226

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров

Советские автопроизводители довольно часто создавали прототипы, заглядывающие за завесу времени. Но в большинстве своем это были либо эскизы, либо масштабные макеты типа ВАЗ X 1990 года. Над автомобильными интерьерами концептов в СССР практически не работали. Да и зачем? Для заметок в тематических журналах достаточно эффектного экстерьера. Публика, привыкшая к однотипным «Жигулям» и «Москвичам», будет рада и этому. Если копнуть концептуальное наследие советских автопроизводителей глубже, отыщем лишь пару-тройку моделей с интересными салонами. Они и демонстрируют нам будущее, каким его видели в Советах.

ВАЗ-2702 «Пони» Опытный

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

Почти все интересные концепты с готовыми интерьерами в СССР принадлежат конструкторам Московского автомобильного завода. Но начнем мы рейтинг с любопытной модели ВАЗ. Это даже не модель, а большой проект, в рамках которого было построен десяток разных машин. В начале 1980-х крупнейший советский автогигант получил заказ на разработку компактных электромобилей. Это должны были быть грузовички малой грузоподъемности для работы в крупных городах. Не то чтобы кто-то там думал об экологии, просто нужно было показать, что «умеем».

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

В результате появилась серия электрокаров с благозвучным названием «Пони». Впрочем бездушный цифровой индекс, который присущ всем тогдашним моделям ВАЗ, у автомобиля тоже был — 2702. На специально спроектированном для данной модели шасси были построены фургон и грузовик. На фотографии — машина для службы быта.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

Салон у электромобиля выполнен с нетипичным для того времени минимализмом. Отсутствие вала и коробки передач позволило полностью избавиться от центрального тоннеля, а переднюю панель сделать лаконичной и неперегруженной. Для деталей интерьера конструкторы использовали светлый материал, что тоже было не в духе времени. Приборную панель разместили на отдельном накладном элементе. Что-то похожее делается в нынешних Mercedes, где цифровой кокпит конструктивно отделен от передней панели.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

Создатели фургона не только поработали над передней частью салона, но и сконструировали инновационные кресла. Учитывая, что «Пони» были предназначены для города, водитель и пассажир не должны были надолго задерживаться в салоне. Поэтому все четыре кресла максимально компактные — инженерам нужно было сделать как можно более короткую машину, и драгоценные сантиметры «выцеживались» из каждой детали. Никакой боковой поддержки у таких кресел нет, но и автомобиль не предназначался для динамичной езды.

«Москвич-3-5-6»

В столице СССР в силу близости к начальству, а значит, и к бюджетным деньгам, экспериментальных автомобильных проектов было больше, чем в Тольятти. В первой половине 1970-х на заводе «Москвич» вовсю шла работа над семейством 3-5. В то время Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) прекрасно себя чувствовал и обновлял модели раз в 4—5 лет. Проект серии 3-5 демонстрировал эволюцию самого популярного сегмента легковых машин, который сегодня назвали бы «класс В». Всего в рамках проекта было собрано восемь автомобилей.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

Над названиями опытных моделей особо не думали. Их обозначали как 3-5-2, потом 3-5-3 и пр. Финальной версией стал седан 3-5-6. И именно эта машина получила прорывной салон для моделей, созданных в СССР. Впервые в истории страны при разработке интерьера был использован так называемый посадочный макет. Он позволил создателям идеально расположить все органы управления и обеспечить одну из лучших в СССР эргономику автомобильного салона.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

Журналисты в шутку называли модель 3-5-6 «невестой» — именно данный экземпляр демонстрировали начальству. Машина была полностью готова к 7 ноября 1975 года. Вместо типичной для «Москвичей» механической коробки передач на данный седан установили «автомат» фирмы Borg-Warner. В 1970-х для СССР это было круче, чем сегодня полный автопилот.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

«Москвич-2139 „Арбат“»

В 1987 году в Москве приступили к разработке 7-местного минивэна. Планировалось, что нечто подобное пойдет в серию в начале 1990-х. Дело затянулось, и только к 1991-му был готов первый ходовой прототип модели, которой не было суждено попасть в продажу. «Арбат» — даром что выглядит как пластиковая игрушка — являлся полноценным рабочим автомобилем с платформой от «Москвича-2141» и полностью функциональными агрегатами.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

Салон прототипа произвел фурор в начале 1990-х. Здесь были кресла-конструкторы, поворачивающиеся вокруг своей оси. Передние сиденья имели регулировку длины подушки. Такой опции сегодня нет у многих премиум-машин. Центральная консоль, руль и некоторые элементы дверных карт были выполнены в «холодном» голубом цвете. Инновационные кресла и переднюю панель обшили тканью. На руле были размещены клавиши управления магнитолой, а приборная панель была наполовину электронной.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

Согласно проекту выпуск такого минивэна должен был начаться в Калужской области на конвейере автоматических линий. Но развал Союза и финансовые трудности «Москвича» скорректировали планы.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

«Москвич-2143 „Яуза“»

Пока одна московская команда трудилась над «Арбатом», в другом цеху завода создавался потенциальный преемник «Москвича-2141» (того, который похож на «девятку»). Заводской индекс проекта — 2143, а неформальное название — «Яуза». Машина была сконструирована на базе агрегатов «Москвича-21416», что позволило бы в будущем выпускать как передне-, так и полноприводные седаны.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

В случае с салоном дизайнеры разошлись не на шутку. Здесь «кричащие» округлые формы, множество нетипичных для конца 1980-х сложных линий и словно перекочевавший из фантастических фильмов двухспицевый руль. Центральная консоль, если можно ее так назвать, была повернута к водителю, а в дверную карту было вклеено дополнительное остекление! Эта идея принадлежит художнику М. А. Елбаеву. Под его руководством делался весь салон «Яузы».

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

Несмотря на то что это просто концепт, инженеры капитально подошли к проработке мелочей. Так, на модель установлен травмобезопасный руль, рабочие электростеклоподъемники и даже бортовой компьютер, который создавался специально для данной модели. В 1992 году работу над проектом свернули, и «Москвич будущего» остался только в виде прототипа.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

«Москвич-2144 „Истра“»

В 1990-м правительство СССР предложило ведущим производителям страны построить машину, которая будет соответствовать духу 2000 года. В 1990-х многие думали, что в XXI веке автомобили будут уже летать, поэтому проект «Москвича-2144» (он же «Истра») еще относительно скромный. Формы концепта чем-то напоминали «Яузу», единственная боковая дверь поднималась вверх. Почти как задняя боковая дверь у Tesla Model X.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост
Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

Но не только дверь роднит «Истру» с Tesla. Взгляните на салон. Никаких лишних деталей и полное отсутствие физических клавиш. В распоряжении водителя и пассажира два экрана — приборная панель и подобие мультимедийной системы. Ничего не напоминает? И ведь это 1991 год! Как тебе такое, Илон Маск?

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

ЗиЛ-4102

По неофициальной информации, ЗиЛ-4102 создавался по непосредственному указанию Горбачева. Всего было построено два опытных образца. На фотографиях — машина 1988 года. Над роскошным седаном трудилась целая команда лучших в СССР специалистов по настройке шасси и разработке интерьеров.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

Салон автомобиля рассчитан на четырех человек. Рядом с водителем должен был сидеть охранник. Сзади — два VIP-пассажира. Примечательно, что машина считалась даже демократичной по сравнению с «членовозами» прежней эпохи. Но это не помешало «нафаршировать» ЗиЛ всеми доступными в конце 1980-х опциями. Здесь и электропривод кресел, и несколько климатических зон, и продвинутая система освещения салона. Внутри все было отделано светлым велюром, кремовой кожей и вставками из дерева. Пол и нижние элементы дверей обшили гранитовым ковролином.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

Радио получило цифровую настройку частот. Был в модели и проигрыватель компакт-дисков. Динамиков, по имеющимся в архивах данным, насчитывалось по меньшей мере десять. Автомобиль оснастили диагностическим компьютером, который голосом (!) информировал о технических неполадках. Создатели гордились современной передней панелью с большим количеством кнопок и переключателей. Серийное производство такого ЗиЛа так и не началось.

Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост
Как в СССР видели автомобильные салоны будущего. Топ футуристичных интерьеров Старые машины, Советский автопром, Авто, Иномарки, АвтоВАЗ, Азлк, Зил, Эксперимент, Длиннопост

После развала СССР местные автопроизводители перестали смело экспериментировать с моделями и сконцентрировались на конкуренции с хлынувшей на рынок «бэушкой» из Европы. Сегодня в России только компания «АвтоВАЗ» активно работает над прототипами, многие из которых в том или ином виде доходят до серийного производства.

Найдены дубликаты

+5
Невероятно! Спасибо за информацию, очень интересно и неожиданно.
+8
Всё почему то думают, что если бы советский союз не развалился, то он бы остался на уровне 80х.
раскрыть ветку 3
+2

Собственно, с 80х Союз и начал разваливаться. Если бы Брежнев не засиделся и ушёл в начале - середины семидесятых, то точно не развалился бы и на уровне 80х не остался бы. Но история не терпит сослагательного наклонения

раскрыть ветку 2
0
Хорошо видимо иметь логику ребенка: "почему страна развалилась?" - "кто то засиделся".. рукалицо
раскрыть ветку 1
+2

Спасибо ребята вам за то что вам нравиться читать мои посты на тему старых авто.


Буду стараться для вас пилить еще интереснее посты .


Кстати мне 9 лет,Егор)

раскрыть ветку 1
0

В жизни бы не подумал, что тебе девять лет. Молоток👍

+2
Зил выглядит шикарней этого нынешнего мегапроекта.
+3

Это твоя статья или всё-таки укажешь источник?

раскрыть ветку 4
+1

Насколько я помню, это с Onliner.by

-1

если бы я отметил моё.то сам был писал . Но у вы статья не моя))

раскрыть ветку 2
+2

тогда указывай источник.

раскрыть ветку 1
+1

А так видели интерьеры вазовцы, но это уже после СССР.

1. Лада Рапан.

2. Лада peter turbo.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+2
Какой-то кич. Так выглядели интерьеры космических кораблей в советских фантастических фильмах.
раскрыть ветку 1
+2

Так выглядели все концепты в эпоху биодизайна.

0

почему ж в авто 80 годов не было элкростеклоподьемников и коробок автомат если все это было изобретено.

0
Дык ведь это рекламный аккаунт Автоваза)
0
Купил бы минивен Арбат
0

Как видели, как видели... Без голых женщин, короче.

-1

Я, конечно, извиняюсь, но интерьер "Москвича" попросту убог. Для сравнения:

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 6
+4

ну хз, из давуз этих фоток мне больше дизайн москвича нравится, а вот убери значки мерса и москвича с руля, и спроси незнающих где москвич, а где мерс, уверен большинство перепутают

+2

Вот дизайн интерьера Форд Кортины 75-го на картинке ниже тоже ничего особенного из себя не представлял. Пыжо 504 тех лет, сравнимый с москвичом, тоже. Советские дизайнеры были крайне ограничены в выборе компонентов и технологий, при этом у них получилось сделать вполне себе обычный симпатичный европейский седанчик тех лет.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
0

Так я и не говорю, что за рубежом сплошь шедевры делают. У форда, кстати, если убрать серо-синий поддон за ручкой кпп, вполне нормальный салон выходит - без выпирающей крышки бардачка, угловатой и не помещающихся по размеру центральной панели и хрен знает какого руля.

раскрыть ветку 1
+3
Запорожец с майбахом сравни. Вот где пропасть.
раскрыть ветку 1
-3

Ну да, класс у Запорожца и Майбаха, конечно, один и тот же. И заметьте, мы с Вами сейчас не характеристики сравниваем, а обсуждаем подход к дизайну интерьера, вещи сугубо эстетической.

-2
Двойственные ощущения от прочтения. С одной стороны это убогий плановый совок с лютым дизайном, с другой стороны понимаешь, что вполне могли бы и запилить шедевр, но экономия и мудрые старперы-руководители наверняка ставили палки в колеса.
Тот же ЗиЛ вполне на уровне иномарки бизнес-класса тех же годов, но где он сейчас?
А вообще почитаешь мемуары конструкторов и пилотов разномастных вёдер тех (и более ранних) лет, так вообще жуть берет, нельзя ж так, блин, ну нельзя.
раскрыть ветку 1
+1
Много читал про Москвич. Они делали реально интересные и хорошие машины. Печально то, что к моменту когда они готовы были начать из производство, они морально устаревали на несколько лет.
-2
Это же прирора)
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+3
Десятка
-7

Для партии совок делал охуенные самолеты и танки, для людей - унылое говнище. Нынче те же яйца впрочем

раскрыть ветку 8
+6

сейчас автопром во многих развитых странах выпускает изделия сомнительного качества, но ругать принято почему-то только наш. Хотя он то как раз шел очень неплохими темпами в 80-е, учитывая 100% локализацию. Внедрили бы тогда автомат, сейчас бы наверное и его обсирали бы.

раскрыть ветку 7
+4
Вы ник господина прочтите , этого достаточно .
ещё комментарии
-8

У тебя машина есть?

раскрыть ветку 4
ещё комментарии
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: