Любому. У каждого человека должно быть свое мнение. Высказывайте его. В споре рождается истина.

5. Раскрытию острой и актуальной темы.


Помните:

Сообщество существует для диалога. Если кто-то не умеет его вести: хамит, хейтит, оскорбляет, нарушает правила сообщества и/или Пикабу - смело призывайте администрацию сообщества или сайта. Атмосфера в комментариях не должна портиться хейтерами.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
15
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ша начитаются всякие и побегут свои права защищать, а потом придут с абсолютно запущенным делом. Почему бы сразу не обратиться к специалистам? Особенно это касается предпринимателей)
раскрыть ветку (18)
9
Автор поста оценил этот комментарий
Бывают ситуации, когда привлечение специалиста невыгодно: стоит сопоставимо или дороже, чем возможный выхлоп от дела (а эти деньги ещё нужно потом взыскать). Не всегда в суде дела на сотни тысяч / миллионы.

Бывает, что цена вопроса 10-20 т.р., иск простецкий, и лишние расходы на представителя ну никак не нужны. Да, расходы на представителя можно и нужно взыскивать с проигравшей стороны, но их не всегда удовлетворяют в полном объёме, и опять же - их нужно фактически взыскать (100 тысяч на исполнительном листе и 100 тысяч в кармане / на счёте - сами понимаете, вещи очень разные).


Или ещё бывает, что юристу поручают только подготовку документов, а в суд сам клиент идёт. В общем, разные ситуации бывают.

раскрыть ветку (8)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Прекрасно понимаю, но в последнее время наблюдается тенденция: приходят клиенты, начитавшиеся умных статей в интернете. В процессе выясняется, что сроки все уже горят, пакет документов практические не собран, все бумаги оформлены коряво (особенно любят приходить с целью представлять интересы в апелляционной инстанции, когда срок подачи жалобы истекает через неделю).

Как итог - цена вопроса оказания юр. услуг возрастает в разы, из-за срочности. Я бегаю с ошалемым видом, собираю документы, составляю проекты необходимых документов/обращений/заявлений/жалоб.
Клиент, конечно, всегда прав, но нужно быть благоразумней, и осознавать, что даже простое дело, которое кажется легче легкого - может оказаться не таким уж и простым. Поэтому не надо скупиться хотя бы на одну консультацию с юристами: собрать все документы, проанализировать ситуацию, придти к юристам, поговорить, получить советы и представление, что как и где делать.


А по поводу выхлопа и соотношения цены иска/цена оказываемых услуг. Буквально пару часов назад приходил консультироваться пенсионер, ему необходимо взыскать стоимость утерянного транспортной компанией заказа. Все документы в порядке, все есть. Цена его не волнует (пенсионер военный), но хочет, чтобы дело было выиграно и компания на абсолютно законных основаниях выплатила ему эту стоимость (дело принципа).

Конечно, это не всегда приемлемо, я ему указывал, что цена услуг нашей компании будет больше, чем стоимость посылки. Но его указанный факт не волнует. В любом случае, любой человек пришедший на консультацию получает дельные советы, даже если в дальнейшем сотрудничать с нами не собирается.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
О,да! Полностью согласна с первым абзацем.
Автор поста оценил этот комментарий
Умники и принципиальные есть всегда, но всегда (или почти) можно не сотрудничать с теми, с кем не хочется. В целом-то я, вроде бы, в посте ничего не написал неверного (поправьте, если считаете иначе), потому вряд ли увеличу число излишне самоуверенных в себе знатоков по всему.

А что касается апелляции за неделю до окончания срока - мы иногда пользуемся таким способом: чтобы уложиться в срок подаём хоть какую-то жалобу, а затем уже спокойно готовим нормальную и направляем всем. Пока проблем не было.

Так-то, конечно, бывало, что обращаются в первый раз, когда решение уже вступило в силу и удивляются, когда понимают, что помочь тут уже весьма проблематично.

Да всякие клиенты есть - нужно просто решить для себя, что важнее:

- охватить побольше работы, включая проблемных клиентов, и возможно заработать несколько больше, но дико утомиться;

- работать с комфортными клиентами и утомляться меньше.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

по поводу апелляции особенно в московском и областном арбитражах я бы не игрался так с жалобой, т.к. в соответствии с АПК жалобы с новыми доводами могут быть не приняты судом, по крайней мере один раз на такое нарывался, плюс что арбитраж москвы, что московской области очень редко рассматривает такие жалобы по существу... увы...

в любом случае, все-таки представлять интересы в судах лучше с совета представителя, по крайней мере готовить процессуальные документы, т.к. от выступления в большинстве случаев не чего не зависит, суды смотрят на документы

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Не совсем понял мысль про "что арбитраж москвы, что московской области очень редко рассматривает такие жалобы по существу" - апелляционные жалобы рассматривает 9 Арбитражный апелляционный суд, а не АСгМ и не АСМО :-)

И в АПК же речь про требования, а не доводы. ч. 3 ст. 257 АПК РФ:

"В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции"

Или что имелось в виду?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

в общем смысл такой, про 9 и 10 согласен, но я почему то по привычке их называю просто московская апелляция и областная, но не суть важно. Я думаю в этой части мы поняли друг друга.

по поводу именно жалобы, я думаю вы помните что раньше была такая вещь - краткие жалобы, некоторые мои процессуальные враги до сих пор иногда пользуются тем, что подают не мотивированную жалобу(либо с минимумом доводов) которую оставляют без движения, а потом пытаются подать с новыми доводами, вот эту жалобу с новыми доводами не всегда принимают, был реальный случай когда не приняли. Так что, если даже нет времени то все-таки жалобу надо готовить со всеми доводами, а раскрыть их потом можно например в письменных пояснениях. Если цель только затянуть процесс, то в арбитраже можно просто не прикладывать все документы=)

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Мысль понял. Про обрывочные жалобы - так это сплошь и рядом. И документы после оставления без движения прикладывают в предпоследний-последний день - классика :)

Касательно написанного выше, когда сроки поджимают - я почему советую такой подход, потому что какая-никакая жалоба всё равно лучше пропущенного срока на подачу. Главное, сразу клиенту объяснить, что эти меры и все последствия - результат его (без)действий.

А то некоторые особо проблемные как увидят определение об оставлении без движения, так сразу не вникая паникуют:

"нам отказали1! всё пропало! а мне вас рекомендовали как хорошего специалиста1!"

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

паника клиентов отдельный повод для написания поста=)))))может напишите, у вас это хорошо получается

Автор поста оценил этот комментарий

Не надо только забывать, что задача такого специалиста отнюдь не в помощи по делу, а в зарабатывании денег для себя. Часто интересы клиента по делу идут строго поперек возможности адвоката побольше заработать на этом деле. Так что когда нанимаешь специалиста, приходится следить не только за делом, но и за специалистом, чтобы он не подложил свинью с целью продлить, усложнить дело, и срубить на этом дополнительный гонорар.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну здесь надо просто обращаться к нормальным специалистам, а не в юридическую контору ООО "Вектор", которая гарантирует 101% успеха. Лучше обращаться в адвокатское образование - легче защищать свои права в случае спорных ситуаций - на сторону обманутого может встать адвокатская палата (возможно, справедливо не для всех регионов).
И в целом, на мой взгляд, по гражданским делам лучше согласовать фиксированный размер вознаграждения, тогда и не будет смысла продлить и усложнить, а попытки сэкономить на почасовой или поразовой оплате могут привести к тому, что недовольны останутся обе стороны.
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Какая разница, в какой конторе? Цель любого бизнеса и любого частного юриста -- зарабатывание максимального количества денег. Благополучие клиента отнюдь не является их конечной целью. Это всего лишь инструмент для зарабатывания денег, один из. Точно таким же инструментом является затягивание дела (например). Просто в шарашкиной конторе тебя кинут грубо, а в крутой будут обрабатывать более изящно и незаметно для жертвы клиента.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Большая разница.
Вы пришли в адвокатскую коллегию, достаточно именитую в Вашем городе или регионе. Адвокат или юрист, который проведет консультацию, скорее всего сразу скажет, если делом заниматься смысла нет - если взяться заведомо за пооигрышное, не предупредив доверителя, могут лишить статуса.
Вам будет обозначена сумма за ведение дела - скажем 30 тысяч, и подписано соглашение, по которому оно действует, скажем, до вынесения решения судом первой инстанции. А там - затягивай, не затягивай - надо отрабатывать, либо расторгать соглашение и возвращать часть денег, что также чревато потерей репутации.
раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Вынужден заметить, что адвокат - не гарантия честности или компетентности.

В процессах очень часто приходится встречать классических адвокатов из фильмов - некомпетентных, при этом лживых и изворотливых. Чего стоят обещалкины по уголовным делам в духе "да мы сейчас Вас отмажем" (на словах), а потом "так а никто гарантий не давал". И в самом деле - в договоре ничего про это нет, зато на словах - просто как два Льва Толстых.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Безусловно. Есть адвокаты, которые дают много обещаний, работают без соглашений и не дают квитанций за взятые деньги - как правило, сразу все вместе :) Но риск лишения статуса, если обманутый клиент обратиться с жалобой в палату, как правило, вынуждает решать проблемы так, чтобы он с ней не обращался, тем более что на основании положительного для клиента решения адвокатской палаты по дисциплинарному производству с высокой вероятностью можно взыскать деньги в порядке гражданского судопроизводства.
Я не призываю обращаться именно к адвокатам, и среди адвокатов, и среди юристов есть люди, которые позорят профессию. Но у первых есть механизм чистки рядов, который, например, хорошо работает в Москве, СПб, Приморском крае а у вторых нет :)
В любом случае, выбирать специалиста нужно взвешенно, а многие готовы отдать деньги тому, кто скажет то, что они хотят услышать
Автор поста оценил этот комментарий

Бггг)) "Репутация") В нашей папуасии никто даже слова такого не знает. В РФ репутация не значит ничего. Можете назвать хоть одну адвокатскую контору, имя которой у всех на слуху?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Спор зашёл явно не туда.
Репутация - много значит, но не для всех.

Есть очень много крутых и известных юрфирм с репутацией. Другое дело, что Вы, скорее всего, могли и не слышать о них - и это нормально, если не приходится часто контактировать с услугами в этой сфере.

И это нормально. Я вот, например, далёк от медицины, и имена выдающихся и известных учёных зачастую мне незнакомы.

Автор поста оценил этот комментарий
Мда, зацепились за одно слово, а по сути спора так ничего и не сказано. Вы хоть понимаете, о чем спрашиваете? В разных городах и регионах могут быть свои образования, более-менее менее известные как минимум в профессиональных кругах. Какой-то супер конторы, которая известна на всю РФ, само собой, нет - не та специфика деятельности.
Если Вы хотите продолжить спор просто чтобы продолжить и не знакомы с предметом - пожалуйста, не надо - Вы либо не понимаете о чем я говорю, либо не воспринимаете мнения, отличного от Вашего.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку